"Незнайка и насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Казак Оксана Николаевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neznayka_i_nasekomye.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon neznayka_i_nasekomye.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе

«Незнайка в мире насекомых»

 

                                                                       Подготовила:

                                                                       воспитатель

                                                                       Казак Оксана Николаевна

                                                                       МБДОУ д/с № 12

                                                      Новошахтинск 2014

Цель:

  • Расширить представления детей о мире насекомых, развивать познавательную активность,
  •  Дать детям знания о многообразии  насекомых, о внешнем строении, особенностях  их поведения, о сезонных изменениях в их жизнедеятельности,
  • Дать представление о вредных и полезных  насекомых, среде их обитания, приспособлении к жизни. Учить классифицировать «полезные»,  вредные» насекомые.
  • Воспитание толерантного отношения к насекомым.
  • Развитие связной речи.

Предварительная работа:   наблюдение за насекомыми  (каких знакомых насекомых видели, описание внешнего строения и поведения неизвестных насекомых), чтение В.Бианки «Приключения муравьишки».

Материал:  кукла Незнайка, коробочка с наборами насекомых «В мире животных», карточки с изображением насекомых, аудиозапись песни Г.Гладкова «Не обижайте муравья».

Активизация словаря:  названия насекомых, глагольный словарь.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых и среды их обитания.

Ход игры:

В группу приходит Незнайка, на шляпе у него сидит бабочка.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Почему ты сегодня такой нарядный?

Незнайка:  Я шел по полю и на мою шапку села бабочка. Вот только не знаю, чем я ей приглянулся?

Подвести детей к высказываниям предположений. В итоге – живет Незнайка в Цветочном городе и шапка у Незнайки – это колокольчик.

Воспитатель:  А что это у тебя в руках?

Незнайка: Туесок с насекомыми.

Воспитатель: Незнайка, насекомые в туеске погибнут, им нечем дышать, нечего есть!

Незнайка: Так это же игрушечные насекомые!!!  Хочу предложить ребятам поиграть в игру.

  • Игра «Чудесный туесок».

Дидактическая задача:  определить насекомое по строению туловища, по характерным признакам.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам выбрать игрушку-насекомое по своему желанию, спрятать в руках, чтобы никто не видел.

- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен рассказать о своей игрушке, не называя ее. Хорошо использовать в своих рассказах  описание передвижения и  особенности жизнедеятельности. Вы должны отгадать, о каком насекомом рассказывает ребенок.

Воспитатель:  Вот как много насекомых принес Незнайка. Хорошо, что это не настоящие насекомые, а игрушки.

Давайте, вместе вспомним, как нужно обращаться с мелкими животными – насекомыми. (Дети рассказывают о правилах обращения с насекомыми).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе есть полезные, безобидные и опасные насекомые.

  • Воспитатель проводит беседу:   

- Каких полезных насекомых вы знаете?  (пчелы, божьи коровки, муравьи)

- Почему этих  насекомых  называют полезными?

- Какую пользу приносят пчёлы?    (Делают мёд)

- Эти  насекомые  живут не только в лесу, в поле, на лугу, но и дома, рядом с человеком. Поэтому этих  насекомых  можно назвать домашними  насекомыми.

- Дети, а как называется домик, в котором живут пчёлы? (улей)

- Какую пользу приносят божьи коровки?    (уничтожают ( тлю[a])

- Какую пользу приносят муравьи?    (Очищают лес от мелкого мусора). Нельзя обижать таких насекомых. Давайте послушаем песню «Не обижайте муравья…»

А каких вредных насекомых вы знаете?  (колорадский жук, жук-точильщик)

- Какой вред они приносят? (съедают картофель, разрушают мебель и деревянные дома).

- А как быть с насекомыми, которые приносят вред хозяйству? (деревья с изъеденной листвой, зараженные яблоневой плодожоркой яблоки, съеденная капуста.)… А сколько беспокойства причиняют укусы комаров, назойливых мух!

Эти насекомые не только вредны, но и опасны. Очень опасны для жизни клещи и осы.

- А как вы думаете, можно ли уничтожать вредных  насекомых в природе?

- Нет, нельзя.

- Их исчезновение приведёт к катастрофе на земном шаре. Представьте себе, если бы люди уничтожили комаров, то остались бы без корма рыбы, питающиеся личинками комара, птицы и так далее. Оказывается, маленький комар, досаждающий своими укусами человеку, животным, - важное звено в пищевой цепочке живой природы.

Клопы, блохи, тараканы, мухи и другие живут за счёт человека. Их исчезновение не вызовет сдвигов в природе, а человек с радостью избавится от них – нечего им жить в наших домах.

Насекомые приносят пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашки с длинным рукавом, головной убор.

Надо быть осторожным и внимательным на природе.

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогай его, иначе осы вылетят, и будут жалить.

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать – он тебя не укусит.

Есть насекомые, которые украшают нашу природу – это бабочки, стрекозы, красивые жуки. Давайте представим, что мы стали красивыми стрекозами и немного  подвигаемся.

  • Проводится физкультминутка:

Шумят листвой березы

над гладью тихих вод,

Встать, махи прямыми руками над головой

C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\1.bmp

Веселые стрекозы

здесь водят хоровод.

Поворот кругом, руки в стороны

               C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\2.bmp

Как будто без усилья

кружатся над водой

Круги руками над головой

C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\3.bmp

И серебрятся крылья

Прозрачные слюдой.

Руки в стороны, махи вверх-вниз

               C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\4.bmp

Незнайка: спасибо вам, ребята, что рассказали мне столько интересного про насекомых. Увидев их на природе, понаблюдаю за ними, но в руки брать не буду: могу навредить им и сам могу пострадать от их укусов.

Восп-ль: Спасибо тебе, Незнайка, что ты к нам в гости пришел и предложил нам  поиграть в интересные игры.

Закончить игровое занятие можно продуктивной деятельностью на выбор воспитателя:

–лепка  из пластилина по выбору детей «Насекомые»

– рисование цветными карандашами «Насекомые на лугу».

 

Список используемой литературы:

- Т.Н. Гардышева «ОБЖ для дошкольников»,

- В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,

- Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников».

[a]Оставлен комментарий



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе

«Незнайка в мире насекомых»

 

                                                                       Подготовила:

                                                                       воспитатель

                                                                       Казак Оксана Николаевна

                                                                       МБДОУ д/с № 12

                                                      Новошахтинск 2014

Цель:

  • Расширить представления детей о мире насекомых, развивать познавательную активность,
  •  Дать детям знания о многообразии  насекомых, о внешнем строении, особенностях  их поведения, о сезонных изменениях в их жизнедеятельности,
  • Дать представление о вредных и полезных  насекомых, среде их обитания, приспособлении к жизни. Учить классифицировать «полезные»,  вредные» насекомые.
  • Воспитание толерантного отношения к насекомым.
  • Развитие связной речи.

Предварительная работа:   наблюдение за насекомыми  (каких знакомых насекомых видели, описание внешнего строения и поведения неизвестных насекомых), чтение В.Бианки «Приключения муравьишки».

Материал:  кукла Незнайка, коробочка с наборами насекомых «В мире животных», карточки с изображением насекомых, аудиозапись песни Г.Гладкова «Не обижайте муравья».

Активизация словаря:  названия насекомых, глагольный словарь.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых и среды их обитания.

Ход игры:

В группу приходит Незнайка, на шляпе у него сидит бабочка.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Почему ты сегодня такой нарядный?

Незнайка:  Я шел по полю и на мою шапку села бабочка. Вот только не знаю, чем я ей приглянулся?

Подвести детей к высказываниям предположений. В итоге – живет Незнайка в Цветочном городе и шапка у Незнайки – это колокольчик.

Воспитатель:  А что это у тебя в руках?

Незнайка: Туесок с насекомыми.

Воспитатель: Незнайка, насекомые в туеске погибнут, им нечем дышать, нечего есть!

Незнайка: Так это же игрушечные насекомые!!!  Хочу предложить ребятам поиграть в игру.

  • Игра «Чудесный туесок».

Дидактическая задача:  определить насекомое по строению туловища, по характерным признакам.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам выбрать игрушку-насекомое по своему желанию, спрятать в руках, чтобы никто не видел.

- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен рассказать о своей игрушке, не называя ее. Хорошо использовать в своих рассказах  описание передвижения и  особенности жизнедеятельности. Вы должны отгадать, о каком насекомом рассказывает ребенок.

Воспитатель:  Вот как много насекомых принес Незнайка. Хорошо, что это не настоящие насекомые, а игрушки.

Давайте, вместе вспомним, как нужно обращаться с мелкими животными – насекомыми. (Дети рассказывают о правилах обращения с насекомыми).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе есть полезные, безобидные и опасные насекомые.

  • Воспитатель проводит беседу:   

- Каких полезных насекомых вы знаете?  (пчелы, божьи коровки, муравьи)

- Почему этих  насекомых  называют полезными?

- Какую пользу приносят пчёлы?    (Делают мёд)

- Эти  насекомые  живут не только в лесу, в поле, на лугу, но и дома, рядом с человеком. Поэтому этих  насекомых  можно назвать домашними  насекомыми.

- Дети, а как называется домик, в котором живут пчёлы? (улей)

- Какую пользу приносят божьи коровки?    (уничтожают ( тлю[a])

- Какую пользу приносят муравьи?    (Очищают лес от мелкого мусора). Нельзя обижать таких насекомых. Давайте послушаем песню «Не обижайте муравья…»

А каких вредных насекомых вы знаете?  (колорадский жук, жук-точильщик)

- Какой вред они приносят? (съедают картофель, разрушают мебель и деревянные дома).

- А как быть с насекомыми, которые приносят вред хозяйству? (деревья с изъеденной листвой, зараженные яблоневой плодожоркой яблоки, съеденная капуста.)… А сколько беспокойства причиняют укусы комаров, назойливых мух!

Эти насекомые не только вредны, но и опасны. Очень опасны для жизни клещи и осы.

- А как вы думаете, можно ли уничтожать вредных  насекомых в природе?

- Нет, нельзя.

- Их исчезновение приведёт к катастрофе на земном шаре. Представьте себе, если бы люди уничтожили комаров, то остались бы без корма рыбы, питающиеся личинками комара, птицы и так далее. Оказывается, маленький комар, досаждающий своими укусами человеку, животным, - важное звено в пищевой цепочке живой природы.

Клопы, блохи, тараканы, мухи и другие живут за счёт человека. Их исчезновение не вызовет сдвигов в природе, а человек с радостью избавится от них – нечего им жить в наших домах.

Насекомые приносят пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашки с длинным рукавом, головной убор.

Надо быть осторожным и внимательным на природе.

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогай его, иначе осы вылетят, и будут жалить.

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать – он тебя не укусит.

Есть насекомые, которые украшают нашу природу – это бабочки, стрекозы, красивые жуки. Давайте представим, что мы стали красивыми стрекозами и немного  подвигаемся.

  • Проводится физкультминутка:

Шумят листвой березы

над гладью тихих вод,

Встать, махи прямыми руками над головой

C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\1.bmp

Веселые стрекозы

здесь водят хоровод.

Поворот кругом, руки в стороны

               C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\2.bmp

Как будто без усилья

кружатся над водой

Круги руками над головой

C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\3.bmp

И серебрятся крылья

Прозрачные слюдой.

Руки в стороны, махи вверх-вниз

               C:\Documents and Settings\Леночка\Мои документы\Мои рисунки\4.bmp

Незнайка: спасибо вам, ребята, что рассказали мне столько интересного про насекомых. Увидев их на природе, понаблюдаю за ними, но в руки брать не буду: могу навредить им и сам могу пострадать от их укусов.

Восп-ль: Спасибо тебе, Незнайка, что ты к нам в гости пришел и предложил нам  поиграть в интересные игры.

Закончить игровое занятие можно продуктивной деятельностью на выбор воспитателя:

–лепка  из пластилина по выбору детей «Насекомые»

– рисование цветными карандашами «Насекомые на лугу».

 

Список используемой литературы:

- Т.Н. Гардышева «ОБЖ для дошкольников»,

- В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,

- Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников».

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Незнайка в мире насекомых"

Конспектигры-интегрированной совместной деятельностив подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

Развлечение в старшей групе "Как Незнайка с насекомыми познакомился"

В  развлечении так же могут принимать участие дети всех возрастов. Мероприятие  было итоговым к тематической недели, проводимой в доу в августе.  В репертуаре  игры, загадки, песня...

Познавательно-творческий проект в старшей группе №3 «Незнайки» «Мир насекомых»

Данный проект поможет окунуться дошкольникам в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков – мир насекомых.Что произойдет в природе, ...