ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО КРУГОЗОРА ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСТАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА для детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ДУХОВНОГО КРУГОЗОРА ЛИЧНОСТИ

ЧЕРЕЗ ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО МОСТАМ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

для детей старшего дошкольного возраста


        Не имеет значения, где ты родился, какой язык твой родной – важно одно: мы живем в Санкт-Петербурге, а значит, все мы – его дети. Город дает нам все. Так давайте и вы ему любовь и уважение, заботу и помощь.

        Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они знают свой родной город, любят его. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.

        Воспитывая маленького петербуржца, не забывайте о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения теплыми, добрыми. А в дружной семье и культура общения высокая. Не спеша, исподволь мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.

        С младшей группы стоят две основные цели:

  • Воспитание любви и интереса к родному городу.
  • Воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.

        В средней группе три основные цели:

  • Воспитание любви к родному городу, гордость: «Я – петербуржец».
  • Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им.
  • Формирование начальных знаний о родном городе.

        В старшей группе основные цели:

  • Осознание ценности памятников культуры и искусства.
  • Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

        В подготовительной группе цели:

  • Осмысливание истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте мировой истории и культуры.
  • Изучение истории города через судьбы замечательных петербуржцев.

        Для углубленной работы с детьми необходима активная помощь родителей.

        Увлеченные родители – значит, влюбленные в сувой город дети!

        Это же здорово – узнавать свой город вместе, всей семьей. Ведь родной город нужно не просто знать, его еще нужно любить.

        Давайте вместе гордиться своим городом, вместе его любить, вместе его беречь и нести через всю жизнь гордое звание «петербуржец».

Над Невой

Город Гоголя, Пушкина, Блока,
Город, помнящий поступь Петра,
Из болота, шагнувший в барокко,
Ты достоин резца и пера.

Ты встаешь не видением пышным,
Строгим ликом отважен и прям,
Недоступный всем недругам пришлым,
Устремленный навстречу друзьям.

Чуждый зависти, чуждый корысти,
Не соперник – товарищ Москве,
Ты достоин божественной кисти,
Город, жадно припавший к Неве.

Мимо – башня, ограда и садик,
Бьют копыта, звенят стремена:
Твой властитель, твой витязь, твой всадник
Скачет к нам через все времена.

Твои улицы архипрямые,
Твои реки одеты в гранит,
И черты всех столетий России
Твой сегодняшний облик хранит.

Я шагаю центральным проспектом

И гущу лишь о том, видит бог,

Что не встретятся в городе этом

Пётр, и Гоголь, и Пушкин, и Блок.

М.Лисянский

А теперь – начинается наше путешествие…

Приготовились….

Поехали!

 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСТАМ»

        Здравствуйте, ребята. Все вы знаете, что мы живем в славном и великом городе Санкт-Петербурге. Наш город часто называют Северной Венецией, потому что он расположен на множестве островов. Целая сеть рек, речушек и каналов, через которые перекинуто множество уникальных в своем роде мостов текут по  городу. Всего в Петербурге, включая пригороды (Павловск, Петергоф, Пушкин), насчитывается около 800 мостов, из которых 218 пешеходных. Число мостов, расположенных в историческом центре города – 342. Около 30 из них взяты под государственную охрану как памятники архитектуры. Общая длина всех мостов Петербурга – около 16 километров.

        Самая главная река нашего города – это река Нева. Нева вытекает из Шлиссельбургской губы Ладожского озера и впадает в Невскую губу Финского залива. С геологической точки зрения, Нева - одна из самых молодых рек северо-запада России: ее возраст - около четырех тысяч лет. Река, длина которой составляет всего 74 километра, продолжает оставаться одним из главнейших источником водоснабжения Санкт-Петербурга и важнейшим транспортным путем, соединяющим Балтийское море и удаленные районы центрально-европейской части России. Интересно отметить и то, что корабли по Неве ходили с незапамятных времен. В 9-12 веках эта река являлась важным участком знаменитого торгового пути "из варяг в греки". Благодаря тому, что Нева является глубокой и широкой рекой, она прекрасно подходит для судоходства даже крупных судов. Глубина реки колеблется в пределах 8-11 метров. Наибольшая же глубина была отмечена у Литейного моста, где она достигает 24 метров. 

        Дорогие ребята. Сегодня мы прокатимся на речном трамвайчике по Неве и рассмотрим удивительные мосты, соединяющие разные берега и районы нашего города.

        Мосты в Санкт-Петербурге - разводные, железнодорожные, маленькие пешеходные мостики и широкие транспортные, современные подвесные и старинные мощеные - неотъемлемая часть экстерьера. Ведь не просто так этот город называют Северной Венецией – он будто пронизан многочисленными водоёмами. Только представьте себе - в черте города протекает почти 100 рек и располагается примерно столько же озёр и прудов! Так что не удивительно, что мосты в Петербурге не редкость - в городе их насчитывается более 300. Более того, многие из них стали отдельными достопримечательностями.

        Уникальная архитектура, красивое кованое обрамление, удачное расположение или какое-то историческое событие – вот далеко неполный список того, что может сделать отдельно взятый мост предметом интереса жителей и гостей города.

        Наша экскурсия начинается от моста Александра Невского.

  • Самый длинный разводной мост — Александра Невского через Неву (длина без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м).

        Мост Александра Невского соединяет правобережный район Санкт-Петербурга с центром города. Его положение между Заневским и Невским проспектами было определено ещё в планах развития города первой половины XX века. Он стал необходим для развития района Малой Охты и других прилегающий территорий. Мост соединил Малую Охту с Васильевским островом посредством трассы Невского проспекта и Дворцового моста.

        Перед началом строительства существенно изменил свой облик левый берег Невы. Здесь была создана площадь Александра Невского, для чего были снесены находящиеся на берегу реки кирпичные амбары-зернохранилища и некоторые жилые здания.

        Следующим мостом по пути к устью Невы является Большеохтинский мост.

        Строительство моста провели удивительно быстро, начав в 1908 году, работы закончили за три года. Первоначально он был назван мостом Императора Петра Великого. 

        Большеохтинский мост находится неподалеку от Смольного собора, почти прямой дорогой к которому является Суворовский проспект, начинающийся от Невского (Староневского) проспекта. 
          На другой стороне Невы дорога выходит к Красногвардейской площади и, пересекая реку Охта растворяется в жилых кварталах сталинской эпохи постройки.

          Длина моста 335 метров, ширина — 23,5 метра. 
  Масса всех металлоконструкций составляет 8920 тонн; в том числе масса противовесов — 1065 тонн

         В 1990-х годах был произведен капитальный ремонт моста. При этом было смонтировано более трех тысяч тонн металлоконструкций, уложено более 48000 квадратных метров асфальта и около 10000 кубометров бетона. В конструкции заменили более 25000 высокопрочных болтов и облицевали гранитом около 4000 квадратных метров поверхности. Мост был вновь открыт для движения в 1997 году.

        Следующий мост на нашем пути – Литейный мост.

        Литейный мост  был построен в 1875-1879 годах, он соединил центр города (Литейный проспект) с Выборгской стороной. Ранее здесь, на левом берегу Невы, был Пушечный литейный двор, он и дал название и мосту, и проспекту. Разводится Литейный мощными современными подъёмниками в считанные минуты, причём, весьма интересным образом: здесь судоходный фарватер проходит ближе к левому берегу, а река делает поворот, поэтому на мосту поднимают один пролёт, - со стороны Литейного проспекта. Мост был первым в городе, на котором были установлены электрические фонари. Его чугунные решетки украшают барельефы, изображающие русалок, которые держат в руках герб Петербурга.

        Плывем дальше.

        Троицкий мост (ранее Кировский) самый длинный из мостов Невы – 580 м. Он соединяет Суворовскую площадь, которая находится рядом с Марсовым полем с Троицкой площадью на Петроградской стороне. Строился он в 1897-1903 гг. французской компанией «Батиньоль», а позже был реконструирован российскими инженерами. До сооружения постоянного моста на этом месте 70 лет располагался наплавной мост, который так же назывался Троицкий. Открытие постоянного моста было приурочено к 200-летию со дня рождения Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали Николай II и президент Франции Феликс Фор. Николай лично нажал на кнопку, запустив механизм разведения моста, строительство которого обошлось казне в 6,1 млн.рублей.

        Мост металлический, имеет красивую ажурную конструкцию, состоит из 5 арок, разводной пролёт один – со стороны левого берега. Мост несколько раз переименовывался. Изначально был назван в честь Троицкого собора, разрушенного в 1932 году, после 1918 года именовался мостом Равенства, после убийства С.М. Кирова в 1934 году был назван в его честь. С 1991 года снова называется Троицким. В 2001-2002 гг. была проведена реконструкция моста. В ходе капитального ремонта заменена проезжая часть, выполнен ремонт металлоконструкций, восстановлена вся архитектурная часть моста, выполнена его окраска, модернизация и замена механизмов, восстановлена гранитная облицовка, уложен литой асфальтобетон, правобережный железобетонный пролет заменён на металлический. А ещё мосту вернули символы самодержавия: двуглавых орлов и короны.

        Одним из самых известных мостов является Дворцовый мост. Он следующий на нашем пути. Дворцовый мост, наряду с Петропавловской крепостью и Адмиралтейским корабликом является символом Санкт-Петербурга.

        Дворцовый мост – пятипролётный чугунный мост, с центральным двукрылым разводным пролётом. Он переброшен через Большую Неву и соединяет Адмиралтейский остров (его Дворцовую площадь) со Стрелкой Васильевского острова. Его длина - 260,1 м, ширина - 27,8 м, уникальный разводной механизм моста поднимает вверх 700-тонные центральные пролёты! Изображение разведённого Дворцового моста на фоне шпиля Петропавловской крепости – один из общеизвестных символов города на Неве. А история его вкратце такова.         Начиная с 1901 года, на протяжении восьми лет, проводился конкурс на лучший проект двух мостов – Дворцового и Большеохтинского, общее число принявших участие в конкурсе дошло до 54, когда был принят проект инженера А.П. Пшеницкого. Строительство моста, начавшееся в 1912, из-за Первой мировой войны было закончено лишь 23 декабря 1916 года, причём без планируемых ранее архитектурных изысков. Так, чугунные решётки появились на мосту только в 1939 году, а некоторые элементы декора, задуманные проектом (например, украшенные орлами фонарные столбы), вообще не были осуществлены, поскольку потеряли свою актуальность. Но главное, что задумывал Пшеницкий, было реализовано: удивительный эффект «стелющегося по воде» моста.

        

        Последний мост перед выходом в Финский залив – Благовещенский мост. Раньше он назывался Мостом Лейтенанта Шмидта.

        Мост Лейтенанта Шмидта стал первым мостом Санкт-Петербурга. В своей истории мост несколько раз проходил реконструкцию. Самая масштабная произошла в 1930 – е годы, когда существенно расширили проезжую часть, а разводная опора перешла в центр моста.

        Изначально мост был назван Невским, позже переименован в Благовещенский мост (название происходило от Благовещенской площади, располагавшейся на левом берегу), с 1855 г. строение получило имя Николаевского Моста. В 1917 г. после революции мост вновь был переименован и название Мост Лейтенанта Шмидта сохранилось до начала XXI в., после чего мосту вернули прежнее историческое название.

        Вот и закончилась наша прогулка. Впереди – Финский залив, составная часть сурового и хмурого Балтийского моря. Впереди Кронштадт – город Воинской славы. А мы еще не раз прогуляемся по мостам и мостикам нашего города.

        

        Каких только мостов и мостиков не встретишь в Северной столице! По соседству с полукилометровыми разводными гигантами можно обнаружить романтичные пешеходные мостики, украшенные старинными фонариками, словно сошедшие со страниц детской сказки. Характерная особенность мостов города – украшающие их скульптурные композиции, многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

«Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте....

"Достропримечательности Санкт-Петербурга" дидактическая игра для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра знакомит детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, развивает внимание, логическое мышление, память. Предлагается несколько вариантов игры....