Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "В мире детских прав"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сороковикова Ирина Викторовна

Данная образовательная деятельность приурочена к тематической неделе по правам ребёнка. В материале отражены права ребёнка, информация о которых преподносится детям в игровой увлекательной форме. Информация познавательная, насыщенная и доступная старшему дошкольному возрасту. В ходе занятия использованы разные виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

«В мире детских прав»

Цель: создать условия для знакомства детей со своими правами и обязанностями

Задачи:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: посылка от почтальона Печкина, «Декларация о правах детей», картинки с изображением: детей за партами, знак вопроса, младенца, медицинские принадлежности, флешкарта или диск со спокойной музыкой, книга К.Чуковского «Бармалей», иллюстрации сказок и сказочных героев, портрет семьи, солнышко с отрывными лучами, атрибуты для разыгрывания ситуации «На приёме у врача».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок; беседы по теме «Права ребёнка»;  рассматривание иллюстраций по правовому обеспечению ребёнка; просмотр презентаций по теме; разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поликлиника», «В парке отдыха»; игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

– Ребята, я сегодня в почтовом отделении получила посылку от почтальона Печкина. А к посылке есть письмо, в котором он сообщает нам, что в ней очень интересная и познавательная информация для вас. Давайте откроем её и узнаем, что интересного нам прислал Печкин.

II. Основная часть.

Воспитатель достает «Конвенцию о правах детей».

- Ребята, это волшебная книжка. Все кто её прочитает, становится добрее, воспитанее и грамотнее. Эта книжка называется «Конвенция о правах детей». Здесь записаны все права  и обязанности детей.  У каждого ребёнка есть права, то, что ему необходимо и у него обязательно должно быть.

Какие же права здесь записаны? Послушайте:

- Право на жизнь;

- Право на имя;

- Право на воспитание в семье;

- Право на проживание с родителями в доме;

- Право на безопасные условия жизни;

- Право говорить на родном языке;

- Право на получение медицинской помощи;

- Право на хорошее питание и чистую воду;

- Право заниматься спортом;

- Право развиваться культурно и духовно;

- Право на отдых;

- Право на посильный труд;

- Право выражать своё мнение.

Сейчас я буду доставать из посылки предметы и картинки, которые дают подсказку, к какому праву они относятся.

(картинка с изображением младенца)

–Посмотрим, какое право зашифровано на ней. Эта картинка говорит нам о праве на жизнь и имя.

– Что означает, иметь право на жизнь?

- Что значит, иметь право на имя?

Каждый ребёнок при рождении получает имя. И это имя записывается в ваш личный документ, название которому - «Свидетельство о рождении».

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– Давайте поиграем в игру «Ласковое имя»

Игра « Ласковое имя»

Дети встают в круг и по очереди, поворачиваясь друг к другу, берут своего соседа за руки и называют ласково по имени.

- Вам понравилось, когда вас называют ласково по имени?

Это значит, ваше право на имя не нарушено, оно у вас есть и вас называют по имени.

Предлагаю вам вспомнить, какими именами были названы сказочные персонажи и почему их так назвали:

  • Красная шапочка
  • Златовласка
  • Белоснежка
  • Дюймовочка
  • Золушка
  • Снегурочка

- А теперь посмотрите, что я достану из посылки! (портрет семьи)

- О каком праве нам подсказывает этот портрет?

Право на семью. Каждый ребёнок имеет право воспитывать в семье.

 - Что такое семья?

Семья – это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Все, кто живёт с вами рядом и заботятся о вас.

- Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

- Ребята, а если есть семья - она где-то должна жить. Значит, на что имеет право ребёнок?

Ребёнок имеет право на жильё.

Будь то город иль деревня,

Везде строятся дома.

В каждом доме непременно

Живёт счастливая семья.

- Ребята, давайте вспомним, в каких сказках нарушены права сказочных героев на жильё («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Рукавичка»).

– Если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать, ваша семья будет крепкая, дружная и здоровая, как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.          

«Пальцы – дружная семья»

- Внимание следующий предмет! (иллюстрация с изображением детей за партами в школе).

– Как вы думаете, каждый ребёнок  имеет право на образование?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас предлагаю вспомнить пословицы об учёбе.

Игра «Закончи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

– О каком праве подсказывают нам эти предметы?  (медицинские принадлежности)

Право на медицинскую помощь, обслуживание.

- А кто заботится о вашем здоровье?

Если вдруг я заболел,

Побегу скорей в больницу.

Вылечи меня скорей,

Мне здоровье пригодится.

- К кому это обращение? (к врачу)

- Предлагаю разыграть ситуацию «На приёме у врача».

Игровая ситуация «На приёме у врача».

Трое детей выбирают себе роли врача, родителя и ребёнка, и проигрывают с помощью воспитателя ситуацию обращения к врачу. Остальные дети по окончании действия, обсуждают, что было проиграно правильно, а что нет, в какой момент ситуации что можно добавить нового и интересного.

- Давайте заглянем в посылку. Что там ещё у нас есть? (флешкарта или диск с музыкой)

Релаксационная пауза под музыку

-Ребята, а что мы сейчас делали? (отдыхали)

-Значит, на что ещё вы имеете право? (на отдых)

Ребенок должен быть красивым,

Веселым, сильным и счастливым.

Поэтому хочу сказать:

Ребенок должен отдыхать!

- Внимание следующий предмет из посылки! (книжка К.Чуковского «Бармалей»)

Воспитатель зачитывает отрывок из произведения.

- Ребята, какое право детей было нарушено злым и беспощадным Бармалеем?

Право на безопасные условия жизни.

- Какие опасности могут подстерегать детей на улице и дома? (ответы детей)

- А кто должен следить за тем, чтоб вы находились в безопасных условиях? (родители, воспитатели, учителя)

- Давайте вспомним сказки, в которых сказочные герои попадали в опасные ситуации.

(«Снегурочка», «Колобок», «Три поросёнка», «Жихарка», «Кот, лиса и петух», «Семеро козлят», «Волк и лиса», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик» и др.).

- Чтобы не попадать в опасные ситуации необходимо соблюдать правила поведения и слушаться старших взрослых.

- У нас ещё что-то осталось в нашей посылке?

Дети достают картинку с изображением знака вопроса.

Необходимо ответить на вопрос «У каждого ребёнка есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности)

Права и обязанности живут рядом. И так же как дети должны знать свои права, так же они должны знать свои обязанности.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

- Ребята, я предлагаю отправить это замечательное солнышко почтальону Печкину, в знак нашей благодарности к нему за эту поучительную посылку. Я думаю он обрадуется.

III. Итог.

– Ребята, вот и достали мы с вами все предметы из посылки, и с помощью их вы узнали о правах.  Давайте ещё раз вспомним, с какими правами вы познакомились.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

И самое главное право – право на возможность прыгать, бегать, резвиться, шалить, право на счастливое детство.

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастана март, , апрель, май  месяц  «Формирование элемента...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ  месяц  «Формирование эл...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа  ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ  месяц  «Формирован...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста :«Высадка цветочной рассады на клумбы детского сада»

Цель:познакомить детей со способом выращивания растений, уточнить знания о высадки растений, воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями, делать красивой территорию детского садика, г...