Технология проектной деятельности как форма творческого потенциала детей с ОВЗ.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Из опыта работы по исследовательско -творческому проекту "Мир воды" для детей  с ОВЗ (старший дошкольный возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_o._n.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  проектной деятельности как форма творческого потенциала детей с ОВЗ.

Проблема творчества сегодня – одна из центральных в нашем обществе. Для решения задач развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 04.09.2014 г. и Единой концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, нужны грамотные инициативные специалисты, способные подключиться к решению вопросов формирования необходимых качеств творческой личности.

К сожалению, современное образование, как правило, развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона –  развитие творческих способностей учащихся – отдаются воле случая и у большинства детей остаются на низком уровне. И это несмотря на то, что у каждого ребенка заложена потребность в творчестве, как утверждает Б.П. Никитин.

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, им не интересно то, что происходит у нас на занятиях. Учителя начальных классов тоже говорят об отсутствии у детей любознательности, угасание интереса к познанию нового. С.Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:

Он взрослых изводил вопросом "почему?".

Его прозвали "маленький философ".

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "почему?".

Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.

Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ "Об образовании". Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Поэтому на данном этапе развития нашего общества педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей дошкольников и особенно у детей с ОВЗ.

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающую систему", что определяет усилия взрослых не на обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а направляет их педагогические умения на создание условий для саморазвития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию  является технология проектирования.

Проектирование, как одна из технологий обучения - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной диагностической задачи со стороны организаторов. (Е.С.Евдокимова).

Цель работы в режиме проектной технологии: формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • Способствовать развитию творческого мышления и воображения любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;
  • Создать условия для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;
  • Создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

Принципы развития творческих способностей:

Принцип беглости мышления предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма».

Принцип сотрудничества и кооперации позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе.

Принцип благоприятного климата обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка.

Принцип неоцениваемой деятельности предоставляет каждому участнику право делать ошибки.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Представляю  проект «Мир воды», проведенного в нашем детском саду для детей с ОВЗ. Реализация проекта осуществляется в блоке специально организованном обучении и в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию занятия 1 раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Название проекта: «Мир воды».

Вид проекта: долгосрочный (учебный год).

Тип проекта:  исследовательско – творческий.

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Идея проекта: Развитие познавательной активности детей. Передача

 социального опыта в сфере влиянии воды на все живое.

Вовлечение детей в активное освоение окружающего мира,

овладение способами познания связей между предметами и явлениями.

Развитие любознательности в процессе активной познавательно –

исследовательской деятельности.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни

человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях,

мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Игровая мотивация: Письмо от Капитошки.

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к

воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание

экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и

практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды

Задачи:

1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.

2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде

(познавательного, бережного, созидательного).

3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации,

планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения

желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

4. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

План деятельности по достижению цели:

Сентябрь

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

Октябрь

2. Пополнить развивающую среду:

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор энциклопедий, карт, схем;

- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

-составление картотеки опытов с водой;

-подготовка оборудования для опытов с водой.

Ноябрь

3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

4. Подготовить информацию для родителей по темам:

- Эксперимент в детском саду;

-Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

- Почему воду нужно беречь?

- Памятка «Что почитать детям о воде».

Декабрь - Март

Декабрь

1 неделя

Презентация проекта. НОД «Вода».Выбор в

 группе уголка проекта «Мир воды».

-  Закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

-развивать навыки проведения опытов.Прививать бережное отношение к воде.

Воспитатель, дети

2 неделя

Беседа «Где живут капли воды в детском

саду».

Рассматривание капелек воды через лупу.

Пословицы и поговорки о воде.

Поощрять выдвижение детьми

 гипотез. Развивать умение

понятно для окружающих выражать свои мысли.

Воспитатель, дети.

3 неделя

Непосредственно-образовательная

 деятельность «Волшебница - вода».

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Опыт «Живая вода».

Расширять кругозор детей о воде и ее свойствах, используя опыты и эксперименты;

-  развивать наблюдательность,

творческое воображение, любознательность, познавательный интерес в процессе

экспериментирования с

 жидкостями.

Воспитатель, дети.

4 неделя

Беседа «Вода в жизни людей».

Учить детей беречь

 водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения

чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

 Научить детей не лить воду без

 нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Воспитатель, дети.

Январь

1 неделя

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была

Река»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Закреплять знания детей о

 круговороте воды в природе.

 Продолжать воспитывать

 бережное отношение к воде.

 

Воспитатель, дети.

2 неделя

Беседа «Чем отличается вода в морях и

 океанах от речной, озерной?»

Подвижная игра «Ручеек».

Дать детям представление о том,

какое большое значение имеют

 родники и другие источники

 чистой воды, для всего живого на

 земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением к

 людей к родникам.

Воспитатель, дети.

3 неделя

НОД «Какие свойства воды ты знаешь?»

Опыты «Свойства воды».

 Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность,

 нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит

 в себе много неизвестного.

Учить работать с прозрачной

 стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками,

с незнакомыми растворами,

 соблюдать при этом необходимые

меры безопасности. Воспитывать

 умение работать в группе,

 договариваться, учитывать

мнение партнера, а также

отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и

 обогащение словаря детей.

 

Воспитатель, дети.

Февраль

1 неделя

Загадки о воде.

 Опыты «Теплая вода», «Холодная вода»

«Роса».

Показать детям зависимость

состояния воды от температуры

воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

 

Воспитатель, дети.

2 неделя

Опыты: «Как выйти сухим из воды», «Как

 достать монету из воды, не замочив рук?»

 Способствовать накоплению у

детей представлений о свойствах

 воды. Продолжать учить детей

 работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными

 стаканчиками, палочками.

 Воспитывать умение работать в

группе, договариваться, учитывать

 мнение партнера, а также

 отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и

 обогащение словаря детей.

                                 Воспитатель, дети.

4 неделя.

Беседа «Вода в жизни людей»

 Опыты: «Вода в овощах и фруктах», «Куда

 исчезла вода», «Испарение».

Формировать представления о

значении воды в жизни человека

и для природы, о разнообразии

 состояний воды в окружающей

среде. Развивать умение

 самостоятельно делать выводы

 на основе практического опыта.

Воспитатель, дети.

Март

1 неделя

Рассматривание снежинок.

Опыты: «Агрегатные состояния воды»,

«Делаем облако»

Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать

умение самостоятельно

устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитатель, дети.

2 неделя

Чтение энциклопедии «Обитатели моря»,

 «Жизнь в соленой воде».

Беседа «Вода в жизни животных»

Подвижная игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Познакомить детей с

представителями водных

животных, показать их

 особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих

животных и среды их обитания.  

Воспитатель, дети.

3 неделя

 НОД «Волшебница - вода»

Ручной труд (конструирование из бумаги)

«Белая кувшинка».

Расширять кругозор детей о воде и ее свойствах, используя опыты и эксперименты.    

Развивать наблюдательность, творческое воображение, любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.  Совершенствовать знания о роли воды в природе и жизни человека.

Воспитатель, дети.

           5. Реализовать выполнение проектных мероприятий.

Январь 

6. Составление схемы «Круговорот воды в природе»

Апрель

7. Провести презентацию коллажа «Мир воды» для детей старшей группы. 

 

Реализация проекта

Совместная деятельность с детьми

1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», Лиман Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.

2. Использование фольклорных материалов.

3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».

4. Беседы на темы:

- какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

- чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

- какие свойства воды ты знаешь?

- зачем человеку нужна вода?

- а ещё кому нужна вода?

- что было бы, если бы с земли ушла вода?

5. Рассматривание иллюстраций с изображение реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.

6. Составление кроссвордов, ребусов.

7. Отгадывание загадок.

8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

9. Экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе.

10. Игры - эксперименты, игры-опыты.

11. Подвижные игры.

12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.

13. Моделирование «Круговорот воды в природе».

14. Составление памятки «Правила поведения на воде».

15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да-нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Совместная деятельность с родителями

1. Создание альбома «Мир воды».

2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

4. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

7. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Итог проекта: Презентация коллажа «Мир воды» для детей старшей группы.

Информационное обеспечение:  материально – техническое, учебно- методическое, информационное.

Ожидаемые результаты: получив знания о воде и ее свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширяется их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности.

Работа с родителями:

- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- предложить выучить с ребенком стихотворения о воде, снеге;

- оформление наглядной информации в родительском уголке «Занимательные опыты и эксперименты с водой».

Результатами проекта являются:

  • Воспитание у детей с ОВЗ эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
  • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей с ОВЗ опытно-исследовательских навыков.

Список используемой литературы:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
  3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М., 2003.
  4. Попова Н.С., Тукаева И.А. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка. Ростов н/Д., 2009.

5.Рыжова Н. А. « Я и природа»; Издательство: М.: ЛИНКА-ПРЕСС; 2010 г.; Серия: Наш дом — природа.

6. Коломина  Н.В. «Занятия по экологии в детском саду»;  Издательство: Сфера; Серия: Программа развития; 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Логоритмические этюды и упражнения - как одна из форм развития творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста

Содержание образовательной деятельности с применением ритмопластики и музыкально-ритмических движений    обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:-повышать интерес детей к з...

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речевого и творческого потенциала детей посредством реализации кружковой работы ».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Пре...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности для активизации творческого потенциала детей»: «Путешествие с музыкальными гномиками"

Конспект  непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего  дошкольного  возраста  с  использованием здоровьесберегающих  технологий  на  тему  ...

«Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности»

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, каждый педагог должен поставить перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого поте...

Общее родительское собрание "Развитие творческого потенциала детей в художественно-творческих видах деятельности"

Родительское собрание тематическое, не только дает рекомендации, но и показывает итоги работы в данном направлении....

Проектная деятельность как развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность как развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.Технология творческой проектной деятельности.Так называется мой авторский подход в работе к воспитанию, развитию и...