Конспект ИНОД "Чем занимались зимой на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жукова Татьяна Петровна

Данный материал может быть полезен воспитателям, поскольку способствует расширению представлений детей о народных традициях на Руси, способствует воспитанию патриотических чувств, развитию музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master-klassa_chem_na_rusi_zimoy_zanimalis.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г. Москвы

«Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 879».

Конспект интегрированной образовательной деятельности: «Зима на Руси» (как готовились к зиме, да чем занимались зимой на Руси).

Подготовил:

воспитатель ГБОУ № 879  ДО № 1 Жукова Татьяна Петровна.

Москва 2015.

Цель:

  1. расширять кругозор и способствовать развитию познавательной деятельности детей;
  2. формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию России; с бытом и обычаями русского народа;
  3. активизировать и обогащать словарь, используя русские пословицы, способствовать развитию связной речи;
  4. развивать творческую активность и способствовать самореализации детей;
  5. учить изготовлять куклу - оберег из бумаги, сложенной «гармошкой»; продолжать учить аккуратно пользоваться клеем.

Материалы:

  1. оформление в группе мини-музея «Русская изба»; подбор новых экспонатов;
  2. клеящие карандаши, клеёнки, тканевые салфетки;
  3. заготовки для изготовления обережных  кукол – ангелочков: листы офисной бумаги белого, голубого и розового цвета; ватные диски; небольшие кусочки золотистой тесьмы; тканевые бантики; бумажные заготовки для «крылышек».

Предварительная работа: совместная деятельность с детьми в мини – музее; организация сюжетно-ролевой игры: «Экскурсия».

Ребята, сегодня мы вновь отправимся в наш музей, да узнаем, как на Руси к зиме готовились, да чем занимались в холодные зимние вечера.

На Руси говорили: «Готовь сани летом, а телегу – зимой». Как Вы думаете, почему так говорили в народе? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Это значит, что к любому важному делу нужно готовиться заранее.

Сани были основным транспортным средством на Руси. Зимой, когда снег ложился плотным слоем, на санях было удобно перемещаться по бездорожью. Понятно, что такое важное транспортное средство, как сани, к наступлению зимы должно быть в полной готовности. Хороший хозяин готовил сани заблаговременно.

(Показать новый экспонат – дровни).

В нашем музее появился новый экспонат – вот такие сани, называются они «дровни».

- Интересное название, не правда ли? А почему они так называются? Для чего предназначены дровни?

Помните, в песне «В лесу родилась ёлочка» поётся: «…везёт лошадка дровенки, а в  дровнях – старичок…» или как у А. С. Пушкина:

«Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.

 Его лошадка, снег, почуя, плетётся рысью, как-нибудь…».

Давайте вспомним художественные произведения, стихи, сказки, в которых говорится об использовании саней, дровней. «Волк и лиса», «Морозко», «По щучьему велению».

И так, дровни готовы, дрова тоже. На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз трещит, да снежные бураны крутит, а в избе тепло и радостно.

- Что в русской избе главное? Печь. В старину печь называли – «печь - матушка, семьи кормилица».

- Почему её так называли? Что делала печка?  (печь согревала, кормила и поила, малых детушек отмывала, избу освещала).

- Чем печка освещала избу?

- Чем топили печку?

- Какое дерево использовали для топки печи и почему?

- Назовите русские народные сказки, в которых упоминается печь? «Гуси-лебеди», «Жихарка», «По щучьему велению», «Волк и козлята».

Ребята, давайте печке-матушке споём песню. Дети исполняют песню «Печь».

- Как вы думаете, кто жил за печкой?

В старину люди считали, что за печкой живёт дух дома – Домовой. Назовите, пожалуйста,  сказку, в которой говорится о маленьком домовёнке? Если в доме царили дружба, любовь и взаимопонимание, то Домовому нравилось в доме, и он служил верой и правдой хозяевам. А уж если ссорились, то ночью Домовой проказничал: то дверью заскрипит, то ногами топает. Вот и жили люди в мире, да согласии, самим хорошо было, да и Домового тем самым не обижали. А коль в новый дом переезжали, то и Домового с собой забирали.

Давайте все вместе позовём Домовёнка

Домовёнок, он не злой,

Он – проказник озорной.

Любит с нами поиграть,

Пошалить и поскакать.

Не боимся мы тебя,

Ты – хранитель очага,

Выходи-ка к нам сюда!

Появляется Домовой (игрушка – оберег), здоровается с детьми, говорит, что решил выйти из-за печки, чтобы на людей посмотреть, да себя показать.

Домовой: « Теперь буду с вами жить, верой и правдой служить и в благородных делах помогать».

Много работы было у крестьянина: и с хозяйством управиться, и скотину накормить и малых детушек воспитать, да ноги поставить. Но ему обереги во всех делах помогали, дом от бед и невзгод охраняли.

- Какие куклы-обереги вы знаете?  Назовите их.

- Где в русской избе находились куклы - обереги? В красном углу избы.

- Кто изготовлял таких кукол? Женщины, девочки, невесты.

- Из чего изготовляли обереги? Из ткани, из соломы, из ниток.

- Почему их изготовляли из таких материалов? Эти материалы были самыми доступными.

- Почему куклам-оберегам не рисовали лицо?

Чтобы не привлечь зло и беды в дом.

Ребята, очень часто в отношениях друг с другом мы самых близких, родных и любимых людей называем ангелами, чтобы выразить им свою любовь. Например, бабушки вам говорят: «Ангелочек ты мой», и от этих слов веет бабушкиной лаской и теплотой.  Поэтому куколка – ангел – это добрый дух, защитник, помощник в добрых делах и начинаниях. В нашем музее будут теперь жить ангелочки (показать разных ангелов).

Ребятушки, приближается Новый год и Рождество. На Руси отмечали эти праздники, дарили подарки друг другу. Самый ценный подарок – это тот, что сделан своими руками. Ведь когда делаешь подарок, то вкладываешь в эту вещь частичку своей души. Мы сегодня сделаем ангелочков. Ими можно украсить дом, подарить родным и друзьям.  Рождественский ангел станет оберегом от бед и невзгод, принесёт радость в дом. Сейчас я научу Вас делать таких ангелочков. Используется показ и объяснение.

Тихо звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (Вальс цветов); музыка из музыкального альбома П. И. Чайковского «Времена года» (январь;  «Святки»). Дети садятся за столы.

По окончании работы, следует полюбоваться оберегами, порадоваться вместе с детьми. Следует сказать о том, что музей будет открыт и тема следующей экскурсии будет посвящена героине русских народных сказок – Бабе Яге, её жилищу – Избушке на курьих ножках и «обережным» украшениям русской избы.

Можно обратиться к гостям со словами:

«Мы желаем Вам счастья в доме умножать!

Нас не забывать,

Да музей наш посещать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси"

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси" и презентация....

Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Конспект НОД "Как раньше на Руси жили"

Конспект НОД "Как раньше на Руси жили"...

Авторский конспект образовательной деятельности "Праздники на Руси"

Цель занятия: Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о ценностях народной культуры....

Каким видом спорта можно заниматься зимой?

В статье рассказывается каким видом спорта можно  заниматься зимой...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию на тему «Зима на Руси»

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Рассказать о зимних забавах на Руси и пробуждать интерес к народным играм....