Занятие по окружающему миру "История Кремля"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: История Кремля.
Программное содержание:
Закрепить знания об истории возникновения столицы нашего государства. Познакомить с именем основателя г. Москвы и его продолжателями. Расширить знания детей об истории возникновения Кремля.
Воспитывать в детях чувство гордости за страну и любовь к родине; воспитывать интерес к истории страны.
Развивать устную речь, мышление, внимание, память.
Содержание организованной деятельности детей.
1.Орг. момент.
Собрались все дети в круг
Я-твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Пусть на ваших лицах будет сиять добрая, веселая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлем это настроение с воздушным поцелуем друг другу, гостям, новому дню и отправимся путешествовать, а куда, вы мне скажите сами.
(Читает наизусть подготовленный ребёнок)
2. З.Александрова «Родина».
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Беседа:
- О чем говорится в стихотворении? ( о Родине)
- А как называется наша страна? (родина), ( Россия)
- Найдите на карте нашу страну.
- Назовите столицу, главный город нашей страны. (Москва).
-Найдите ее на своих картах.
-Откуда возникло такое название?
Рассказ воспитателя:
Много- много лет назад на этом месте не было ни города, ни даже маленькой деревушки. (Музыка, пение птиц). А дремучий лес. В таком лесу на берегу Москвы-реки, очень давно люди стали строить дома.
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш кремль теперь
Был когда то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Много было в чаще бора
И медведей, и волков,
Много уток на озерах,
На болотах куликов,
Коршун вился над лугами
И лосиною тропой,
Зверь с могучими рогами
Выходил на водопой.
В: Вот среди такого дремучего леса стали появляться первые избы. А по приказу князя Юрия Владимировича Долгорукого стали возводить Кремль.
(Показ портрета Ю.В. Долгорукова)
Ребенок 3: Кремль – это значит крепость, в которой можно укрыться от врагов. Первый Кремль был деревянный, но он сгорел.
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда- то.
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Физпауза: Строим город и играем. Все движенья повторяем.
Мы копаем, мы копаем
Надо покидать – кидаем
Выбираем лес и рубим
А лениться мы не будем
А теперь раствор мешаем
Смело гвозди забиваем
Рубим, рубим, пилим, пилим
Город строим, все осилим.
В: Да, времена были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Во времена нападения врагов Кремль не раз сжигали и вот, через много лет другой русский князь Дмитрий Донской решил построить кремль из белого камня. (Показать портрет)
Ребенок 4: С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот Кремль был прочнее деревянного. Он простоял 100 лет, но от времени и он стал рушиться. (Показ иллюстраций)
Река светилась пламенем-
Пожар здесь бушевал.
Но город белокаменный
Из пламени вставал.
В: Москва к тому времени уже стала большим городом и другой князь Иван III решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только сильной крепостью, но еще и самым красивым кремлем в России. И пригласил Иван III лучших мастеров из Италии и стали они строить тот кремль, который мы с вами видим сейчас на Красной площади. (Показ иллюстраций)
Ребенок 5: Строили этот кремль более 10 лет. И стоит этот Кремль-красавец до сих пор. Но это, прежде всего сильная крепость.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
В: -Внимательно посмотрите на картинку и скажите, а как можно догадаться что Кремль действительно крепость? (Стены, бойницы).
-Стены Кремля с 3-х этажный дом, а в некоторых местах и с 6-ти этажный. Посмотрите на схемы, здесь хорошо видны все башни Кремля, попробуйте их посчитать. (20)
-А для чего нужны башни? ( в башнях укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие)
-Все башни одинаковые? (есть башни круглой формы, а сеть прямоугольной)
- Сколько круглых? (3)
-Где они находятся? ( по углам)
- А почему по углам мастера поставили круглые башни? (Более прочные, обстрел вкруговую)
В: - В этих башнях были устроены колодцы, чтобы снабжать защитников водой во время осады. Одна из них и называется Водовзводная. (Показ слайда или иллюстрации.)
Очень большое значение имело расположение Кремля.
Какую геометрическую форму напоминает расположение всех башен? ( треугольник)
Физпауза : (дети идут по кругу). Много звезд на небе (руки вверх. Посмотреть наверх)
Много на земле (руки вниз) Светятся и сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать разжать кулаки, имитация блеска звезд).
В: - Что же такое Московский Кремль? Это одновременно и простой и сложный вопрос. С одной стороны это величественная крепость с красивыми сооружениями разных эпох. Но это не окаменелое прошлое. Мы уже с вами выяснили, что башни по форме, величине и предназначению различны. А вот Арсенальная как вы думаете для чего предназначалась? ( Склад оружия). Одна из башен называется Боровицкая (от слова бор, когда то неподалеку шумел красивый сосновый лес. Троицкая башня хранит тайну (в ней находится тайный колодец с питьевой водой). И, наконец башня, которую вы все знаете- Спасская башня. У каждой башни есть своя история.
( Показ слайдов или иллюстраций.)
Разговор башен:
Я, Тайницкая башня, у меня тайник был, да и не один, а два. Тайник-колодец и тайник-подземный ход к речному берегу. Меня мастера первой руки построили. Было это в 1485 г. ( Показ слайдов или иллюстраций.)
Царская башня: Я самая молодая- Царская башня. Мне еще и 3 сотен лет нет. Почему у меня такое название? На этом месте раньше находилась деревянная вышка. Сохранилось предание, будто с той вышки царь Иван Грозный наблюдал за тем что совершалось на Красной площади. ( Показ слайдов или иллюстраций.)
Троицкая башня: Я, Троицкая башня. Рост мой – 80 метров. Название свое получила от Троицкого монастыря, который располагался недалеко. ( Показ слайдов или иллюстраций.)
Кутафья башня: Мал да удал- это про меня Кутафью башню сказано. Я впереди всех стен стою. Я храбрее всех своих сестер. ( Показ слайдов или иллюстраций.)
В:- А что это за гул голосов? Кто это?
Боровицкая: Это мы, проездные Кремлевские башни, числом нас 5; Спасская, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская и я Боровицкая. Я сегодня располагаюсь где когда то шумел хвойный лес- бор. Из сосны была построена самая первая крепость над Москвой-рекой. ( Показ слайдов или иллюстраций.
Спасская: Почему меня назвали Спасской башней? В старину под моими воротами поместили икону Спасителя, Иисуса Христа, в надежде. Что она защитит город от набегов неприятеля. По иконе Спасителя-Спаса я и получила свое название. ( Показ слайдов или иллюстраций.)
Спит Москва, Руси столица,
Сон спокойный людям снится
И под звездным небосводом-
Кремль, построенный народом,
Словно сторож над страной
Он стоит в тиши ночной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия "Мы гуляем по Кремлю".
Цели: Познакомить детей с понятием Кремль, с историей Московского Кремля...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим: «Московский Кремль-сердце России» (старшая группа)
Программное содержание: познакомить детей с историей развития Московского Кремля, с достопримечательностями Кремля, в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и ...
Занятие по окружающему миру "Семь чудес Кремля"
Занятие по окружающему миру "Семь чудес Кремля"...
Занятие по теме « Московский Кремль» в старшей группе.
Создание условий для получения и развития знаний воспитанников об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности....
Конспект занятия по рисованию "Московский Кремль"
Мы с детства запомнили эти слова,И нету прекрасней и прощеДля города имени — город Москва,Для площади — Красная площадь.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"28041161","attr...
Конспект занятия по рисованию «Московский кремль»
Цель: Расширять представления детей о Московском Кремле. Учить рисовать башни кремля. Развивать творческое мышление. - учить детей рисовать разными материалами (простой карандаш, восковые мелки, цветн...
Конспект занятия по аппликации "Московский Кремль" (средняя группа)
Цель: Учить детей выполнять аппликацию московский Кремль из квадратов и прямоугольников разного размера.Задачи:Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России.Закрепить представление о М...