Проект "Хвойные деревья"
проект по окружающему миру

Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hvoynye_derevya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию воспитателя Васильевой И.Ю. «Интеграция различных видов деятельности в процессе ознакомления с ближайшим окружающим растительным миром», реализуется через долгосрочный проект «Хвойные деревья».

Целевой раздел

Пояснительная записка

Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.  Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры при ознакомлении с хвойными деревьями через различные виды деятельности.

Задачи: Познакомить с внешним видом, особенностями строения хвойных деревьев способами размножения, местами произрастания.

Развивать познавательный интерес, умение делать умозаключение на основе сравнительного анализа, развивать творческие способности и творческую активность через продуктивные виды деятельности.

Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту и неповторимость.

Планируемые результаты

 Освоение детьми элементарных экологических знаний о хвойных деревьях.

Сформированный познавательный интерес к миру природы.

Освоение первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитать любовь к природе.

Содержательный раздел

План реализации работа с детьми

месяц

виды деятельности

цель

сентябрь

познание «Путешествие в дендрарий»

Продолжать знакомить детей  с видами деревьев произрастающих на экологической тропе детского сада. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать любовь к природе.  

наблюдение  «Какие разные деревья»

 

Обратить внимание детей на деревья и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство и отличия.

познание «Что нужно деревьям»

Углубить представления о том, без чего деревья не могут жить.  Солнце (дереву нужен свет и тепло.) Вода (без воды деревья погибнут ей они питаются). Почва (всё, что нужно для роста находится в почве).  Ветер разносит семена, за счёт чего прорастают новые деревья. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к деревьям. 

труд « Сбор разноцветных листьев, сгребание сухих листьев в определенное место»

Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения. Развивать трудолюбие. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

дидактическая игра «Найди дерево по описанию»

Закреплять знания о хвойных деревьях. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

октябрь

познание «Знакомство с лиственницей»

Познакомить с лиственницей, с её отличительными особенностями, местами произрастания, выяснить, что лиственница единственное хвойное дерево, которое скидывает свои пожелтевшие осенью хвоинки.

беседа «Лиственница»

 Формировать знания о лиственнице. Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый.  Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение.

Наблюдение за лиственницей

Выяснить чем похожи и чем отличаются лиственница и ель. Ветви длинные и короткие  почки с чешуйками шишки круглые

 наблюдение  «Сравним кору хвойных и лиственных деревьев»

Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору хвойных и лиственных деревьев и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре.

труд «Обрезка сухих и сломанных веток».

Учить выполнять поручения. Развивать  трудолюбие. Воспитывать положительное отношение к труду.

дидактическая игра «Определи дерево по ветке»

Закрепить знания о хвойных деревьях. Развивать внимание, познавательный интерес.

Воспитывать любознательность.

ноябрь

Чтение стихотворения

Ю. Насимович «Лиственница»

Формировать интерес к хвойным деревьям. Развивать кругозор детей. Воспитывать любовь к художественной литературе.

 наблюдение «Как лиственница готовится к зиме».

Рассказать детям, что лиственница, сбрасывает хвою, готовится к холодам. Хвоя укрывают землю  и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшей хвоей глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей хвоей больше влаги, что очень хорошо для дерева.

рисование « Лиственница осенью»

Учить, рисовать дерево, соблюдая отличительные особенности. Развивать интерес к художественному творчеству. Воспитывать бережное отношение к  лиственнице.

беседа « Из семейства сосен елок, а зимует без иголок»

Формировать знания о лиственнице, о её отличительных особенностях. Развивать познавательный интерес. Воспитывать познавательный интерес.

дидактическая игра «Найди дерево по семенам»

Учить различать и называть семена деревьев. Развивать внимание, мышление, сообразительность.

декабрь

Познание

 «Как узнать ель»

Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к ели.

труд «Утепление корней деревьев  и кустов снегом»

Формировать умение договариваться о распределении коллективной работы. Развивать желание трудиться. Воспитывать самостоятельность.

 наблюдение «Ёлочка, елочка зеленая иголочка»

Рассмотреть ель, отметить особенности ее строения. Обратить внимание, что книзу ветки становятся больше. Развивать познавательный интерес.

Чтение художественной литературы  С. Михалков «Ёлочка»

Учить, внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к ели

лепка «Лесные друзья елочки»  

Продолжать учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; развивать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Воспитывать самостоятельность

январь

познание «Знакомство с кедром»

Познакомить с кедром, с его отличительными особенностями, местами произрастания, разобрать кедровую шишку, выяснить, кто питается кедровыми орехами в лесу (тайге). Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

дидактическая игра «Деревья, плоды, ягоды»

Формировать знания о деревьях и их плодах.                                Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать любознательность.

 Наблюдение за кедром

 Рассмотреть его хвою, рассказать о полезных свойствах этого растения. Сказать, что кедр специально посадили для озеленения территории.

беседа « Польза кедровых орех»

 

Рассказать о пользе орех для здоровья человека. Объяснить, что в них содержится много витаминов и полезных веществ.

беседа « Чем кедр отличается от других деревьев»

Учить отличать хвойные деревья от лиственных, называть их характерные отличительные особенности. Развивать внимание. Воспитывать любовь к природе.

февраль

наблюдение « Кедр и метель»

Показать зависимость состояния кедра от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку, таким образом, утепляют стволы деревьев. После метели деревья стоят все белые, занесённые снегом. Снег утепляет корни деревьев, они не замёрзнут, а весной снег растает и напоит дерево водой,  и дерево оживёт, проснётся от зимней спячки.

рисование «Веточка кедра»

Учить аккуратно рисовать хвоинки мазками в одном направлении. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность , самостоятельность.

дидактическая игра «Узнай дерево по коре»

Формировать умение различать и называть деревья по внешнему виду коры. Развивать внимание, мышление.

лепка «Шишки для белочки»

Учит передавать особенности предмета в лепке.  Развивать приемы лепки. Воспитывать аккуратность , самостоятельность.

март

труд «Очистка стволов деревьев от омертвевшей коры»

Учить, положительно относиться к труду. Развивать желание доводить дело до конца, сделать его хорошо. Воспитывать трудолюбие.

познание «Знакомство с сосной»

Формировать знания о сосне. Учить отличать ее от других хвойных деревьев. Развивать познавательный интерес, любознательность. Воспитывать желание бережно относиться к хвойным деревьям.

дидактическая игра «Опиши дерево»

Закреплять знания о хвойных деревьях. Развивать речь, познавательный интерес.

беседа «Чем отличается сосна от кедра»

Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета.

дидактическая игра

 «Назови, какие ты знаешь деревья»

Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

апрель

труд «Сбор и обрезка сухих  веток на участке»

Учить трудится дружно, помогать друг другу. Развивать трудолюбие. Воспитывать самостоятельность.

рисование «Хвойный лес»

Учить рисовать силуэт деревьев. Развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать творческие способности.

 наблюдение за сосной

 Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены.

экологическая акция «Очистим дендрарий от листвы»

Учить, положительно относиться к труду. Развивать трудолюбие, оказывать друг другу помощь. Воспитывать желание делать добрые дела.

май

Чтение стихотворения И. Токмакова «Сосны»

Учить, внимательно слушать, отвечать на вопросы. Развивать умение делать выводы. Развивать интерес к книгам.  

дидактическая игра «Назови хвойные деревья»

Закрепить знания о хвойных деревьях. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

познание «Как сохранить хвойный лес»

Учить бережно относится к хвойным деревьям. Развивать мышление, речь. Воспитывать правильное поведение в природе.

развлечение «Путешествие в хвойный лес»

Закрепить знания о хвойных деревьях. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к природе.

Партнерство с родителями, социальными объектами

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Консультация « Хвойные деревья Сибири».

Ноябрь

Круглый стол «Ребенок и природа».

Декабрь

Папка-передвижка «Хвойные деревья вред или польза».

Март

Оформление альбома  «Хвойные деревья».

Апрель

Экологическая акция « Очистим дендрарий от листвы ».

Май

Итоговое мероприятие  «Путешествие в хвойный лес».

Организационный раздел

Перечень основных видов организованной деятельности, методическое обеспечение

Образовательная область

Форма работа с детьми

Методы

Методическое обеспечение

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Беседа

Трудовая деятельность

Наблюдение

Игры  - дидактические

Продуктивная деятельность

НОД

Дидактические игры

Рассматривание

Чтение

Обыгрывание незавершённого рисунка

Коллективная работа

Обучение

Беседа

Обсуждение

Напоминание

Объяснение

Обследование

Рассматривание

Показ

Проблемно-поисковые ситуации

Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

Использование музыки:

-на занятии

Индивидуальная работа  

         Система экологического воспитания в ДОУ О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008.Экологические проекты в детском саду. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко.- Волгоград: Учитель, 2011. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева-М: Просвещение , 2006.    

Комарова Т. С.

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.; Мозаика- Синтез, 2009

Речевое развитие

Чтение,  рассматривание иллюстраций

беседы

Дидактические игры

Работа по

-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя

-обучению пересказу по картине

-обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание)

Рассказывание по иллюстрациям

Беседа

Рассказ

Чтение

Дидактические игры

Развлечение

Игры-драматизации

Наблюдение

Рассматривание

Проблемные ситуации

Обсуждение

Индивидуальная работа

Книга для чтения .

Хрестоматия.

Социально-коммуникативное развитие

Наблюдения

Чтение художественной литературы

Беседы

Дидактические игры

Поручения

Совместный труд

Тематические праздники и развлечения

Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа

Обучение

Показ

Напоминание

Личный пример

Похвала

Наблюдение

Рассматривание иллюстраций

Трудовая деятельность  

Микляева Н.В.

Социально-нравственное воспитание от 2 до 5 лет: конспекты занятий. – М.; Айрис-пресс,2011

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Образовательная область

Название центра, его насыщение

Познавательное развитие

«Хочу все знать» - настольно-печатные игры разной тематики, кубики с разрезными картинками, пазлы, дидактические игры экологического содержания. Экологическая тропа.

 «Экологический уголок»- картотека дидактических игр папки по временам года, календарь природы.

Природный материал ( шишки, веточки, хвоинки, листочки).

Художественно-эстетическое развитие

Уголок по ИЗО – деятельности: цветные карандаши, фломастеры, кисти, краски, подставки для кисточек, бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон,  пластилин, доски для лепки.

Музыкальный уголок - магнитофон, фотоаппарат, диски.

Речевое развитие

Книжный уголок «Книжкин дом»- книги подобранные по возрасту детей в соответствии с тематикой проекта. Дидактические игры: «Опиши дерево», «Назови, какие ты знаешь деревья», «Чьи детки?», «Деревья, плоды, ягоды», «Узнай дерево по коре», «Найди дерево по семенам». Иллюстрации, сюжетные картинки хвойных деревьев.

Социально-коммуникативное развитие

 Оборудование для трудовой деятельности: грабли, лопаты, метелки, носилки. Дидактические и настольно- печатные игры: «Определи дерево по ветке», «Сложи картинку», «Найди дерево по описанию»

«Чей листок?».

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий группы.

Месяц

Мероприятие

в течении года

Оформление информационного стенда «Природа и дети»

ноябрь

Выставка детского творчества «Деревья осенью»

март

Выставка детского творчества « Деревья весной»

январь

Выставка детского творчества « Деревья зимой»

апрель

Экологическая акция « Очистим дендрарий от листвы ».

май

Развлечение «Путешествие в хвойный лес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...