Экологическая игротека для малышей.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ермилова Ольга Владимировна

Экологические знания дети получают с помощью дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.  Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая  игротека для малышей        

Цель. Формирование у детей 2-х летнего возраста познавательного интереса и положительного отношения к объектам живой и неживой природы через принятие игровых образов (экологическая эмпатия)

Месяц, неделя

Название игры

Задачи

Материал

Июнь, 1 неделя

Подвижная игра «Бабочки»

 Знакомить детей с бабочками. Вызвать интерес к бабочкам.

Сачок, коврик на участке

Июнь, 2 неделя

Физ.минутка «Наши алые цветочки»

Формировать у детей эмоционально-положительное, бережное отношение к цветам (умение радоваться при виде цветка, солнышка).

Июнь,3 неделя

Пальчиковая игра «Солнышко»

Формировать представление детей о таком явлении природы, как солнце, формировать интерес детей к природным явлениям. 

Июнь,4 неделя

Подвижная игра «Зайка беленький»

Закреплять знания и представления  о повадках и особенностях движений животных. Воспитывать интерес к животным.

Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги.

Июль, 1 неделя

Подвижная игра «Солнце или дождик?»

Знакомить детей с явлениям природы. Учить детей наблюдать за изменением неба, солнца, погоды, делать  элементарные умозаключения. 

Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Июль, 2 неделя

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Формировать представления детей о птицах, названиях птиц  и их птенцов.

Воспитывать интерес к птицам

Зонт.

Июль, 3 неделя

Пальчиковая игра «Радуга»

Воспитывать умение любоваться радугой. Учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другим.

Июль, 4 неделя

Подвижная игра «Уточки и собачка»

Знакомить с домашними птицами и животными. Формировать умение правильно обращаться с животными.

Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.

Август, 1 неделя

Подвижная игра «Кошка и цыплята»

Побуждать к подражанию животным (кошка и цыплята). Воспитывать заботливое отношение и познавательный интерес.

Шапочка или нагрудные эмблемы с изображением кошки и курочки

Август, 2 неделя

Подвижная игра «Птичка»

Побуждать к подражанию птиц. Развивать умение детей наблюдать за птицами.

Август, 3 неделя

Физ.минутка «В лесу»

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу).  Воспитывать бережное отношение к цветам и растениям.

Август,4 неделя

Подвижная игра «Медведь и дети»

Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни медведя. 

Шапочка или нагрудная эмблема с изображением медведя.



Предварительный просмотр:

Птичка

Задачи: Побуждать к подражанию птицам; развивать умение детей наблюдать за птицами.

 Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка – ай!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

 Уточки и собачка         

Задачи: знакомить с домашними птицами и животными. Формировать умение правильно обращаться с животными.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.         Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают   маленьких   утят.  Утка-мама  показывает  утятам,  где  пруд,   и

предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.        

Уж она их учит, учит!

 Вы плывите, ути-деточки,                

 Плавно в ряд.

(А. Барто)

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!                        Утки наши белые

Наших уток не пугай!                       Без того не смелые.

(И. Токмакова)

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)

Кошка и цыплята

Задачи: побуждать к подражанию животным (кошка и цыплята). Воспитывать заботливое отношение и познавательный интерес.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) – действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать разнообразные, но уже знакомые им движения, например, подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

Солнце или дождик?

        Задачи: знакомить детей с явлениями природы. Учить детей наблюдать за изменением неба, солнца, погоды, делать элементарные умозаключения.

        Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

        Содержание игры. Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

Птички в гнездышках 

Задачи: формировать представления детей о птицах, названиях птиц и их птенцов. Воспитывать интерес к птицам.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5–10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел! –раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

Бабочки.

Задачи: знакомить детей с бабочками. Вызвать интерес к бабочкам.

Содержание игры. Дети изображают мотыльков. Взрослый поет или говорит:

На зеленом на лугу              

Бабочки летают.    

И с цветочка на цветок  

Весело порхают.          

(Дети-бабочки бегают, машут крылышками руками, порхают с кочки на кочку (мягкие дорожки или коврики,   разложенные по группе).

Таня вышла на лужок,         

 У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!        

(Взрослый держит в руках яркий сачок и пытается поймать мотыльков. Дети убегают.)

Зайка беленький 

Задачи: закреплять знания и представления о повадках   и особенностях движений животных. Воспитывать интерес к животным.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

1.Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении, и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)

2.  Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

3.  Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

 В лесу

Задачи: дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу). Воспитывать бережное отношение к цветам и растениям)

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

(выполняются в соответствии с текстом)

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,                 (махи руками, изображая ветер)

только это не беда:

Наклоняются цветочки,        (наклоны, руками коснуться пола)

Опускают лепесточки.

А потом опять встают             ( встать прямо, руки вверх)

И по- прежнему цветут.

Наши алые цветочки

Задачи: формировать у детей эмоционально-положительное, бережное отношение к цветам (умение радоваться при виде цветка, солнышка).

Наши алые цветки (плавно поднять руки вверх)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,   (качание рук вправо-влево)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки   (присесть, спрятаться)

Закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают. (движения головой влево-вправо)

Пальчиковые игры:

«Солнышко»

Задачи: формировать представление детей о таком явлении природы, как солнце, формировать интерес к природным явлениям.

Свети, свети солнышко

(скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.

На зеленое полюшко

(указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке)

На белую пшеницу,

(загнуть указательный палец)

На чистую водицу,

(загнуть средний палец),

На наш садочек,

(загнуть безымянный палец)

На аленький цветочек.

(загнуть мизинец)        

Радуга

Задачи: воспитывать умение любоваться радугой. Учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими.

В небе чудо- красота-

(поднять руки и посмотреть наверх)

Расписные ворота!

(левую руку изогнуть дугой

Это радуга-ворота,

Всем по ней пройти охота!

(указательный и средний пальцы правой руки «шагают», как ножки, по изогнутой дугой левой руке.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семейный экологический проект" Тема:"Малыши и взрослые"

Наблюдения за рыбками и мальками в среде их обитания-в аквариуме....

" ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"

                                                      ...

Экологический проект " Шестиногие малыши".

Знакомство детей с насекомыми. Со средой обитания насекомых....

Экологический проект "Шестиногие малыши"

Образовательный экологический проект для детей второй младшей группы, отражает разнообразные виды детской деятельности по теме "Насекомые"....

Экологические игры для малышей

Экологические игры для детей младшего дошкольного возраста. Цели. Задачи. Описание....

Домашняя игротека для малышей.

В данной статье вы узнаете чем можно заинтересовать ребенка дома. Познакомитесь с играми, которые могут помочь вам, проводить весело время с вашим малышом....