Программа раннего экологического образования детей дошкольного возраста "Все на свете нужны"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему
Данная программа раннего экологического воспитания детей связана с гуманизацией педагогического процесса, развитием духовной и эмоционально-личностной сферы ребенка. Программа «Все на свете друг другу нужны» нацелена на развитие познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, на воспитание любви к родной природе через использование разных форм работы с дошкольниками: занятия (10-15 минут), игровая деятельность, наблюдения, труд в природе и т.д. Такой подход позволяет детям усваивать материал во взаимосвязи.
Приоритетами программы развития ребенка средствами природы являются осознание ребенком чувства ответственности, любви и бережного отношения ко всему, что его окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№22»
Чистопольского муниципального района
РАННЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чистополь 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из качественно новых направлений в сегодняшней педагогике – формирование у маленьких детей основ экологической культуры. Оно возникло вместе с пониманием того, что образование должно вписываться в культуру родного края, региональную, общероссийскую и международную. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Соответствующие постановления правительства («Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др.) возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Каждый ребенок в раннем детстве – гений. За три года жизни он успевает осмыслить, запомнить и выучить столько, сколько взрослый человек делает за всю последующую жизнь. Современный ребенок, как правило, интеллектуально развит, любознателен, легко обучаем. Современная педагогическая наука о самых маленьких утверждает: для ребенка после года - полутора лет наиболее полезным может быть интегрированный тип воспитания, органично сочетающий нравственное, экологическое, социально-эмоциональное и личностное развитие, а также, что в три года усиливается потребность познания мира. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь
и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. К.Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Поэтому экологическое образование должно начинаться с раннего детства и сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Необходимость формирования начал экологической культуры с раннего детства способствовала разработке коллективом нашего дошкольного учреждения программы раннего обучения малышей «Все на свете друг другу нужны» в возрасте от полутора до трех лет.
Главной целью предлагаемой программы является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирование понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; формировать чувства эмоциональной близости с миром живой природы;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
- средствами природы воспитывать эстетические и нравственно-духовные чувства;
Содержание программы экологического воспитания – новый взгляд на традиционное ознакомление детей с природой через обучение по принципу «Каждый ребенок - личность»; принципу тематичности (программный материал распределен по временам года); принципу соблюдения биоритмов детского организма (занятия в четверг не планируются). Доказано, что жизнь, вся наша деятельность подчинена ритму (суточному ритму). Академиком Семеном Раппопортом (академия им. Сеченова) доказана важность подчинения законам природы, биологическим часам. Десинхроноз (или поломка ритма) ведет к заболеваниям нервной системы, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, пищеварению и т.д. Нарушение биоритмов ведет к сокращению жизни. На детей дошкольного возраста биоритмы влияют сильнее, чем на взрослых. Учитывая, что четверг является самым «тяжелым» днем недели, программой предусмотрены более «легкие занятия» в этот день: музыка, физическая культура. Тематическое планирование основано на смысловых ценностях ближайшего окружения и наиболее отдаленных ценностных представлениях. Программный материал разбит по блокам: «восприятие природы», «живая природа», «неживая природа».
Программа построена на единых принципах:
- Непрерывность и преемственность педпроцесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности);
- Интеграция программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только их конкретное содержание, но и целостную картину мира;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании, усвоении обобщенных способов действий;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности (адекватные возрасту интеллектуальные, двигательные и эмоциональные нагрузки); обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей;
- Уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- Предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
- Развитие универсальных способностей (рефлексия, коммуникативность, и др.);
- Сотрудничество между детьми, педагогами и родителями, партнерские отношения между ними.
Данная программа раннего экологического воспитания детей связана с гуманизацией педагогического процесса, развитием духовной и эмоционально-личностной сферы ребенка. Программа «Все на свете друг другу нужны» нацелена на развитие познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, на воспитание любви к родной природе через использование разных форм работы с дошкольниками: занятия (10-15 минут), игровая деятельность, наблюдения, труд в природе и т.д. Такой подход позволяет детям усваивать материал во взаимосвязи.
Приоритетами программы развития ребенка средствами природы являются осознание ребенком чувства ответственности, любви и бережного отношения ко всему, что его окружает.
Перспективный план приобщения детей 1,5 – 3 лет к природе
Название блока/ формы работы | Восприятие природы (погодные явления, явления природы) | Живая природа (растительный мир, животный мир) | Неживая природа |
Осень (I квартал) | |||
занятия | -знакомство с оби-тателями аквариума (рыбками) - знакомство с ус-ловиями содержания рыбки, кормом. - ознакомление со способом передви-жения рыбки в аква-риуме; -строение живой рыбки (в сравнении с рыбкой-игрушкой); -знакомство с кор-неплодами (репа и морковь; свекла и картофель); -знакомство с по-мидором, огурцом, капустой -первоначальные пре-дставления о до-машней птице: петух, курица, цыпленок, внешнем виде, птичьих звуках; -знакомство с фрук-тами: цвет, вкус, форма, свойства (яб-локо, груша, слива- дары осени) | ||
игры | -игры с картонной куклой с одеждой для разной погоды (ясная погода, дождливая по-года, ветреная погода); -игра-имитация дождя, ветра (стучание паль-чиком – имитация дождя, покачи-вание руками – имитация ветра) | -игры с карточками на различное состояние дерева (береза); -подвижная игра с березкой (по сигналу дети прячутся под березкой, по сигналу- выбегают на травку) | -игры с набором цветных карточек с изображением неживой природы (солнышко); -подвижная игра «солнышко - дож-дик»; -подвижная игра на узнавание опавших листьев; |
деятельность детей в при-роде | -наблюдение за осенними листь-ями, листопадом, сезонными изме-нениями, ветром, дождем; -рассматривание неба, солнца, туч, облаков, первого снега; - творческая дея-тельность (пение, чтение стихов об осени, рассказов об осени, потешек, фольклора «Со-лнышко-ведрыш-ко», «Дождик-до-ждик полно лить») | -наблюдение за осенними цветами в цветнике (ноготки, ас-тры); -рассматривание цветов в цветнике: стебель, листья, цве-ты; - знакомство со сказ-кой «Репка» (позднее - показ настольного театра по сказке); -знакомство с травой и деревьями (березой, позднее-рябиной или ясенем); -чтение потешек и стихов «Петушок, петушок …», сказки «Курочка Ряба» | -наблюдение за во-дой, образующей лужи; -чтение потешки «водичка-водичка умой мое личико»; -наблюдение за на-ступлением вечера, появлением луны; -чтение стихотво-рения «Ночь при-шла, темноту при-несла» |
Зима (II квартал) | |||
занятия | -знакомство с от-личительными осо-бенностями ели (позднее – со стро-ением дерева); -знакомство с ко-ровой и её детенышем (теленком): отличи-тельными особенно-стями туловища, го-ловы (в сравнении с теленком), уходом за коровой, пользой для человека; -знакомство с козой и её детенышем (коз-ленком): части тела, имитация крика; -знакомство с ди-кими животными (заяц, волк): вне-шний вид, чем пи-таются, где живут; -знакомство с мед-ведем, лисой (за-крепление знаний о зайце, волке) на основе рассматри-вания картин; - посадка репчатого лука; -знакомство с фрук-тами (яблоко, лимон, апельсин или ман-дарин); -лепка «Угощение для гостей»; -аппликация из кус-ков ваты на тему «Зайчик»; -изодеятельность «Зайка в гости к нам пришел»(комплексное занятие) | ||
игры | пальчиковые игры | -подвижная игра «Волк и козлята»; -«Идет коза рогатая» | -подвижная игра «Воробышки и ав-томобиль»; -«Убежим от мед-ведя» (инсцени-ровка стих. И.Ток-маковой ) |
деятельность детей в при-роде | -ежедневные на-блюдения за по-годными явле-ниями (состояние неба, снегпад, на-личие или отсу-тствие ветра); -организация ра-боты (практи-ческие поручения) в уголке природы: поливка цветов, кормление рыбок, уход за аква-риумом | -наблюдения за пти-цами, прилетающими на участок, на кор-мушку, кормление (воробьи, вороны, голуби); -цикл наблюдений за елью (позднее – в сравнении с игру-шечной елкой); -досуг во вторую половину дня «Пра-здник новогодней елки для кукол»; -ежедневные наб-людения за корму-шкой, прилетающими птицами; -наблюдение за пти-чкой в уголке при-роды (например, ка-нарейкой); -рассматривание ил-люстраций к сказке «Три медведя» | -работа с кален-дарем: добавление карточек-картинок с изображением дерева на ветру и в безветрие; -заполнение «ка-лендаря наблю-дений за птицами»; - наблюдение как снег становится водой, она грязная; -наблюдение за во-допроводной водой (как льется из крана); -работа со снего-мером (измерение снега в разных ме-стах участках); -сравнение воды холодной и горячей |
Весна (III квартал) | |||
занятия | -о ЗОЖ с помощью пищи, богатой вита-минами (моркови, свеклы, лука, лимо-на); -«Вот какие птички. Птички-невелички»; -знакомство с ко-мнатными растения-ми (фикус, аспидис-тра, колеус, бальза-мин); -знакомство с ло-шадью и жеребенком (нахождение отличий от козы с козленком); -закрепление знаний о домашних животных: корове, козе, лошади; -знакомство с ко-шкой, собакой и их детенышами; -уточнение пред-ставлений о собаках, кошках | -закрепить знания о свойствах и ка-честве воды; объ-яснить какую воду можно пить и как ее экономно расхо-довать | |
игры | -игры в «лошадки», «собачки»; - лото «зоологи-ческое», «цветы», «подбери и назови»; - игры «водоем», «поймай рыбку»; -дидактические игры «Назови птичку, ко-торой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи дет-ки» | -игра «Купание куклы» | |
деятельность детей в при-роде | -наблюдение за весенними явле-ниями: таянием снега, появлением проталин, сосу-лек, луж; -размещение кар-тинок с природ-ными явлениями в уголке природы; -совместная дея-тельность взрос-лого с детьми в уголке природы: полив растений, кормление рыб; -ежедневные на-блюдение с деть-ми за погодой; - высаживание рассады вместе с воспитателем на садовом участке детского сада («педагогическом огородике»); -творческая дея-тельность (пение и чтение стихов о природе, музыка и инсценировки, ри-сование, лепка) | -уход за рыбками в аквариуме, птицей в клетке, растениями, высаженным луком в «педагогическом огородике» (на окне); -сравнение (отличие) живой птицы от игрушечной; -наблюдение за ростом лука; -знакомство на про-гулке с деревом-тополем (эксперимент с сорванной веткой и помещением её в воду, позднее наб-людение за поч-ками); -утренник: кукольный спектакль «Цветы для мамы»; -полив лука, наб-людение за ним, сравнение лука в земле и в стеклянной банке; -чтение сказки «За-юшкина избушка»; -наблюдение за одуванчиками и мать-и-мачехой; -чтение стихотв. А.Прокофьева «Со-лнышко»; -разучивание стих. Е.Серовой «Одуван-чик» | -о значении воды (для чего нужна, что в ней можно делать); -эксперименталь-ная деятельность) превращение воды в разноцветные льдинки; -чтение стих. О. Высотской «Хо-лодно»; -разговор с детьми об одежде на куклу (стало теплее – оде-жда стала легче); - рассматривание книжек с картин-ками (серии Н.Рад-лова, В.Сутеева, В.Чижикова и др.)чтение сказок овременах года «Какого цвета весна?», «Первое знакомство», «Солнышки на травке», «Мамин урок», «Что весна нам подарила?»; -знакомство с првилами поведения в лесу, поляне, природе (изучение элементарных зна-ков) |
Лето (IV квартал) | |||
игры | -повторение игр, организуемых в течение учебного года на экологических занятиях; -игры с картинками на тему «Лесные животные» (кто что ест); -закрепление правил игры «Гуси-гусенята» | ||
деятельность детей в при-роде | -наблюдение за различными явле-ниями природы на участке: цветущие растения, птицы, крупные насе-комые; -продолжение уха-живания за оби-тателями уголка природы; -творческая дея-тельность: кол-лективная аппли-кация совместно с педагогом - «Ле-то» (размещение на поляне цветов, грибов, листьев разных деревьев) | -наблюдение за одуванчиками на участке; -сравнение одуван-чика с мать-и-ма-чехой; -проведение тема-тических досугов: показ сказки «Ку-рочка Ряба», «Зайка-побегайка»; - уточнение знаний об овощах, фруктах, домашних и диких животных; - инсценировка по произведению К.Чуковского «Крики животных»; -чтение стих.Г.Бойко «Зайчик»; -инсценирование стих. А.Барто «Де-вочка чумазая» | -разучивание стих Н.Дилакторской «Песочная страна»; -эксперимент «Воздух»(предметы: пуговица, песок, камушки); -продолжение изу-чения с правилами поведения в при-роде. |
Мини-программа (что должен уметь ребенок к двум годам):
- Интенсивно развивается активная речь, улучшается его артикуляция, он запоминает четверостишия, вместе со взрослым читает любимые потешки, слушает чтение сказок.
- Проявляет интерес к животным и растениям.
- Умеет «работать» с картинкой, подбирая ее по просьбе взрослого в соответствии с определенной тематикой: «Чем угостить котенка? (молоком, соком, апельсином, сосиской и т.п.)».
- В работе с картинками и дидактическими игрушками умеет выполнять задания: выбрать нужный из двух.
Мини-программа (что должен уметь ребенок к трем-четырем годам):
За этот год ребенок должен приобрести знания о живой природе: растительный мир (деревья, травы, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, барашек, петушок, курочка, утка, гусь и т.д.); детеныши животных (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок и т.д.); дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, воробей, ворона, голубь и т.д.); о неживой природе: свойства и назначение воды (льется, теплая, холодная; в ней стирают, купаются, ею умываются и т.д.; вода в природе (река, пруд; бегут ручьи, тают сосульки); о явлениях природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой-холодно; весной-тепло, светит солнце, тает снег, звенит весенняя капель; осенью – ветер, холодный дождь; зимой -метель, лед, снег); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях желтеют и опадают листья - листопад, вянет трава; зимой деревья без листочков; весной начинает зеленеть трава, появляются первые цветы-подснежники, на деревьях появляются первые листочки и т.д.);о погодных явлениях (дождь - сыро, гулять нельзя; летом не надевают теплую одежду, при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет дождь, необходимо взять зонт; зимой люди надевают шубы, шарфы, гамаши, теплые сапоги, меховые шапки, варежки и т.д.).
Результатами реализации комплекса мер по формированию начал экологической культуры должны стать:
- обеспечение ярко выраженного интереса к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту;
- наличие сочувствия, сопереживания животным и растениям, находящимся рядом;
- обеспечение практическими умениями гуманного с ними обращения;
- действенная готовность вместе со взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для питомцев.
Использование программы в экологическом воспитании дошкольников может быть эффективным при определенных условиях. К таковым относятся:
- выстраивание содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом природных особенностей региона;
- актуализация знаний, предлагаемых дошкольникам в соответствии со стандартом дошкольного образования;
- обогащение обязательных знаний новым содержанием в рамках предлагаемой программы;
- востребованность знаний дошкольников в педагогическом процессе средней, старшей и подготовительной к школе групп ДОУ;
- создание экологического образовательного пространства в ДОУ.
Структура реализации программы «Все на свете друг другу нужны»
Реализация программы экологического воспитания в дошкольном учреждении предполагает комплекс организационно-управленческих действий, включающих:
- педсоветы, деловые игры, мастер-классы, консультации, на которых развивается экологическое сознание воспитателей, формируется их гражданская позиция, проявляющаяся в ответственности за разрешение экологических проблем;
- система углубленной методической работы (в т.ч. самообразовательная работа), позволяющей педагогам овладеть методикой экологического воспитания, новыми технологиями, повысить свое мастерство в этой области;
- создание в учреждении полноценной эколого-развивающей среды, позволяющей проводить с детьми и их родителями интересную и разнообразную работу.
Работа с родителями включает в себя проведение:
- родительских собраний;
- консультирование;
- конкурсы («Шейте с нами, шейте лучше нас», «И на камнях растут деревья » и т.п.);
- просмотры открытых мероприятий (в т.ч. организация Дней открытых дверей);
- участие в совместных праздниках, развлечениях, субботниках и т.д.
для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста
(к авторской программе раннего экологического воспитания младших дошкольников «Все на свете друг другу нужны»)
г. Чистополь.
Обращение к воспитателям
«Не иди впереди ребенка-
Он может не пойти за тобой,
Не иди позади ребенка-
Он может не повести за собой,
Но иди рядом с ним
И будь ему другом»
Джим Рон
Отечественные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.) и американские (Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др.) ученые утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение со взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире – все то, что способствует развитию человека как личности. Пусть это только маленькие «ростки», чуть заметные «родники» рождающейся личности, но они должны присутствовать в его жизни. Не случайно говорят: человек рождается дважды – первый раз физически и второй раз – духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Малыш только входит в окружающий мир, и взрослые должны понимать, что это хрупкое, нежное и очень чуткое существо требует не только ласки и милосердия, но и исключительно бережного отношения. И уважения, потому что маленький, беспомощный ребенок уже несет в себе высокий статус – человек.
Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет экологическое воспитание. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания, сочувствия, желания помочь.
Младший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм, правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного отношения к миру.
Решению задач экологического образования детей способствуют следующие принципы:
-краеведения;
-педоцентризма (или «позитивного центризма»);
-природосообразности;
-научности и доступности понятий;
-«спирали».
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
-формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
-использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход);
-создавать благоприятные условия самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность ( что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф.Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественно - научные знания формируются по схеме: «представления-понятия-знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно-научные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Из-за небольшого объема часов в сетке занятий, рекомендуется объединение нескольких предметных областей общей тематикой (например сезонные явления в природе изучаются на занятиях по развитию речи, музыке, изобразительной деятельности и т.д.), т.е. используется междисциплинарность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно - образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тема по ознакомлению с окружающим подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование и т.д.). Итоги работы над той или иной темой подводятся во время общих праздников.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному».
Таким образом, экологическое развитие необходимо строить по схеме:
природа - человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
человек - природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
правила охраны природы.
Экологическое воспитание детей требует наличия определенных условий:
-живой уголок;
-растительный мир на участке;
-учебно – наглядные пособия для проведения занятий и т.п.
П.Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет, пишет: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента ( то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».
В группах желательно спланировать как минимум две зоны развития (игровую и познавательную) и оборудовать их соответственно запросам детей. Желательно иметь легкие переносные ширмы, с помощью которых можно огородить для себя игровое пространство.
Общими могут быть зоны изодеятельности, книги, живой уголок.
Для малышей (2-3 лет) особое значение имеет качество материала, с которым они работают. Желательно, чтобы в распоряжении детей были игрушки из натурального дерева, в том числе неокрашенного, покрытого лаком: строительный материал, богородские игрушки, расписные матрешки, свистульки, посуда; из натуральной глины; сшитые матерчатые куклы по образцу народных; разнообразный природный материал, используемый в качестве предметов-заместителей в играх: шишки, ракушки, каштаны, камешки, желуди. Желательно также наличие конструкторов из металла; наборы тканей для ряжения и игры; игрушки-животные из лыка и мочала, веток и соломы. Дети также любят играть с фигурками, выточенными из натурального камня.
Для игр детей необходимы:
- разрезные картинки на кубиках или плоскостные;
- парные картинки;
- пирамидки в форме животных и птиц (собака, петушок);
- озвученные игрушки (животных) с разным принципом звукоизвлечения;
- оборудование для игр с песком и водой; разнообразные формочки, в том числе пустые упаковки разной формы(в виде животных и птиц); плавающие игрушки (уточки, гуси) из разных материалов (пластмасса, резина и т.д.);
- пособия для развития мелкой моторики – шнуровки, кнопки, замки («божья коровка», черепаха и т.д.);
- напольные игрушки в виде мультипликационных персонажей (крокодил, черепаха, удав и т.п.);
- атрибутика для сюжетно-ролевых игр;
- мелкая и крупная мозаика, конструкторы (без образцов изделий из них);
- аудикассеты с записью классической музыки в обработке для детей; танцевальными мелодиями; детскими песенками; звуками природы.
Зона развития более старших детей (до 4-х лет) пополняется тематическими коллекциями и наборами открыток, иллюстраций (в т.ч. о диких и домашних животных, деревьях, насекомых, цветах, явлениях природы, временах года, птицах, грибах и т.д.); нарядами для костюмирования (в том ч. шапочками зайчиков, лисичек, волка, медведей, лягушек и т.д.); дидактическими играми и зоологическим лото; книжками с картинками; настольными, пальчиковыми, теневыми театрами (в т.ч. куклами бибабо).
Принципы построения предметно-пространственной среды:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация зон приватности;
- предоставление права и свободы выбора;
- полифункциональность использования помещений и оборудования;
- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, дает возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.
Поэтому здесь желательно иметь:
- необходимый минимум комнатных растений (в основном широколистные растения): бальзамин, бегония, фикус и т.д.;
-аквариум с отдельными представителями растений (водяной мох, роголистик, ряска и т.д.) и аквариумных рыб (гуппи, барбусы, меченосцы, виды золотых рыбок- кометы, вуалехвосты, телескопы и др.);
-террариумы и клетки с отдельными представителями животного мира (еж, морские свинки, хомячки и др.);
-клетки с птицами (попугай, канарейка и др.).
На участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями желательно иметь «уголки» леса, сада, луга, огород, цветник, «экологическую тропу», «педагогический огородик», который состоит из одной грядки, на которую высаживаются попарно 5-6 культур друг за другом (это могут быть такие культуры: помидоры, тыква, кабачок, лук и т.д.). В летнее время «педагогический огородик» разбивается на участке детского сада, зимой – на подоконнике.
Наличие предметно-развивающей среды обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его мышления.
Ребенок в возрасте до двух лет впервые начинает овладевать общепринятыми социальными правилами поведения. Время действия с предметами (игрушками) увеличивается в 4,5 раза. Большинство детей этого возраста (75%) уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. В два раза увеличивается устойчивость действий - малыш мало отвлекается. Для данного возраста характерно появление элементов практического экспериментирования, имеющих социальный характер.
В конце второго года жизни - это исключительно любознательное существо, которое смотрит на мир широко раскрытыми глазами. У него появляются первые ростки самоорганизации, избирательности, элементарного прогноза и даже воли. Это период первых привычек, которые позже сформируют его характер.
Таким образом, взрослые – вольно или невольно – становятся субъектами его подражания и прямого копирования. И на данном этапе перед воспитателем стоят следующие задачи:
- обеспечить развивающее общение, развивающую среду, развивающую деятельность;
- формировать первые привычки, обеспечивая посильную самостоятельность в практических действиях;
- воспитывать культуру поведения, давая образцы достойного поведения, в общении с близкими и знакомыми людьми, живыми объектами (животные и растения);
- способствовать развитию сюжетно - отобразительной игры, обогащая жизнь ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим;
- развивать интеллект ребенка, раскрывая доступные его пониманию причинно-следственные связи в социальном окружении;
- направить в полезное русло практическое экспериментирование, ориентировочно-исследовательскую деятельность. Развивать познавательную активность;
- формировать нравственно-этические чувства, эмоционально положительное отношение к взрослым и детям, чувство любви ко всему живому;
- продолжать расширять знания об окружающем мире на основе ознакомления с музыкальным, поэтическим, песенным фольклором для самых маленьких;
- эмоционально обогащать малыша новыми впечатлениями, ориентируясь на его «зону ближайшего развития»;
- приветствовать в ближайшем социальном окружении ребенка ситуации, достойные подражания (пожалей кошку, помоги … и т.п.)
- проявлять разумную любовь и заботу о ребенке, создавать эмоционально положительный микроклимат семейных отношений.
В познавательном развития малыша третьего года жизни при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений. За этот год ребенок должен приобрести знания о живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, барашек, петушок, курочка, уточка, гусь и т.д.); детеныши животных (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок и т.д.); дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, воробей, ворона, голубь и т.д.); о неживой природе: свойства и назначение воды (льется, теплая, холодная; в ней стирают, купаются, ею умываются и т.д.); вода в природе (река, пруд, бегут ручьи, тают сосульки); о явлениях природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой-холодно; весной – тепло, светит солнце, тает снег, бегут ручьи, звенит весенняя капель; осенью – ветер, холодный дождь; зимой – метель, снег, лед); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях желтеют и опадают листья- листопад, вянет трава; зимой деревья без листьев; весной начинает зеленеть трава, появляются первые цветы – подснежники, на деревьях появляются первые листочки и т.д.); о погодных явлениях (дождь – сыро, гулять нельзя; ветер – необходимо теплее одеваться; летом не надевают теплую одежду, при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет дождь, необходимо взять зонт; зимой люди надевают шубы, шарфы, гамаши, теплые сапоги, варежки, меховые шапки и т.д.).
Особый интерес у детей вызывает животный мир. Взрослый расширяет представления о животных, полученные ребенком на втором году жизни. Теперь уже дети более продолжительно могут наблюдать за рыбами, птицами и другими животными. Необходимо обращать их внимание на наиболее яркие, характерные особенности. Помнить, что детям легче подмечать различия, чем сходство.
С первых лет жизни необходимо воспитывать гуманное отношение к животным. В этом помогут игрушки-животные, стилизованные под человека (ребенка): слоник в платьице, мишутка в штанишках, петушок в сапожках. Ведь их можно «водить за руку», «кормить», «катать в коляске»; «разговаривать» с ними. Играя, малыш начинает осознавать зависимость животных от человека. Особое значение для ребенка третьего года жизни приобретает художественная литература о животных. Чтение книг, игра, практические наблюдения помогают малышу понять, что для всех живых существ необходима пища, вода, тепло; все живые существа имеют глаза, передвигаются в пространстве и т.п.
Знакомство малыша с растительным миром происходит также на основе отношений взрослых к цветам, деревьям, траве и т.п. С раннего детства необходимо заложить в ребенке культуру поведения в лесу, в парке, на лугу. Экологическое воспитание начинается с образа жизни семьи, отношений взрослых к природе.
В этом возрасте на более высоком уровне осуществляется ориентировка в окружающем мире. Происходит дальнейшая систематизация знаний:
- Человек и результаты его труда (выращивание овощей, фруктов и т.д.);
- Человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на участке, огороде и т.д.);
- Человек и животный мир (забота о животных; их значение в жизни людей: корова дает молоко, курочка – яйца и т.п.).
Эти представления на протяжении третьего года жизни формируются постепенно, в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщений и сравнений. Программное содержание ознакомления с окружающим постепенно усложняется. Педагог ведет ребенка от простого к сложному, помня о том, что малыш видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни. Однако любая информация должна быть доступной для ребенка.
Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно- действенное мышление, поэтому познание какого – либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.) Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. («кружатся листья» «падают снежинки», «ходит котик» и т.д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Основным методом в экологическом развитии малышей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).
Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующее наглядно - образное мышление (к четырем годам) постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети младшего дошкольного возраста начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
-окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Именно с помощью слова можно выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными и растениями.
Огромное значение имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
Основная роль в формировании первоначальных естественно - научных представлений, понятий и знаний принадлежит занятиям. При проведении занятий необходимы наглядные пособия:
-натуральные объекты живой и неживой природы;
-иллюстративные пособия (объемные: муляжи, чучела и др., плоскостные: картины, фотографии, слайды и т.д.);
-вспомогательные приборы и пособия (технические средства обучения).
Перед педагогом встает трудная задача построить занятие таким образом, чтобы сформировать познавательную мотивацию на основе интереса к природе. Главная цель занятия – не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности.
Для этого необходимо:
- разнообразить методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей;
- шире использовать натуральные наглядные пособия и практическую деятельность детей;
- для снятия умственного напряжения применять физкультминутки и игры с природоведческим содержанием;
- использовать самостоятельную работу детей.
Обучение детей младшего дошкольного возраста будет эффективном при условии соблюдения специфических возрастных особенностей.
Основные психологические особенности групп детей по возрастам
2-3 года | 3-4 года |
Мышление наглядно-действенное | Мышление наглядно-образное |
Общение ситуативно-личностное | Общение ситуативно-деловое |
Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Сверстник мало интересен; общаться трудно | Сверстник мало интересен; общаться трудно |
Речь словосочетаниями | Связная речь в стадии формирования |
Отвечает на вопрос «кто (что ) это?» | Отвечает на вопрос « что делает?» |
Учится понимать глаголы | Учится понимать прилагательные |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления |
Эмоции сильные, легко переключаются | Эмоции сильные, легко переключаются |
Сензитивный период развития музыкальности | Высокая эмоциональная отзывчивость на музыку |
С 2,5 лет – кризис «Я сам» | До 3,5 лет – кризис «Я сам» |
Конфликтный со взрослыми возраст | Конфликтный со взрослыми возраст |
Объекты познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство | Объект познания – предметы «здесь и теперь» |
Способ познания – разобрать предметы на части, манипулировать ими | Способ познания – конструирование и экспериментирование |
Условие успешности: разнообразная и сменяемая развивающая среда | Условие успешности – развивающая среда+ партнерство со взрослым |
Игра предметно - манипулятивная, индивидуальная | Появляется игровое действие. Игра партнерская со взрослым или индивидуальная с игрушками |
Внимание, память, непроизвольны | Внимание, память, непроизвольны |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности в нетрадиционной форме как в групповой комнате, так и на участке, в Зимнем саду, комнате природы и т.п. Личностное саморазвитие педагога является важнейшим фактором, условием, средством и критерием гуманизации педагогического процесса.
Требования к профессионализму педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по экологическому образованию:
- коммуникативная компетентность;
- владение способами личностно - ориентированного взаимодействия с детьми;
- способность рационального использования педагогической среды.
Речевой стиль воспитателя. Речь педагога должна быть негромкой, но эмоционально-выразительной, хорошо артикулированной, состоять из коротких предложений.
Условием работы педагога с дошкольниками являются следующие правила:
- Никогда никого не наказывать.
- Не сравнивать детей друг с другом.
- Не осуждать детей в присутствии других.
- Не жаловаться на них родителям.
- Не оскорблять.
- Хвалить от души.
- Верить и доверять.
- Договариваться и находить общий язык.
Рецензия
на программу «Все на свете друг другу нужны» воспитателя первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 9» Чистопольского муниципального района РТ
Королевой О.А.
- Новизна темы исследования, степень актуальности, значимость исследования в теоретическом и практическом плане:
Автор рассматривает проблему экологического воспитания детей как одну из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется большое внимание. Данная программа раннего экологического воспитания детей связана с гуманизацией педагогического процесса, развитием духовной и эмоционально-личностной сферы ребенка в период от полутора до четырех лет. На практике автор доказывает, что успешное решение задачи возможно при комплексном использовании разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, трудовой, двигательной.
- Краткая характеристика структура работы.
Структура работы отвечает требованиям, предъявляемым специалистами к проблемам раннего экологического воспитания, и основана на раскрытии актуальности темы в настоящее время. В практической части дан перспективный план работы с дошкольниками, программный материал представлен по блокам: «восприятие природы», «живая природа», «неживая природа», а также доказана необходимость систематического подхода в морально-нравственном формировании детей средствами экологического образования.
- Достоинство работы, в которой проявились оригинальные выводы, самостоятельность слушателя КПК, его эрудиция, уровень теоретической подготовки, знание литературы.
Достоинством в работе является тот факт, что формы работы разбиты по разделам: занятия, игра, деятельность детей в природе, что позволяет воспитателю самостоятельно планировать и решать задачи экологического образования дошкольников как на занятиях, так и в свободное от них время без физической и психической перегрузки. Автор предлагает строить экологическое развитие по схеме: природа - человеку; человек – природе; правила охраны природы и поведения в природе. Педагог акцентирует внимание на обучение по принципу «Каждый ребенок - личность»; принципу тематичности (программный материал распределен по временам года); принципу соблюдения биоритмов детского организма. Тематическое планирование основано на смысловых ценностях ближайшего окружения и наиболее отдаленных ценностных представлениях. Педагог доказывает необходимость учета возрастных особенностей детей и реализации принципа «от простого к сложному».
- Анализ выводов, сделанных автором, имеют ли они теоретическую (практическую), значимость, могут ли быть опубликованы, внедрены, использованы в учебном процессе и т.д.
Перспективный план, разработки занятий, используемые литературные произведения экологической направленности предлагаемые автором, могут быть использованы дошкольными работниками.
- Общий вывод.
Автор правомерно считает, что проблема раннего экологического образования дошкольников сложна и требует соблюдения принципов последовательности, постепенности; педагогами не всегда грамотно осуществляется работа с детьми в данном направлении, от методической грамотности педагога и его отношения к обозначенной проблеме зависит конечный результат. Программа, написанная доступным языком, позволяет воспитателю работать творчески, не сковывает его инициативы: он сам может определять, что будет делать на занятиях, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности.
Программа ориентирует дошкольных работников на необходимость знания психологии ребенка для правильного воспитания и формирования его как личности.
Автор заслуживает высокой оценки.
Рецензент. Буслаева Т.И., преподаватель психологии высшей категории Чистопольского педагогического училища.
Подпись рецензента_______________ дата ____________________
Рецензия
на авторскую программу экологического образования младших дошкольников «Все на свете друг другу нужны»
воспитателя первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 9» Чистопольского муниципального района
Королевой О.А.
Экологическое воспитание детей - одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется большое внимание. Данная программа раннего экологического воспитания детей связана с гуманизацией педагогического процесса, развитием духовной и эмоционально-личностной сферы ребенка в период от полутора до четырех лет. Программа «Все на свете друг другу нужны» нацелена на развитие познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, на воспитание любви к родной природе. Приоритетами программы развития ребенка средствами природы являются осознание ребенком чувства ответственности, любви и бережного отношения ко всему, что его окружает. Содержание программы экологического воспитания – новый взгляд на традиционное ознакомление детей с природой через обучение по принципу «Каждый ребенок - личность»; принципу тематичности (программный материал распределен по временам года); принципу соблюдения биоритмов детского организма. Тематическое планирование основано на смысловых ценностях ближайшего окружения и наиболее отдаленных ценностных представлениях.
Кроме того, она построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и понимании экологического воспитания как создания условий для развития детей раннего, младшего возраста и их максимальной самореализации. Достоинством программы является совместная деятельность педагога и ребенка на основе учета их возрастных особенностей и реализации принципа «от простого к сложному». Таким образом, обновлено общее содержание экологического образования с учетом психофизиологических особенностей младших дошкольников, т.к. воспитатель должен знать их возможности.
Само название программы «Все на свете друг другу нужны» говорит о взаимозависимости человека и природы (живой и неживой). Автор предлагает строить экологическое развитие по схеме: природа - человеку; человек – природе; правила охраны природы и поведения в природе. Цель разработки программы: становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирование у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Реализация данных целей связывается в программе с решением ключевых задач в разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, художественной, трудовой, двигательной. В программе формы работы разбиты по разделам: занятия, игра, деятельность детей в природе. Такая взаимосвязь всех видов деятельности позволяет воспитателю самостоятельно планировать и решать задачи экологического образования младших дошкольников как на занятиях, так и в свободное от них время без физической и психической перегрузки, что позволяет сохранять здоровье и эмоциональное благополучие детей.
Очень четко, грамотно, с учетом того, что было наработано в дошкольной педагогике, представлен по блокам программный материал: «восприятие природы», «живая природа», «неживая природа».
Тактично даны критерии оценки достижений в экологическом образовании детей к определенному возрасту. Кроме того, сформулированы показатели экологической воспитанности детей.
Принципиальное значение имеет тот факт, что на первый план автором выдвигается морально-нравственная функция экологического образования, обеспечивающая становление личности ребенка как доброго и отзывчивого человека, желающего помочь.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
- формировать чувства эмоциональной близости с миром живой природы;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
- средствами природы воспитывать эстетические и нравственно-духовные чувства.
Программа, написанная доступным языком, позволяет воспитателю работать творчески, не сковывает его инициативы: он сам может определять, что будет делать на занятиях, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности.
Программа «Все на свете друг другу нужны» также ориентирует воспитателей на необходимость знания психологии ребенка для правильного воспитания и формирования его как личности.
Заведующая высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 2»
Чистопольского муниципального района Быкова Л.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Программа раннего экологического образования детей дошкольного возраста "Все на свете друг другу нужны"
Главной целью предлагаемой программы является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирование понимания взаимосвязей всего живого и н...
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...
Рабочая программа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста «Юные натуралисты»
Данная программа обеспечивает полноценное экологическое образование детей старшей группы на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к окружающему миру, к себе и други...