Неизведанная планета. Вулканы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vulkany.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Неизведанная планета «Вулканы»
Цель: Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи.
1. Развивать познавательные интересы о природном явлении – вулкане.
2. Создавать условия для самостоятельной и познавательной активности детей.
3. Воспитывать любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
4. Осуществить интеграцию образовательных областей.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, экран, презентация о вулкане.
Изготовление вулкана (баночка из под детского питания, пластилин, белая бумага, ножницы, клей ПВА, цветной картон под основание вулкана, гуашь красная, желтая, коричневая, белая, кисточка, вода).
Макет природной зоны для вулкана: камни, пемза, вулкан, модель сухого дерева, черный грунт (аквариумный), мелкий песок, галька, пластмассовые зеленые растения, емкость для озера голубого цвета, пластмассовые рыбки, вода.
Смесь для извержения вулкана: пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, сок лимона или (уксус), поднос под вулкан.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о вулканах.
- Заучивание стихотворений, разгадывание загадок о вулканах.
- Просмотр фильма для детей «Вулканы и гейзеры».
- Просмотр фильма для детей «Что такое вулкан?»
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку и письмо от детей из другого детского сада. Послушайте, что пишут дети:
«Дорогие ребята! Чтобы отгадать, что лежит в посылке и для чего,
нужно познакомиться с удивительным явлением природы (в посылке лежит пемза). Мы с явлением природы уже познакомились. Предлагаем и вам познакомиться с явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку».
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
(Вулкан.)
Автор загадки (Ю. Чистяков).
- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Присаживайтесь на стульчики перед монитором.
Показ презентации «Вулканы».
В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2.) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются.
Спящий я похож на гору,
Но уж коли я проснусь,
Задрожу, то значит скоро
Я фонтаном ввысь взметнусь.
Пых! По небу пепел кружит.
Пых! Огонь летит наружу,
Льется лава в океан –
Извергается Вулкан.
(Автор стихотворения Олеся Емельянова.)
Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»?
(Ответы детей.)
Послушайте интересную легенду.
«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».
Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. (Слайд №3.)
Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4.)
Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.
Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей.)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5.)
Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей.)
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № 6.)
А сейчас вы можете наблюдать строение вулкана. (Слайд 7.)
За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. (Слайд 8.)
С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
Если вулкан «проснется», то может разрушить город. (Слайд 9,10,11.)
Посмотрите на Мировую карту вулканов, на нашей Земле очень много вулканов. (Слайд 12.)
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые.
Ребята, а давайте с вами сделаем вулкан (ответы детей).
У вас на столе подготовлен материал для изготовления вулкана: баночка, пластилин, белый лист бумаги, ножницы, клей ПВА, цветной картон для подставки вулкана.
(Показ воспитателя, как сделать вулкан, сделанные вулканы нужно высушить для дальнейшей работы). (1 этап и 2 этап.)
Ребята, на следующем занятии мы с вами продолжим нашу тему про вулканы
Вам понравилась наше занятие? (Ответы.) Что запомнилось больше всего? (Ответы.)
Занятие № 2. Неизведанная планета «Вулканы».
- Ребята, наши вулканы уже «высохли» и мы можем продолжить наше занятие.
- Давайте вспомним, что мы узнали про вулканы (рассказ детей о вулкане).
- Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
- Следующий этап подготовки вулкана – разукрасить гуашью вулкан так, чтобы передать в цвете извержение лавы (дети выбирают цвета для передачи извержения лавы). (3 этап.)
- А вы помните про посылку. Что там было? (Ответы.)
- Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.
- Я предлагаю сделать макет природной зоны, мы поставим на макет наш вулкан, положим пемзу, воссоздадим природу, которая окружает вулкан (создавая природную зону дети рассуждают, почему мы поставили сухое дерево ближе к вулкану, а зеленые деревья дальше (4 этап).
- Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы.)
В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы.)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
- Я предлагаю вам отдохнуть, провести физкультминутку.
По дорожке мы шагаем,
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
- Ребята, а давайте вместе изобразим извержение вулкана.
- Я предлагаю вам превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы).
(Дети садятся за стол, воспитатель показывает эксперимент.)
В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, сок лимона.
После показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную деятельность.
(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение.)
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Автор стихотворения Андреева – Доглядная М.
А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.
- Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы.)
- Спасибо всем за работу!
Вы у меня очень способные и замечательные!
Использованная литература:
1. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.
2. Тугушева Г.П.Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.
4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011.
5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011.
6. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. –
М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.
7. Ресурсы Интернета
Фильм для детей о вулканах. Бибигон представляет «Вулканы и гейзеры»
http://www.youtube.com/watch?v=mjODN0CMkY4
Почемучка TV.Что такое вулкан? Приключения Адибу: Миссия на планете Земля, 28 серия.
http://www.youtube.com/watch?v=4LAbLq3Se2U
8. Презентация «Вулканы»
http://imzper.ucoz.ru/doshcol_obraz/20e04f74c69f92410f217baf46fd7677.ppt
9. Ну, мама! Сайт для мам малышей. Загадка про вулкан.
Автор Ю.Чистяков.
http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija
prirody/zagadki-pro-vulkan.html
10. Стихи Олеси Емельяновой
http://olesya-emelyanova.ru/index-stihi-vizitki-gora_i_vulkan.html
11. Стихи про вулкан, извержение вулкана
http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9278-stixi-pro-
vulkan-izverzhenie-vulkana
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"На неизведанных планетах" Мероприятие ко Дню Космонавтики в детском саду в старших группах
Конспект, сценарий мероприятия ко Дню Космонавтики в детском саду...
Полет по неизведанным планетам
Занятие посвященное дню космонавтике...
Конспект по познавательному развитию "Неизведанная планета.Вулканы."
конспект по экспериментированию в подготовительной группе....
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
Неизведанная планета "Вулканы".
Познавательное занятие по экологии....
Неизведанная планета « Вулканы»
НОД с применением технологии проблемного обучения по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Неизведанная планета «Вулканы»
Конспект экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...