Использование художественно - творческой деятельности при изучении окружающего мира.
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Гришина Анна Владимировна

Художественно - творческие виды деятельности для детей являются увлекательным занятием. Насколько разнообразны техники и приемы передачи прекрасного в окружающем мире, ребенок узнает ежегодно,  каждый раз осваивая новое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение окружающего мира посредством художественно-творческой деятельности

Художественно-творческие виды деятельности для детей являются увлекательным занятием. Это подтверждается их творческой деятельностью, получением конечного результата. Занятия я провожу в творческой, спокойной обстановке, где детям не приходится скучать, ведь они заняты интересным делом.
Чтобы вызвать у детей желание заниматься, стараюсь заинтересовать их с первых минут, предварительно продумывая методические приёмы, которые помогают решить поставленные задачи.

Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам. Копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское творчество сводится не к тому, что нужно изобразить, а на чем и чем. Поэтому моя задача — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать не только традиционные способы изображения предметов и явлений окружающей действительности, но и нетрадиционные : печать листьев, рисование пальчиками, восковые мелки + акварель, набрызг, монотопию, пластилинографию и другие. Перспективный план с каждым годом обновляется, вносятся новые темы.
Тематика запланированных занятий по продуктивным видам деятельности весьма разнообразна и связана с познанием предметов и явлений окружающей действительности, впечатлениями, событиями из жизни самих детей и жизни взрослых, которую они имеют возможность наблюдать и посильно в ней участвовать.
Систематически обращаю внимание детей на красоту природы родного края, которая красива во все времена. Расширяю их представления о её многообразии, воспитываю бережное отношение к ней. Впечатления от красоты осенней природы дети отражают в своих рисунках, используя не только восковые мелки, гуашь, акварельные краски (тема: «Золотая осень»), но и печать листьев, напоминающих крону деревьев. Понравившийся листик дети покрывали краской (желтой, оранжевой, красной) при помощи кисточки, затем окрашенную сторону прикладывали на лист бумаги (тема: «Осень на опушке краски разводила»). Рисунки получились необыкновенно красивы.
Очень интересен детям нетрадиционный способ — пластилинография – создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Используя эту технику изображения, дети сумели передать красоту и неповторимость осенних листьев (тема: «Осенние листья»), яркость и пышность астр (тема: «Астры»).
Рисование пальчиками — увлекательный, нетрадиционный способ изображения. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство. С помощью пальчиков, используя гуашь, дети печатали гроздья калины.
Для изображения зеркального отражения объектов на водной глади, использую монотопию – симметричное сложение альбомного листа. Интересные по своему содержанию получились детские рисунки на тему: «Закат». Верхнюю сторону листа дети тонировали красно-желтым цветом (закат), а нижнюю – синим (море). Затем на верхней стороне рисовали яркое солнце и складывали лист пополам. После получения оттиска исходный рисунок (солнце) дети по желанию раскрашивали красками повторно, чтобы оно имело более четкие контуры.
Для обучения детей способам изображения разных объектов использую прием обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм по шаблону — шаблонографию. Данная техника позволяет составить не только отдельный объект (ракету, робота, кораблик), но и сюжетную картинку (домик, рядом растущие цветы, деревья, на небе солнце и плывущие облака), развивая при этом воображение и фантазию, мышление детей.
В процессе художественно-творческой деятельности знакомлю детей с жанрами изобразительного искусства: графикой (тема: «Ежиха с ежатами»), натюрмортом (тема: «Дары осени»), портретом (тема: «Лучший папа»); с жанром живописи — пейзажем (тема: «Зимушка-зима»), и способами их изображения.
Аппликация – это мир фантазии и игры, великолепных превращений и удивительных открытий. Из обрывков бумаги, крупы, пуговиц мы с детьми создаем удивительные вещи. Выбор тематики учебной деятельности определяю сезонными явлениями и событиями, которые дети наблюдают, а также техническими умениями.
Для закрепления приемов вырезывания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, планирую темы: «На лесной полянке выросли грибы», «Петрушка на новогодней елке», «Бокальчики». В предметной аппликации применяю прием силуэтного вырезывания. В учебной деятельности использую аппликации как сюжетного, так и пейзажного содержания («Новогодний хоровод», «Зоопарк», «Колобок», «Заюшкина избушка»). Приемы вырезывания во время учебной деятельности стараюсь не демонстрировать, чаще опираюсь на опыт самих детей, привлекая их к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием. Разумеется, когда вводится новый прием вырезывания, показ осуществляю я. Например, вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Я показываю детям, как складывают бумагу, как вырезают нужную форму, как получается несколько изображений (тема: «Праздничный хоровод»). Этот прием дети применяют и в дальнейшей работе для украшения предметных изображений. Например, украшают декоративными элементами вазу, матрешку. Используя прием вырезывания по частям, дети изображают машины, самолёты, корабли, цветы… Передавая изображения того или иного предмета, они применяют разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые.
Необычный способ изображения предметов — обрывание бумаги вызывает у детей живой интерес. Используя способ обрывания и скатывания бумаги, изображали веселого снеговика, зайчика, зеленую траву, одуванчики. В марте, в группе расцвел подснежник – первый весенний цветок, пробуждения которого наши дети так долго ждали. Сколько радости было, когда он расцвел. Подснежник мы изобразили, используя этот способ.
Для изображения объектов живой и неживой природы предлагаю детям привычный для них материал — вату. Ее мы использовали для изображения цыплят, ведь она по своим свойствам их напоминает. Комочки ваты дети прикладывали к щекам, гладили их, играли, словно с цыплятами. В результате у каждого получился маленький, пушистый цыпленок (тема «Непослушный цыпленок»). Этот материал я предлагаю детям для изображения белоснежных облаков, снега.
К праздникам дети выполняют поздравительные открытки, используя не только цветную бумагу и картон, но и яркую тесьму, макаронные изделия, пенопластилин. Вместе с детьми оформляем группу к новогоднему празднику — вырезываем снежинки, выполняем красочные гирлянды, украшения для елки.
Лепка – занятие для дошкольников не только интересное, но и полезное. Изделия детей разнообразны не только по содержанию, но и по способу изображения. При обучении лепке, полный показ приемов почти не применяю, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Обращаю внимание на выявление характера формы, пропорций, строения предмета, наиболее характерных деталей, передачу движения. Во время работы с пластилином дети используют пластический способ лепки – из целого куска пластилина (овощи, фрукты, посуда, птицы) и из отдельных частей («Снегурочка», «Лыжник»).
Интересные по своему содержанию получились фигурки сотрудников детского сада, выполненные способом лепки – из отдельных частей, медсестра со шприцем, повар в белоснежном колпаке с кастрюлей, музыкальный руководитель, сидящий за пианино, и конечно же, воспитатель, читающий детям книгу (тема «Кто работает в детском саду»).
Необыкновенно красивые получаются у детей народные игрушки: дымковские барышни, козлики, олешки, выполненные из целого куска пластилина, а затем декоративно оформленные налепом, характерным для данной росписи.
Содержательные получаются работы по представлению. Основные задачи этой деятельности направлены на развитие у детей самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее и творческой активности в способах лепки. Дети лепят роботов, кукол, Бэтманов, Черепашек Ниндзя, животных…
С помощью произведений народно-прикладного искусства акцентирую внимание на своеобразие и особенности художественного творчества кубанского народа, его традициям и через художественно-творческую деятельность стараюсь привить детям любовь к малой родине, родному краю, воспитываю уважение к труду работников сельского хозяйства.
Учебная художественно-творческая деятельность по рисованию на тему «Украсим рушник» проходила в мини-музее ГПБОУ МОК ЗАПАД . В кубанской хате детей встречала казачка. Дошкольники попали в мир, в котором жили их прабабушки и прадедушки. Их вниманию были представлены предметы народно-прикладного искусства – рушники, вышитые народными  умелицами. Хозяйка рассказала о особенностях вышивки и предназначении рушников. Детям было предложено «вышить» (нарисовать) узор на рушниках, используя яркие акриловые краски. В ходе работы, каждый ребенок старался изобразить узор, характерный для вышивки, взятый из природы. И когда все рушники были украшены, мы с ребятами, по старинной народной традиции, вышли на улицу весну кликать, используя народную песню «Весна, весна, приходи…». Детям эта традиция очень понравилась, решили через год весну также встретить.
В ходе учебной художественно-творческой деятельности по лепке на тему «Посуда» вниманию детей были представлены глэчик, макитра, чугун —  посуда. В ходе беседы дети высказывали свое мнение о предназначении необычной для них посуды. Они были удивлены, как в глэчике так долго может храниться молоко. При выполнении посуды использовали пластический способ – лепку из целого куска, уже знакомый детям. Поэтому выполнение не вызвало затруднений.
Направленность учебной художественно-творческой деятельности на тему «Какого цвета пшеничное поле?» — способствовать установлению гармонии посредством изобразительного искусства, поэзии и музыки. Использование литературного, музыкального и игрового материала позволило сделать учебную деятельность интересным и содержательным.
Предложенная тема не принуждала детей к однообразному решению выполнения пейзажа, требовала воображения, образного восприятия оттенков и тонов. Овладев техникой работы, дети, каждый по-своему, выразительно раскрыли состояние пшеничного поля, выполнив довольно трудное для них задание – получить нужный оттенок и отобразить в творчестве свои наблюдения, чувства, переживания.
Регулярно, в приемной, организую выставку детских работ под названием «Мир глазами ребенка», чтобы не только родители, но и гости нашей группы смогли полюбоваться поистине произведениями искусства наших художников. Постепенно, шаг за шагом дети учатся реализовывать свои творческие способности. И я восхищаюсь своими воспитанниками, когда рассматриваю их работы. Через воплощение своих идей и замыслов дети умеют выражать свое творческое начало. Значит, я работаю не зря. И это для меня самая лучшая награда!

Описание основных элементов
представленного педагогического опыта.

В опыт работы входят основные элементы:

1. Учебная художественно-продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация.

2. Музейная педагогика – учебная деятельность иногда проходит через ознакомление с предметами мини-музея.

3. Поисково-исследовательская деятельность

4. Литературно-художественный материал – подбор рассказов, стихотворений, загадок о предметах окружающей действительности, временах года, явлениях природы.

Выводы.

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественно-творческая деятельность создает все необходимые условия, чтобы вовлечь ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то новое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.

Библиографический список:

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Мир детства: Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия Холдинг, 2003.
2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988.
3. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М: Мозаика-Синтез, 2010
4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Развёрнутое перспективное планирование. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Развёрнутое перспективное планирование. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
9. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство « Скрипторий 2003», 2011.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
11. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 5, 6. – М.: Просвещение, 1985, 1992, 1994.
13. Загадки, скороговорки, считалки. Любимые страницы. – Смоленск: Русич, 1999.
14. Комарова Т.С., Саккулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
15. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.
16. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.
17. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
18. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
19. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
20. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
21. Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
22. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – М.: Педагогика, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познание окружающего мира через художественно-творческую деятельность»

Перспективное планирование работы по самообразованию с детьми подготовительной группы...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием художественно-творческой деятельности.

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад №47        Конспект НОД по экологическому воспитанию с использ...

Изучение окружающего мира посредством художественно творческой деятельности.

Насколько разнообразен окружающий мир, открывающийся маленькому человеку ? Знакомство с явлениями в природе, предметами, окружающие его. и сколько еще предстоит узнать. А ведь все надо потрогать, попр...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.Задачи:Образовательные:Приобщение детей к истокам русской народной культуры;Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русс...

Использование камешков МАРБЛС в изучении окружающего мира.

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. Я ...