Конспект доклада на педагогическом совете на тему: «Развивающие игры на занятиях экологического содержания»
консультация по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Аникина Ирина Николаевна

 

Дошкольное детстве – период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка.

В экологическом воспитании дошкольника широко используются разнообразные игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эксперименты38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»

    Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3                   Е-mail: 2088@edu.mos.ru                                      

   Тел.  8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5688                                      ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001

Конспект доклада

на педагогическом совете

на тему:

 «Развивающие игры на занятиях экологического содержания»

 воспитателя

высшей квалификационной категории

Аникина

Ирины Николаевны

Москва, 2014 г.

Дошкольное детстве – период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка.

В экологическом воспитании дошкольника широко используются разнообразные игры. Применяется две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактический игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Их проводят в часы досуга, на занятиях и на прогулках. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек». В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям хорошо давать несложные задания(«Найди по листу дерево», «Узнай дна вкус», «Найди такое же по цвету»).

Игра «Детки на ветке»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Дети, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года»).

Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Игра «Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д.

Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Выиграл тот, кто первым подобрал себе карточки.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле» и т.д.

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре – он руководит со стороны. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Обучение на первом этапе – рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На втором – играют самостоятельно

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. Например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Игра  «Кто в домике живет?»

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му», «Бе-бе» и т.д. Воспитатель отгадывает.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности использовать их как метод обучения детей новым знаниям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

В каждой возрастной группе  должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Ценность природного материала – возможность его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям» (из опыта работы математика)

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

- Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – ...

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Доклад по педагогическому совету "Нейроупражнения и игры в образовательной деятельности"

Нейропсихологический подход в играх и упражнениях способствует всестороннему развитию....

Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, ка...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста».

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качеств...