Рабочая программа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста «Юные натуралисты»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Дьякова Наталья Григороьевна

Данная программа обеспечивает полноценное экологическое образование детей старшей группы на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к окружающему миру, к себе и другим людям; построена на основе взаимосвязи конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по экологическому образованию

детей старшего дошкольного возраста

«Юные натуралисты»

Разработала:

воспитатель Дьякова Наталья Григорьевна.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

3

Цели и задачи реализации Программы

5

Принципы формирования Программы

5

Планируемые результаты освоения Программы

6

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание вариативных форм, методов и средств

по реализации Программы

7

Технологии реализации Программы

9

Способы и направления поддержки детской инициативы

12

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников

13

Планирование образовательной деятельности

15

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации образовательного процесса

16

Психолого-педагогические условия реализации Программы

17

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

17

Программно-методическое обеспечение

18

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

Приложение 1. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений

детей дошкольного возраста

20

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее – Программа) по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Программа разработана с учетом:

  • Методического пособия С.Н. Николаевой «Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Методического пособия С.Н. Николаевой «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с № 31 «Березка»

Программа:

- обеспечивает полноценное экологическое образование детей старшей группы на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к окружающему миру, к себе и другим людям;

- построена на основе взаимосвязи конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.

Актуальность данного направления заключается в том, что экология нашей планеты ухудшается с каждым годом, и нужно её беречь и охранять. Для этого каждому человеку необходимо понимание ценности и своеобразия природного мира, знание особенностей природы и природных явлений, ответственное отношение к состоянию окружающей среды. А начинать работу по формированию экологической культуры желательно с дошкольного возраста. Именно с детства закладываются основы познания окружающей природы, развивается ценностное отношение к ней.

В связи с этим, была разработана Программа «Юные натуралисты», направленная на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим природным миром и формирование у них основ экологической культуры.

Воспитательные возможности природного мира огромны, тематика - неограниченна. В соответствии с задачами Программы дети знакомятся с животными, природными объектами и явлениями через образы, краски, звуки, восприятие литературы, наблюдения, а грамотно поставленные взрослым вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Благодаря природе эффективнее формируются ценностное отношение и активная жизненная позиция детей, а также развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности ко всему живому.

Новизна данной Программы состоит в том, что формирование экологических представлений старших дошкольников происходит не только посредством традиционных форм и методов работы, но и в процессе применения современных технологий и методик деятельностного характера.

Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.

В Программе предполагается сочетание обучения познавательным действиям с различными видами моделирования, экспериментальной деятельностью, наблюдением. Это обеспечит успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Особенностью Программы является экологизация развивающей предметно-пространственной среды в группе. Экологическая среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у воспитанников навыков общения с природой. В рамках экологизации РППС созданы условия для экспериментирования, ухода и наблюдения за живыми объектами, использованы экологически безопасные материалы для оформления интерьера группы и познавательно-исследовательской деятельности, для формирования экологически грамотного поведения в природе, воспитания чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Таким образом, организация образовательной деятельности по данной Программе позволит педагогу:

- создать условия для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;

- разрабатывать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и методы, внедрять современные способы взаимодействия с детьми и их родителями;

- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- способствовать успешному освоению элементарных представлений у детей об окружающем природном мире.

  1. Цель и задачи реализации Программы

Содержание Программы направлено на реализацию цели и задач:

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем природном мире в процессе различных видов детской деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для формирования у воспитанников экологических знаний и представлений.

2. Формировать элементарные умения выявлять простейшие зависимости в природе.

3. Формировать основы естественно-научных представлений.

4. Формировать экологическую культуру: ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

5. Развивать познавательный интерес и познавательные действия.

6. Развивать мыслительные способности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы, устанавливать взаимосвязи.

7. Способствовать развитию самостоятельности, познавательной активности и инициативности.

6. Приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ по вопросам формирования у своих детей представлений об окружающем природном мире.

  1. Принципы формирования Программы:

Программа разработана с учетом следующих принципов:

- принцип психологической комфортности (взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);

- принцип деятельности (создаются условия для самостоятельных детских открытий в процессе наблюдений за природой и экспериментирования);

- принцип целостности (у ребенка формируется целостное представление о природном мире, самом себе и своих возможностях);

- принцип вариативности (детям предоставляется возможность выбора способа действия, материалов и видов деятельности);

- принцип единства с семьей (предполагает единство требований детского сада и семьи в вопросах образования, развития и здоровья детей).

  1. Планируемые результаты освоения Программы

  1. Ребенок имеет первичные представления о природных явлениях, а также о свойствах и отношениях объектов окружающего природного мира.
  2. Сформированы элементарные познавательно-исследовательские действия.
  3. Сформировано бережное, созидательное отношение к окружающей природе, ребенок знает правилами поведения в природе.
  4. Знает элементарные основы безопасного взаимодействия с природой.
  5. Сформировано желание участвовать в опытно–экспериментальной деятельности, в совместных проектах, акциях и мероприятиях экологического характера.
  6. Развита любознательность, познавательная мотивация и творческая активность.

  1. Развивающее оценивание качества

образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности по освоению Программы проводится с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у старших дошкольников.

Педагогическая диагностика осуществляется в форме наблюдений за детьми и диагностических заданий в процессе совместной деятельности педагога с ними.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза: в октябре и апреле текущего учебного года.

Диагностический инструментарий разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. (см. Приложение).

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с родителями воспитанников.

Методика диагностики:

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание вариативных форм, методов и средств

по реализации Программы

В программе представлены современные подходы к организации экологического воспитания и обучения дошкольников в соответствии с развивающими методами и средствами образования, а также адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности.

Формы организации образовательной деятельности имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Вариативные формы взаимодействия:

Игра - основная форма реализации содержания Программы при организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Виды игр: игры-эксперименты, игровые ситуации, сюжетные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры на экологическую тематику.

Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

В Мастерской дети, совместно с воспитателем, изготавливают экологические мобили: «Птички-синички», «Снежинки-пушинки», «Солнышко лучистое», «Овощи и фрукты» и др. Также в Мастерской ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией. Изображают объекты природного мира, разрабатывают схемы, таблицы по экологии.

Экспериментирование и исследования – эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия окружающего природного мира.

Интерактивный мини-музей «Чудо-дерево» - современная форма взаимодействия. На «Чудо-дереве» живет Умная Сова, которая формулирует детям экологический вопрос или проблему. Умная Сова является постоянным персонажем различных образовательных ситуаций, наблюдений, экспериментов и других мероприятий.

Проект - форма организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, которая позволяет ребенку самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать. Предусмотрен познавательно-исследовательский проект «Исследователи природы».

Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания экологического характера.

Маршруты прогулок и походов с детьми в природу. Педагогом совместно с детьми намечаются экологически значимые объекты, составляются картосхема и описание маршрута. Он прокладывается там, где есть, что показать детям, где есть возможность сделать привал и отдых для них. Преимущество маршрута в том, что он дает хорошую возможность познакомить дошкольников с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые существуют между ними.

Экологические акции. Основная цель акции - формирование эмоционально-ценностного отношения к природе на основе нравственного содержания. Акции экологического характера способствуют формированию экологической культуры дошкольников, создают условия для приобщения к природному миру ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают практический опыт взаимодействия с окружающим миром. Предусмотрены экологические акции: «Вредный целлофан», «Покормим птиц зимой», «Друзья наши меньшие».

В совместной образовательной деятельности педагога и детей также используются такие формы как:

- образовательные ситуации;

- мотивационные ситуации;

- наблюдение;

- рассматривание объектов и их обследование;

- ведение различных календарей;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций;

- ситуативные разговоры;

- коллекционирование;

- моделирование.

Методы реализации Программы:

В программе применяются современные методы обучения и воспитания:

- объяснительно-иллюстративные методы при помощи ИКТ - материал разъясняется, иллюстрируется примерами и демонстрируется посредством информационно-коммуникационных технологий;

- проблемно-поисковые методы - отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем целенаправленных наблюдений, решения познавательных задач и проведения экспериментов;

- исследовательские методы - применяются при организации поисковой, познавательной деятельности детей путём постановки познавательных и практических задач, которые требуют самостоятельного творческого решения;

- методы стимулирования - соревнование, поощрение и др.

Благодаря данным методам, воспитанники не только применяют усвоенные ранее знания и умения, но и самостоятельно ищут новые решения и творческие подходы.

Образовательный процесс происходит

при применении следующих средств:

1. Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества на экологическую тематику: пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.).

2. Наблюдаемые объекты, предметы, явления (наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных произведений).

3. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий (плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и карточек, алгоритмов, схем, таблиц).

4. Демонстрация объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, презентаций.

5. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности (конструкторы, знаково-символические материалы, природный и нетрадиционный материал).

7. Различный дидактический материал.

9. Материал для экспериментирования.

Технологии реализации Программы

При взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста используются современные образовательные технологии:

Технологии

Цель

1.

Здоровьесберегающие

Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

2.

Технология развивающего обучения

Формировать у детей элементарные умения самостоятельно добывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи.

3.

Игровые технологии

Формировать посредством игры познавательную активность, познавательно-исследовательские действия и сенсорный опыт.

4.

Проектные технологии

Способствовать познанию у воспитанников окружающего природного мира посредством поэтапной и заранее спланированной деятельности.

5.

Информационно-коммуникационные технологии

Формировать основы информационной культуры у всех участников образовательных отношений: педагога, родителей и детей.

Перечисленные технологии обеспечивают выполнение Программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

Здоровьесберегающие технологии

В процессе взаимодействия с воспитанниками применяются:

1. Дыхательная гимнастика (игры с использованием разнообразных приспособлений и предметов: вертушки, мыльные пузыри, одуванчики, игры на поддувание).

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Самомассаж (при помощи резиновых массажных мячиков).

4. Пальчиковые игры (на основе русских народных потешек, небольших стихотворений, веселых детских песенок экологического характера).

Благодаря оздоровительным технологиям происходит включенность детей в активную игровую, исследовательскую и речевую деятельность, а также коррекция их здоровья и эмоционального состояния.

Технология развивающего обучения

В основе технологии - активный деятельностный способ формирования у детей экологических представлений, удовлетворение их познавательной потребности с включением этапов деятельности (при помощи педагога): целеполагания, планирования, реализации целей и анализа результатов деятельности.

Технология предусматривает обучение и воспитание с учётом закономерностей детского развития, а также опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»).

В связи с этим, актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. В частности, это проблемно-поисковые методы, игровые методы с элементами проблемности, творческие методы.

Взаимодействие с ребенком организуется таким образом, чтобы оно было направлено на включение его в проблемные ситуации, где дошкольник пробует действовать самостоятельно, сам включается в процесс решения задач и проверку этих решений.

Игровые технологии

Главными условиями для возникновения интереса к исследовательским действиям у детей дошкольного возраста являются новизна, необычность, неожиданность при подаче материала. Для этого используются разнообразные мотивационные ситуации, игры-«секреты», «Волшебные коробочки (сундучки, мешочки, чемоданчики)». Эти игры и игрушки активизируют познавательную, коммуникативную и исследовательскую деятельность воспитанников.

В игровой форме дети знакомятся со свойствами песка, воды, минералов. В результате развивается познавательный интерес к окружающим предметам, формируются предметно-исследовательские действия, умение искать варианты и самостоятельно находить правильные решения. Впоследствии эти умения переносятся в самостоятельную игровую и познавательно-исследовательскую деятельность.

Интеграция игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности делает педагогическое взаимодействие с детьми более эффективным, динамичным и интересным.

Проектные технологии

Среди основных принципов, заложенных в ФГОС ДО, отмечены следующие:

- реализация обучения и воспитания в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей.

Одной из технологий, поддерживающей перечисленные принципы, является технология проектной деятельности.

Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что, в конечном итоге, формирует познавательно-исследовательскую деятельность ребенка, позитивный познавательный опыт. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми.

Именно поэтому для разнообразия подачи информации и развития познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках данной Программы реализуется проект «Исследователи природы».

Задачи проекта «Исследователи природы»:

#1040;ктивизировать познавательный интерес и предметно-исследовательские действия у воспитанников.

2. Способствовать формированию элементарных естественно-научных представлений об окружающем мире.

3. Формировать умение детей самостоятельно обследовать предметы, проводить простейшие опыты.

Продукты проекта:

  1. Творческая презентация с участием педагога, детей и родителей: «Опыты и игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста».
  2. Оформление папки «Опыты и игры-эксперименты в домашних условиях».
  3. Оформление фотоальбома по проекту.

Информационно-коммуникационные технологии

Благодаря ИКТ существенно повышается познавательный интерес и мотивация детей к обучению, так как можно воссоздавать природный мир в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал. Информационно-коммуникационные технологии имеют для детей дошкольного возраста большой образовательный потенциал.

В связи с этим, помимо основного методического обеспечения, к Программе разработано цифровое обеспечение, включающее комплект дидактических игр, иллюстративные и ознакомительные материалы, видеоролики, тематические презентации. Сформирована видеотека по ознакомлению с разнообразным природным миром: видеосюжеты, научно-познавательные фильмы, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии и наблюдения.

Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов и современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

К тому же, использование ИКТ в образовательной деятельности повышает результативность самого образовательного процесса.

Таким образом, применение педагогических технологий в Программе позволяет решить важнейшие современные задачи:

1) осуществляется такое взаимодействие с детьми, при котором педагог передает не готовые знания, а организует деятельность так, чтобы воспитанники самостоятельно узнавали что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и экспериментирования;

2) современные технологии в рамках развивающего обучения ориентируют воспителя на потенциальные возможности каждого ребенка;

3) благодаря технологиям происходит включенность дошкольников не только в познавательно-исследовательскую, но и в активную речевую, социально-коммуникативную и физическую деятельность.

Способы и направления поддержки детской инициативы

При познавательно-исследовательской деятельности и в процессе наблюдения за природой очень важна свободная самостоятельная деятельность дошкольников. Для того, чтобы активизировать эту деятельность, особое внимание в Программе уделяется поддержке интересов ребенка со стороны педагога, поощрению любознательности, инициативе и самостоятельности детей.

С этой целью воспитатель создает такую развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. РППС должна быть насыщенная, содержать современные материалы и оборудование для экспериментирования. Тем самым ребенку предоставляется возможность для активного исследования и решения задач.

Одним из эффективных условий для самостоятельной деятельности детей по экологии является постоянное расширение арсенала объектов для исследования, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью.

Важно также предоставлять детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства природных объектов и побуждать к дальнейшему их изучению.

Следует обратить внимание и на такую деятельность как участие детей в разработке методики эксперимента. Этот приём должен использоваться постоянно. Например, педагог останавливается на месте постановки проблемы и вместо указаний, что надо сделать, просит детей предложить варианты её решения. Если ребёнок даёт заведомо неподходящий вариант, взрослый не критикует его, а позволяет самостоятельно убедиться в несостоятельности предложения. Ведь важно не скорое получение знаний, а развитие ребёнка: пусть предполагает, проверяет свои предположения, убеждается в их верности или неверности, защищает свою точку зрения или отказывается от неё.

Особое внимание уделить дискуссии. Воспитатель предлагает для обсуждения какую-то проблему. В ней заведомо заложено противоречие, но сначала оно не заметно для дошкольников. Педагог разрешает детям высказывать любые точки зрения, аргументировать их, выслушивать мнения товарищей. Самый ответственный момент - конец дискуссии. Вот здесь и становится видным противоречие.

Таким образом, поддержка инициативы детей осуществляется через:

  • создание условий для свободного выбора деятельности и участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в процессе наблюдений и экспериментирования.

Для развития самостоятельности педагог выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими проблемными и игровыми ситуациями;

• быть свободным в своих действиях и принятии доступных им решений.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников

Экологическое образование дошкольников должно происходить не только в условиях дошкольного учреждения, но и в семье.

Интеграция усилий ДОУ и семьи очень важна и необходима для повышения эффективности результатов данной Программы.

Задача педагога при взаимодействии с родителями: показать значимость экологической культуры и экологических знаний для общего развития ребёнка, вооружить методическими рекомендациями, заинтересовать в развитии у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе.

Крайне важным является создание единого пространства взаимодействия воспитателя и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных образовательных задач.

Работа с родителями в рамках Программы осуществляется по двум направлениям:

Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по экологическому образованию детей (индивидуальное и групповое консультирование, буклеты, папки-передвижки, презентации, библиотека для родителей, видеотека и т.п.).

Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что активизирует взрослых на педагогическое общение с ребенком. Например, совместное оснащение развивающей среды, конкурсы детско-родительского творчества на экологическую тематику («Осенние фантазии», «Зимушка-зима», «Весна-красна идет») и др.

Одной из основных форм взаимодействия с родителями по Программе является организация совместных экологических туров выходного дня.

Целью разработки экотуров является формирование у дошкольников уважения и интереса к природе через взаимодействие и сотрудничество с родителями и воспитателем.

Цель реализуется через решение следующих задач:

- формировать элементарные представления о свойствах и отношениях объектов и явлениях ближайшего природного мира;

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- обобщать и систематизировать знания о природе родного края.

Маршруты экотуров разрабатываются совместно с родителями и детьми. По итогам каждого мероприятия организуется обсуждение с детьми увиденного, а также - фотовыставка, выставка рисунков и поделок, стенгазета.

В результате, актуализация индивидуально-личностного взаимодействия с семьей приведёт к тому, что у родителей:

- будут сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам экологического образования детей;

- приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании, обучении и развитии своего ребенка;

- обогащены знания о деятельности группы, которую посещает ребенок;

- установлено единство с педагогами группы в образовании и развитии детей.

Планирование образовательной деятельности

(разработано на основе методического пособия Николаевой С.Н.

«Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010)

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Знакомство с Умной Совой в интерактивном мини-музее «Чудо-дерево». Наблюдение «Что цветѐт на нашем участке в начале сентября? Какие они - цветущие растения?»

2. Наблюдение «Что было сначала, что было потом? Соберѐм семена

садовых цветов»

3. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

4. Образовательная ситуация «Как заполнять календарь природы?»

Октябрь

1. Образовательная ситуация: «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»

2. Образовательная ситуация: «Овощи и фрукты на нашем столе». Изготовление экологического мобиля «Овощи и фрукты».

3. Образовательная ситуация «Растения в нашем уголке природы»

4. Экскурсия в библиотеку. Проведение экологической акции «Вредный целлофан»

5. Проведение эко тура выходного дня вместе с родителями.

Ноябрь

1. Образовательная ситуация: «Корова и коза - домашние животные»

2. Образовательная ситуация: «Для чего животным хвосты?»

3. Образовательная ситуация «Как лесные жители белка и медведь

готовятся к зиме»

4. Образовательная ситуация: «Лошадь и овца – домашние животные

5. Проведение эко тура выходного дня вместе с родителями.

Декабрь

1. Образовательная ситуация «Письма заболевшим детям»

2. Образовательная ситуация: «Станем юными защитниками природы». Проведение экологической акции «Покормим птиц зимой».

3. Образовательная ситуация «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу».

4. Наблюдение «Какой снег? Снежинки очень красивы». Изготовление экологического мобиля «Снежинки-пушинки».

5. Проведение экотура выходного дня вместе с родителями.

Январь

1. Наблюдение «Получаем талую воду. «Замораживаем воду»

2. Чтение произведения Е. Чарушина «Что за зверь?»

3. Наблюдение «Какие птицы летают? Когда птицы бывают заметны?». Изготовление экологического мобиля «Птички-синички».

4. Образовательная ситуация «Лес – это дом для многих животных»

5. Проведение эко тура выходного дня вместе с родителями.

Февраль

1. Наблюдение «Выращиваем лук»

2. Наблюдение «Выращиваем лук»

3. Праздник, посвященный творчеству Виталия Бианки

4. Образовательная ситуация «Прошла зима холодная»

5. Проведение эко тура выходного дня вместе с родителями.

Март

1. Образовательная ситуация «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке».

2. Образовательная ситуация «Наши четвероногие друзья»

3. Образовательная ситуация» Как люди заботятся о своем здоровье

весной»

4. Образовательная ситуация «Мать – и – мачеха - первые цветы на

участке» «Где можно найти мать – и – мачеху?»

5. Проведение эко тура выходного дня вместе с родителями.

Апрель

1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать -и – мачеха – что это за цветы?»

2. Образовательная ситуация «Сравним кошку с собакой». Проведение экологической акции «Друзья наши меньшие».

3. Образовательная ситуация «Весна в жизни лесных зверей». Изготовление экологического мобиля «Солнышко лучистое».

4. Образовательная ситуация «Люблю березку русскую».

5. Проведение эко тура выходного дня вместе с родителями.

Май

Реализация познавательно-исследовательского проекта «Исследователи природы».

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Особенности организации образовательного процесса

Срок реализации Программы: 1 год.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю.

Каждую неделю планируется новая тема. Раз в месяц, в выходной день, проводятся экологические туры совместно с родителями.

Занятия проходят в увлекательной форме (наблюдения, путешествия, игры-задания, эксперименты и т. д.)

Практикуется такая форма работы как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс экологического образования своих детей. Приветствуется посещение родителей на занятиях, включение их в практическую деятельность.

При организации образовательной деятельности используется фронтальная, индивидуальная и подгрупповая формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга, погодные или другие условия.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту и не превышает 25 минут. В середине образовательной деятельности могут проводиться физкультурные минутки.

Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – до 15 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Индивидуальная работа направлена на осуществление помощи воспитанникам, имеющим трудности при овладении Программой.

  1. Психолого-педагогические условия реализации Программы

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих экологическое образование каждого воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

  1. Индивидуально-личностное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
  2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
  1. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
  2. Создание развивающей образовательной среды, способствующей художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  3. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности и инициативности.
  4. Участие семьи как необходимое условие для полноценного экологического развития ребенка дошкольного возраста.

  1. Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и обеспечивает реализацию Программы. Оснащена достаточным количеством материалов, оборудования и инвентаря для экологического образования детей старшего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возраста и с требованиями по охране и укреплению их здоровья. Способствует общению и совместной деятельности детей и взрослых, а также двигательной активности и инициативности воспитанников.

РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала познавательно-исследовательской деятельности дошкольников по экологическому образованию.

В ней выделено:

- Экологический Центр в группе;

- участок детского сада;

- территория, прилегающая к участку ДОУ.

Каждый из этих объектов соответствует санитарным и образовательным требования:

- все материалы, оборудование, инвентарь, внесенные в экологическое образовательное пространство, соответствуют возрастным, психологическим и познавательным возможностям детей данной возрастной группы;

- в случае организации инклюзивного образования пространство конструируется с учетом индивидуальных образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья отдельных детей;

- предусмотрены условия для общения и совместной деятельности детей друг с другом, детей и педагогов, детей и родителей, педагогов и родителей;

- развивающая предметно-пространственная среда гарантирует охрану здоровья воспитанников, здоровье сбережение и здоровье обогащение;

- при конструировании экологического образовательного пространства учитываются климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также национально-культурные традиции воспитанников.

По тематике Программы в «Экологическом Центре» присутствуют:

- магниты, металлические фигурки, электрические фонарики; деревянные катушки из-под ниток, увеличительные стекла, микроскоп, компас, материал для выращивания кристаллов;

- ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения различных круп, шишек, желудей; разнообразные соломинки и трубочки; бумага, фольга, подкрашенная вода разных цветов, пипетки. Защитная одежда для детей (фартуки, нарукавники);

- схемы и таблицы для наблюдения за природой;

- природный материал (шишки, желуди, фасоль, скорлупа от грецких орехов) используется как раздаточный материал, материал для создания коллажей, объемных открыток, картин и т.д.

- развивающие наборы для экспериментирования: «Микроскоп», «Забавная химия», «Юный биолог», «Занимательные опыты», «Приключения воды».

Программно-методическое обеспечение

Образовательная деятельность по Программе осуществляется на основе программно-методического обеспечения, которое соответствует основной образовательной программе ДОУ и требованиям ФГОС ДО:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № С. 23-27.
  3. Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
  6. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
  7. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
  10. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания, 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
  11. Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
  12. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2012.
  13. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.
  14. Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
  15. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  17. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  18. Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
  19. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  20. Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  21. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы. - 2-е изд., стереотип / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  22. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  23. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду детей 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. - М: Мозаика-синтез, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений

детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций

С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

Комплексный сценарий по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Юные экологи».

Комплексный сценарий  по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста  «Юные экологи»....

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3 до 7 лет

Цель: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста...

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет...

Образовательная область "Познание". Экологический квест для среднего и старшего дошкольного возраста «Юные защитники природы»

Увлекательный квест, который помогает расширить знания детей о лесе и его обитателях, о том какие животные как слышат....

Рабочая программа кружка по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Юные помощники инспекторов дорожного движения»

Краткое содержание: кружок по ПДД проводится в неделю один раз, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 30 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраст...