«Испекли мы пирожок» Старшая группа компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рассказова Ольга Валентиновна

конспект занятия

по ознакомлению дошкольников

с русской народной культурой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕАЛЕКСЕЕВСКИЙ   ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАЛИНКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Районный конкурс на лучший конспект занятия

по ознакомлению дошкольников

с русской народной культурой

Тема: «Испекли мы пирожок»

 Старшая группа компенсирующей направленности

 

                                                                                                                    Рассказова О.В.

                                                                                                              воспитатель

                                                                                                     первая  

 квалификационная

                                                                                                                           категория

2014 год

Образовательная область: Познание

Интеграция с другими образовательными областями:

Коммуникацией – беседа, отгадывание загадок, пословиц и поговорок, пальчиковые  гимнастики «Пекарь», «Пирог», грамматическое упражнение «Пироги с начинкой» ;  

Художественным творчеством – лепка из соленого теста;

Здоровье -  пальчиковые  гимнастики «Пекарь», «Пирог»;

Физическая культура – физминутка «Пироги»;

Социализация – русская народная игра «Пирог».

Программные задачи:

  • Образовательные: 

-Формировать у детей представления о предметах быта в русской избе.

- Познакомить с русской кухней.

-Обогащать словарный запас детей.

-Упражнять в образовании относительных прилагательных.

-Учить детей грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.

-Познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки; закрепить умение пользоваться стекой.

  • Развивающие:

-Развивать умения участвовать в диалоге.

-Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

-Развивать мелкую и общую моторики.

  • Воспитательные:                                                                                                                                     -Воспитывать  устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

-Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предшествующая работа:

-Рассматривание колосков пшеницы, ржи, ячменя, овса и других зерновых культур.

-Разучивание  стихотворений, пальчиковых гимнастик, пословиц о хлебе, о труде. Загадывание загадок.

-Чтение русской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб» в обработке Е. Благининой; сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»; главы «Отцовское поле» из одноимённой книги В. Крупина.

Материалы и оборудование:

 Картинки и  иллюстрации с изображением предметов быта, характерные для Древней   Руси, колоски пшеницы, соленое тесто в пакетиках, вода в баночках, кисточки, стеки, дощечки, свежеиспеченные пироги.

Используемая литература:

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., Просвещение, 1984.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М., Просвещение, 1987.
  4. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.
  5. Хананова И.Н. Солёное тесто. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
  6. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе. Конспекты занятий.УЦ Перспектива, Москва 2009г.
  7. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4 2013г., Издательский центр «МЦФЭР ресурсы образования»
  8. Журнал ребёнок в детском саду №2 2008г.,ООО издательский дом «воспитание  дошкольника»


Ход непосредственно образовательной  деятельности:   

 1.Организационный момент 

Воспитатель: Предлагаю отправиться  путешествие по «русской избе».

Дети с воспитателем подходят к «русской избе».

Воспитатель:

-Войдя в избу, волей –неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Проходите, ребята, аккуратнее. Войдя в избу, на что мы сразу обратим внимание?

Дети проходят в избу и садятся на скамейки.

Дети: На печку.

Воспитатель: Верно, ведь она занимает почти пол-избы.

2. Беседа « Без печи хата – не хата»

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских сказок. Какие сказки с участием печки вы знаете?                                                                                                               Дети  :В сказке «Гуси-лебеди» печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, а в сказке «По щучьему велению» везет Емелю к царю.                                                               Воспитатель: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила до наших дней. А помните, как назывался человек, который умел класть печь?                       Дети: Печник.                                                                                                                   Воспитатель: Верно. Печник пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.                                                           Воспитатель:  Печь долго обогревала избу.  В  печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещение место, обособленный уголок. Другой, левый угол от печи, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейка, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие  пословицы на эту тему вы знаете?

Дети: «Что есть в печи – все на стол  мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать».                                                                                                

 3. Рассказ воспитателя  о пирогах на Руси.                                                              

 Воспитатель: - Ребята. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем дальше  говорить.

Загадка:       Он бывает с толокном

                     С рисом, мясом и пшеном

                     С вишней сладкою бывает

                     В печь его сперва сажают

                     А как выйдет он оттуда

                     То кладут его на блюдо

                      Ну, теперь зови ребят

                      По кусочку все съедят       (пирог)

Дети: - Это пирог.

Воспитатель:  Правильно. Сегодня мы поговорим о пирогах. Пироги любили и любят многие люди. Есть такая пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель:

- А вы любите пироги?

Дети: Да.

Воспитатель:

- Что такое пирог?

 Дети: - Это хлеб.

- Пироги очень любили на Руси. Ни одно торжество не обходилось без пирогов. Само слово «пирог» произошло от слова «пир».

В день именин было принято печь пироги и рассылать их родным и близким как приглашение на праздник. Тот, кто приносил пирог,  говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать».

   На именины был обычай печь пироги имениннику с начинкой. Пирог полагалось разломить над головой именинника. Была такая примета: чем больше начинки останется на голове, тем богаче будет именинник. Гости приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

4.Грамматическое упражнение «Пирожки с начинкой» (образование относительных прилагательных).

Воспитатель:

- Давайте посмотрим на наборное полотно и узнаем, с чем бывают пироги.

 ( На наборном полотне выставлены карточки с изображением пирогов с разной начинкой. Каждый ребенок берёт один пирог и составляет предложение.)

Дети:

Я испекла капустный пирог.

Я испек малиновый пирог.

Я испек грибной пирог.

Я испек рыбный пирог.

Я испек мясной пирог.

Я испекла земляничный пирог, и т.д.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Пекарь».

Воспитатель:

Сейчас в магазине можно купить хлеба сколько потребуется. Ребята, назовите, пожалуйста, хлебобулочные изделия какие вы знаете.

Дети: Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.

Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. И пекут их из пшеничной  муки. На Руси пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами и булками лакомились люди побогаче. А в бедных крестьянских семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». А кто  сейчас нам печет хлеб ?

Дети:

-Это пекарь. 

Воспитатель:

-Правильно, давайте вспомним, как пекарь выпекает из муки хлеб, ватрушки, булочки.

Дети:

Пекарь, пекарь, из муки испеки нам колобки.

(выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка)

Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке.
Да калачи - Маришке.

(поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки).

6.Беседа о хлебе

Воспитатель :

Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Дети: «Хлеб - всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб - будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» и др.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, как надо относиться к хлебу?

Дети: Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб, Он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.

Воспитатель: Да, хлеб требует уважения к себе. Послушайте загадку: «Золотист он и усат, в ста кармашках - сто ребят».

(Дети отгадывают загадку).

- Молодцы, отгадали - это действительно колосок. (Внести и рассмотреть колосок).

- Зернышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их там много и на каждом кармашке растет усик, будто оберегает зернышко.

Ребенок  рассказывает  стихотворение «Хлеб» Я. Акима

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

7.Физкультминутка « Пироги»

           Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

 (Лепим пирожки)

Тесто в кадке замесили, 

(Делаем вид, будто месим тесто)

Соль в солонке не забыли.

(показываем, как солим тесто)

Взяли ложку с творогом:

(берем руку воображаемую ложку)

Пирожок за пирогом!

 (хлопаем в ладоши)

Ну-ка, дай-ка, печка,

Пирогу местечко! 

(Показываем большой пирог)

Воспитатель: - Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь дома?

(Ответы детей).

А вы им помогали? (рассказы детей).

8.Лепка  из соленого теста

Воспитатель: А сейчас мы засучим рукава и замесим тесто (дети имитируют замес теста). Вот тесто и готово. Только мы будем лепить из соленого теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин».

9.  «Пирог» ( гимнастика для кистей)

Воспитатель: Давайте разомнем наши пальчики.

Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?

Руки, вытянутые вперёд, сжимают и разжимают пальцы

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

«замешиваем» тесто

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали, - не устали,

«раскатываем» тесто

Начинили творожком

И назвали пирожком!

«лепим пирожки»

Ну-ка, печка, ну – ка, печка,

Дай творожничку местечко!

«сажаем» пирог в печку.

- Ребята, приёмы лепки из теста те же, что и для лепки из пластилина. Но есть сложности - поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому её надо смачивать водой при помочи кисточки, чтобы детали лучше склеивались, тоже смачивайте их водой перед тем, как соединить.

- А сейчас каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Может, вы придумаете свой, оригинальный пирог? Приступайте, пожалуйста, к работе…

Во время работы воспитатель помогает  детям, напоминает  приемы лепки.

10. Итог

Воспитатель:  -Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель:   -Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Дети: Нам  понравилась русская изба.

Воспитатель: - Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.

Воспитатель: -Что вы сегодня узнали?

Дети: Сегодня мы узнали  о русской кухне. Сами изготовили «хлебобулочные изделия».                                                                                                    

Воспитатель: - И напоследок предлагаю поиграть в русскую народную игру «Пирог».

Русская народная игра «Пирог» 

  Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» .

Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности  для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...