Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению"
рабочая программа

Макарова Людмила Петровна

Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obuchenie_chteniyu.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

Программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«Обучение чтению»

На 2018-2019 учебный год

Разработчик:

Макарова Людмила Петровна,

воспитатель

г. Качканар, 2018г.


Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

Название программы

Программа  дополнительного образования социально-педагогической направленности «Обучение чтению»  

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

Разработчик(и) программы

Макарова Людмила Петровна, воспитатель

Аннотация

Программа «Обучение чтению» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами. Целью программы является построение системы обучения чтению детей в возрасте 5-6 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Год разработки программы

2018 г.

Где, когда и кем утверждена программа

Педагогического совета

МДОУ «Детский сад «Ладушки»

Протокол  №1 от   26.06.2018г.

Тип программы по функциональному назначению

общеразвивающая

Направленность программы

Социально-педагогическая

Направление (вид) деятельности

Обучение чтению

Форма обучения по программе

Очная

Вид программы по уровню организации деятельности учащихся

Познавательный

Вид программы по уровню освоения содержания программы

Продвинутый уровень

Вид программы по признаку возрастного предназначения

Основного общего образования

Охват детей по возрастам

Для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

Вид программы разнообразию тематической направленности и способам организации содержания

Предметная

Срок реализации программы

1 год

Степень реализации программы

Программа реализована полностью


1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

. Программа «Обучение чтению» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:    

- Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенции о правах ребёнка  (Принята Генеральной  Ассоциацией ООН в 1989г., вступила в силу для РФ 15. 09. 1990г.);

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);

- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Р Ф от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Устава М ДОУ «Детский сад «Ладушки» (Постановление Администрации Главы Качканарского городского округа от 01.10.2015г. №200);

- Образовательной программы МДОУ «Детский сад «Ладушки» (решение педсовета №1 от 26.06.2018г., приказ №91-С от 26 июня 2018г.;

- Программы развития (приказ №94-С/1 от 11.11.2011г.)

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Новизна программы.

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие  «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,  «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и  слова. Рекомендуется подсказывать при забывании  не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Цель программы:

Формирование  речевой готовности к  школе  у детей 5 – 6 лет  в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

 

Задачи:

   Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Развитие  процессов восприятия, мышления, речи

- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Методами успешной реализации программы является: 

• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный  (наблюдение, рассматривание).

Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Журовой Л.Е., материал для чтения «Букварь» Жукова.
Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

        Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.

         Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Программа разработана с учетом основных принципов: 

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4.  Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5.  Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

Возраст детей

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет с разным уровнем речевой готовности к школе.

Срок реализации:

Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» рассчитана на 1 год обучения.

Организация занятий:

8 занятий в месяц,2 занятия в неделю проводятся во второй половине дня.

Продолжительность:

1академический час (40мин.)

Количество обучающихся в группе: 10 детей.

Ожидаемые результаты.

К концу курса дети:

  1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать

названия букв.

  1. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
  2. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
  3. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
  4. Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Методическая основа программы.

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;

- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико–синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но ёмкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

п/п.

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное

2

0,6

1,4

Элементы наблюдения, опрос

2

Навыки чтения

15

2,4

12,6

Элементы наблюдения, опрос

3

Звукобуквенный анализ

31

1,8

29,2

Наблюдение во время игр

4

Развитие фонематического слуха

12

1,8

10,2

Наблюдение во время игр

5.

Связная речь

11

0,3

10,7

Наблюдение во время игр

6.

Итоговое занятие

1

0,3

0,7

Наблюдение во время чтения, вопросы по тексту

Итого

72

7,2

64,8

 

ΙΙ. Учебно-тематический план

п/п

Тема

всего

занятий

      1

Вводные занятия. Подготовительный период.

2

      2

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  А а

1

      3

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  У у

1

      4

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  О о

1

      5

Звуки  [м] [м`] буква М м

2

      6

Звуки  [с] [с`] буква С с

2

      7

Звуки [х] [х`] буква Х х

2

      8

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

2

      9

Звуки [р] [р`] буква Р р

2

     10

Звуки [ш]  буква Ш ш

2

     11

Звук  [ы] Буква Ы

2

     12

Звуки  [л] [л`] Буква Л

2

     13

Чтение Л-Р

1

     14

Звуки  [н] [н`] Буква Н

       2

     15

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

     16

Звуки  [к] [к`] Буква К

2

     17

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

     18

Звуки  [т] [т`] Буква Т

2

     19

Звук [и] Буква И

       1

     20

Звуки  [п] [п`] Буква П

2

     21

Звуки  [з] [з`] Буква З

2

     22

Звук [й`] Буква Й

1

23

Чтение И-Й, ый-ий

1

24

Звуки  [г] [г`] Буква Г

2

25

Парные С-З, Г-К

2

26

Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж. Чтение Д-Т.

9

27

Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

4

28

Мягкий знак Ь

1

29

Звуки  [ч`] Буква Ч ч

2

30

Звук [э] Буква Э э

2

31

Звуки  [ц] Буква Ц ц

2

32

Звуки  [ф] [ф`] Буква Ф ф

2

33

Звуки  [щ`] Буква Щ щ

2

34

Твердый знак Ъ, Ъ-Ь

1

35

Чтение текстов, задания по карточкам

5

36

Итоговое

1

Итого

      72

ΙΙΙ. Содержание программы

Сентябрь

1-2. Вводное занятие. Подготовительный период. (2 з.)

 Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов – на слоги.

Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества слогов в словах.

Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о  гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных  и согласных звуков из слов.

3. Гласные звуки.  Буква А а (1 з.)

Знакомство со звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буквы А а.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.

Чтение букв.

4. Гласные звуки.  Буква У у (1 з.)

Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.

Чтение букв.

5. Гласные звуки.  Буква О о (1 з.)

Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

6-7. Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.

Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

Октябрь

8-9. Согласные звуки [с] с`]. Буква С с. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.

Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

10-11. Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.

Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

12-13.Закрепление пройденных букв и звуков. (2з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

14-15. Согласные звуки [р][р`]. Буква Р р. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.

Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

Ноябрь

16-17. Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.

Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

18. Гласные звуки [ы]. Буква Ы. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.

Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

19-20. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.

Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

21. Чтение Л-Р. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.

Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.

22-23. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

            24.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

Декабрь

25-26. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

           27.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

28-29. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.

Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

30. Гласный звук [и]. Буква И и. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.

Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.

Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

31-32. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.

Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов , слов.

Январь

33-34. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.

Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

35. Согласный звук [й]. Буква Й. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.

Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

36. Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.

Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.

37-38. Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.

Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

             39=40. Чтение С-З, Г-К . (2 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .

Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.

Февраль

41-42. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.

Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

43-44.Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.

Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

            45. Чтение Д-Т . (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме .

Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.

             46-47. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.

Познакомить с буквой Б б  и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

Март

             48-49. Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Ж ж. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.

Познакомить с буквой Ж ж  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

       50. Чтение Ж-З, Б-П. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .

Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Б-П. Чтение предложений.

         51. Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.

Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.

Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

       52. Буква Ь. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.

Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.

Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

         53. Гласный звук [я]. Буква Я я. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.

Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.

Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

         54. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

         55. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

Апрель

56-57. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.

Познакомить с буквой Ч ч  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

58-59. Гласный звук [э]. Буква Э э. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

60-61. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.

Познакомить с буквой Ц ц  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

62-63. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.

Познакомить с буквой Ф ф  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

Май

64-65. Согласный звук [щ]. Буква Щ щ. (2 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.

Познакомить с буквой Щ щ  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

             66. Буква Ъ. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.

Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.

Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

67-71.Чтение текстов, задания по карточкам (5 з.)

          72.Итоговое. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.

Тестовый лист диагностики навыка чтения.

Летом.

 Наступило тѐплое лето. В саду поспела малина.

Даша и Таня собирают её в ведёрко.

Затем девочки кладут малину на блюдо.

Мама будет варить из неё варенье.

Зимой дети будут пить чай с вареньем.

 

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

1.Какая ягода поспела в саду?

2.Кто собирал малину в ведёрко?

3.Что мама сварила из ягод?

4.Что будут делать дети зимой?

Конец года. Скорость чтения _________ слов Способ чтения: слоговое, целыми словами. Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).

Дидактическое обеспечение программы

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, разрезные азбуки,

интерактивная доска, загадки, стихи, печатные буквы большого формата, картотека пальчиковых игр и физкультминуток.

Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв, предметные и сюжетные картинки

Раздаточный материал: Разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы. Трафареты, синельная проволока, счётные палочки, раскраски, пластилин, Буквари.

Литература

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  2. Васильева В.В. Занимательное Азбуковедение. М.: Просвещение 1991.
  3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим редёнка говорить и читать. Москва 2007.
  4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
  6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
  7. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
  8. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. М.: Издательство «Гном»,2016
  9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д»,2020.
  10. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
  11. Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка»

Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Карусель"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической напрвленности "Карусель" (изучение русской народной культуры). Будет интересна воспитателям дошкольных учреждений....

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста

Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников....