Проект "Хвойные деревья"
проект по окружающему миру
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hvoynye_derevya.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию воспитателя Васильевой И.Ю. «Интеграция различных видов деятельности в процессе ознакомления с ближайшим окружающим растительным миром», реализуется через долгосрочный проект «Хвойные деревья».
Целевой раздел
Пояснительная записка
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры при ознакомлении с хвойными деревьями через различные виды деятельности.
Задачи: Познакомить с внешним видом, особенностями строения хвойных деревьев способами размножения, местами произрастания.
Развивать познавательный интерес, умение делать умозаключение на основе сравнительного анализа, развивать творческие способности и творческую активность через продуктивные виды деятельности.
Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту и неповторимость.
Планируемые результаты
Освоение детьми элементарных экологических знаний о хвойных деревьях.
Сформированный познавательный интерес к миру природы.
Освоение первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Воспитать любовь к природе.
Содержательный раздел
План реализации работа с детьми
месяц | виды деятельности | цель |
сентябрь | познание «Путешествие в дендрарий» | Продолжать знакомить детей с видами деревьев произрастающих на экологической тропе детского сада. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать любовь к природе. |
наблюдение «Какие разные деревья»
| Обратить внимание детей на деревья и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство и отличия. | |
познание «Что нужно деревьям» | Углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. Солнце (дереву нужен свет и тепло.) Вода (без воды деревья погибнут ей они питаются). Почва (всё, что нужно для роста находится в почве). Ветер разносит семена, за счёт чего прорастают новые деревья. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | |
труд « Сбор разноцветных листьев, сгребание сухих листьев в определенное место» | Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения. Развивать трудолюбие. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. | |
дидактическая игра «Найди дерево по описанию» | Закреплять знания о хвойных деревьях. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | |
октябрь | познание «Знакомство с лиственницей» | Познакомить с лиственницей, с её отличительными особенностями, местами произрастания, выяснить, что лиственница единственное хвойное дерево, которое скидывает свои пожелтевшие осенью хвоинки. |
беседа «Лиственница» | Формировать знания о лиственнице. Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение. | |
Наблюдение за лиственницей | Выяснить чем похожи и чем отличаются лиственница и ель. Ветви длинные и короткие почки с чешуйками шишки круглые | |
наблюдение «Сравним кору хвойных и лиственных деревьев» | Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору хвойных и лиственных деревьев и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре. | |
труд «Обрезка сухих и сломанных веток». | Учить выполнять поручения. Развивать трудолюбие. Воспитывать положительное отношение к труду. | |
дидактическая игра «Определи дерево по ветке» | Закрепить знания о хвойных деревьях. Развивать внимание, познавательный интерес. Воспитывать любознательность. | |
ноябрь | Чтение стихотворения Ю. Насимович «Лиственница» | Формировать интерес к хвойным деревьям. Развивать кругозор детей. Воспитывать любовь к художественной литературе. |
наблюдение «Как лиственница готовится к зиме». | Рассказать детям, что лиственница, сбрасывает хвою, готовится к холодам. Хвоя укрывают землю и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшей хвоей глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей хвоей больше влаги, что очень хорошо для дерева. | |
рисование « Лиственница осенью» | Учить, рисовать дерево, соблюдая отличительные особенности. Развивать интерес к художественному творчеству. Воспитывать бережное отношение к лиственнице. | |
беседа « Из семейства сосен елок, а зимует без иголок» | Формировать знания о лиственнице, о её отличительных особенностях. Развивать познавательный интерес. Воспитывать познавательный интерес. | |
дидактическая игра «Найди дерево по семенам» | Учить различать и называть семена деревьев. Развивать внимание, мышление, сообразительность. | |
декабрь | Познание «Как узнать ель» | Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к ели. |
труд «Утепление корней деревьев и кустов снегом» | Формировать умение договариваться о распределении коллективной работы. Развивать желание трудиться. Воспитывать самостоятельность. | |
наблюдение «Ёлочка, елочка зеленая иголочка» | Рассмотреть ель, отметить особенности ее строения. Обратить внимание, что книзу ветки становятся больше. Развивать познавательный интерес. | |
Чтение художественной литературы С. Михалков «Ёлочка» | Учить, внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к ели | |
лепка «Лесные друзья елочки» | Продолжать учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; развивать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Воспитывать самостоятельность | |
январь | познание «Знакомство с кедром» | Познакомить с кедром, с его отличительными особенностями, местами произрастания, разобрать кедровую шишку, выяснить, кто питается кедровыми орехами в лесу (тайге). Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. |
дидактическая игра «Деревья, плоды, ягоды» | Формировать знания о деревьях и их плодах. Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать любознательность. | |
Наблюдение за кедром | Рассмотреть его хвою, рассказать о полезных свойствах этого растения. Сказать, что кедр специально посадили для озеленения территории. | |
беседа « Польза кедровых орех»
| Рассказать о пользе орех для здоровья человека. Объяснить, что в них содержится много витаминов и полезных веществ. | |
беседа « Чем кедр отличается от других деревьев» | Учить отличать хвойные деревья от лиственных, называть их характерные отличительные особенности. Развивать внимание. Воспитывать любовь к природе. | |
февраль | наблюдение « Кедр и метель» | Показать зависимость состояния кедра от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку, таким образом, утепляют стволы деревьев. После метели деревья стоят все белые, занесённые снегом. Снег утепляет корни деревьев, они не замёрзнут, а весной снег растает и напоит дерево водой, и дерево оживёт, проснётся от зимней спячки. |
рисование «Веточка кедра» | Учить аккуратно рисовать хвоинки мазками в одном направлении. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность , самостоятельность. | |
дидактическая игра «Узнай дерево по коре» | Формировать умение различать и называть деревья по внешнему виду коры. Развивать внимание, мышление. | |
лепка «Шишки для белочки» | Учит передавать особенности предмета в лепке. Развивать приемы лепки. Воспитывать аккуратность , самостоятельность. | |
март | труд «Очистка стволов деревьев от омертвевшей коры» | Учить, положительно относиться к труду. Развивать желание доводить дело до конца, сделать его хорошо. Воспитывать трудолюбие. |
познание «Знакомство с сосной» | Формировать знания о сосне. Учить отличать ее от других хвойных деревьев. Развивать познавательный интерес, любознательность. Воспитывать желание бережно относиться к хвойным деревьям. | |
дидактическая игра «Опиши дерево» | Закреплять знания о хвойных деревьях. Развивать речь, познавательный интерес. | |
беседа «Чем отличается сосна от кедра» | Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета. | |
дидактическая игра «Назови, какие ты знаешь деревья» | Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | |
апрель | труд «Сбор и обрезка сухих веток на участке» | Учить трудится дружно, помогать друг другу. Развивать трудолюбие. Воспитывать самостоятельность. |
рисование «Хвойный лес» | Учить рисовать силуэт деревьев. Развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать творческие способности. | |
наблюдение за сосной | Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. | |
экологическая акция «Очистим дендрарий от листвы» | Учить, положительно относиться к труду. Развивать трудолюбие, оказывать друг другу помощь. Воспитывать желание делать добрые дела. | |
май | Чтение стихотворения И. Токмакова «Сосны» | Учить, внимательно слушать, отвечать на вопросы. Развивать умение делать выводы. Развивать интерес к книгам. |
дидактическая игра «Назови хвойные деревья» | Закрепить знания о хвойных деревьях. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | |
познание «Как сохранить хвойный лес» | Учить бережно относится к хвойным деревьям. Развивать мышление, речь. Воспитывать правильное поведение в природе. | |
развлечение «Путешествие в хвойный лес» | Закрепить знания о хвойных деревьях. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к природе. |
Партнерство с родителями, социальными объектами
Месяц | Содержание работы |
Октябрь | Консультация « Хвойные деревья Сибири». |
Ноябрь | Круглый стол «Ребенок и природа». |
Декабрь | Папка-передвижка «Хвойные деревья вред или польза». |
Март | Оформление альбома «Хвойные деревья». |
Апрель | Экологическая акция « Очистим дендрарий от листвы ». |
Май | Итоговое мероприятие «Путешествие в хвойный лес». |
Организационный раздел
Перечень основных видов организованной деятельности, методическое обеспечение
Образовательная область | Форма работа с детьми | Методы | Методическое обеспечение |
Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | НОД Беседа Трудовая деятельность Наблюдение Игры - дидактические Продуктивная деятельность НОД Дидактические игры Рассматривание Чтение Обыгрывание незавершённого рисунка Коллективная работа Обучение Беседа Обсуждение | Напоминание Объяснение Обследование Рассматривание Показ Проблемно-поисковые ситуации Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Использование музыки: -на занятии Индивидуальная работа | Система экологического воспитания в ДОУ О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008.Экологические проекты в детском саду. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко.- Волгоград: Учитель, 2011. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева-М: Просвещение , 2006. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.; Мозаика- Синтез, 2009 |
Речевое развитие | Чтение, рассматривание иллюстраций беседы Дидактические игры Работа по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание) Рассказывание по иллюстрациям | Беседа Рассказ Чтение Дидактические игры Развлечение Игры-драматизации Наблюдение Рассматривание Проблемные ситуации Обсуждение Индивидуальная работа | Книга для чтения . Хрестоматия. |
Социально-коммуникативное развитие | Наблюдения Чтение художественной литературы Беседы Дидактические игры Поручения Совместный труд Тематические праздники и развлечения Продуктивная деятельность | Индивидуальная работа Обучение Показ Напоминание Личный пример Похвала Наблюдение Рассматривание иллюстраций Трудовая деятельность | Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание от 2 до 5 лет: конспекты занятий. – М.; Айрис-пресс,2011 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Образовательная область | Название центра, его насыщение |
Познавательное развитие | «Хочу все знать» - настольно-печатные игры разной тематики, кубики с разрезными картинками, пазлы, дидактические игры экологического содержания. Экологическая тропа. «Экологический уголок»- картотека дидактических игр папки по временам года, календарь природы. Природный материал ( шишки, веточки, хвоинки, листочки). |
Художественно-эстетическое развитие | Уголок по ИЗО – деятельности: цветные карандаши, фломастеры, кисти, краски, подставки для кисточек, бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон, пластилин, доски для лепки. Музыкальный уголок - магнитофон, фотоаппарат, диски. |
Речевое развитие | Книжный уголок «Книжкин дом»- книги подобранные по возрасту детей в соответствии с тематикой проекта. Дидактические игры: «Опиши дерево», «Назови, какие ты знаешь деревья», «Чьи детки?», «Деревья, плоды, ягоды», «Узнай дерево по коре», «Найди дерево по семенам». Иллюстрации, сюжетные картинки хвойных деревьев. |
Социально-коммуникативное развитие | Оборудование для трудовой деятельности: грабли, лопаты, метелки, носилки. Дидактические и настольно- печатные игры: «Определи дерево по ветке», «Сложи картинку», «Найди дерево по описанию» «Чей листок?». |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий группы.
Месяц | Мероприятие |
в течении года | Оформление информационного стенда «Природа и дети» |
ноябрь | Выставка детского творчества «Деревья осенью» |
март | Выставка детского творчества « Деревья весной» |
январь | Выставка детского творчества « Деревья зимой» |
апрель | Экологическая акция « Очистим дендрарий от листвы ». |
май | Развлечение «Путешествие в хвойный лес» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»
Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...
Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"
1 ноября в средней группе было проведено открытое комплексное занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Занятие "Дерево-дерево не тонет".
Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....
«Дерево, дерево – мой дружок хороший»
Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление детей с окружающим с применением элемента аппликации) Абушахманова Гу...
конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
Программное содержание:Закрепить знаний о деревьях, познакомить с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать умение узнавать их по характерным признакам и назыв...