"Мышкина кладовочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Моторная Людмила Леонидовна

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshkina_kladovochka.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Лазорик»

КОНСПЕКТ

открытого занятия по экологии

« Мышкина кладовочка »

(старшая группа)

 

                                                                Подготовила и провела

                                                                воспитатель                            

                                                                         1квалификационной категории:

                                                                         Моторная Л.Л.

                                                                 

     

Г. Донецк

2016 г.

МБДОУ Детский сад № 10 « Лазорик »

Группа –  старшая

Воспитатель:  Моторная Людмила Леонидовна

Тема: « Живые семена»

Цель:  Познакомить детей с разнообразием семян овощных, фруктовых и злаковых культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их прорастания.

Задачи:  

Образовательная:

 -  Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их  прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.

Развивающая:

 - Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.

 Воспитательная:

-  Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности,  бережное отношение к растительному миру.

 

Предварительная работа: рассматривание семян  различных растений; труд в уголке природы; чтение рассказов о грызунах; разгадывание загадок; создание экологической коллекции семян и косточек.

Словарь: семена, росток, плоды, почва.

Оборудование: Мышка,  коробочка - кладовочка для семян, поднос,  семена  огурцов, арбуза, фасоли, кукурузы, пшеницы, овса, фасоли, арбуза.  Карточки-мешочки с изображением растений. Иллюстрации с изображением сада, огорода, поля;  аудиозапись Легара «Серенада» Презентация об условиях для роста семени.

Этап, его продолжительность

Содержание образовательной деятельности.

 Методические приемы.

Задачи этапа

Открытый вход в деятельность

1 мин.

Педагог:  Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Педагог:  Дети, а теперь давайте друг друга поприветствуем!

 

Вводно – организационный.

2 мин.

Мотивация на деятельность

Эмоционально – побудительный.

3-4 мин

Практическая деятельность

10 мин.

Динамическая пауза. 2 мин.

Расширение и закрепление имеющихся знаний.

4-5 мин

3-4 мин

 

Педагог:  Дети, а теперь давайте друг друга поприветствуем!

(Дети становятся в круг,  читают хором стихотворение, держась за руки)

Я люблю свой детский сад,

В нем полным-полно ребят,

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе!

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись,

И друг другу улыбнулись.

Педагог:   Ребята, рассаживайтесь на стульчики правильно, спинка ровная, ножки вместе.

(Педагог дергает незаметно леску и из шкафчика выскакивает мышка с коробочкой)

Педагог: Ой, ребята, кто это?

Дети: Мышка!

Педагог: Здравствуй, мышка!

Дети: Здравствуй!

Педагог: Дети, мышка мне пропищала, что ее норку разорила  рыжая лиса. А  это  ее коробочка - кладовочка!  Она успела  спасти ее от хитрой лисы.

Педагог:  А как вы думаете, что находится  у мышки в кладовочке?

Дети: Семена, зернышки!

Педагог: Давайте откроем и проверим!  Ой, мышка,

говорит, что чтобы ее открыть,  нужно  правильно ответить на загадки.

Загадки:

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Одно бросил, целую горсть взял. Что это?

Дети: Семена.

Педагог:  Смотрите,  коробочка открывается! А в ней …?

Дети: Семена!

Педагог:  Правильно! Вот они маленькие, живые существа!

Педагог:  Ребята,  мышка очень расстроилась,   когда она убегала от лисы,  все семена перепутались и теперь у нее беспорядок в кладовочке. Она теперь не сможет перезимовать зиму…

Педагог: Ребята, а давайте поможем мышке убраться в   кладовочке!

Дети: Давайте!

Педагог:  Садись, мышка, не переживай, наши ребята тебе помогут. И много интересного   покажут и расскажут о семенах.

(Приглашаю детей к столу, рассыпаю семена из пакета на два подноса)

Педагог:  Ребята, давайте сначала рассмотрим семена.  Обратите внимание, какие они?

Дети: Разные, маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.

(воспитатель кладет на ладонь несколько семян)

Педагог:  Как вы думаете, почему они не похожи?

Дети: Это семена разных растений.

Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент.

Привлечь внимание детей к обсуждению темы.

Расширение имеющихся знаний

Активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.

Закрепить  

Физминутка

Презентация: «Живые семена»

Побуждать  

Развитие речи, памяти.

 

 

 

Импровизационная игра «Пробуждение семени»

Дидактическая игра

«Где растет растение»

Поисковые вопросы.

Наглядный метод.

Обобщить  знания детей по изученной теме.

Беседа.

 

 Педагог: Ребята, посмотрите в кладовочке мышки лежат  мешочки  для семян с изображением растений.  Давайте, разберем и разложим   семена по тарелочкам, а потом  поместим  их в мешочки.

(Распределяю мешочки и картинки между детьми).

Педагог:  София, какие семена ты будешь отбирать?

София: Семена арбуза.

Милана: Семена огурцов.

Сережа семена гороха.

Кирилл: семена пшеницы

Диана: семена фасоли

Настя: семена овса

Егор: семена кукурузы

Даша: семена тыквы

Педагог: Приступайте ребята к работе!

Педагог: Закончили? Молодцы! София, скажи семена  какого растения  ты собрала?

София: Я собрала семена арбуза.

Педагог: А какие они?

София: Овальные, черненькие, в крапинку.

Педагог: Милана, скажи,    семена  какого растения ты собрала?

Милана: Я собрала семена огурцов.

Педагог: А какие они? И т.д.

Педагог: Вот, вы какие молодцы! Давайте переложим семена в мешочки и уберем их в кладовочку мышки.

(Выполняем)

Педагог: Вот мы и навели порядок в кладовочке мышки!

Мышка, принимай свои семена! Теперь в твоей кладовочке порядок!

Педагог: Дети мышка, говорит вам спасибо!

Мышка оставайся с нами, мы тебе много интересного расскажем и покажем!

Педагог: А давайте поиграем в игру: «Был у зайки огород»

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки, ну а летом в прятки

Но весною в огород зайка с радостью идет.

Но сначала все вскопает.

А потом все разравняет, семена посеет ловко.

И пойдет сажать морковку.

Ямка – семя, ямка – семя.

Закопает, разровняет,

И глядишь на грядке вновь.

Вырастет горох, морковь.

А как осень подойдет урожай свой соберет.

Дети садятся на стулья.

Включаю презентацию.

Педагог: Да, дети, все семена разные, и все они живые!!! В каждом семени живет растение!!! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды.  

Педагог: А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: Земля, вода, тепло и свет.

Педагог:  Молодцы ребята!  Но эти семена мышки, она их запасла себе на зиму. А что же будет с теми семенами, которые остались на зиму в земле?

Дети: Они будут спать до весны.

Педагог: Верно!  А в какое время года сеют семена в землю?

Дети: Весной!

Педагог: А давайте вспомним пословицы о посеве семян!

Дети:

До поры до времени не сеют семени.

Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево.

Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.

Сей в срок – будет прок!

Хорошо зерно в землю спать уложишь – хорошо и разбудишь, сыт будешь.

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

Педагог: Молодцы!

 3-4 мин.

Педагог: Ребята, а давайте покажем мышке, что происходит с семенем весной,  которое осталось  зимовать в почве. 

Переходим на ковер.

Под музыку Легара «Серенада» и слова воспитателя дети выполняют движения:

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

 4-5 мин

Педагог:  Молодцы ребята! Мышке очень понравилась история про семя.

Педагог:  Ребята, а давайте покажем мышке где   она может найти вкусные семена и зернышки!

Дети:  Давайте!

Педагог: Посмотрите вот огород, сад и поле. Покажите мышке, где какие  растут растения. И наша мышка будет знать, где какие семена и зернышки ей искать.

Дети: Вот яблоко, оно растет на дереве в саду.

Вот огурец, он растет на грядке в огороде и т. д.

 

 

Заключительный этап

2-3 мин

Педагог: Вам понравилось изучать семена?

- Что нового, интересного узнали?

- Что запомнили?

Педагог: Ну что мышка,  ты запомнила, где какие зернышки и семечки искать?

Мышке пора уходить в свою норку. Давайте, скажем, мышке до свидания!

-   У меня для вас еще  одна загадка:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

 (Показываю разрезанное яблоко с семенами.)

Педагог: Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Угощаю яблоками.

Прощаемся  с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника для детей раннего возраста "Мышкины друзья"

Сценарий "Мышкины друзья" предназначен для детей 1-5, 3 лет, не посещающих детский сад. Составляла сама. Прошел праздник очень хорошо. Мамочки и детки были очень довольны....

НОД " Мышкина школа" для детей 2-3 лет, посещающих консультативный пункт в ДОУ.

Занятие знакомит  с использованием  игровых приёмов в процессе подготовки артикуляционного аппарата  детей третьего года жизни к правильному звукопроизношению,с укреплением  мышц м...

Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы с использование ИКТ. Провела воспитатель МКДОУ №20 г. Аша Янгуатова И.С. Тема: «Мышкино государство».

Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы с использование ИКТ. Провела воспитатель МКДОУ №20 г. Аша Янгуатова И.С.Тема: «Мышкино государство»....

Презентация к занятию по развитию мелкой моторики "Мышкино государство" подготовительная логопедическая группа

Презентация к занятию по развитию мелкой моторики "Мышкино государство" подготовительная логопедическая группа...

Конспект занятия «Кладовочка» Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

продолжать и обогащать, и уточнять представления детей о растениях «овощи, фрукты, ягоды, грибы». Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас, познакомить с новым...

Занятие по художественно-эстетическому развитие. (Аппликация, лепка, рисование).Тема: «Мышкина Кладовочка»

Цель: закрепить умение детей работать с бумагой в технике оригами.Задачи: Образовательная:  -  Расширить знания детей о животных (грызуны), об их поведении во время зимовки; так же о семенах...