Занятие по окружающему миру "История Кремля"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тумакова Елена Вячеславовна

Методическая разработка занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreml.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

                       Тема: История Кремля.

Программное содержание:

Закрепить знания об истории возникновения столицы нашего государства. Познакомить с именем основателя г. Москвы и его продолжателями. Расширить знания детей об истории возникновения Кремля.

Воспитывать в детях чувство гордости за страну и любовь к родине; воспитывать интерес к истории страны.

Развивать устную речь, мышление, внимание, память.

Содержание организованной деятельности детей.

1.Орг. момент.

Собрались все дети в круг

Я-твой друг и ты- мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Пусть на ваших лицах будет сиять добрая, веселая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлем это настроение с воздушным поцелуем друг другу, гостям, новому дню и отправимся путешествовать, а куда, вы мне скажите сами.

(Читает наизусть подготовленный ребёнок)

2.    З.Александрова «Родина».

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Беседа:

- О чем говорится в стихотворении? ( о Родине)

- А как называется наша страна? (родина), ( Россия)

- Найдите на карте нашу страну.

- Назовите столицу, главный город нашей страны. (Москва).

-Найдите ее на своих картах.

-Откуда возникло такое название?

Рассказ воспитателя:

Много- много лет назад на этом месте не было ни города, ни даже маленькой деревушки. (Музыка, пение птиц). А дремучий лес. В таком лесу на берегу Москвы-реки, очень давно люди стали строить дома.

Над Москвой-рекой, на круче,

Где стоит наш кремль теперь

Был когда то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Много было в чаще бора

И медведей, и волков,

Много уток на озерах,

На болотах куликов,

Коршун вился над лугами

И лосиною тропой,

Зверь с могучими рогами

Выходил на водопой.

В: Вот среди такого дремучего леса стали появляться первые избы. А по приказу князя Юрия Владимировича Долгорукого стали возводить Кремль.

(Показ портрета Ю.В. Долгорукова)

Ребенок 3: Кремль – это значит крепость, в которой можно укрыться от врагов. Первый Кремль был деревянный, но он сгорел.

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда- то.

Город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Физпауза: Строим город и играем. Все движенья повторяем.

Мы копаем, мы копаем

Надо покидать – кидаем

Выбираем лес и рубим

А лениться мы не будем

А теперь раствор мешаем

Смело гвозди забиваем

Рубим, рубим, пилим, пилим

Город строим, все осилим.

В: Да, времена были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Во времена нападения врагов Кремль не раз сжигали и вот, через много лет другой русский князь Дмитрий Донской решил построить кремль из белого камня.   (Показать портрет)

Ребенок 4: С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот Кремль был прочнее деревянного. Он простоял 100 лет, но от времени и он стал рушиться.                    (Показ иллюстраций)

Река светилась пламенем-

Пожар здесь бушевал.

Но город белокаменный

Из пламени вставал.

В: Москва к тому времени уже стала большим городом и другой князь Иван III решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только сильной крепостью, но еще и самым красивым кремлем в России. И пригласил Иван III лучших мастеров из Италии и стали они строить  тот кремль, который мы с вами видим сейчас на Красной площади. (Показ иллюстраций)

Ребенок 5: Строили этот кремль более 10 лет. И стоит этот Кремль-красавец до сих пор. Но это, прежде всего сильная крепость.

Стоял велик и чуден

Московский древний град.

Он дорог русским людям,

Он славою богат.

В: -Внимательно посмотрите на картинку и скажите, а как можно догадаться что Кремль действительно крепость? (Стены, бойницы).

-Стены Кремля с 3-х этажный дом, а в некоторых местах и с 6-ти этажный. Посмотрите на схемы, здесь хорошо видны все башни Кремля, попробуйте их посчитать. (20)

-А для чего нужны башни? ( в башнях укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие)

-Все башни одинаковые? (есть башни круглой формы, а сеть прямоугольной)

- Сколько круглых? (3)

-Где они находятся? ( по углам)

- А почему по углам мастера поставили круглые башни? (Более прочные, обстрел вкруговую)

В: - В этих башнях были устроены колодцы, чтобы снабжать защитников водой во время осады. Одна из них и называется Водовзводная. (Показ слайда или иллюстрации.)

Очень большое значение имело расположение Кремля.

Какую геометрическую форму напоминает расположение всех башен? ( треугольник)

Физпауза : (дети идут по кругу). Много звезд на небе (руки вверх. Посмотреть наверх)

Много на земле (руки вниз) Светятся и сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать разжать кулаки, имитация блеска звезд).

В: - Что же такое Московский Кремль? Это одновременно и простой и сложный вопрос. С одной стороны это величественная крепость с красивыми сооружениями разных эпох. Но это не окаменелое прошлое. Мы уже с вами выяснили, что башни по форме, величине и предназначению различны. А вот Арсенальная как вы думаете для чего предназначалась? ( Склад оружия). Одна из башен называется Боровицкая (от слова бор, когда то неподалеку шумел красивый сосновый лес. Троицкая башня хранит тайну (в ней находится тайный колодец с питьевой водой). И, наконец башня, которую вы все знаете- Спасская башня. У каждой башни есть своя история.

( Показ слайдов или иллюстраций.)

Разговор башен:

Я, Тайницкая башня, у меня тайник был, да и не один, а два. Тайник-колодец и тайник-подземный ход к речному берегу. Меня мастера первой руки построили. Было это в 1485 г. ( Показ слайдов или иллюстраций.)

Царская башня: Я самая молодая- Царская башня. Мне еще и 3 сотен лет нет. Почему у меня такое название? На этом месте раньше находилась деревянная вышка. Сохранилось предание, будто с той вышки царь Иван Грозный наблюдал за тем что совершалось на Красной площади. ( Показ слайдов или иллюстраций.)

Троицкая башня: Я, Троицкая башня. Рост мой – 80 метров. Название свое получила от Троицкого монастыря, который располагался недалеко. ( Показ слайдов или иллюстраций.)

Кутафья башня: Мал да удал- это про меня Кутафью башню сказано. Я впереди всех стен стою. Я храбрее всех своих сестер. ( Показ слайдов или иллюстраций.)

В:- А что это за гул голосов? Кто это?

Боровицкая: Это мы, проездные Кремлевские башни, числом нас 5; Спасская, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская и я Боровицкая. Я сегодня располагаюсь где когда то шумел хвойный лес- бор. Из сосны была построена самая первая крепость над Москвой-рекой. ( Показ слайдов или иллюстраций.

Спасская: Почему меня назвали Спасской башней? В старину под моими воротами поместили икону Спасителя, Иисуса Христа, в надежде. Что она защитит город от набегов неприятеля. По иконе Спасителя-Спаса я и получила свое название. ( Показ слайдов или иллюстраций.)

Спит Москва, Руси столица,

Сон спокойный людям снится

И под звездным небосводом-

Кремль, построенный народом,

Словно сторож над страной

Он стоит в тиши ночной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Мы гуляем по Кремлю".

Цели: Познакомить детей с понятием Кремль, с историей Московского Кремля...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим: «Московский Кремль-сердце России» (старшая группа)

Программное содержание: познакомить детей с историей развития Московского Кремля, с достопримечательностями Кремля, в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и ...

Занятие по окружающему миру "Семь чудес Кремля"

Занятие по окружающему миру "Семь чудес Кремля"...

Занятие по теме « Московский Кремль» в старшей группе.

Создание условий для получения и развития знаний воспитанников   об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности....

Конспект занятия по рисованию "Московский Кремль"

Мы с детства запомнили эти слова,И нету прекрасней и прощеДля города имени — город Москва,Для площади — Красная площадь.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"28041161","attr...

Конспект занятия по рисованию «Московский кремль»

Цель: Расширять представления детей о Московском Кремле. Учить рисовать башни кремля. Развивать творческое мышление. - учить детей рисовать разными материалами (простой карандаш, восковые мелки, цветн...

Конспект занятия по аппликации "Московский Кремль" (средняя группа)

Цель: Учить детей выполнять аппликацию московский Кремль из квадратов и прямоугольников разного размера.Задачи:Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России.Закрепить представление о М...