конспекты занятий по позновательному развитию детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Разработка занятий по позновательному развитию дошкольников.
Консультации для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по познавательному развитию | 15.99 КБ |
Конспект занятия по познавательному развитию | 22.7 КБ |
Конспект занятия по познавательному развитию | 20.66 КБ |
Консультация для воспитателей | 23.65 КБ |
консультация для воспитателей | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Путешествие по Африке»
Направление «Познавательно-речевое развитие».
Возраст: подготовительная группа.
Задачи образовательных областей:
«Коммуникация»: развивать активную речь детей, формировать лексико-грамматический строй речи, развивать интеллект, словесно-логическое мышление;
«Чтение детям художественной литературы»: развивать литературную речь, формировать целостную картину мира;
«Познание»: расширять кругозор детей, формировать адекватные представления о животном мире других стран, развивать личностные качества детей.
Оборудование: макет «Африка», животные Африки - игрушки и иллюстрации, видеофильм о повадках животных Африки, карта мира.
Ход:
1. Сегодня к нам в гости из далекой Африки приехала Обезьянка и она вас приглашает отправиться с ней в путешествие по Африке. Показ на карте.
Африка находится очень далеко. На чем мы поедем? Пешком? На автобусе? На самолете? Ответ детей: на самолете, путь долгий.
Наши летчики – пилоты, отправляются в полет!
Высоко взмывает в небо реактивный самолет! (авт. Петрова Г.Н)
Имитация полета.
2. Просмотр видеофильма о повадках животных Африки.
Обсуждение увиденного.Как вы думаете в Африке бывает зима?( там всегда очень жарко). А могут животные , которых мы увидели жить на Севере? Почему? (ответ : не могут, потому что на Севере холодно и нет корма для животных Африки)
3. Загадки о животных Африки. Он трубит на всю округу,
В реках Африки живет. У него благая весть!
Большой как бабушкин комод. И трубы ему не надо,
Речная лошадь…(бегемот) потому что хобот есть (слон).
Чьи ужимки без труда Полосатую тельняшку,
Повторяет детвора? Натянули на коняшку…(зебра)
Кто живет среди лиан?
Стая диких…(обезьян)
4. ИГРА «МНОГО»
Цель: развитие грамматического строя речи.
Воспитатель называет слово, а дети отвечают много этого в Африке или нет. Слон-В Африке много слонов; пальма -…; птицы -…; песок -…;жираф -…;зелень -…
5. РАЗМИНКА «Мы ребята – обезьяны!»
Мы ребята-обезьяны, и живем мы в жарких странах!
Любим мы жевать бананы, бросать кокосы,
Качать лианы, открывать пошире рот,
И дразнить честной народ!
Показать руками ушки и похлопать по макушке!
На носочках прыгнуть вверх!
Что то крикнуть громче всех!
А теперь остановились и на место опустились! (дети имитируют движения обезьянок)
ИГРА «ДА-НЕТ»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
В Африке живут носороги.
В Африке зимой идет снег.
Зебры питаются мелкими мышами.
Обезьяна любит есть бананы.
Слоны питаются плодами и листвой деревьев.
Тигр- хищное животное.
Лев питается мясом.
Детеныш слона – тигренок.
6. Рассматривание макета «Африка»
ИГРА «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение словарного запаса детей.
Жираф (ходит, бегает…), крокодил (ползает, плавает…), тигр (прыгает, бегает..) и т.д дети имитируют движения животных.
7. ИГРА «НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ!»
Цель: формирование лексического строя речи
У льва -? Львята, тигра?, у крокодила?, у черепахи?, у слона?, верблюда?, кенгуру?
8. Отправляемся в обратный путь домой. Билет на самолет получит тот кто назовет животное, которое обитает в Африке.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
Программное содержание
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды. Формировать представления о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Расширять знания о флоре и фауне лесной зоны и пустыни, о планете Земля (океаны и моря, материки, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному). Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к Земле — своему дому.
Материалы
Глобус; картинки с изображением животных и растений лесной зоны и пустыни, айсберга, пингвинов, тюленей; ткань зеленого, оранжевого, белого цветов; аудиозапись звуков ветра, метели; письмо и посылка с цветиком-семицветиком; трехлитровая банка с водой, лед, квадраты из бумаги черного цвета для оригами, ножницы, клей.
Планируемый результат
Имеет представление о животных южного полюса: определяет их по внешнему виду, знает их названия; знает особенности климата и состав растительного и животного мира других природных зон Земли.
Предварительная работа
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», разучивание песни "География".
Словарная работа
Проговаривание слов Антарктида, айсберг. Обогащение словаря новыми словами по теме (флора, фауна, джейран, сайгак) .
Ход занятия
Дети заходят в группу с песней «Широка страна моя родная». Садятся полукругом.
Беседа по вопросам:
- На какой планете находится наша страна?
- Какой формы наша планета?
- Ребята, наша Земля – самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, птицы, звери и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Ребенок.
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нем:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
- Что придумали ученые, чтобы изобразить нашу планету?
Чтобы вы быстрее догадались, я вам загадаю загадку:
Горы, пустыни и страны,
Моря, ледники, океаны.
Даже дороги и города
На … (карте) увидит любой без труда.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
У карты ведь есть брат, с которым она постоянно спорит. Что это? (ответы детей)
- Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)
- Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете.
Давайте посмотрим на глобус внимательно. Космонавты, которые видели нашу планету из космоса, рассказывают, что Земля — это сверкающий голубой шар. А почему голубой?
Дети. Большая часть планеты занята океанами и морями.
Воспитатель. Какие океаны вы знаете? Моря? (Ответы детей.)
Воспитатель. Что еще есть на планете Земля?
Дети. Суша — материки.
Воспитатель. Назовите их и покажите материк, на котором мы живем.
- Как вы думаете, что еще каким цветом изображено на карте и на глобусе? Почему Земля так раскрашена? (Ответы детей) .
Воспитатель. Молодцы! Вы помните, что мы с вами уже познакомились с Африкой, Америкой, Австралией. А сегодня совершим путешествие на материк, который называется Антарктида.
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель открывает посылку, достает письмо и цветик-семицветик.
Воспитатель. Смотрите, ребята, здесь ещё письмо. (читает)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Узнав, что вы постоянно путешествуете по природным зонам нашей страны и по материкам, я решила обратиться к вам с просьбой. Для этого я шлю вам цветик-семицветик, лепестки которого обозначают цвета природных зон (а ведь вы это уже знаете) :(Белый, синий, зеленый, коричневый, желтый) .
Я тоже люблю путешествовать, но сильно простудилась, побывав на Крайнем Севере в летней одежде, и заболела. Мне хотелось побывать в лесной зоне и пустыне, узнать, какие животные там живут и какие растения растут. Помогите мне, пожалуйста. Не забывайте, что цветок волшебный, исполняет все желания.
До свидания, Женя».
Воспитатель. Как же помочь Жене? Цветик-семицветик поможет нам побывать еще раз в лесной зоне, в пустыне. Мы вспомним, какие животные и какие растения там растут, а потом нарисуем, где мы были, и отправим девочке Жене. (Аудиозапись со звуками ветра.) Отрываем зеленый лепесток, говорим: «Ты лети, лепесток. » — и оказываемся на зеленой поляне. Смотрите — на ней лежат картинки с изображением животных и растений тундры, Севера, лесной зоны, пустыни. Какие леса вы знаете (Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! А теперь внимание! Что вы видите на картине? (Показывает.)
Дети. Это смешанный лес.
Воспитатель. Подберите, пожалуйста, картинки с изображением животных и растений смешанного леса, а остальные картинки уберите в коробку, (Дети выполняют.) Почему вы решили оставить эти картинки? (Ответы детей.) А почему вы убрали картинку с изображением белого медведя?
Дети. Он не может жить в смешанном лесу, потому что привык жить в холоде, питаться рыбой, тюленями.
Воспитатель. Молодцы! Вместе с нами в путешествие отправился и наш друг – мячик. Мы часто играем с ним на занятиях. Вот и сегодня он предлагает игру «Чей, Чья? Чьё? Чьи? »
Теперь отрываем оранжевый лепесток, произносим: «Ты лети, лепесток. » (Под аудиозапись звуков ветра дети кружатся.) Мы оказались на оранжевой поляне. Как здесь пусто, растений мало, животных не видно. Где мы?
Дети. Мы в пустыне.
Воспитатель. А почему не видно животных?
Дети. В пустыне они ведут ночной образ жизни.
Воспитатель. Назовите животных, которые живут в пустыне.
Дети. Верблюд, черепаха, ящерица, варан, джейран, сайгак.
Воспитатель. Почему с такой длинной густой шерстью верблюдам не жарко в пустыне?
Дети. Она защищает его от жарких солнечных лучей.
Воспитатель. Могут ли жить в таком месте растения?
Дети. Могут расти низкие колючие растения с очень длинными корнями.
Воспитатель. Почему верблюды могут долго обходиться без воды и корма? (Ответы детей.) Да, правильно! В горбах верблюда накапливаются жир и вода, которые он расходует в переходах по пустыне, и еще у него длинный и кривой носовой канал, в котором задерживается водяной пар. Ну, вот и побывали мы в лесной зоне и пустыне, а теперь. Ледовитая земля, берега просторные! Ни дорог на них, ни жилья не видно. Как вы думаете, какого цвета лепесток мы должны оторвать?
Дети. Белого!
Педагог. А почему белого?
Дети. Это цвет снега, льда, холода.
Педагог. Отрываем лепесток, говорим: «Ты лети, лепесток. » (Аудиозапись звуков ветра и метели.)
Воспитатель. А вот мы с вами и оказались на самом холодном материке нашей земли - Антарктиде. Антарктида была открыта намного позже других континентов, и доплыли до нее первыми почти 200 лет назад русские мореплаватели. Добраться туда можно на самолете или ледоколе - корабле, который умеет прокладывать себе дорогу среди льдов. Расположена Антарктида на Южном полюсе Земли. Этот континент - царство вечного холода. Он покрыт толстым слоем льда. А вокруг плещутся воды Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Температура воздуха здесь иногда опускается до минус 90 градусов. Жить в Антарктиде постоянно смогла бы, наверное, только Снежная королева - ей понравились бы ледяные скалы и заснеженные пустыни. А вот обычным людям приходится тяжело в таких условиях. Поэтому они приезжают сюда ненадолго - в научные экспедиции: исследуют воздух и воду, ищут полезные ископаемые - вещества, которые помогают облегчить жизнь человеку.
Впрочем, некоторым живым существам и растениям в Антарктиде комфортно. Крохотные островки суши, выступающие из-подо льда, покрывают мхи и лишайники, на лежбищах нежатся тюлени и морские слоны, важно расхаживают среди снежных пустынь пингвины.
В конце прошлого века русские ученые обнаружили в Антарктиде подо льдом незамерзающее озеро и назвали его Восток. Есть на континенте и вулканы. Самый известный из них - Эребус, «вулкан, сторожащий путь к Южному полюсу».
Здесь никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Посмотрите на картинку (показывает). Кто знает, что это такое?
Дети. Айсберг
Воспитатель. Это плавающие ледяные горы. Давайте все вместе, хором повторим слово «айсберг».
(Дети выполняют. Затем каждый ребенок проговаривает это слово индивидуально).
Воспитатель. Айсберги очень красивы в солнечную погоду они кажутся разноцветными. Откуда же они появились? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы, целые горы, и отправляются в путешествие по океану. Сейчас мы с вами проведем опыт.
• Опыт
В банку с водой помещают большой кусок льда.
Воспитатель. Утонул он?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Лед легче воды.
Воспитатель. Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части. Теперь посмотрите на глобус. Текут ли в Антарктиде реки? Растут ли леса? (Ответы детей.) Живут ли животные?
Дети. Да. Пингвины, тюлени, касатки.
Воспитатель. А вот и пингвины (показывает). Пингвины — это морские птицы, хотя летать они не умеют. Зато отлично плавают и ныряют. На суше они неуклюжие, неповоротливые, тело у них толстое, а лапы-ласты маленькие. Большое тело нужно пингвинам для того, чтобы не замерзнуть – так лучше сохраняется тепло. У пингвинов красивое оперение: спина и крылья черные, а живот белый. В таких «костюмах» они похожи на важных министров. Эти птицы хорошо видят в воде, что помогает им добывать пищу – ловить рыбу и мелких рачков. А еще пингвины – отличные ныряльщики, они могут находится под водой без воздуха почти 20 минут. Живут пингвины большими группами – колониями. Это очень разговорчивые птицы. В воде они почти всегда молчат, а на суше кричат, трещат, щелкают клювами. Голоса их похожи на звуки трубы. Почему же, купаясь в ледяной воде, пингвины не мерзнут?
Дети. Потому что их оперение смазывается подкожным жиром.
Воспитатель. У пингвинов есть враги? (Ответы детей. } Правильно! Это тюлени и киты. А могут ли в Антарктиде жить люди?
Дети. Нет, здесь нет городов. Но есть научные станции, на них работают ученые, которые изучают Антарктиду.
Воспитатель. В Антарктиде много снега и льда, давайте вспомним их свойства.
Игра «Закончи предложение»
Лед твердый. А снег… (мягкий) .
Лед бесцветный, а снег. (белый)
Лед прозрачный, а снег… (не прозрачный)
Лед хрупкий, а снег. (рыхлый)
Вот как много интересного мы с вами сегодня узнали об Антарктиде. Люди, которые путешествуют в другие страны, всегда привозят с собой сувениры на память. Как вы думаете, если мы возьмем пингвина, сможет ли он выжить у нас в детском саду? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Конечно, чтобы пингвину жить в других местах, нужны специальные условия: холодные помещения и бассейн. Но мы с вами сможем сами сделать пингвинов своими руками из бумаги.
Оригами «Пингвин».
Воспитатель. Что-то мы с вами задержались в этом холодном краю. Вы не замерзли? Давайте споем песенку о нашем путешествии.
Песня «География»
Молодцы, ребята! Уж мы-то с вами не заблудимся на нашей планете, потому что умеем пользоваться картой и глобусом. А теперь, нам пора в наш детский сад. Как хорошо, что у нас есть цветик-семицветик.
(Под аудиозапись звуков ветра дети кружатся.)
Вот мы и в своем детском саду. Вы не забыли, о чем нас просила Женя? (Ответы детей.) Расскажите, что вы нарисуете? (Ответы детей.) На какой материк вы бы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей.) А рисунки для Жени мы нарисуем вечером.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.
Задачи:
Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
Познакомить со свойствами воды;
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
Расширять и активизировать словарь детей;
Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
Прививать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы к занятию: глобус; мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет; камень; брусок деревянный; кисточка; краски; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)
- Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.
- Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)
- Что изображает глобус? (планету)
- Как называется наша планета? (Земля)
- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)
- Солнце - это планета? (звезда)
- Кто мне про солнышко загадку скажет?
«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь
И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)
- В какое время суток оно нам светит? (днем)
- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите капельке и воздушному шару, что происходит с солнцем?
- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)
- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
Садитесь и мы поговорим сейчас о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)
- А что еще прозрачным может быть? (вода)
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
- А теперь покажем пузырю и капельке этот предмет. Что это? (мячик)
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно поразному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.
Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.
Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнем.
Физминутка, Дождь
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)
Садитесь.
- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да, вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.
- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.
- Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.
Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?
Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.
- Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?
Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.
Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
- Воздушный шар принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
Садитесь.
- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
- Ребятки, вода это что? (жидкость)
- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)
- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)
- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится, (дети размешивают краску в воде)
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)
- На какой сок похож? (лимонный)
- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)
- А если соль? (соленая)
- Лимон? (кислая)
- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. На этом наши исследования закончены,
- Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Каково его главное назначение.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Театральная деятельность в ДОУ»
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательное развитие | Социальное развитие | Речевое развитие | Эстетическое развитие | Развитие движений |
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); - наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации); - обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; - развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
| - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; - воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); - воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; - развитие эмоций; - воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
| - содействие развитию монологической и диалогической речи; - обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.; - овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами). | - приобщение к высокохудожественной литературе; - развитие воображения; - приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; - создание выразительного художественного образа; Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций; - обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов. | - согласование действий и сопровождающей их речи; - умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; - выразительность исполнения основных видов движений.
|
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Виды театров для всех возрастных групп
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. | Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. | Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. | Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами. |
* Гапит – деревянный стержень.
* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.
* кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.
Предварительный просмотр:
Что должен знать воспитатель о ПДД.
3-4 года
Содержание работы:
1.Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
2.Части автомашины, грузовой машины.
3.Правила дорожного движения:
•Поведение на улице
•Поведение в общественном транспорте
•Сигналы светофора
Развивающая среда:
1.Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2.Рули
3.Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4.Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература:
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет
Содержание работы:
1.Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2.Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
3.Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4.Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда:
1.Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2.Крупные и мелкие дорожные знаки.
3.Картинки на классификацию видов транспорта
4.Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
5.Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
1.Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2.Изучение работы регулировщика
3.Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4.Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
1.Макет: разные виды перекрёстков
2.Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3.Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4.Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Художественная литература:
Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
1.Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2.Закрепить правила поведения на улице:
•Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
•Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги
Развивающая среда:
1.Макет, имеющий разные виды перекрёстков
2.Альбомы «Разные виды транспорта»
3.Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1.Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2.Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3.Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
4.Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5.Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6.В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7.В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8.Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9.Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1.Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2.Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3.И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1.На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
2.Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3.в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну эмоций»
Цели и задачи: -Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста;-стабилизация психического состояния дошкольников;-снятие мышечного напряжения.Содержание.Ритуал приветствия: Психолог:- Здравствуйте, реб...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"
Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...