Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Путешествие в мир часов" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательное занятие в подготовительной группе, проводится с целью закрепления знаний детей о разлчных видах часов, принципах их работы и роли часов в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchm.puteshestvie_v_proshloe_chasov.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в прошлое часов
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
Цель: Формирование представления детей о происхождении часов, роли в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения часов,
- учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления,
- развивать исследовательский интерес, любознательность,
- воспитывать уважение к труду людей - изобретателя, созидателя, творца.
Оборудование:
картинки с изображением разных видов часов; часового механизма; разные часы: песочные, механические, электронные, электрические; картина с изображением солнечных часов.
Подготовительная работа: рассматривание разных видов часов, заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова, отгадывание загадок.
Ход занятия:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы -
Время скажут вам. (Часы)
Вопитатель. Сегодня мы отправляемся в прошлое часов (картинка петушка)
Говорить мы будем о часах, а причем тут петушок? Как вы думаете?
В давние времена люди узнавали время по «живым часам». Эти «часы» очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! «Часы – петух» были удобными часами? – Нет, не удобными, их нельзя было взять с собой, можно было только вставать по ним.
Можно ли по пению петуха определить точное время?
Воспитатель: Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны.
Также давным-давно люди заметили, что некоторые цветы раскрываются в одно и то же время, например, утром, а другие днем, вечером. И придумали цветочные часы, о них вам расскажет Степан.
Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему? – Потому, что они работали только в солнечную погоду, и в теплое время года.
Солнечные часы: Человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: о солнечных часах расскажет вам Тимофей.
Человек вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час.
Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так человек изобрел циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на службе, хоть и работали они только в солнечные дни!
Водяные часы. Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап...кап...кап...кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.
Про песочные часы расскажет Елисей. Песочные часы, они тоже без стрелок и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать. Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.
Воспитатель: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.).
- Как вы думаете, эти часы были удобными?
- Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные, можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.
Физминутка (пальчиковая гимнастика «Мышь полезла...»)
Воспитатель: Прошло много лет и появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель придумал часы со стрелками и циферблатом. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Правда, часы были очень большие, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.
Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
К тому времени появились часовые мастера. Как таких людей называли? - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную батарейку.
Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах.
Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.
Дидактическая игра «Дай название часам».
Детям показываются слайды с разными видами часов, необходимо дать им название.
Воспитатель. Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настоль-ных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника).
Итог занятия. Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.
Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.
- А сейчас вспомните, какие вы знаете часы?
- Почему человек изобрел часы?
- Спасибо всем за активную работу. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлое часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в смешанный лес» в подготовительной группе.
Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе как о зелёном доме растений и животных; формировать представления о взаимосвязях...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие Капитошки в группе»
экспериментирования в средней группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в мир транспорта» ( вторая младшая группа)
Цель:Способствовать систематизаций знаний детей о транспорте....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в подводный мир» в подготовительной группе
Задачи:• Уточнить, обобщить и закрепить знания детей об обитателях подводного мира, способах его изучения.• Продолжать знакомить детей с разнообразием окружающего мира, пополнить знания дете...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в подводный мир» в подготовительной группе
Приготовьте глобус, соль, стакан с водой, яйцо, рыбки пластмассовые, сачок, таз, возд.шарик и отправляйтесь с детьми в экспедицию по морям и океанам. Продолжайте знакомить детей с разнообразием подвод...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир профессий» в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Познавательные области:Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цели: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий; во...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.Программные задачи:1. Расширять представления о лесе, его обитателях и растительности.2....