Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область Экология Тема «Вода - разрушитель» (исследование и эксперимент)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данное занятие реализуется в рамкам проектной деятельности по тему "Жидкость, правящая планетой" для подготовительной группы. С детьми закрепляются основные знания о воде, уточняются представления о воде, как разрушающей силе, расширяются представления о движении воздуха, о стихийный природных явлениях, связанных с водой. Дети самостоятельно "создают" море (экспериментируют), наблюдают за интереснейшими экспериментами, представлена призентация о воде-разрушителе. Играют в игру Звуки воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №21
«Семицветик» ООО «Озон»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область Экология
Тема «Вода - разрушитель»
(исследование и эксперимент)
Группа подготовительная
Подготовила: Любимова Наталья Владимировна
Воспитатель 2 категории
Рыжинская Ирина Викторовна
Воспитатель 2 категории
ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №21
Оренбург – 2014
Тема: «Вода - разрушитель » (исследование и эксперимент)
Цель: Формирование представлений об окружающем мире, о воде в ходе исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу при работе в паре.
- Воспитывать собранность и организованность.
- Воспитывать умение своевременно приходить на помощь другу при затруднении.
- Воспитывать бережное и позитивное отношение к окружающему миру, к воде, желание исследовать ее доступными способами;
- Воспитывать умение содержать в порядке рабочее место.
Развивающие:
- Развивать внимание, познавательный интерес, воображение.
- Развивать логическое мышление
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.
Образовательные:
- Закреплять знаний о воде;
- Уточнять представлений о воде, как разрушающей силе;
- Расширить представлений о движении воздуха; о стихийных природных явлениях, связанных с водой
Расширять и активизировать словарный запас: шторм, штиль, торнадо, наводнение, цунами, сели, оползень, гололед, гололедица, айсберг.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: организация исследования путем создание игровой ситуации (шарик за окном).
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: просмотр фильма, просмотр слайда, создание проблемной ситуации, создание моря, выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: привлечь детей к опытам с водой, организовать активную помощь с их стороны, надеть халаты, для создания рабочей обстановки, содержание в чистоте рабочего места
- Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.
- Приемы оценки и самооценки: выдвижение гипотез и их проверка путем эксперимента, проверка результатов друг друга, сверка результатов, поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: музыкальный зал с большим экраном, для просмотра фильма о воде, наличие компьютера для просмотра слайдов на тему «Вода - разрушитель» , создание рабочего места, для проведения опытов с водой.
Оборудование для эксперимента:
Вода, синий краситель, блестки, ракушки, подсолнечное масло, светлого цвета, трехлитровая стеклянная банка с крышкой, 2 пластмассовые бутылки с соединителей, песочная мельница, пластмассовая тара с водой, лед.
Виды детской деятельности в НОД:
Познавательно-исследовательская
Игровая.
Продуктивная.
Коммуникативная.
Трудовая.
Музыкально-художественная.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к исследовательской деятельности;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и логические задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
- Ребенок задает вопрос.
- Активно участвует в продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
- Сопереживает.
- Эмоционально реагирует.
- Соподчиняет мотивы.
- Проявляет волевое усилие.
- Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Наблюдение за экспериментом. Развитие речи. Просмотр фильма. Просмотр слайд. Проведение эксперимента. | Развивать интерес к исследовательской деятельности путем проведения эксперимента. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе. Фиксировать и делать выводы после эксперимента, узнавать новое разными путями. Правильно и логично докладывать известную информацию. Умение добывать информацию из просмотренного материала (фильм, слайд); Умение делать выводы. |
Социально-коммуникативное развитие | Разные способы овладения информацией. Умение делиться известной информацией. Проведение эксперимента. | Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им сами. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. Не толкать и не обгонять друг друга при построении и передвижении друг за другом. Правильно сидеть за столом, не наклонять низко голову, держать спину прямо. |
Художественно-эстетическое развитие | Просмотр фильма, слайдов. Рассматривание рисунков. Прослушивание музыки. Психогимнастика. | Формировать умения делать выводы, умозаключения по результату просмотра. Умение оценивать чужие работы (рисунки). Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых. Воспитывать эстетическое удовольствие от прослушивания музыки (звуки воды). |
Физическое развитие | Физминутка (подвижная игра) Психогимнастика. | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Выучить упражнения, направленные на развитие внимания. |
План НОД:
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. 2. Основная часть: Просмотр фильма и беседа после. Опыт «Море». Просмотр слайда и беседа после. Физминутка - Игра «Состояния воды» Опыт «Торнадо», «Айсберг» Обобщение полученных данных. 3.Заключительная часть: Психогимнастика «Звуки воды» Длительность НОД | 3 мин 24 мин 3 мин. 30 мин. |
Ход непосредственно образовательной деятельности
Части НОД | Содержание | Области |
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. | I. Воспитатель обращает внимание детей на шарик за окном. -Ребята, вы не знаете, что за воздушный шарик прилетел к нам? Открывает окно и достает шарик, на котором закреплен диск. -Странно, кто это нам прислал и что записано на диске? Вам интересно узнать, что здесь? Может кто-то попал в беду и таким образом отправил нам письмо с просьбой о помощи? Надо скорее узнать, что же там. А где мы можем посмотреть? Правильно, в музыкальном зале. Давайте пройдем в зал. | Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие |
2. Основная часть: Просмотр фильма и беседа после. Опыт «Море». Просмотр слайда и беседа после. Физминутка «Состояния воды» Опыт «Торнадо», «Айсберг» Обобщение полученных данных. | II. Основная часть: 1. Просмотр фильма и беседа после. Дети с воспитателем проходят в музыкальный зал, в котором приготовлено оборудование для опытов. Включается диск c фильмом про воду (30 сек.) - Хорошо, что ничего не случилось. Видимо кто-то узнал, что мы занимаемся исследованием воды и решил нам помочь в сборе информации. Давайте немного поговорим о содержании фильма. - Что Вы увидели? Правильно в фильме представлены различные водоемы. Давайте назовем их (море, океан, река, водопад, ручей и т.д.) -Ребята, а Вы обратили внимание на стены ? Какие красивые рисунки Вы нарисовали! Здесь можно тоже увидеть различные водоемы. (дети показывают и рассказывают о своих рисунках). Даже захотелось отправиться на море, правда? Вы наверно тоже соскучились! А давайте, мы попробуем сделать настоящее море? А поможет нам в этом исследовательская лаборатория. Кто скажет, для чего нужны лаборатории? Кто и что там делают? (ответы детей, где нужно поправить) Заведует нашей лабораторией сегодня Наталья Владимировна. А вы станете ее настоящими ассистентами. Как вы думаете, чего нам всем не хватает, что бы стать настоящими исследователями? (халаты). -Ребята, мне очень приятно, что вы станете сегодня моими помощниками. Вы хотели увидеть море прямо сейчас? Тогда приступим. 2. Опыт «Море» (дети активно помогают, подают необходимые ингредиенты): В баночку наливаем воду. А какого цвета море? Синего. Насыпаем чуть-чуть пищевого красителя. Добавляем в банку маленькие ракушки. Можно добавить немного блёсток... А вода в море какая? Соленая, добавим немного соли. И...добавляем подсолнечное масло. Теперь закрываем крышку, взбалтываем...и наблюдаем… -Посмотрите ребята, что у нас получилось настоящее море. Ребята, а как Вы думаете почему 2 жидкости (масло и вода) не смешиваются? Правильно, масло легче (менее плотное), чем вода. -Какое наше море, опишите его (спокойное, голубое). -Может кто-то сможет сказать, когда на море спокойная вода, как можно сказать об этом (на море штиль). -А чтобы услышать шум волны, что должно произойти (подуть ветер). - А если подул сильный ветер, что произойдет? (шторм) - Как вы думаете, может ли шторм, принести какой либо вред? (показать картинку или фото со штормом). Действительно, вода, не смотря на то, что мягкая, может принести беду. -Скажите, а какие еще вы знаете угрозы, связанные с водой? (принять возможные варианты ответов детей). 3. Просмотр слайда и беседа после. -Мы предлагаем внимательно посмотреть на экран (показ слайдов различных стихийных бедствий с сопровождающим рассказом) По статистике, более половины всех мировых стихийных бедствий обусловлены избытком воды. 40 % числа всех стихийных бедствий приходится на наводнения. (слайд 1) Наводне́ние — затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнения связаны с повышением уровня воды в реке во время половодий или паводков (слайд 2,3,4,5,6,7). Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии (слайд 8, 9, 10). Оползни возникают на склонах долин или речных берегов, в горах, на берегах морей. Оползень — отделившаяся масса рыхлых пород, медленно и постепенно или скачками оползающая по наклонной плоскости отрыва (слайд 11,12,13,14,15). Цунами – волны возникающие в результате землетрясений, оползней, а также извержений подводных вулканов (слайд 16,17,18,19,20). Смерч (или торнадо) — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли или моря (слайд 21). На́ледь – слоистые ледяные массивы на поверхности земли, льда или сооружений, образующиеся при замерзании природных вод (слайд 22). Лавина — масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор. Снежные лавины могут представлять немалую опасность, вызывая человеческие жертвы (в частности, среди альпинистов, любителей горных лыж и сноубординга) и принося существенный ущерб имуществу (слайд 23) . Гололёд —осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующегося на растениях, проводах, предметах, поверхности (слайд 24). Гололе́дица — слой бугристого льда (ледяная корка) или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы (переход к отрицательным значениям температуры) земли (слайд 25). В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Но не только избыток воды может является стихийным бедствием, но и ее недостаток. 15 % всех стихийных бедствий приходится на засуху (слайд 26). Вот так, в результате каких либо воздействий вода, которая приносит нам столько пользы, может стать разрушителем. 4.Физминутка «Состояния воды» Ребята, а в каком состоянии была показана вода в стихийных бедствиях? (жидкое, газообразное и твердое) Давайте сыграем в игру «Состояния воды» (показать картинку состояние воды и расстояние между молекулами), я называю одно из состояний воды. А Вы должны встать в правильном порядке и на правильном расстоянии друг от друга. (После каждого упражнения спрашивать почему встали именно так. Газообразное состояние – хаотично на большом расстоянии друг от друга, жидкое – хаотично, но ближе друг к другу и твердое – близко и в определенном порядке друг от друга). 5. Опыты: «Айсберг», «Торнадо.» Вернемся в нашу лабораторию, я предлагаю Вам проделать еще несколько опытов с водой. Ребята, а вода может наносить вред только в жидком состоянии? Нет, может и в твердом состоянии нанести большой вред (наледи, лавины, гололед). А кто смотрел фильм «Титаник»? Что привело к гибели огромного корабля? (Айсберг) Опыт «Айсберг». Возьмем емкость с водой и опустим кусок льда? Что происходит? Лед не тонет. Почему? (плотность льда меньше, чем у жидкой воды). В результате скола большой глыбы льда от ледников образуется айсберг и большая половина айсберга находится в воде, в этом и его опасность. Опыт «Торнадо» Наполним одну из бутылок водой. Закрепим две бутылки между собой при помощи соединителя. Перевернем бутылку. Что произошло? Сделаем бутылкой вращательное движение. Чтобы получить маленькое торнадо. Что произошло? Когда бутылки переворачиваются, вода начинает переходит через соединитель, закручиваясь, разливаясь по стенкам, оставляя по середине пустое пространство, в котором воздух уже спешит перебраться в верхнюю бутылку. Это и позволяет воде разлиться по дну. Без движения воде понадобится больше времени, что бы перелиться в другую бутылку. Проверим? 6. Обобщение полученных знаний. И так, ребята, о каких стихийных явлениях вы сегодня узнали впервые? (ответы детей) | Познавательно развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие |
3.Заключительная часть: Психогимнастика «Звуки воды» | III. Заключительная часть: Психогимнастика «Звуки воды» Вы сегодня очень хорошо поработали. А после работы, всегда хочется отдохнуть. Ученые давно доказали не только чудодейственные силы самой воды, но и ее звуков. Для того, чтобы отдохнуть, я предлагаю Вам присесть на ковер и закрыть глаза. Вы будите не только отдыхать, но и попытаетесь отгадать, что это за звуки. Свои варианты нужно говорить, после окончания мелодии (звук дождя, море, шторм, река, ручей, душ). Какой звук вы услышали последний? Правильно это звук душа. А где в нашем саду с ним встретиться? Конечно, же в бассейне. И мы приглашаем Вас переодеться, чтобы продолжить общение с водой. | Художественно-эстетическое развитие |
Длительность НОД: 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания». Тема: «Визитная карточка Санкт-Петербурга» Подготовительная группа
Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства привязанности к своему городу, своим близким; развитие и совершенствование у детей чувства любви к своему городу, краю; воспитание патр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”
Тема ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» Тема: « Путешествие по городу Троицк»
Цель моего занятия - познакомить детей с историей города Троицк, его возникновением. с архитектурными памятниками города.Воспитать в детях любовь к своему городу и гордость за свой город и...
План-конспект непосредственно организованной деятельности Образовательная область «Познание» по развитию зрительного восприятия Тема: «Солнышко и дождик» для детей первой младшей группы
в ходе образовательной деятельности дети знакомятся с предметными представлениями, закрепляют знания о желтом цвете, и развивают тактильные ощущения....
"Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательная область) На тему «Воздух» для детей подготовительной к школе группы
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе....