Растения как люди
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятие «Растения как люди»
Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям, имитировать характерные движения деревьев. Дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.
Материал. Фланелеграф, плоскостные изображения дерева, зеленых, желтых, оранжевых и красных листьев; плоскостная кукла и набор одежды для нее (для улицы); засушенные осенние листья.
Ход занятия
Педагог спрашивает детей, приходилось ли им поранить палец и что они при этом видели. Дети отвечают: кровь. Педагог показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь двигается по венам, а помогает ей в этом сердце. Предлагает приложить руку к груди слева и в тишине послушать, как бьется сердце.
Педагог обращает внимание детей на фланелеграф и показывает плоскостное изображение дерева с зелеными листьями и куклу, одетую для прогулки.
Педагог говорит детям:
- У деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.
Спрашивает у детей: приходилось ли им наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Педагог подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.
Педагог говорит детям о том, что летом, когда все цветет, солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. Прелагает представить, что на дворе лето. В течении одной-двух минут дети под музыкальное сопровождение активно двигаются: прыгают, бегают. Затем садятся, прикладывают руку к груди и слушают, как бьется сердце – сильно, быстро. Также быстро течет и кровь по венам. После лета наступает… (осень), деревья меняют свой зеленый наряд на яркие красные и желтые одежды, умываются осенним дождем. Можно представить, что деревья, как люди, меняют наряд, переодеваются. Время, когда деревья сбрасывают листья, называется листопадом. Солнышко греет все меньше и меньше, сок движется по стволам деревьев все медленнее и медленнее, а потом наступает зима. Деревья сбрасывают листья и засыпают.
Играет тихая музыка. Дети одну-две минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно. Затем педагог предлагает приложить руку к груди и послушать, как бьется сердце тихо, спокойно, значит, и кровь течет по венам спокойно. «И сок в деревьях течет тихо, медленно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_kak_lyudi.docx | 17.98 КБ |
rasteniya_kak_lyudi.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок» с. Воскресенское
Воскресенского района Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Растения как люди?!»
(средняя возрастная группа)
Воспитатель:
Водолагина Татьяна Владимировна
с. Воскресенское, 2014 г.
Занятие «Растения как люди»
Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям, имитировать характерные движения деревьев. Дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.
Материал. Фланелеграф, плоскостные изображения дерева, зеленых, желтых, оранжевых и красных листьев; плоскостная кукла и набор одежды для нее (для улицы); засушенные осенние листья.
Ход занятия
Педагог спрашивает детей, приходилось ли им поранить палец и что они при этом видели. Дети отвечают: кровь. Педагог показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь двигается по венам, а помогает ей в этом сердце. Предлагает приложить руку к груди слева и в тишине послушать, как бьется сердце.
Педагог обращает внимание детей на фланелеграф и показывает плоскостное изображение дерева с зелеными листьями и куклу, одетую для прогулки.
Педагог говорит детям:
- У деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.
Спрашивает у детей: приходилось ли им наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Педагог подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.
Педагог говорит детям о том, что летом, когда все цветет, солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. Прелагает представить, что на дворе лето. В течении одной-двух минут дети под музыкальное сопровождение активно двигаются: прыгают, бегают. Затем садятся, прикладывают руку к груди и слушают, как бьется сердце – сильно, быстро. Также быстро течет и кровь по венам. После лета наступает… (осень), деревья меняют свой зеленый наряд на яркие красные и желтые одежды, умываются осенним дождем. Можно представить, что деревья, как люди, меняют наряд, переодеваются. Время, когда деревья сбрасывают листья, называется листопадом. Солнышко греет все меньше и меньше, сок движется по стволам деревьев все медленнее и медленнее, а потом наступает зима. Деревья сбрасывают листья и засыпают.
Играет тихая музыка. Дети одну-две минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно. Затем педагог предлагает приложить руку к груди и послушать, как бьется сердце тихо, спокойно, значит, и кровь течет по венам спокойно. «И сок в деревьях течет тихо, медленно».
Игра – пантомима «Люди и деревья».
Педагог спрашивает у детей: похожи ли люди на деревья? Дети высказывают свои предложения (руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.) Детям предлагается представить, что они превратились в деревья. Каждый берет в руки сухие осенние листья.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются. (Руки поднимаем вверх и медленно покачиваем ими из стороны в сторону. Звучит медленная мелодия.)
Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились. (Двигаются только кисти рук. Темп мелодии убыстряется.)
Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам, те чуть вздрагивают от ударов капель. (Быстро и резко поднимаем кисти рук, затем опускаем. Ритмичная мелодия имитирует спуск капель дождя.)
Но вот дождик кончился, налетел сильный ветер. Деревья качаются все сильнее и сильнее. (Наклоняемся влево, затем вправо.)
Ветер срывает с деревьев листья и бросает на землю. (Дети выпускают листья из рук.)
Но вот он улетел, а листья покрыли всю землю вокруг. ( Дети оглядываются вокруг.)
Идут дети по листьям, а те шелестят у них под ногами. (Идут, подбрасывая листья ногами.)
Дальнейшая деятельность проводится в форме рассказа воспитателя, по ходу которого он меняет карточки и задает вопросы детям.
Воспитатель: Весной Костя с папой пошел в огород. Папа взял большую лопату, а Костя маленькую. Только начали они капать, как Костина лопатка зацепилась за что-то твердое. «Это корень одуванчика, - объяснил папа, - из него скоро вырастут стебель, листья. Он помешает расти другим растениям, надо выкопать его из земли». «Пап, - попросил Костя, - давай оставим корешок. Это будет мой одуванчик, я буду наблюдать за тем, как он растет». « Ну ладно, один оставим, тем более что он на краю огорода», - не стал возражать папа.
А Костя решил сделать для своего одуванчика забор из палочек, чтобы не потерять его. Теперь он знал, что в земле находится корень одуванчика. ( прикрепляет к стенду карточку № 1). Когда через несколько дней папа с сыном опять пришли на огород, на этом месте уже зеленели листочки (карточка № 9). Костя обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа объяснил, что весной растут все растения, потому что греет солнышко (карточка № 11).
Прошло еще несколько дней, и Костя с родителями опять пришел на огород и сразу же бросился к своему одуванчику. Он опять не узнал его: кроме листьев, у одуванчика выросла ножка – стебель с бутоном наверху (вместо карточки № 9 прикрепляет карточку № 4 над карточкой № 2). Костя оглянулся и заметил, что многие одуванчики уже открыли свои желтые головки. «А мой?» - огорчился он. «Не унывай, уже недолго осталось ждать», - заверила мама. И она оказалась права.
Через день, когда Костя сам прибежал к одуванчику, он увидел красивую желтую головку (меняет карточку № 4 на № 3). Цветок был раскрыт на встречу солнцу, к нему подлетали пчелы, садились на него, что-то, жужжали и улетали (меняет карточку №3 на №6). У некоторых пчел на лапках Костя заметил желтые шарики. Он нагнулся и понюхал цветок. Нос его тут же стал желтым, как лапки у пчел, но он этого не заметил.
«Мама, мой одуванчик расцвел» – закричал Костя с порога. «Я это сразу поняла, - улыбнулась мама, - у тебя нос желтый». «Почему?» - Костя вытер нос, и ладошка его тоже стала желтой. «Потому что у тебя на носу мелкий цветочный порошок, он очень мелкий, как пыль, поэтому называется пыльцой, - объяснила мама. – Пчелы ищут в цветах одуванчика особый вкусный сок – нектар, когда пьют его, могут испачкаться, как ты». « Ну и что?» - спросил Костя. «Ты меня не дослушал, - недовольно поморщилась мама, - пчелы попьют сок на цветке, испачкаются в его порошке – пыльце, полетят на другой цветок, пыльца с их лапок упадет на него, и через некоторое время появится семя – парашютик». «Как бы мне не прозевать эти парашютики», - подумал Костя.
Прошло несколько дней, солнышко пригревало все жарче, а дождика все не было и не было. Костин одуванчик наклонил головку, уронил один листик на землю; совсем плохо ему без воды. Ну вот наконец солнышко закрыла большая туча (меняет карточку №11 на №14), пошел долгожданный дождь, а цветы спрятались (меняет №6 на №5). Одуванчик напился. Стал опять красивым и сильным.
Наступило лето, и Костя обнаружил, что его одуванчик изменился: посидел, постарел (вместо карточки № 5 ставит карточку № 7), вместо цветов появились у него семена – парашютики. Однажды подул сильный ветер (прикрепляет карточку № 12), и полетели семена – парашютики в разные стороны (меняет карточку № 7 на № 8). «Мам, наш одуванчик стал совсем лысым, ни одного волоска – парашютика на голове не осталось», - засмеялся Костя, увидев, что одуванчик опять изменился. «Зато теперь у него много деток вырастет в других местах, - заметила мама и, улыбнувшись, добавила: - Особенно в нашем огороде».
Потом Костя уехал к бабушке, одуванчик остался один: он опять стал похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья (убирает карточки № 2 и № 8 и прикрепляет № 9). Правда, они стали побольше и потемнее. К осени они увяли, пожелтели, упали на землю.
Вернулся Костя домой, сразу побежал проведать одуванчик, а от одуванчика один корень в земле остался. Если его жучки не сгрызут осенью, то к весне из этого корешка появится новый стебель, новые листья. А чтобы они выросли и появились цветы, корешок отдаст им все, что с осени припас.
«Значит, мой одуванчик на следующий год опять вырастит?» - обрадовался Костя. «Да, на этом месте вырастит одуванчик, похожий на твой первый. Так устроены одуванчики. И не только они, но и все другие растения», - закончила свой рассказ мама.
Закрепление материала.
Вопросы:
а) что нужно для того, чтобы вырос одуванчик?
б) как меняется одуванчик (весной, летом, осенью и зимой?)
Дети отвечают на вопросы при помощи карточек.
в) без чего не может жить человек?
Подвести детей к выводу, что растениям как людям, для жизни необходимо; солнце, воздух и вода.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок» с. Воскресенское
Воскресенского района Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Растения как люди?!»
(средняя возрастная группа)
Воспитатель:
Водолагина Татьяна Владимировна
с. Воскресенское, 2014 г.
Занятие «Растения как люди»
Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям, имитировать характерные движения деревьев. Дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.
Материал. Фланелеграф, плоскостные изображения дерева, зеленых, желтых, оранжевых и красных листьев; плоскостная кукла и набор одежды для нее (для улицы); засушенные осенние листья.
Ход занятия
Педагог спрашивает детей, приходилось ли им поранить палец и что они при этом видели. Дети отвечают: кровь. Педагог показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь двигается по венам, а помогает ей в этом сердце. Предлагает приложить руку к груди слева и в тишине послушать, как бьется сердце.
Педагог обращает внимание детей на фланелеграф и показывает плоскостное изображение дерева с зелеными листьями и куклу, одетую для прогулки.
Педагог говорит детям:
- У деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.
Спрашивает у детей: приходилось ли им наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Педагог подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.
Педагог говорит детям о том, что летом, когда все цветет, солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. Прелагает представить, что на дворе лето. В течении одной-двух минут дети под музыкальное сопровождение активно двигаются: прыгают, бегают. Затем садятся, прикладывают руку к груди и слушают, как бьется сердце – сильно, быстро. Также быстро течет и кровь по венам. После лета наступает… (осень), деревья меняют свой зеленый наряд на яркие красные и желтые одежды, умываются осенним дождем. Можно представить, что деревья, как люди, меняют наряд, переодеваются. Время, когда деревья сбрасывают листья, называется листопадом. Солнышко греет все меньше и меньше, сок движется по стволам деревьев все медленнее и медленнее, а потом наступает зима. Деревья сбрасывают листья и засыпают.
Играет тихая музыка. Дети одну-две минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно. Затем педагог предлагает приложить руку к груди и послушать, как бьется сердце тихо, спокойно, значит, и кровь течет по венам спокойно. «И сок в деревьях течет тихо, медленно».
Игра – пантомима «Люди и деревья».
Педагог спрашивает у детей: похожи ли люди на деревья? Дети высказывают свои предложения (руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.) Детям предлагается представить, что они превратились в деревья. Каждый берет в руки сухие осенние листья.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются. (Руки поднимаем вверх и медленно покачиваем ими из стороны в сторону. Звучит медленная мелодия.)
Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились. (Двигаются только кисти рук. Темп мелодии убыстряется.)
Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам, те чуть вздрагивают от ударов капель. (Быстро и резко поднимаем кисти рук, затем опускаем. Ритмичная мелодия имитирует спуск капель дождя.)
Но вот дождик кончился, налетел сильный ветер. Деревья качаются все сильнее и сильнее. (Наклоняемся влево, затем вправо.)
Ветер срывает с деревьев листья и бросает на землю. (Дети выпускают листья из рук.)
Но вот он улетел, а листья покрыли всю землю вокруг. ( Дети оглядываются вокруг.)
Идут дети по листьям, а те шелестят у них под ногами. (Идут, подбрасывая листья ногами.)
Дальнейшая деятельность проводится в форме рассказа воспитателя, по ходу которого он меняет карточки и задает вопросы детям.
Воспитатель: Весной Костя с папой пошел в огород. Папа взял большую лопату, а Костя маленькую. Только начали они капать, как Костина лопатка зацепилась за что-то твердое. «Это корень одуванчика, - объяснил папа, - из него скоро вырастут стебель, листья. Он помешает расти другим растениям, надо выкопать его из земли». «Пап, - попросил Костя, - давай оставим корешок. Это будет мой одуванчик, я буду наблюдать за тем, как он растет». « Ну ладно, один оставим, тем более что он на краю огорода», - не стал возражать папа.
А Костя решил сделать для своего одуванчика забор из палочек, чтобы не потерять его. Теперь он знал, что в земле находится корень одуванчика. ( прикрепляет к стенду карточку № 1). Когда через несколько дней папа с сыном опять пришли на огород, на этом месте уже зеленели листочки (карточка № 9). Костя обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа объяснил, что весной растут все растения, потому что греет солнышко (карточка № 11).
Прошло еще несколько дней, и Костя с родителями опять пришел на огород и сразу же бросился к своему одуванчику. Он опять не узнал его: кроме листьев, у одуванчика выросла ножка – стебель с бутоном наверху (вместо карточки № 9 прикрепляет карточку № 4 над карточкой № 2). Костя оглянулся и заметил, что многие одуванчики уже открыли свои желтые головки. «А мой?» - огорчился он. «Не унывай, уже недолго осталось ждать», - заверила мама. И она оказалась права.
Через день, когда Костя сам прибежал к одуванчику, он увидел красивую желтую головку (меняет карточку № 4 на № 3). Цветок был раскрыт на встречу солнцу, к нему подлетали пчелы, садились на него, что-то, жужжали и улетали (меняет карточку №3 на №6). У некоторых пчел на лапках Костя заметил желтые шарики. Он нагнулся и понюхал цветок. Нос его тут же стал желтым, как лапки у пчел, но он этого не заметил.
«Мама, мой одуванчик расцвел» – закричал Костя с порога. «Я это сразу поняла, - улыбнулась мама, - у тебя нос желтый». «Почему?» - Костя вытер нос, и ладошка его тоже стала желтой. «Потому что у тебя на носу мелкий цветочный порошок, он очень мелкий, как пыль, поэтому называется пыльцой, - объяснила мама. – Пчелы ищут в цветах одуванчика особый вкусный сок – нектар, когда пьют его, могут испачкаться, как ты». « Ну и что?» - спросил Костя. «Ты меня не дослушал, - недовольно поморщилась мама, - пчелы попьют сок на цветке, испачкаются в его порошке – пыльце, полетят на другой цветок, пыльца с их лапок упадет на него, и через некоторое время появится семя – парашютик». «Как бы мне не прозевать эти парашютики», - подумал Костя.
Прошло несколько дней, солнышко пригревало все жарче, а дождика все не было и не было. Костин одуванчик наклонил головку, уронил один листик на землю; совсем плохо ему без воды. Ну вот наконец солнышко закрыла большая туча (меняет карточку №11 на №14), пошел долгожданный дождь, а цветы спрятались (меняет №6 на №5). Одуванчик напился. Стал опять красивым и сильным.
Наступило лето, и Костя обнаружил, что его одуванчик изменился: посидел, постарел (вместо карточки № 5 ставит карточку № 7), вместо цветов появились у него семена – парашютики. Однажды подул сильный ветер (прикрепляет карточку № 12), и полетели семена – парашютики в разные стороны (меняет карточку № 7 на № 8). «Мам, наш одуванчик стал совсем лысым, ни одного волоска – парашютика на голове не осталось», - засмеялся Костя, увидев, что одуванчик опять изменился. «Зато теперь у него много деток вырастет в других местах, - заметила мама и, улыбнувшись, добавила: - Особенно в нашем огороде».
Потом Костя уехал к бабушке, одуванчик остался один: он опять стал похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья (убирает карточки № 2 и № 8 и прикрепляет № 9). Правда, они стали побольше и потемнее. К осени они увяли, пожелтели, упали на землю.
Вернулся Костя домой, сразу побежал проведать одуванчик, а от одуванчика один корень в земле остался. Если его жучки не сгрызут осенью, то к весне из этого корешка появится новый стебель, новые листья. А чтобы они выросли и появились цветы, корешок отдаст им все, что с осени припас.
«Значит, мой одуванчик на следующий год опять вырастит?» - обрадовался Костя. «Да, на этом месте вырастит одуванчик, похожий на твой первый. Так устроены одуванчики. И не только они, но и все другие растения», - закончила свой рассказ мама.
Закрепление материала.
Вопросы:
а) что нужно для того, чтобы вырос одуванчик?
б) как меняется одуванчик (весной, летом, осенью и зимой?)
Дети отвечают на вопросы при помощи карточек.
в) без чего не может жить человек?
Подвести детей к выводу, что растениям как людям, для жизни необходимо; солнце, воздух и вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....
Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»
Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...
Растения и животные помощники людей во время Великой отечественной войны.
Викторнина для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект «Земля – место жизни растений, животных и людей»
Цель: Создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:-развитие у детей внимания, ассоциативного и логического мышления;- развитие творческих способностей дошкольников;-совер...
Конспект занятия «Люди как растения?»
Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям...
Педагогический проект «Комнатные растения – зеленые помощники людей» в средней общеразвивающей группе
Экологический проект в средней группе...