Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"
презентация

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета.

 Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx19.01 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение

«Детский сад №143»

Доклад на педагогический совет

Тема доклада:

«Игра в обучении дошкольников  правилам этикета»

Выполнила: воспитатель Маукаева А.М.

Оренбург-2023

Игра в обучении дошкольников правилам этикета

Слайд №2

    В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач и выполнении игровых действий.

    Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.

    Игра заставляет ребенка задуматься над своими поведенческими манерами: надо ли прислушиваться к мнению и учитывать интересы других участников игры, стоит ли радоваться своей победе и поражению другого, как выполнить все ее условия и не обидеть товарищей.

   В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Слайд №3

     При обучении правилам этикета можно использовать все виды игр, применяя их на занятиях, организовывая во всех режимных моментах, выделяя как самостоятельную детскую деятельность.

Слайд №4. Сюжетно-ролевые игры

    Например, играя во врача и больных, дети соблюдают правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора и т. п. , играя в «Магазин», дети становятся покупателями и продавцами. Они учатся   не просто делать покупки, но и вежливо вести себя.

    Педагоги отмечали, что, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им и это ведет к развитию у них самих «социальных» эмоций, начал нравственности.

    Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства. В процессе развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы взаимоотношений и формы поведения.

    Дошкольнику бывает трудно выделить нравственную сущность человеческой деятельности, и ему требуется помощь воспитателя. Вот почему так необходимы предварительные беседы с детьми о правилах поведения, о качествах, присущих носителю той или иной роли, о возможном развитии  отношений, о влиянии на них нравственного или безнравственного поведения.

Слайд №5. Театрализованные игры

       У детей воспитываются активность, уверенность в своих силах, инициативность, чувство коллективизма, а также развиваются творческие способности. Творчество проявляется в изображении персонажа - доброго, веселого, готового оказать помощь, защитить слабого, а также в умении соблюдать требования, заложенные содержанием произведения. То есть, происходит приучение к общественно-ценному поступку, действию, поведению, которое из театрализованной игры переносится в жизнь детей.

       Воспитателю необходимо ярко, выразительно преподнести детям текст, вовлечь их в несложный анализ содержания, подвести к осознанию мотивов поступков персонажей. Например, какие этикетные правила познают дети, работающие над инсценировкой народной сказки «Репка»?

        В ходе обсуждения этой сказки  обратить внимание на правила семейного этикета: быть дружными в семье, помогать друг другу. Вся семья, все домашние животные и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело - помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый человек имеет значение, каждый играет свою роль. Помогают друг другу любящие люди.

        Представление инсценировки для зрителей - детей или родителей - покажет необходимость соблюдения многих правил этикета, необходимых во время приема гостей и при посещении театра. Одни ребята будут выступать на сцене, другие станут зрителями, эмоционально поддерживающими артистов. В гости пришли ребята и взрослые, которых следует хорошо принять, удобно рассадить, развлечь, порадовать.

Слайд №6 . Традиционные народные игры 

      Например, в игре «Бояре, а мы к вам пришли», красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре, во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью.

     Какие правила обычно соблюдаются в народных играх? Играть вместе и дружно. Стремиться к победе своей команды, но не обижать представителей другой. Стараться сделать так, чтобы каждый участник игры был окружен вниманием и заботой.

Слайд №7 .Музыкальные игры.

       Их задачи соответствуют виду занятий - слушать музыку, переживать ее, петь, танцевать, соблюдая ритм, и т. п. Но и здесь есть место для этикета. Дети водят хоровод. Как они держатся за руки, прислушиваются ли друг к другу? Дети вместе поют песню. Помогают ли они друг другу выразить себя, радуются ли совместному хорошему исполнению своих товарищей? Дети танцуют. Являются ли они хорошими танцевальными партнерами, ухаживают ли мальчики за девочками.

        В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются, кто быстрее пробежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик и т. д. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет победы, но остановился, чтобы помочь упавшему товарищу, поддержать его в трудную минуту. В основе поведения этого ребенка лежит нравственный компонент. В такой ситуации мы еще раз даем понять детям: этикетное поведение предполагает наличие у человека нравственных качеств - чуткости, отзывчивости, справедливости, доброжелательного отношения к сверстникам, готовности прийти на помощь.

Слайд №8 Подвижные игры

Слайд №9 Игры со строительным материалом 

      Когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений, домов, мостов, горок, изготовлением игрушек или предметов. Дети договариваются о том, что и как будут строить, какие при этом роли будут выполнять. Как они обговаривают условия работы? Учитывают ли желания и мнения друг друга, не обижают ли товарищей? Воспитатель оценивает их творческие работы. Как он это делает? С помощью, каких слов и интонаций? Какое у него при этом выражение лица? Рады ли дети, услышав похвалу в адрес своего товарища?

Слайд №10. Дидактические игры

     Умственное воспитание в такой игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли, и проявлением качеств характера, направленных на отношение к товарищам.

     Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий.

Таковы, например, игры, в которых необходимо определить, «что такое хорошо и что такое плохо», выбрать иллюстрации, в которых демонстрируется правильное и неправильное поведение детей на улице, в транспорте, за столом и т. д. Необходимая в игре дисциплина легко устанавливается при заинтересованности детей. Они сами следят за выполнением правил.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно - печатные игры.

Например, созданное воспитателем лото «Кого одеть и что надеть» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Слайд №11.

Воспитатель и дети - соавторы любой игры.

 Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

Слайд №12.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра в обучении дошкольников правилам этикета Подготовила: воспитатель Маукаева Асель Мизамовна

Слайд 2

Игра- это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной, интересной форме даёт ребенку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации .

Слайд 3

Игры в обучении дошкольников правилам этикета Сюжетно-ролевые Народные Дидактические Театрализованные Музыкальные Настольно-печатные Подвижные

Слайд 4

Сюжетно-ролевые игры В сюжетно-ролевых играх дети познают многие поведенческие правила. Ребенок берёт на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Слайд 5

Театрализованные игры- способствуют воспитанию у детей культуры поведения В театрализованных играх имеются сюжет и роли, отражаются отношения между людьми. Они представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений, в каждом из которых обязательно присутствует нравственное начало. Воспитательный потенциал таких игр очень высок.

Слайд 6

Музыкальные игры В музыкальных играх тоже есть место правилам этикета. Дети водят хоровод . (Как они держатся за руки, прислушиваются ли друг к другу ?) Дети вместе поют песню . (Помогают друг другу, радуются совместному хорошему исполнению своих товарищей ?) Дети танцуют . (Являются ли они хорошими партнёрами, ухаживают ли мальчики за девочками . Существуют правила поведения во время танца (приглашение на танец, культура движений во время танца и т.д.)

Слайд 7

Народные игры Народные игры способствуют формированию норм этикета. В этих играх правила и нормы этикета складываются на основе традиций и культуры народа . Правила, закрепляющиеся в народных играх: Играть вместе и дружно; стремиться к победе своей команды, но не обижать представителей другой; Стараться сделать так, чтобы каждый участник игры был окружён вниманием и заботой

Слайд 8

Подвижные игры Общие интересы, цели, задания, совместные действия, необходимые в подвижных играх, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений детей друг с другом. Действия играющих детей определяются обязательным соблюдением правил, что способствует формированию дисциплинированности.

Слайд 9

Игры со строительным материалом Игры со строительным материалом способствуют развитию у детей конструктивных способностей и умений, мышления, пространственного воображения. При этом также закрепляются правила поведения.

Слайд 10

Дидактические игры Широко используются при отработке правил этикета дидактические игры. Дидактические игры дают возможность обучать дошкольников в занимательной игровой форме. Они развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику , умение следовать правилам игры.

Слайд 11

Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотации, жестких и непонятных детям требований, а правила этикета легко войдут в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры их разумность и необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников правилам этикета

Методика обучения детей правилам этикета на музыкальных занятиях....

" Обучение дошкольников правилам этикета "

консультация для родителей...

Игра в обучении дошкольников правилам этикета

Игра в обучении дошкольников правилам этикета...

Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание  старших дошкольников»...

Доклад на педагогическом совете: «Взаимодействие младших и старших дошкольников в ДОУ» по темы: «Ты да я да мы с тобой»

Доклад на педагогическом совете:«Взаимодействие младших и старших дошкольников в ДОУ»по темы: «Ты да я да мы с тобой»...

Доклад к педагогическому совету по формированию математических представлений дошкольников

В докладе представлена система работы по формированию математических представлений дошкольников,отражены основные подходы,формы и методы работы...

Выступление на Педагогическом совете "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...