Педагогический проект
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Проект подходит для работы в стершей и подготовительной группе детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Мещовский детский сад
Педагогический краткосрочный проект
в старшей группе
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Подготовила:
воспитатель старшей группы
Трофимова
Ольга Валентиновна
г. Мещовск
План:
- Тема проекта…………………………………………………………..3
- Цели и задачи проекта……………………………………………….4
- Проблема и актуальность проекта………………………………..4
- Этапы проекта
- Подготовительный этап…………………………………………..5
- Основной этап………………………………………………………7
- Заключительный этап…………………………………………….14
- Информационные источнтки………………………………………………………...16
Авторы проекта: Трофимова О.В., Шахметова В.Н.
Тема: Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Название проекта: «Шаг за шагом».
Тип проекта: Обучающий, игровой, исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь)
Проблема: В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.
Поэтому экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Актуальность и перспективность опыта:
Актуальность работы состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.
Поэтому экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Концептуальность опыта:
Концептуальной основой работы по использованию экспериментирования с объектами неживой природы – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Поэтому детское экспериментирование в мини – лаборатории имеет огромный развивающий потенциал.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эксперементирования.
Задачи –Расширять представления детей о свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами песка, воды, воздуха, камней;
-формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-привлечь родителей к развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского эксперементирования.
Методы проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые.
Ожидаемые результаты:
— будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
— дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
— разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;
— дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;
— дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения поставленных задач.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Предварительный этап:
-определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта (подробно отображен в основном этапе)
- диагностика детей.
Данной проблемой занимались многие ученые.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Поддьяков Н. Н., Савенков А. И., Поддьяков А. Н., Мухина В. С. и др.) показывают, что возможность умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребенок по своей природе – исследователь мира [Н. Н. Поддьяков].
Н.Н. Поддьяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка [Зебзеева]
Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой,
З. А. Михайловой, Л. М. Гуревич. 2-е изд., перераб. СПб.: Акцент, 1996.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999.
4. Опыты без взрывов/ сост. А. Г. Мадера, А. П. Пятикоп, С. А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.
5. Шапиро А. Научные забавы // Детский сад со всех сторон. 2001. № 41 – 42 (77 – 78)
7 . Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.,
«Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного
возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
8. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
9. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
10. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
11. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
12. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»
// Дошкольное воспитание. 2005. №1.
14. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
15. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
16. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое сделал сам — познавай, чувствуй, твори!»
Материально-технические ресурсы:
— Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов.
— Подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы.
— Обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории.
— Использование современных технических средств обучения (DVD, магнитофон, мультимедиа).
— Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.
— Создание сборника опытов в лаборатории с детьми.
Основной этап
Перспективное планирование деятельности с детьми старшей группы по развитию экологической грамотности.
Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей.
1. «Песочная сказка» (октябрь). Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка.
2. «Волшебные свойства глины» (ноябрь). Цель: Познакомить со свойствами сухой сырой глины.
3. «Эти загадочные камни» (ноябрь). Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами.
4. «Самое удивительное вещество на планете» (ноябрь). Цель: Выявить свойства воды. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
5. «Воздух-фокусник» (октябрь). Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить со свойствами воздуха.
6. «Прогулки невидимки» (октябрь). Цель: Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
7. «Тепло или холодно?» (октябрь). Цель: Познакомить детей с таким явлением как температура (теплота).
8. «Приключения лучика» (сентябрь). Цель: Познакомить со свойствами света, источниками света.
«Песочная сказка»
1. Наблюдение «Песок на участке». Цель: Познакомить со свойствами сухого песка. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
2. Опыт «Песчаный конус». Цель: Дать представление о том, что песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение. Оборудование: Пластиковые бутылочки, поднос, сухой песок, воронки; песочные часы.
3. Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет». Цель: Обогащать представления о свойствах песка. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.
4. Наблюдение «Следы на песке». Цель: Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
5. Опыт «Чудесные фигурки». Цель: Дать представление о том, что сырой песок хорошо формируется, при высыхании фигурки из песка рассыпаются. Оборудование: Ящик с песком, вода, совочки, ведёрки, формочки.
6. Наблюдение «Сравнение песка и почвы». Цель: Дать представления о сходствах и различиях песка и слоя плодородной почвы. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение сравнивать, интерес к художественному слову.
7. Опыт «Песок пропускает воду». Цель: Определить, что песок впитывает и пропускает воду.
Оборудование: Миски с песком, пластиковые бутылочки, воронки, марля, вода.
8. Итоговое занятие «Песочные чудеса в природе». Цель: Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с обитателями песчаных пустынь, путём эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. Познакомить со способами изготовления цветного песка.
«Волшебные свойства глины»
1. Наблюдение «Где найти глину?». Цель: Дать представления о качествах глины, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
2. Опыт «Узнаем, какая глина». Цель: Познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся. Оборудование: Кусочки глины, миски с водой, поднос.
3. Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень». Цель: Расширять представления о свойствах глины. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказкам для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.
4. Наблюдение «Песок или глина?». Цель: Учить сравнивать качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.
5. Опыт «Сравнение песка и глины». Цель: Учить сравнивать свойства двух материалов (песок рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками). Дать представление о том, что глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Оборудование: Стаканчики с песком и сухой глиной, листы бумаги, лупа, палочки.
6. Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу. Цель: Закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина, при высыхании фигурки остаются крепкими. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.
Оборудование: Дощечки, кусочки глины, миски с водой, стеки, салфетки.
7. Опыт «Глина – водонепроницаемая». Цель: Определить, что глина не пропускает воду. Оборудование: Ёмкости с сухой глиной, воронки, пластиковые бутылочки, марля, вода.
8. Рассматривание разных видов глины. Цель: Познакомить с разными видами глины (белая, голубая, красная), определить их сходства и различия. Оборудование: Стаканчики с разными видами глины, лупа.
9. Викторина «Волшебные свойства глины». Цель: Закреплять представления детей о свойствах и качествах глины. Оборудование: Карточки–схемы проведённых опытов.
10. Итоговое занятие «Удивительное превращение глины». Цель: Расширять представления о глине как о природном материале, познакомить со способами добычи глины в природе. Дать представления о гончарном деле, приобщать к народному декоративно-прикладному искусству. Закреплять представления о свойствах и качествах глины.
«Эти загадочные камни»
1. Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Оборудование: Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы, детская энциклопедия.
2. Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. Оборудование: Тарелочки для экспериментирования, по 2 камня, деревянные палочки, кусочки глины.
3. Опыт «Камень тяжёлый». Цель: Дать представление о том, что камни тяжёлые; научить определять вес предметов (тяжёлые предметы быстрее падают, тонут в воде). Оборудование: Перышки, камни, стаканы с водой.
4. Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст рассказа; листы бумаги, цветные карандаши.
5. Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком. Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги.
6. Мультзал: «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова). Цель:Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев. Оборудование: DVD диск.
7. Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Камни разных форм, краски, кисти.
8. Оформление выставки «Такие разные камни». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства. Оборудование: Камни необычной формы и цвета, расписанные детьми камешки.
9. Итоговое занятие «Минеральное царство». Цель: Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. Рассказать о добыче полезных ископаемых, познакомить с профессиями: геолог, бурильщик, шахтёр. Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней.
«Самое удивительное вещество на планете»
1. Ситуация общения «Вода – помощница». Цель: Обогащать представления детей об использовании воды, формировать навыки бережного отношения и рационального пользования. Оборудование: Иллюстрации по теме, книга К.Чуковского «Мойдодыр», детская энциклопедия.
2. Опыт «Узнаем, какая вода». Цель: Дать представления о свойствах воды (имеет вес, льётся), её качествах (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Оборудование: Две одинаковые баночки, закрытые крышками (одна пустая, другая с чистой водой); для детей баночки с водой, пластиковые стаканчики, набор мелких предметов.
3. Наблюдение «Белые лебеди в небе живут». Цель: Дать представления о том, что облака состоят из множества маленьких капелек воды. Развивать внимание, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
4. Чтение: И.Урядова «Сказка о воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле». Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить понимать образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки, плакат круговорота воды в природе; листы бумаги, краски, кисти, вода.
5. Наблюдение «Выпал иней на луга». Цель: Расширять представления детей о свойствах снега. Развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.
6. Наблюдение «Белый снег пушистый». Цель: Познакомить со свойствами снега. Расширять представления о явлениях природы зимой. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Развивать коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
7. Опыт «Лёд и снег – твёрдая вода». Цель: Показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах. Оборудование: Ведёрко со снегом; лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, лупа; иллюстрации айсбергов.
8. Наблюдение «Что искрится на тропинке?» Цель: Дать представление о том, что лёд – это вода в твёрдом состоянии, познакомить с его свойствами. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
9. Опыт «Пар – это вода». Цель: Расширять представления об агрегатных состояниях воды. Дать представление о росе и тумане. Оборудование: Термос с кипятком, стекло или зеркальце; иллюстрации росы и тумана.
10. Игра-исследование «Цветные льдинки». Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие. Оборудование: Ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки.
11. Творческая мастерская: «Поэзия воды» (рисование по сырому слою). Цель:Познакомить с техникой рисования по сырому слою, развивать воображение, художественно-творческие способности детей. Закреплять представления о некоторых свойствах и качествах воды. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, ватные диски.
12. Наблюдение «Расписные снежинки». Цель: Рассмотреть снежинки через лупу, обратить внимание на разнообразие узоров. Закреплять представления о свойствах снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.
13. Итоговое занятие «Вода – источник жизни». Цель: Обогащать знания детей о воде как среде обитания для животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Закреплять представления о свойствах и качествах воды. Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие отталкивают её; показать, как пьют растения.
«Воздух-фокусник»
1. Опыт «Что в пакете?». Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Оборудование: Полиэтиленовые пакеты; детская энциклопедия.
2. Рассказ воспитателя «Что такое воздух». Цель: Познакомить с воздухом как смесью различных газов. Дать представления о том, что в воздухе есть кислород, который необходим всему живому, растения насыщают планету кислородом. Формировать чувство экологической ответственности за поведение в природе. Оборудование: Иллюстрации растений и человека, схема-модель воздуха; DVDдиск.
3. Наблюдение «Свойства воздуха зимой». Цель: Подвести к пониманию, какое из свойств воздуха меняется зимой (температура), учить аргументировать свои высказывания, развивать мышление, интерес к художественному слову. Оборудование: Уличный термометр.
4. Чтение: «Как воздух заболел». Цель: Расширять представления о свойствах воздуха. Формировать желание заботиться о природе (не загрязнять воздух, заботиться о его чистоте). Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.
5. Опыт «Чем мы дышим?». Цель: Дать представления о том, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Оборудование: Стаканы с водой, соломинки.
6. Ситуация общения «Как нужно правильно дышать». Цель: Дать представления о том, как важно правильно дышать — носом (а не ртом), чтобы в организм не попали пыль и микробы, при дыхании носом воздух очищается. Оборудование: Модель-схема дыхания человека.
7. Самостоятельное экспериментирование «Поймай воздух». Цель: Закреплять представления о свойствах воздуха. Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, раствор для мыльных пузырей, соломинки.
8. Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями). Цель: Закреплять представления о воздухе. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дуть в соломинки до появления пенной шапки, прикладывать к ней лист бумаги, получать разноцветные отпечатки, дорисовывать детали. Развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Стаканы с мыльной цветной водой, соломинки, листы бумаги, краски и кисти для дорисовывания деталей.
9. Итоговое занятие «Воздух-фокусник». Цель: Закреплять представления о том, что воздух присутствует везде и необходим всему живому. Систематизировать знания о свойствах воздуха. Учить находить игрушки, в которых «спрятался» воздух. Формировать бережное отношение к природе.
«Прогулки невидимки»
1. Наблюдение «Здравствуй, ветер». Цель: Познакомить с ветром как свойством воздуха. Учить делать выводы на основе личных впечатлений. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Флюгер.
2. Опыт «Как появляется ветер». Цель: Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. Учить определять направление пламени свечи. Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух). Оборудование: Приоткрытая дверь на улицу, зажженные свечи: одна внизу, вторая наверху.
3. Чтение: «Сказка о ветре и цветке». Цель: Познакомить с полезными и разрушительными свойствами ветра. Учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведение и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; листы бумаги, цветные карандаши.
4. Наблюдение «Ветер и облака». Цель: Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
5. Викторина «Что умеет ветер?». Цель: Расширять представления о возможностях ветра (может шуметь, гудеть, качать деревья, налетать, освежать и т.д.). Познакомить с разрушающим действием ветра (разрушает дома, ломает деревья в саду и т.д.) и как он может помогать (надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.) Оборудование: Иллюстрации «ветер-друг» и «ветер-враг», детская энциклопедия.
6. Итоговое занятие «Прогулки невидимки». Цель: Закреплять представления о возможностях ветра, его качествах (сильный, слабый, ласковый, тёплый, освежающий и т.д.). Систематизировать знания об использовании человеком силы ветра, о пользе ветра в природе. Оборудование: Карточки-схемы проведённых опытов; мультимедийная установка, презентация «Как человек использует силу ветра?»; иллюстрации о пользе ветра в природе; ЭкоСова; вееры по количеству детей.
«Тепло или холодно?»
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: Учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные – холоднее, деревянные, пластмассовые, резиновые – теплее). Оборудование: Мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов.
2. Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени». Цель: Расширять представления о температуре как свойстве предметов. Учить устанавливать взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов, формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы, развивать интерес к художественному слову.
3. Опыт «Смешиваем воду». Цель: Учить смешивать горячую и холодную воду, чтобы получить тёплую. Формировать навыки безопасного обращения с горячей и холодной водой. Оборудование: Две миски (с горячей и холодной водой), пустая миска; мерный стакан.
4. Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха». Цель: Дать представления о том, что под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.
5. Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?» Цель: Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ. Оборудование: Иллюстрации по теме, детская энциклопедия.
6. Итоговое занятие «Тепло или холодно?» Цель: Дать представление о том, что кожа помогает нам чувствовать температуру, чтобы не обжечься и не замёрзнуть; формировать навыки бережного отношения к своей коже. Закреплять умение определять на ощупь температуру жидких веществ, твёрдых предметов.
План работы с родителями
1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (сентябрь)
2. Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?» (октябрь)
3. Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?» (ноябрь)
4. Консультация-агитация «Сохраним воду чистой» (октябрь)
5. Рекомендации «Воздух в вашей квартире» (октябрь)
6. Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?» (сентябрь)
7. Консультация «Солнце доброе и злое» (октябрь)
8. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (ноябрь)
9. Фотовыставка «Красота родной природы» (ноябрь)
Заключительный этап
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми я считаю необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы.
Поэтому, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых знаний о свойствах песка, воды, воздуха.
Оптимальность и эффективность средств:
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
В своей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Звук, свет, вода» и другие.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Вывод:
Сравнивая результаты диагностики детей, можно сказать, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с объектами «неживой природы» дети старшего возраста перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать отвечать на вопросы, делать выводы.
Информационные источники
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: 2003.
2. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб.: 2010.
3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: 2002.
4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.
5. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
Интернет-ресурсы
1.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-ekologicheskiy-proekt-laboratoriya-nezhivoy-prirody-2
2. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-ya-sam
3. http://www.docme.ru/doc/123082/programma-shag-v-prirodu
4.http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/rybe_carstvo_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/9-1-0-2550
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...