Наши деревья
проект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ №4 «Теремок»
г. Ардона Ардонского района РСО-Алания
Познавательно – исследовательский проект
«Наши деревья».
Подготовила воспитатель старшей группы
Тавасиева Тамара Т.
2016
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Тема проекта: «Наши деревья»
Проблема:
- Недостаток знаний о растениях, как живых существах.
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Большой интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети воспринимают деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
- Низкий уровень наблюдательности.
Дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так как деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере
рассматриваются взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
- Несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
- Отрицательный пример взрослых.
Не секрет, что у некоторых родителей низкий уровень экологической культуры. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно – бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей поможет предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.
Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В реальных жизненных ситуациях дети поступают не так, как утверждают, а часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Осознанно – правильное отношение к растительному миру будет осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут взаимосвязаны и искренне устремлены на сохранение красоты окружающего мира и защиты его от разрушения. Мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы. Мы должны любить наши деревья и реки, цветы и леса, как мы любим саму жизнь». Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка, это великая воспитательница. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.
Степень разработанности проблемы:
Считаем, что данная проблема будет решена в случае вовлечения детей и родителей в активное участие в пополнении знаний о растительном мире.
Цель:
Разнообразить представления детей о растительном мире родного края.
Задачи:
1. Систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края, его многообразии.
2. Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
3. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных
4. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Старшая группа:
- Расширить и уточнить представления детей о растительном мире родного края, его многообразии. Знакомство с понятием «лес».
- Учить различать по коре, листьям, цветам, плодам и называть 4 – 5 деревьев.
- Учить наблюдать, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
- Поэтапный план реализации проекта
- Первый этап – организационный
- Задачи: Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать
проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.
Подготовка материалов:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
Виды деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность педагога и детей | Работа с родителями | |
Игровая | Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье» | Настольно – печатные игры: «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»; «Отвечай быстро» и др. Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Какое наше дерево»; «Угадай растение»; «Сравни»; «Что лишнее?»; «Назови плод»; «Определи дерево по листочку»; «Скажи по другому»; «Хорошо – плохо»; «Из семени в дерево» и др. | Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Северной Осетии Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о деревьях родного края. Подбор пословиц, поговорок о деревьях. Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка» Консультация: «Играя, познаем природу» Семинар – практикум: «Значение экологических игр для развития познавательных способностей» Рекомендации «Правила поведения в природе» Изготовление книжек – малышек по теме «Мое любимое дерево» Оформление коллажа «Такие разные деревья» Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Наши деревья» Изготовление макета: «Деревья родного края» Выпуск листовок: «Берегите лес» | |
Двигательная | «Физическая культура»; «Социализация»; «Здоровье». | Подвижные игры: «Найди такой же лист»; «Кто быстрее найдет ель, березу, клен»; «Куда скажу, туда беги»; | ||
Познавательно - исследовательская | «Познание»; «Коммуникация»; «Безопасность». | Исследования и эксперименты: Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?» и др. Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек» и др. Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др. Изучаем цветки (соцветия): «Время появления первых цветков»; «Как растут цветки на дереве, хорошо ли они заметны?»; «Чем пахнет цветок? Когда сильнее пахнет – утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую?» Изучаем корни: «Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?». Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?». Изучаем животных, птиц, связанных с деревом: «Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?». Изучаем почву: «Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»; «Есть ли вода в почве под деревом?»; «Из чего состоит почва под деревом?»; «Подкормить почву под деревом, для чего это нужно делать?». Изучаем иней, дождь, снег: «Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Бывает ли на дереве роса?». «Как солнце влияет на рост и жизнь деревьев: солнце – источник света»; солнце – источник тепла»; «Птицы в жизни разных деревьев» и др. Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»; Наблюдения за деревьями зимой»; «Наблюдение за набуханием почек»; «Рассматривание дерева и сравнение его с кустом»; «Как растения помогают человеку» и др. Занятия: «Что мы знаем о деревьях?», «Кора деревьев»; «Люблю березку русскую»; «Сохраним деревья»; «Экскурсия к осенним деревьям»; «Лесной санаторий»; «Деревья и кустарники на участке детского сада»; «Деревья нашего двора»; «Осень золото роняет». Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» | ||
Трудовая | «Труд» | Труд на участке и в природе. Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке. Изготовление волшебного мешочка для игры «Чудесный мешочек». Вывешивание кормушек для подкормки птиц. Подкормка птиц. Побелка стволов деревьев. Сгребание снега к стволам деревьев. |
- Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
- Подбор диафильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
- Оформление картотек загадок, ребусов, стихов, народных примет;
- Оформление картотеки исследований и экспериментов;
- Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.
- Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
- Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
- Разработать перспективный план опытов и экспериментов.
- Разработать цикл наблюдений за деревьями на прогулке.
- Подготовить информацию для родителей по темам:
«Человек и природа»,
«Прогулка в природу – основа здоровья ребенка»,
«Чем занять ребенка на прогулке»,
«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».
- Продуктивный этап проекта в старшей группе
Заключительный этап:
- Развлечение «Березкины именины»
- Создать методическое пособие.
Конечный продукт проекта:
Старший возраст
- У детей расширились знания о растительном мире, их особенностях строения (корень, ствол, ветки, листья, семена), и их значении в жизни человека, и живой природы.
- Охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
- Научились прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; появилось желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Дети приобрели навыки умения работать в коллективе, увидели пользу общественно – полезного труда.
- Сплотили коллектив педагогов, родителей, детей посредством совместной работы. Повысили экологическую грамотность.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
анкетирование родителей и детей
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
потеря интереса и желания детей
Способы коррекции негативных последствий:
создание предметно – развивающей среды, ориентированной на формирование мотивации детей;
поддержка детей с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.
Диагностическим инструментарием является:
составление поэтапного плана реализации проекта;
составление конспектов занятий;
изготовление дидактического материала.
Список литературы:
1.Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М.: Художественная литература, 1988.
2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.
3. Горщенко Е. «Природа и люди» - М.: Просвещение, 1976.
4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80с., ил.
5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
8. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М.: Просвещение, 1991.
9. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие
11.Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.
Приложения к проекту
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности
во второй младшей группе
Тема: «Сравнение сосны и ели»
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Программное содержание: Ознакомление детей с хвойными деревьями, сравнение сосны и ели. Учить детей сравнивать и различать веточки сосны и ели, продолжать учить правильно, держать кисть и пользоваться красками; развивать речь, творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе, животным, дружеское отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: веточки и шишки сосны и ели, игрушка - медведь, корзинка, листы бумаги с нарисованными веточками, краска зелёного цвета, кисточки, баночки с водой, мольберт.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме: «Деревья», веток и шишек сосны и ели, рисование хвои на ветках.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
Дети стоят полукругом возле доски.
- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ,
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп,
А потом мы повернёмся (поворот вокруг себя)
И друг другу улыбнёмся.
Раздаётся стук в дверь.
- Вы пока садитесь на стулья, а я посмотрю, кто там пришёл.
Воспитатель вносит игрушку медведя с корзиной.
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Мишка)
- Давайте с ним поздороваемся. Мишка живёт в лесу и радуется как хорошо у него, как много ёлок вокруг. Но недавно Мишка подслушал разговор птиц. Оказывается, среди ёлок есть ещё и сосны. И вот Мишка задумался и пришёл к нам за помощью, он хочет разобраться, где сосна, а где ель.
- Ребята, поможем Мишке разобраться? ( Да)
- Мишка пришёл к нам с корзинкой. Ребята, давайте посмотрим, что у Мишки в корзинке?
- Ребята мишка сказал, чтобы посмотреть, нужно отгадать загадки.
1. Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от ….. (Ёлки)
Воспитатель показывает ветку ели.
2. У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков, медведей. (Сосна)
Воспитатель показывает веточку сосны.
- Молодцы ребята, хорошо отгадываете загадки. А теперь давайте рассмотрим веточки, а ты Мишка смотри, слушай и запоминай, чем отличается ель от сосны.
2.Практическая часть
- С какого дерева эта веточка? (С сосны).
- Почему вы решили, что с сосны? ( У неё длинные иголки).
- А эта веточка, с какого дерева? ( С ёлки).
- Почему вы так решили? ( У неё короткие иголки).
- Чем отличаются веточки? (Длинной иголок). У ёлки они короткие, а у сосны длинные.
- Правильно. А ещё у ёлки они растут по отдельности, а у сосны парами.
- Чем похожи веточки? ( Они зелёного цвета и с иголками).
- Правильно они зимой и летом одним цветом. Ребята, а вы знаете, что из еловых веточек изготавливают аскорбиновую кислоту (витамины), а сосна очень хорошо очищает воздух от бактерий, поэтому в сосновом бору очень легко дышится. Корой сосны зимой питаются лоси, сосна и ели идёт на изготовление бумаги и используется как строительный материал (доски). А ещё если растереть хвою и понюхать, то это поможет избавиться от насморка.
Воспитатель заглядывает в корзинку.
- Ребята, а в корзинке ещё и шишки есть. Посмотрите на них, и скажите, как вы думаете, какая сосновая, а какая еловая шишка. (Ответы детей)
- Почему? (ответы детей). У сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
- А вы знаете, что семенами шишек питаются многие птицы? И из шишек можно варить вкусное и полезное варение и лечебный мёд.
- Мишка, всё запомнил? Теперь ты знаешь, что у ели иголки короткие, а у сосны длинные. Еловая шишка длинная и мягкая, а сосновая круглая и твёрдая.
- Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем Мишке подарки.
3.Физкультурная минутка:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше, выше.
- Отдохнули, а теперь проходите к столу для рисования и занимайте свои места.
- Сейчас мы нарисуем еловые веточки для Мишки, чтобы он точно не забыл, как выглядит ёлка.
- У вас на столе лежат листы бумаги с нарисованной веточкой, а вы должны дорисовать хвою.
- Какой краской будете рисовать хвою? ( Зелёной)
- А какие по длине должны быть иголки у ёлки? ( Короткие)
- Чтобы нарисовать хвоинки, нужно взять кисточку в правую руку, положить её на средний палец и прижать большим и указательным возле железного наконечника; намочить в воде, лишнюю воду с кисточки снять о край баночки; обмакнуть в краску, лишнюю краску снять о край баночки и кончиком кисточки начинать рисовать короткие хвоинки. Посмотрите, как это сделаю я.
- А сейчас, ребята, давайте приготовим наши пальчики к рисованию.
4.Пальчиковая гимнастика «Белка»
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки: (разгибать пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому…
- Теперь ребята, пальчики наши готовы к рисованию. Приступайте к работе.
Дети выполняют работу.
5.Рефлексия
- Молодцы, какие хорошие веточки у вас получились.
Воспитатель проходит с Мишкой и смотрит на работы детей.
- Мишка, теперь ты знаешь, как отличить сосну от ёлки. У ёлки короткие иголки, а у сосны длинные. Ты её точно найдёшь в лесу.
уголке природы дети показывают бутоны, листья, стебли, лепестки цветка, вместе с воспитателем поливают цветы.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
- Ребята к растениям следует бережно относиться, проявлять о них заботу. Нельзя рвать и бросать цветы.
5. Чтение стихотворения:
Если Я
Сорву цветок,
Если Ты
Сорвёшь цветок…
Если ВСЕ:
И Я и Ты -
Если Мы
Сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья,
И кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только
Я и Ты -
Если Мы
Сорвём цветы
Тим. Собакин
6.Рефлексия.
- Какие стихи вы прослушали? О чём они?
- О каких особенностях цветов вы узнали?
Конспект непосредственно образовательной деятельности
во старшей группе
Тема: «Новогодняя ёлка »
Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».
Программное содержание: продолжить учить правильно, располагать рисунок на листе бумаге, рисовать дерево (ёлку); закреплять умение рисовать красками; совершенствовать навыки ходьбы; упражнять в бросании и ловле мяча, приседании; развивать двигательные умения и навыки.
Материалы и оборудование: краска зелёного цвета, кисточки, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги с нарисованным стволом коричневого цвета, сюжетные картинки на тему «Празднование Нового года детьми», рисунок ёлки, веточка ёлки, образец рисунка, 2- 3 дуги, мячики.
Ход НОД:
1. Создание игровой мотивации.
Воспитатель (вместе с детьми стоит у окна).
- Посмотрите, сколько снега. Все дорожки, кусты, деревья засыпало. Всё вокруг белым – бело. Это зимушка - зима пришла, подула холодом. Но мы не боимся её. Ведь зимой можно играть в снежки, кататься на санках. А ещё совсем скоро у нас будет новогодний праздник. В детском саду мы украсим ёлочку игрушками и будем вокруг неё водить хороводы, петь песни. (Обращает внимание детей на сюжетные картинки.)
- Где же мы возьмём ёлочку? (В лесу)
- Ну конечно, в лесу. Пойдёмте в лес за ёлочкой!
2. Выполнение упражнений:
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки!
Раз-два, три - четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Проползаем под заснеженными ветками. (Дети проползают на четвереньках под дугами.)
«Белка шишки вверх бросает и ловит».
Дети бросают вверх маленькие мячи и ловят их двумя руками.
«Ёлка».
И.П. – стоя, руки опущены вниз.
Наша ёлка велика (Круговое движение руками),
Наша ёлка высока (Встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (Присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
«Возвращение домой».
Ходьба в колонне по одному.
3. Рассказ о ёлочке:
- Шли мы с вами по лесу. Все деревья без листьев стоят. И только ёлочка зелёного цвета. (Показ картинки)
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
- Ёлочка – необычное дерево. У неё нет листочков, зато вместо них много зелёных иголок. А как ёлочка пахнет! (Даю детям сосновую ветку.)
4. Чтение стихотворения:
Ёлка летом просто ёлка.
Тронешь ветку – пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт,
Ёлка будто оживёт:
На морозе распушиться,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок, пахучая.
Пахнет не росой, не мёдом,
Ёлка пахнет Новым годом!
- А ещё у всех деревьев веточки тянуться к солнышку, а у ёлочки веточки наклоняются к земле. Давайте нарисуем ёлочку, которую мы выбрали для новогоднего праздника.
5. Рисование.
Демонстрация приёмов рисования зелёных веточек способом примакивания, затем предлагает детям нарисовать веточки у ёлочки. Дети изображают ветки на рисунках со стволами деревьев.
6. Рефлексия.
Рисунки детей выставляются на стенде.
Маленькой ёлочке
Холодно зимой,
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.
- Вот какую красивую ёлочку мы для праздника в лесу выбрали! Теперь её осталось только нарядить, и тогда можно Новый год встречать.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «Описание березы»
Задачи:
Обучающие: Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Закреплять приемы работы кистью и красками.
Развивающие: Расширить и пополнить словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Материалы и оборудование: картины с изображением берез, акварельные краски, бумага белая размером в альбомный лист.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Загадка: Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой. (Береза)
Педагог показывает иллюстрации с изображением березы.
- Работа по теме.
Воспитатель: Рассмотрите красавицу березку, полюбуйтесь ею. Как в любое время года мы можем узнать березу?
Дети: Белый ствол только у березы.
Воспитатель: Какие у березы веточки? Какие листочки летом? Какие листочки осенью?
Береза красива в любое время года. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах
Воспитатель: Е. Трутнева описала березку осенью. А вот в этом стихотворении?
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Воспитатель: С. Есенин рассказал о березке зимой. Послушайте еще одно стихотворение.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Воспитатель: С. Есенин описал березку летом.
Наша красавица березка может предсказывать погоду. Послушайте приметы:
- Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
- Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
- Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое
В заключение дети водят хоровод «Березка»
Посмотри, березка, Припев: Золотые листики
Мы к тебе идем, Золотом горят,
Яркие платочки Кружится с платочками
Мы тебе несем Хоровод ребят.
(дети идут по кругу) (кружатся на месте).
Девочки к березке Припев: Разошлись ребятки
Ближе подойдут, И пошли гулять,
Яркими платочками Про березку песню
Весело взмахнут. Нежно напевать.
(идут в центр круга, назад) (идут в разных направлениях, гуляя).
- Динамическая пауза «Осенний лес».
Мы пришли в осенний лес! Он себе добычу ищет.
Сколько тут вокруг чудес! Все мы спрячемся сейчас,
Справа – березка в наряде стоит. Не найдет теперь он нас.
Слева – елка на нас глядит. Пролетают снегири,
Вот зайчишка побежал, Как красивы они!
От лисы он убежал. Кругом тишина и покой,
Серый волк по лесу рыщет, Ну а нам пора домой.
- Рисование.
Методика проведения рисования: Поговорить с детьми об осенних явлениях. Спросить, какие деревья они видели в лесу, в парке. Предложить нарисовать картину осеннего леса (парка). Напомнить, что изображать деревья, траву, листья надо по – разному. В процессе занятия следить за способами рисования акварелью, поправляя тех, кто действует неправильно.
- Рефлексия.
- О каком дереве и временах года мы говорили?
- Как вы изобразили осенний парк?
- Какие цвета красок использовали для этого?
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «Деревья на нашем участке»
Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье»
Программное содержание: учить детей различать ствол, ветки, рисовать веточки деревьев; совершенствовать умение держать карандаш, ползать по гимнастической скамейке, приседать; воспитывать интерес к рисованию, к физкультурным занятиям.
Материалы и оборудование: рисунки стволов деревьев, образец педагогического рисунка, фланелеграфу, фигурки для фланелеграфу (деревья, ствол, ветви), карандаши, листы бумаги, мольберт, конусы, гимнастическая скамейка, реечки.
Ход НОД:
1. Создание игровой мотивации.
- Ребята, посмотрите на деревья на нашем участке. Летом они были с зелёными листочками. Осенью листочки пожелтели, а потом и облетели с деревьев. С той поры до самой весны стоять деревцам без одёжки. Но теперь очень хорошо стало видно, что у деревьев есть ствол и ветки, и можно научиться их правильно рисовать.
2. Рисование.
- Посмотрите, деревья бывают самые разные: высокие и низкие, стройные и раскидистые. Вот это берёза. А это дуб. (Прилепляю фигурки к фланелеграфу). Но если мы посмотрим внимательно на них, то увидим, что у всех деревьев есть стволы и есть веточки. (Прилепляю к фланелеграфу фигурку ствола, а затем и веток). Вот так выглядит дерево. Ствол у него толстый, а веточки тонкие и направлены вверх, к солнышку. Попробуйте сами сложить из фигурок изображение дерева. (Дети по очереди выполняют задание).
- А какого цвета ствол и веточки? (Ответы детей).
- Стволы деревьев и веточки рисуют карандашом коричневого цвета. Найдите такой карандаш в коробке. (Дети выполняют задание)
- Посмотрите, на наших листочках уже что – то нарисовано. Что же это? (ствол дерева)
- Что же нужно дорисовать на этом рисунке? (Веточки)
- Вот их мы и будем рисовать.
Демонстрация детям приёмов рисования веток карандашом, затем предлагает закончить рисунок.
3. Физкультминутка:
1. «Дерево растёт».
И.п.- сидя, руки на поясе.
1-2-3-4 – дети медленно поднимаются.
5-6-7-8 – поднимают руки вверх.
9-10 – возвращаются в исходное положение.
2.«Ветер сосны качает».
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже,
Мы с тобой на них похожи.
Дети выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе..
4. Рефлексия.
Рисунки детей выставлены на стенде.
- Посмотрите, у нас целый лес вырос в группе. Давайте полюбуемся нашими рисунками.
- Кто нарисовал самое высокое дерево? (ответы детей)
- У кого маленькое дерево? (ответы детей)
- Расскажите, что ещё сегодня мы делали? Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мы и наше дерево»
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста....
В гостях у нашего дерева
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "В гостях у нашего дерева"...
Экологический проект "Наше дерево-Клен"
Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста...
занятие "Наше дерево"
коллективное рисование для первой младшей группы...
Эколого-краеведческий проект «Наше дерево – Береза», конкурс "Воспитатель года 2014"
материалы для конкурса...
Наше дерево Акация
Краткосрочный проект...
"Наши деревья"
Занятие по окружающему миру на тему "наши деревья". Знакомство с елью, осиной, березой....