Дидактическое пособие по развитию коммуникативных способностей детей
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие по развитию коммуникативных способностей детей
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры.
Цели и задачи:
- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;
- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами;
- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Дидактическое пособие «Чудесное дерево».
Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времен года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы по картине, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
Дидактическое пособие «Чудесное дерево» может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, фронтальных логопедических занятиях, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. Оно прекрасно подходит для обыгрывания различных сюжетов.
Данное пособие представляет собой картину, на котором изображено дерево, небо и земля. Дополнительно к пособию изготовлены атрибуты: изображения животных, птиц, листья желтого и зеленого красного цвета, снежинки, тучи, облака, цветы, домики, сказочные герои.
С помощью атрибутов дерево можно изменить в соответствии с определенным временем года, или, добавив сказочных героев и другие детали, оказаться в сказке.
Одним из вариантов работы с данным пособием является игра «Что я знаю об этом времени года».
Приведем примеры некоторых дидактических игр для пособия:
1. «Кто как передвигается?»
Цель: классификация предметов по способу передвижения.
Из изображений, найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
2. «Чего не стало?»
Цель: практическое употребление падежных конструкций.
Взрослый убирает с картины один предмет и предлагает назвать, чего не стало.
Не стало: облачка, птички, бабочки, медведя.
3. «Назови ласково».
Цель: формирование навыка образования уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Птица – птичка, туча – тучка, дерево – деревце, дом – домик.
Серая туча – серенькая тучка, низкое дерево – низенькое деревце, красивый дом – красивенький домик.
4. «Один-много».
Цель: развивать навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.
Лужа-лужи, облако – облака, дерево – деревья, заяц – зайцы.
5. «Посчитаем».
Цель: развивать навык согласования существительного и числительного, прилагательных, существительных и числительных.
1 птичка – 2 птички – 3 птички – 4 птички – 5 птичек.
1 разноцветная бабочка – 2 разноцветные бабочки – 3 разноцветные бабочки – 4 разноцветные бабочки – 5 разноцветных бабочек.
6. «Какой (какая, какое, какие)?»
Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.
Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету.
Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая.
Река – спокойная, глубокая, мелкая, мутная, быстрая, горная, прозрачная.
7. «Опиши действие».
Цель: практическое употребление приставочных глаголов.
Птичка – к дереву подлетела, от дерева улетела, с ветки слетела, из куста вылетела.
8. «Что где?»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
На каптине расположены предметы. Детям предлагается назвать, где они находятся.
9. Составление сказок, обыгрывание различных сюжетов.
Данное пособие можно использовать и для составления творческих рассказов, сказок, обыгрывания различных сюжетов.
Применение данного пособия повышает интерес детей к занятиям, развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста "Многофункциональный кубик".
Дидактический материал, содержит несколько вариантов игры, которые способствуют общему развитию речи детей....
мастеркласс "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
представлена методика использования специальных дидактических пособий при работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре художественно-речевого творчества (работа с картами Проппа, игры с прищ...
Дидактические игры на развитие коммуникативных способностей детей.
Такие игры развивают у детей речь...
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста ...
Дидактическое пособие для развития сенсорных способностей у детей с нарушением зрения – ЛЭПБУК «Веселая математика»
Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности....
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей дошкольного возраста.Содержание:Введение«Что съела гусеница»«Золушка»«Отгадай цифру (букву)»...
Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.
Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....