Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению"
рабочая программа
Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obuchenie_chteniyu.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
Программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Обучение чтению»
На 2018-2019 учебный год
Разработчик: | |
Макарова Людмила Петровна, воспитатель |
г. Качканар, 2018г.
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
Название программы | Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Обучение чтению» |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» |
Разработчик(и) программы | Макарова Людмила Петровна, воспитатель |
Аннотация | Программа «Обучение чтению» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами. Целью программы является построение системы обучения чтению детей в возрасте 5-6 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. |
Год разработки программы | 2018 г. |
Где, когда и кем утверждена программа | Педагогического совета МДОУ «Детский сад «Ладушки» Протокол №1 от 26.06.2018г. |
Тип программы по функциональному назначению | общеразвивающая |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Направление (вид) деятельности | Обучение чтению |
Форма обучения по программе | Очная |
Вид программы по уровню организации деятельности учащихся | Познавательный |
Вид программы по уровню освоения содержания программы | Продвинутый уровень |
Вид программы по признаку возрастного предназначения | Основного общего образования |
Охват детей по возрастам | Для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет |
Вид программы разнообразию тематической направленности и способам организации содержания | Предметная |
Срок реализации программы | 1 год |
Степень реализации программы | Программа реализована полностью |
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
. Программа «Обучение чтению» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенции о правах ребёнка (Принята Генеральной Ассоциацией ООН в 1989г., вступила в силу для РФ 15. 09. 1990г.);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Р Ф от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Устава М ДОУ «Детский сад «Ладушки» (Постановление Администрации Главы Качканарского городского округа от 01.10.2015г. №200);
- Образовательной программы МДОУ «Детский сад «Ладушки» (решение педсовета №1 от 26.06.2018г., приказ №91-С от 26 июня 2018г.;
- Программы развития (приказ №94-С/1 от 11.11.2011г.)
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Новизна программы.
Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е., «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Цель программы:
Формирование речевой готовности к школе у детей 5 – 6 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.
Задачи:
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи
- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Методами успешной реализации программы является:
• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный (наблюдение, рассматривание).
Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Журовой Л.Е., материал для чтения «Букварь» Жукова.
Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
Возраст детей
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет с разным уровнем речевой готовности к школе.
Срок реализации:
Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» рассчитана на 1 год обучения.
Организация занятий:
8 занятий в месяц,2 занятия в неделю проводятся во второй половине дня.
Продолжительность:
1академический час (40мин.)
Количество обучающихся в группе: 10 детей.
Ожидаемые результаты.
К концу курса дети:
- Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
названия букв.
- Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
- Правильно ставить ударение в знакомых словах.
- Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
- Составлять из букв разрезной азбуки слова.
Методическая основа программы.
- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;
- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико–синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но ёмкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п. | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное | 2 | 0,6 | 1,4 | Элементы наблюдения, опрос |
2 | Навыки чтения | 15 | 2,4 | 12,6 | Элементы наблюдения, опрос |
3 | Звукобуквенный анализ | 31 | 1,8 | 29,2 | Наблюдение во время игр |
4 | Развитие фонематического слуха | 12 | 1,8 | 10,2 | Наблюдение во время игр |
5. | Связная речь | 11 | 0,3 | 10,7 | Наблюдение во время игр |
6. | Итоговое занятие | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение во время чтения, вопросы по тексту |
Итого | 72 | 7,2 | 64,8 |
ΙΙ. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | всего занятий |
1 | Вводные занятия. Подготовительный период. | 2 |
2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а | 1 |
3 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у | 1 |
4 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о | 1 |
5 | Звуки [м] [м`] буква М м | 2 |
6 | Звуки [с] [с`] буква С с | 2 |
7 | Звуки [х] [х`] буква Х х | 2 |
8 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 2 |
9 | Звуки [р] [р`] буква Р р | 2 |
10 | Звуки [ш] буква Ш ш | 2 |
11 | Звук [ы] Буква Ы | 2 |
12 | Звуки [л] [л`] Буква Л | 2 |
13 | Чтение Л-Р | 1 |
14 | Звуки [н] [н`] Буква Н | 2 |
15 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
16 | Звуки [к] [к`] Буква К | 2 |
17 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
18 | Звуки [т] [т`] Буква Т | 2 |
19 | Звук [и] Буква И | 1 |
20 | Звуки [п] [п`] Буква П | 2 |
21 | Звуки [з] [з`] Буква З | 2 |
22 | Звук [й`] Буква Й | 1 |
23 | Чтение И-Й, ый-ий | 1 |
24 | Звуки [г] [г`] Буква Г | 2 |
25 | Парные С-З, Г-К | 2 |
26 | Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж. Чтение Д-Т. | 9 |
27 | Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я | 4 |
28 | Мягкий знак Ь | 1 |
29 | Звуки [ч`] Буква Ч ч | 2 |
30 | Звук [э] Буква Э э | 2 |
31 | Звуки [ц] Буква Ц ц | 2 |
32 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 2 |
33 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | 2 |
34 | Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | 1 |
35 | Чтение текстов, задания по карточкам | 5 |
36 | Итоговое | 1 |
Итого | 72 |
ΙΙΙ. Содержание программы
Сентябрь
1-2. Вводное занятие. Подготовительный период. (2 з.)
Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов – на слоги.
Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества слогов в словах.
Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из слов.
3. Гласные звуки. Буква А а (1 з.)
Знакомство со звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буквы А а.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
4. Гласные звуки. Буква У у (1 з.)
Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
5. Гласные звуки. Буква О о (1 з.)
Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
6-7. Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
Октябрь
8-9. Согласные звуки [с] с`]. Буква С с. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.
Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
10-11. Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
12-13.Закрепление пройденных букв и звуков. (2з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.
14-15. Согласные звуки [р][р`]. Буква Р р. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
Ноябрь
16-17. Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
18. Гласные звуки [ы]. Буква Ы. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
19-20. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
21. Чтение Л-Р. (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.
Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
22-23. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
24.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.
Декабрь
25-26. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
27.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.
28-29. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
30. Гласный звук [и]. Буква И и. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
31-32. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов , слов.
Январь
33-34. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
35. Согласный звук [й]. Буква Й. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
36. Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.
Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.
37-38. Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
39=40. Чтение С-З, Г-К . (2 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .
Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.
Февраль
41-42. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
43-44.Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.
Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
45. Чтение Д-Т . (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме .
Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.
46-47. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
Март
48-49. Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Ж ж. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
50. Чтение Ж-З, Б-П. (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Б-П. Чтение предложений.
51. Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
52. Буква Ь. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
53. Гласный звук [я]. Буква Я я. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
54. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
55. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
Апрель
56-57. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
58-59. Гласный звук [э]. Буква Э э. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
60-61. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
62-63. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
Май
64-65. Согласный звук [щ]. Буква Щ щ. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.
Познакомить с буквой Щ щ и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
66. Буква Ъ. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
67-71.Чтение текстов, задания по карточкам (5 з.)
72.Итоговое. (1 з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.
Тестовый лист диагностики навыка чтения.
Летом.
Наступило тѐплое лето. В саду поспела малина.
Даша и Таня собирают её в ведёрко.
Затем девочки кладут малину на блюдо.
Мама будет варить из неё варенье.
Зимой дети будут пить чай с вареньем.
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
1.Какая ягода поспела в саду?
2.Кто собирал малину в ведёрко?
3.Что мама сварила из ягод?
4.Что будут делать дети зимой?
Конец года. Скорость чтения _________ слов Способ чтения: слоговое, целыми словами. Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
Дидактическое обеспечение программы
Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, разрезные азбуки,
интерактивная доска, загадки, стихи, печатные буквы большого формата, картотека пальчиковых игр и физкультминуток.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв, предметные и сюжетные картинки
Раздаточный материал: Разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы. Трафареты, синельная проволока, счётные палочки, раскраски, пластилин, Буквари.
Литература
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Васильева В.В. Занимательное Азбуковедение. М.: Просвещение 1991.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим редёнка говорить и читать. Москва 2007.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
- Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. М.: Издательство «Гном»,2016
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д»,2020.
- Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
- Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Аналитический отчет по программе дополнительного образования социально-педагогической направленности "Занимательная математика"
Отчет о проделанной работе по кружку в подготовительной к школе группе...
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка»
Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для детей 1-3 лет «Ладушки» Срок реализации 1 год
программа "Ладушки" для детей 1-3 лет...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Карусель"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической напрвленности "Карусель" (изучение русской народной культуры). Будет интересна воспитателям дошкольных учреждений....
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста
Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников....