Желтогрудая синичка-птицам всем она сестричка
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
- развивать представление детей о Всероссийском празднике;
-развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
- совершенствовать грамматический строй речи, умение развивать диалогическую речь, образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, вывеска «Синичкин день», выставка рисунков с изображением синичек, шаблоны пряников, клейстер, ленточки, семена, крупа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов , картин о птицах, отгадывание загадок, дидактические игры « Назови одним словом», «Назови отличия», «Назови сходства», «Сосчитай птиц», «Что лишнее?» .Заучивание считалки, пальчиковой гимнастики «Пой-ка, подпевай-ка», рассматривание иллюстраций , книг, энциклопедий о птицах, рисование зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichkin_den_.docx | 662.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №122 комбинированного вида»
Конспект занятия
«Желтогрудая Синичка – птицам всем она сестричка»
(для детей старшей группы)
Подготовили:
Воспитатели
логопедической группы
Адмайкина Т.В.
Шестеркина Е.И.
Саранск,2016 г.
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
- развивать представление детей о Всероссийском празднике;
-развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
- совершенствовать грамматический строй речи, умение развивать диалогическую речь, образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, вывеска «Синичкин день», выставка рисунков с изображением синичек, шаблоны пряников, клейстер, ленточки, семена, крупа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов , картин о птицах, отгадывание загадок, дидактические игры « Назови одним словом», «Назови отличия», «Назови сходства», «Сосчитай птиц», «Что лишнее?» .Заучивание считалки, пальчиковой гимнастики «Пой-ка, подпевай-ка», рассматривание иллюстраций , книг, энциклопедий о птицах, рисование зимующих птиц.
Ход занятия:
Организационный момент.
- На березе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье-
Там справляют новоселье
Шустро зернышки клюет,
Спать с утра нам не дает
Голосистая певичка-
Желтопузая…(синичка)
- Как вы уже догадались , наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. А почему синицам? Спросите вы. А потому что в ноябре, 12 числа, отмечают «Синичкин день». Этот экологический праздник был создан в России несколько лет назад по инициативе Союза охраны птиц. В этот день люди готовятся к встрече « зимних гостей»-птиц, остающихся на зимовку в наших краях(синиц, щеглов, снегирей, соек, свиристелей) Люди заготавливают для них подкормку, делают и развешивают кормушки. Несмотря на то , что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечают сравнительно недавно, его история уходит в далекое прошлое.
В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичкина. По народным приметам , именно к этому времени синицы предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Наши предки замечали, если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот –вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит - быть ясному дню, если пищит - быть ночному.
-Кто же из вас расскажет нам , как выглядит синица?
(Вывешивается картина с изображением синицы, ребенок описывает ее.)
- Это красивая птица. У нее на голове шапочка, щеки белые, на шее черная полоса -галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко-желтое.
- А знаете ли вы, что имя свое синица получила не по цвету своего оперенья, а за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь».
(Неожиданно в группу «залетает» Синичка (девочка в костюме синички) весело щебечет):
Рада , рада я друзьям
И большим , и малым!
Ведь сегодня у меня
Праздник долгожданный!
Очень хочется узнать ,
Стихи и половицы о синице будут читать?
(Дети читают стихи)
Прилетела к нам Синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб стало ей по- легче,
Ведь исчезли червяки
Для неё кусочек сала
Мы повесим на сучки.
Глазом-бусинкой сверкает.
Смотрит, вертится, клюёт.
От окошка улетая,
Песню весело поет.
Скачет весело синица
И мороза не боится.
Нипочем ей холода,
Коль в кормушке есть еда!
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк-
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
( И.Тургенев).
Ей на месте не сидится :
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая синица.
Пословицы и поговорки:
Невелика птичка синичка, а свой праздник знает.
Покорми синицу зимой - вспомнит о тебе весной.
Синичка благодарит за стихи.
- Ребята, а вы знаете , что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1.И наша с вами задача: не дать им погибнуть зимой от голода.
-Как мы им можем помочь?
(сделать кормушки и подкармливать их).
Пальчиковая игра «Кормушка»
(Дети говорят и показывают движения)
Ребята дощечки пилили, пилили.
(«пилят» ребром одной ладошки по другой)
И дружно кормушку для птиц смастерили
(постукивание кулачками по ладони)
В нее мы насыплем для птиц угощенье
(щепоткой сыплют)
Немного семян и остатки печенья,
И сала на ветки развесим немножко
(загибают пальцы на обеих руках)
И чтобы на птичий обед посмотреть
(смотрят через «очки» )
Чуть – чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)
И не будем шуметь (указательный палец к губам).
- Какой корм для синиц можно положить в кормушку?
- В кормушку синицам закладывают нежареные семечки подсолнечника, творог , смешанный с белыми панировочными сухарями, чтобы не слипался , натертое яйцо, кусочек несоленого сала, класть кусочек сливочного масла.
Захотела я синичек
На балконе покормить.
Папе говорю: - Для птичек
Домик надо смастерить .
Целый вечер папа с братом
Мастерили птичий дом
Вот синички будут рады,
Прилетая на балкон.
- Ребята, не только синички прилетают к кормушке, но и другие зимующие птицы. Назовите их. (Выставляются картинки с зимующими птицами).
Игра «Посчитай птиц»
- Вот забавная задача ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи , отвечайте , кто готов!
Всем задача от синичек такова
Сосчитайте , сколько птичек прилетело к нам, друзья?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели
А во вторник , посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев-
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Игра «Назови ласково».
-А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово -что солнышко.
Птица-птичка, пичужка;
Синица-синичка;
Воробей-воробушек, воробышко;
Снегирь- снегирек, снегирюшка, снегиречек;
Голубь-голубка, голубок»
Галка-галочка.
Игра « Птичьи трели»
- А теперь будем воспризводить слова – песенок птиц:
1. пропеть, как ворона (кар-кар)
2. пропеть, как воробей (чик-чирик, чив-чив)
3. пропеть, как синица (зинь-зинь ,зинь» тень-тень-тень).
Игра «Кто внимательный? »
-Я буду произносить названия птиц, а вы , если назову что-то другое, топайте ногами. Начали!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, и даже совы -сплюшки!
Лебеди и утки … и спасибо шутке!
Физминутка «Летает - не летает»
(Встаем-изображаем,сидим-молчим)
Синица, лисица, сорока, куница, снегирь, попугай, павлин, дрозд, страус, иволга, пингвин.
Игровое упражнение «Какой птички не стало»
На доске 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Незаметно для детей убрать одну картинку и спросить: «Какой птички не стало».
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Черный ворона,
Серое голубь
Сорока сидел на заборе,
Длиннохвостый снегирь,
Красногрудая синичка.
Игра «Подбери словечко»
На даче в лесу жили разные птицы:
Сороки, стрижи , воробей и …(синицы).
Среди жирных голубей
Скачет тощий …(воробей).
По ночам сове не спится
Ведь сова –ночная…( птица)
Вещунья –белобока,
Все зовут ее…(сорока).
-Ребята, что же мы забыли? Ведь сегодня праздник синиц. (Мы забыли подарить подарки нашей синичке).
-А что может быть хорошим подарком для синички?.
Ну, конечно же наше угощение.
- Вот сейчас это угощение – вкусные птичьи пряники мы с вами сделаем.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка синичка прилетела к нам, к нам
(сгибать пальцы к ладоням и разгибать)
Птичке синичке зернышки я дам, дам.
(«крошить» - большие пальцы трут об указательные и средние пальцы)
Птичка синичка зернышки клюет, клюет,
(Пальцы собраны «клювом» - стучим по другой ладошке «клюем»)
Птичка синичка песенки поет.
(ритмично складывать и раскрывать выпрямленные пальцы).
-Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое, сделаем с другой стороны. Привяжем ленточку , чтобы повесить на веточку.
- Спасибо, Синичка,
За праздник, веселье
Мы много узнали,
Мы много успели,
Подарок полезный
От нас ты прими,
Не нужно бояться холодной зимы.
(Дети дарят Синичке птичьи прянички и кормушку с зернами, семечками и ягодами)
Если начал птиц кормить ,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй.
Так доверчивы они,
Верят нам как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе.
Синичка: Спасибо за подарок и за угощенье,
Желаю всем здоровья,
Веселого настроения!
Без подарков вас не отпущу-
Яблочками всех я угощу.
Литература:
1.Грехова Л.И. «В союзе с природой» . «ГЦЛ» Сервисшкола, 2003.
2. Картушина М.Ю. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.,: ТЦ.Сфера.2012.
3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Синяя птица" организованная образовательная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями
Конспект образовательной деятельности по курсу "Цветомузыкальная терапия" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по рисованию «Синяя Птица счастья»
Конспект занятия по рисованию «Синяя Птица счастья»с детьми подготовительного к школе возраста.Цель.Развитие творческих способностей на основе имеющихся знаний и умений.Задачи.·...
«ВСЛЕД ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ».
Пробуждать в детях тончайшие струны их души, выявлять творческие способности, формировать социально-личностное развитие дошкольников, разрабатывая модели воспитательно-образовательного процесса....
Выпускной праздник Синяя птица - 2014
Сценарий выпускного утренника с путешествием по разным сранам мира в поисках Страны знаний. Дети попадают в Грецию, Финляндию, Японию в поисках волшебных ключей для Синей птицы....
Творческий проект "Синяя птица"
В творческом проекте "Синяя птица" представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, родителями и педагогами ДОУ по развитию коммуникативных навыков дошкольников с наруш...
«Водичка - всем нам сестричка»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологии в средней группе....
"Водичка-всем нам сестричка"
Конспект по интегрированной образовательной деятельности по экологии в первой младшей группе...