Наши деревья
проект по окружающему миру на тему

Тавасиева Тамара Таймуразовна

Познавательно-исследовательский проект "Наши деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docx364.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №4 «Теремок»

г. Ардона Ардонского района РСО-Алания

Познавательно – исследовательский проект

«Наши деревья».

Подготовила воспитатель старшей группы

Тавасиева Тамара Т.

2016

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Тема проекта: «Наши деревья»

Проблема:

  1. Недостаток знаний о растениях, как живых существах.

Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Большой интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети  воспринимают  деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

  1. Низкий уровень наблюдательности.

Дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так как деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере

рассматриваются взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

  1. Несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

  1. Отрицательный пример взрослых.

Не секрет, что у некоторых родителей низкий уровень экологической  культуры. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно – бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей поможет  предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.

Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.

Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань       «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.

Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В реальных жизненных ситуациях дети поступают не так, как утверждают, а часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.

Осознанно – правильное отношение к растительному миру будет осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут взаимосвязаны и искренне устремлены на сохранение красоты окружающего мира и защиты его от разрушения. Мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы. Мы должны любить наши деревья и реки, цветы и леса, как мы любим саму жизнь». Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка, это великая воспитательница. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.

Степень разработанности проблемы:

 Считаем, что данная проблема будет решена в  случае  вовлечения  детей  и родителей в активное  участие   в пополнении  знаний о растительном  мире.

Цель:

Разнообразить  представления детей о растительном мире родного края.

Задачи:

1. Систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края, его многообразии.

2.  Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

3. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных

4.  Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Старшая группа:

  1. Расширить и уточнить представления детей о растительном мире родного края, его многообразии. Знакомство с понятием «лес».
  2. Учить различать по коре, листьям, цветам, плодам и называть 4 – 5 деревьев.
  3. Учить наблюдать, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
  4. Поэтапный план реализации проекта
  5. Первый этап – организационный
  6. Задачи:  Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать

проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.

Подготовка материалов:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы,  устного народного творчества, фольклора;

Виды деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Игровая

Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье»

Настольно – печатные игры: «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»; «Отвечай быстро» и др. Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Какое наше дерево»; «Угадай растение»; «Сравни»; «Что лишнее?»; «Назови плод»; «Определи дерево по листочку»; «Скажи по другому»; «Хорошо – плохо»; «Из семени в дерево» и др.

Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Северной Осетии

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о деревьях родного края.

Подбор пословиц, поговорок о деревьях.

Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Консультация: «Играя, познаем природу»

Семинар – практикум: «Значение экологических игр для развития познавательных способностей»

Рекомендации «Правила поведения в природе»

Изготовление книжек – малышек по теме «Мое любимое дерево»

Оформление коллажа «Такие разные деревья»

Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Наши деревья»

Изготовление макета: «Деревья родного края»

Выпуск листовок: «Берегите лес»

Двигательная

«Физическая культура»; «Социализация»; «Здоровье».

Подвижные игры:

«Найди такой же лист»; «Кто быстрее найдет ель, березу, клен»; «Куда скажу, туда беги»;

Познавательно - исследовательская

«Познание»; «Коммуникация»; «Безопасность».

Исследования и эксперименты:

Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?» и др.

Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек» и др.

Изучаем кору и ствол:

«Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др.

Изучаем цветки (соцветия): «Время появления первых цветков»; «Как растут цветки на дереве, хорошо ли они заметны?»; «Чем пахнет цветок? Когда сильнее пахнет – утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую?»

Изучаем корни:

«Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».

Изучаем плоды и семена:

«Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».

Изучаем животных, птиц, связанных с деревом:

«Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?».

Изучаем почву:

«Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»; «Есть ли вода в почве под деревом?»; «Из чего состоит почва под деревом?»; «Подкормить почву под деревом, для чего это нужно делать?».

Изучаем иней, дождь, снег:

«Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Бывает ли на дереве роса?».

«Как солнце влияет на рост и жизнь деревьев: солнце – источник света»; солнце – источник тепла»;  «Птицы в жизни разных деревьев» и др.

Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»; Наблюдения за деревьями зимой»; «Наблюдение  за набуханием почек»; «Рассматривание дерева и сравнение его с кустом»; «Как растения помогают человеку» и др.

Занятия: «Что мы знаем о деревьях?», «Кора деревьев»; «Люблю березку русскую»; «Сохраним деревья»; «Экскурсия к осенним деревьям»; «Лесной санаторий»; «Деревья и кустарники на участке детского сада»; «Деревья нашего двора»; «Осень золото роняет». Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»

Трудовая

«Труд»

Труд на участке и в природе. Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке.

Изготовление волшебного мешочка для игры «Чудесный мешочек».

Вывешивание кормушек для подкормки птиц.

Подкормка птиц.

Побелка стволов деревьев.

Сгребание снега к стволам деревьев.

  • Подбор  энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
  • Подбор диафильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
  • Оформление  картотек загадок, ребусов, стихов, народных примет;
  • Оформление  картотеки исследований и экспериментов;
  • Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.
  • Оформление  картотеки  дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  2. Разработать перспективный план опытов и экспериментов.
  3. Разработать цикл наблюдений за деревьями на прогулке.
  4. Подготовить информацию для родителей по темам:

«Человек и природа»,

 «Прогулка в природу – основа здоровья ребенка»,

«Чем занять ребенка на прогулке»,

«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

  1. Продуктивный этап проекта в старшей группе

Заключительный этап:

  1.  Развлечение «Березкины именины»
  2. Создать методическое пособие.

Конечный продукт проекта:

Старший возраст

  • У детей расширились знания о растительном мире, их особенностях строения (корень, ствол, ветки, листья, семена), и их значении в жизни человека, и живой природы.
  • Охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
  • Научились прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; появилось желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Дети приобрели навыки умения работать в коллективе, увидели пользу общественно – полезного труда.
  • Сплотили коллектив педагогов, родителей, детей посредством совместной работы. Повысили экологическую грамотность.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

анкетирование родителей и детей

В качестве негативных последствий можно прогнозировать:

потеря интереса и желания детей

Способы коррекции негативных последствий:

создание предметно – развивающей среды, ориентированной на формирование мотивации детей;

поддержка детей с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.

Диагностическим инструментарием является:

составление поэтапного плана реализации проекта;

составление конспектов занятий;

изготовление дидактического материала.

Список  литературы:

1.Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М.: Художественная литература, 1988.

2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.

3. Горщенко Е. «Природа и люди» - М.: Просвещение, 1976.

4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80с., ил.

5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

8. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М.: Просвещение, 1991.

9. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие

11.Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.

Приложения к проекту

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной  деятельности

во второй младшей группе

Тема: «Сравнение сосны и ели»

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Физическая культура»,  «Художественное творчество».

Программное содержание: Ознакомление детей с хвойными деревьями, сравнение сосны и ели. Учить детей сравнивать и различать веточки сосны и ели, продолжать учить правильно,  держать кисть и пользоваться красками; развивать речь, творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе, животным, дружеское отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: веточки и шишки сосны и ели, игрушка -  медведь, корзинка, листы бумаги с нарисованными веточками, краска зелёного цвета, кисточки, баночки с водой, мольберт.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме: «Деревья», веток и шишек сосны и ели, рисование хвои на ветках.

Ход НОД:

1.Организационный момент:

Дети стоят полукругом возле доски.

-  Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.

Мы сначала будем топать:

Топ-топ-топ,

А потом мы будем хлопать:

Хлоп-хлоп-хлоп,

А потом мы повернёмся (поворот вокруг себя)

И друг другу улыбнёмся.

Раздаётся стук в дверь.

-  Вы пока садитесь на стулья, а я посмотрю, кто там пришёл.

Воспитатель вносит игрушку медведя с корзиной.

-  Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?   (Мишка)

-  Давайте с ним поздороваемся.  Мишка живёт в лесу и радуется как хорошо у него, как много ёлок вокруг.   Но недавно Мишка подслушал разговор птиц.  Оказывается,  среди ёлок есть ещё и сосны. И вот Мишка задумался и пришёл к нам за помощью, он хочет разобраться,  где сосна, а где ель.

-   Ребята, поможем Мишке разобраться?  ( Да)

-  Мишка пришёл к нам с корзинкой. Ребята, давайте посмотрим, что у Мишки в корзинке?  

- Ребята мишка сказал,  чтобы посмотреть,  нужно отгадать загадки.

1. Мягко светятся иголки,

    Хвойный дух идёт от ….. (Ёлки)

Воспитатель показывает ветку ели.

2. У меня длинней иголки,

     Чем у самой рослой ёлки.

     Подо мной полно соседей -

     Кабанов, волков, медведей. (Сосна)

Воспитатель показывает  веточку сосны.

- Молодцы ребята, хорошо отгадываете загадки. А теперь давайте рассмотрим веточки, а ты Мишка смотри, слушай и запоминай,  чем отличается ель от сосны.

2.Практическая часть

-  С какого дерева эта веточка?   (С сосны).

-  Почему вы решили, что с сосны?  ( У неё длинные иголки).

- А эта веточка, с какого дерева?    ( С ёлки).

-  Почему вы так решили?      ( У неё короткие иголки).

-  Чем отличаются веточки?  (Длинной иголок).  У  ёлки они короткие, а у сосны длинные.

-  Правильно. А ещё у ёлки они растут по отдельности, а у сосны парами.

-   Чем похожи веточки?   ( Они зелёного цвета и с иголками).

-  Правильно они зимой и летом одним цветом.  Ребята, а вы знаете, что из еловых веточек изготавливают аскорбиновую кислоту (витамины), а сосна очень хорошо очищает воздух от бактерий, поэтому в сосновом бору  очень легко дышится.  Корой сосны зимой питаются лоси, сосна и ели идёт на изготовление бумаги и используется как строительный материал (доски). А ещё если растереть хвою и понюхать, то это поможет избавиться от насморка.

Воспитатель заглядывает в корзинку.

-  Ребята, а в корзинке ещё и шишки есть. Посмотрите на них, и скажите, как вы думаете, какая сосновая, а какая еловая шишка. (Ответы детей)

-   Почему? (ответы детей).  У сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.

-  А вы знаете, что семенами шишек питаются многие птицы? И  из шишек можно варить вкусное и полезное варение и лечебный мёд.

-  Мишка, всё запомнил? Теперь ты знаешь, что у ели иголки короткие, а у сосны длинные. Еловая шишка длинная и мягкая, а сосновая круглая и твёрдая.

-  Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем Мишке подарки.

3.Физкультурная минутка:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше, выше.

-   Отдохнули, а теперь проходите к столу для рисования  и занимайте свои места.

-  Сейчас мы нарисуем   еловые веточки  для Мишки, чтобы он точно не забыл, как выглядит ёлка.

-  У вас на столе лежат листы  бумаги с нарисованной веточкой, а вы должны дорисовать хвою.

-  Какой краской будете рисовать хвою?   ( Зелёной)

- А какие по длине должны быть иголки у ёлки?   ( Короткие)

-  Чтобы нарисовать хвоинки, нужно взять кисточку в правую руку, положить её на средний палец и прижать большим и указательным возле железного наконечника; намочить в воде, лишнюю воду с кисточки снять о край баночки; обмакнуть в краску, лишнюю краску снять  о край баночки и кончиком кисточки начинать рисовать короткие хвоинки. Посмотрите, как это сделаю я.

- А  сейчас, ребята, давайте приготовим наши пальчики к рисованию.

4.Пальчиковая гимнастика «Белка»

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Раздаёт она орешки: (разгибать  пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому…

- Теперь  ребята, пальчики наши готовы к рисованию. Приступайте к работе.

Дети выполняют работу.

5.Рефлексия

- Молодцы, какие хорошие веточки у вас получились.

Воспитатель  проходит  с Мишкой и смотрит на работы детей.

-  Мишка,  теперь ты знаешь, как отличить сосну от ёлки. У  ёлки короткие иголки, а у сосны длинные. Ты её точно найдёшь в лесу.

уголке природы дети показывают бутоны, листья, стебли, лепестки цветка, вместе с воспитателем поливают цветы.

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы!

- Ребята к  растениям следует бережно относиться, проявлять о них заботу. Нельзя рвать и бросать цветы.

5. Чтение стихотворения:

Если Я

Сорву цветок,

Если Ты

Сорвёшь цветок…

Если ВСЕ:

И Я и Ты -

Если Мы

Сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья,

И кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только

Я и Ты -

Если Мы

Сорвём цветы

                              Тим. Собакин

6.Рефлексия.

- Какие стихи вы прослушали? О чём они?

- О каких особенностях цветов вы узнали?

Конспект непосредственно образовательной деятельности

во старшей группе

Тема: «Новогодняя ёлка »

Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».

Программное содержание: продолжить учить правильно,  располагать рисунок на листе бумаге, рисовать дерево (ёлку); закреплять умение рисовать красками; совершенствовать навыки ходьбы; упражнять в бросании и ловле мяча, приседании; развивать двигательные умения и навыки.

Материалы и оборудование:  краска зелёного цвета, кисточки, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги с нарисованным стволом коричневого цвета, сюжетные картинки на тему «Празднование Нового года детьми», рисунок ёлки, веточка ёлки, образец рисунка, 2- 3 дуги, мячики.

Ход НОД:

1. Создание игровой мотивации.

Воспитатель (вместе с детьми стоит у окна).

- Посмотрите, сколько снега. Все дорожки, кусты, деревья засыпало. Всё вокруг белым – бело. Это зимушка - зима пришла, подула холодом. Но мы не боимся её. Ведь зимой можно играть в снежки, кататься на санках. А ещё совсем скоро у нас будет новогодний праздник. В детском саду мы украсим ёлочку игрушками и будем  вокруг неё водить хороводы, петь песни. (Обращает внимание детей на сюжетные картинки.)

-  Где же мы возьмём ёлочку?   (В лесу)

- Ну конечно, в лесу. Пойдёмте в лес за ёлочкой!

2. Выполнение упражнений:

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенёчки!

Раз-два, три - четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

Проползаем под заснеженными ветками. (Дети проползают на четвереньках под дугами.)

«Белка шишки вверх бросает и ловит».

Дети бросают вверх маленькие мячи и ловят их двумя руками.

«Ёлка».

И.П. – стоя, руки опущены вниз.

Наша ёлка велика (Круговое движение руками),

Наша ёлка высока (Встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (Присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

 «Возвращение домой».

Ходьба в колонне по одному.

3. Рассказ о ёлочке:

- Шли мы с вами по лесу. Все деревья без листьев стоят. И только ёлочка зелёного цвета. (Показ  картинки)

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки, и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

- Ёлочка – необычное дерево. У неё нет листочков, зато вместо них много зелёных иголок. А как ёлочка пахнет! (Даю детям сосновую ветку.)

4. Чтение стихотворения:

Ёлка летом просто ёлка.

Тронешь ветку – пальцам колко,

Паутиной ствол обвит,

Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придёт,

Ёлка будто оживёт:

На морозе распушиться,

Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая,

Как цветок, пахучая.

Пахнет не росой, не мёдом,

Ёлка пахнет Новым годом!

- А ещё у всех деревьев веточки тянуться к солнышку, а у ёлочки веточки наклоняются к земле. Давайте нарисуем ёлочку, которую мы выбрали для новогоднего праздника.

5. Рисование.

Демонстрация приёмов  рисования зелёных веточек способом примакивания, затем предлагает детям нарисовать веточки у ёлочки. Дети изображают ветки на рисунках со стволами деревьев.

6. Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

Маленькой ёлочке

Холодно зимой,

Из лесу ёлочку

Взяли мы домой.

- Вот какую красивую ёлочку мы для праздника в лесу выбрали! Теперь её осталось только нарядить, и тогда можно Новый год встречать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в средней группе

Тема: «Описание березы»

Задачи:

Обучающие: Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Закреплять приемы работы кистью и красками.

Развивающие: Расширить и пополнить словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Познание».

Материалы и оборудование: картины с изображением берез, акварельные краски, бумага белая размером в альбомный лист.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Загадка:   Клейкие почки,

                 Зеленые листочки

С белой корой. (Береза)

Педагог показывает иллюстрации с изображением березы.

  1. Работа по теме.

Воспитатель: Рассмотрите красавицу березку, полюбуйтесь ею. Как в любое время года мы можем узнать березу?

Дети: Белый ствол только у березы.

Воспитатель: Какие у березы веточки? Какие листочки летом? Какие листочки осенью?

Береза красива в любое время года. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах

Воспитатель: Е. Трутнева описала березку осенью. А вот в этом стихотворении?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Воспитатель: С. Есенин рассказал о березке зимой. Послушайте еще одно стихотворение.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Воспитатель: С. Есенин описал березку летом.

Наша красавица березка может предсказывать погоду. Послушайте приметы:

  • Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
  • Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
  • Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое

В заключение дети водят хоровод «Березка»

Посмотри, березка,                     Припев: Золотые листики

Мы к тебе идем,                                         Золотом горят,

Яркие платочки                                          Кружится с платочками

Мы тебе несем                                            Хоровод ребят.

(дети идут по кругу)                                (кружатся на месте).

Девочки к березке                      Припев: Разошлись ребятки

Ближе подойдут,                                       И пошли гулять,

Яркими платочками                                 Про березку песню

Весело взмахнут.                                      Нежно напевать.

(идут в центр круга, назад)                   (идут в разных направлениях, гуляя).

  1. Динамическая пауза «Осенний лес».

Мы пришли в осенний лес!               Он себе добычу ищет.

Сколько тут вокруг чудес!                 Все мы спрячемся сейчас,

Справа – березка в наряде стоит.      Не найдет теперь он нас.

Слева – елка на нас глядит.                Пролетают снегири,

Вот зайчишка побежал,                      Как красивы они!

От лисы он убежал.                             Кругом тишина и покой,

Серый волк по лесу рыщет,               Ну а нам пора домой.

  1. Рисование.

Методика проведения рисования: Поговорить с детьми об осенних явлениях. Спросить, какие деревья они видели в лесу, в парке. Предложить нарисовать картину осеннего леса (парка). Напомнить, что изображать деревья, траву, листья надо по – разному. В процессе занятия следить за способами рисования акварелью, поправляя тех, кто действует неправильно.

  1. Рефлексия.

- О каком дереве и временах года мы говорили?

- Как вы изобразили осенний парк?

- Какие цвета красок использовали для этого?

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней  группе

Тема: «Деревья на нашем участке»

Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье»

Программное содержание: учить детей различать ствол, ветки, рисовать веточки деревьев; совершенствовать умение держать карандаш, ползать по гимнастической скамейке, приседать; воспитывать интерес к рисованию, к физкультурным занятиям.

Материалы и оборудование: рисунки стволов деревьев, образец педагогического рисунка, фланелеграфу, фигурки для фланелеграфу (деревья, ствол, ветви), карандаши, листы бумаги, мольберт, конусы, гимнастическая скамейка, реечки.

Ход НОД:

1. Создание игровой мотивации.

- Ребята,  посмотрите на деревья на нашем участке. Летом они были с зелёными листочками. Осенью листочки пожелтели, а потом и облетели с деревьев. С той поры до самой весны стоять деревцам без одёжки. Но теперь очень хорошо стало видно, что у деревьев есть ствол и ветки, и можно научиться их правильно рисовать.

2. Рисование.

- Посмотрите, деревья бывают самые разные: высокие и низкие, стройные и раскидистые. Вот это берёза. А это дуб. (Прилепляю  фигурки к фланелеграфу). Но если мы посмотрим внимательно на них, то увидим, что у всех деревьев есть стволы и есть веточки. (Прилепляю к фланелеграфу фигурку ствола, а затем и веток). Вот так выглядит дерево. Ствол у него толстый, а веточки тонкие и направлены вверх, к солнышку. Попробуйте сами сложить из фигурок изображение дерева. (Дети по очереди выполняют задание).

-  А какого цвета ствол и веточки? (Ответы детей).

-  Стволы деревьев и веточки рисуют карандашом коричневого цвета. Найдите такой карандаш в коробке.    (Дети выполняют задание)

- Посмотрите, на наших листочках уже что – то нарисовано. Что же это? (ствол дерева)

-  Что же нужно дорисовать на этом рисунке? (Веточки)

-  Вот их мы и будем рисовать.

Демонстрация  детям приёмов рисования веток карандашом, затем предлагает закончить рисунок.

3. Физкультминутка:

1. «Дерево растёт».

И.п.- сидя, руки на поясе.

1-2-3-4 – дети медленно поднимаются.

5-6-7-8 – поднимают руки вверх.

9-10 – возвращаются в исходное положение.

2.«Ветер сосны качает».

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже,

Мы с тобой на них похожи.

Дети выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе..

4. Рефлексия.

Рисунки детей выставлены на стенде.

-  Посмотрите, у нас целый лес вырос в группе. Давайте полюбуемся нашими рисунками.

-  Кто нарисовал самое высокое дерево?  (ответы детей)

-  У кого маленькое дерево?  (ответы детей)

-  Расскажите, что ещё сегодня мы делали? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мы и наше дерево»

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста....

В гостях у нашего дерева

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "В гостях у нашего дерева"...

Экологический проект "Наше дерево-Клен"

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста...

занятие "Наше дерево"

коллективное рисование для первой младшей группы...

Наше дерево Акация

Краткосрочный проект...

"Наши деревья"

Занятие по окружающему миру на тему "наши деревья". Знакомство с елью, осиной, березой....