ПРОЕКТ "ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Работая над темой "Экологическое воспитание", разработала ряд проектов: "Детская экологическая тропа", "Будь природе другом", "Мы любим нашу Землю".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_ekologicheskaya_tropa_-_kopiya.doc | 101.5 КБ |
1_proekt_bud_prirode_drugom.odt | 29.74 КБ |
proekt_my_lyubim_nashu_zemlyu_galushkina_s.a.docx | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №87 комбинированного вида
Ново-Савиновского района
Педагогический проект «детская экологическая тропа»
Проект выполнила:
Нотфуллина Р.Х., воспитатель МБДОУ «Детский сад №87комбинированного вида»
Детская экологическая тропа «Экопарк»
Работа по созданию детской экологической тропы «Экопарк» была начата 01.09.2015.
Цель создания ДЭТ: создание условий для воспитания экологического сознания у детей дошкольного возраста.
1.Определены 13 остановок:
Остановка № 1 «Рокарий».
Остановка № 2 «Березовая роща с грибами».
Остановка № 3 «Тополиная роща».
Остановка № 4 «Липы».
Остановка № 5 «Яблоневая аллея».
Остановка № 6 «Уголок лекарственных растений».
Остановка № 7 «Муравейник».
Остановка № 8 «Сияние лета».
Остановка № 9 Овощной огород.
Остановка № 10 «Птицы наши друзья».
Остановка № 11 «Поляна сказок».
Остановка № 12 «Метеоплощадка».
Остановка № 13 «Дорожка здоровья».
2. Оборудование:
1) Карта – схема экологической тропы в начале пути с указанием и рисунками остановок;
2) аннотация на деревьях, кустарниках;
3)обозначено (определено) места отдыха детей (скамейки на поляне сказок)
4) Фигура хозяина экологической тропы (Леший);
5) Фигура Водяной на мостике;
6) Декоративный колодец.
3. Варианты работы на тропе:
- проведение образовательной деятельности
- проведение сезонных экскурсий
- мини-субботники
- исследования на тропе:
* наблюдения за растениями в природе (по сезонам)
*развешивание кормушек
*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)
*подсчеты видового разнообразия деревьев и кустарников
*оформление гербария
*фотографирование
*сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья...)
4. Сбор материала по тропе:
1) разработка план-схемы участка МБДОУ д/с №87: размеры, количество деревьев, видовое разнообразие (отв. ст. воспитатель);
2)фотографии 13-ти остановок (отв. ст. воспитатель);
3)собрать материал по озеленению территории (отв. зам.зав. по АХЧ);
4)описание маршрута следования, разработка заданий (отв. ст. воспитатель);
5)описание остановок (отв. ст. воспитатель);
6)изготовить аннотации на деревья (отв. ст. воспитатель).
5.Перспективы работы по ДЭТ:
1)Традиционная экскурсия для родителей, проводимая самими детьми ;
2)выступление с опытом работы на семинарах, круглых столах, практикумах, конференциях;
3)посадка новых пород деревьев, установка нового оборудования и описание новой остановки;
4)ввести традицию: для создания «Аллеи мечты», выпускники сада повязывают разноцветные ленточки на ветви кустарников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.
Одной из таких технологий явилось создание детской экологической площадки на территории дошкольного учреждения. Имеющиеся в большом количестве разнообразия видов растений, деревьев, кустарников и насекомых на территории детского сада позволили обозначить пункты назначений остановок экологической тропы.
Детская экологическая тропа детского сада включает в себя 13 пунктов (точек):
Остановка № 1 «Рокарий».
Остановка № 2 «Березовая роща с грибами».
Остановка № 3 «Тополиная роща».
Остановка № 4 «Липы».
Остановка № 5 «Яблоневая аллея».
Остановка № 6 «Уголок лекарственных растений».
Остановка № 7 «Муравейник».
Остановка № 8 «Сияние лета».
Остановка № 9 Овощной огород.
Остановка № 10 «Птицы наши друзья».
Остановка № 11 «Поляна сказок».
Остановка № 12 «Метеоплощадка».
Остановка № 13 «Дорожка здоровья».
Создание детской экологической тропы и оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Главная цель – формировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Основные задачи :
- развитие восприятия красоты;
- заложение этических и нравственных основ;
- расширение кругозора;
- развитие творческого потенциала;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование двигательной активности;
- развитие внимания, воображения, фантазии.
Структура:
Экологическая тропа «Цветик – Семицветик» рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
- познавательная деятельность;
- развитие художественно-эстетической культуры;
- организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;
- закаливание детей;
- создание условий для оздоровительной работы с детьми;
- работа с родителями;
- работа с коллективом ДОУ
ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ, СОДЕРЖАНИЕ.
1. Экологическая тропа.
Цель: Воспитание осознанного, этического отношения ребенка к природному окружению посредством тесного взаимодействия с ней.
Оборудование. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как: береза, рябина, сосна в сочетании со сказочными персонажами и объектами. По всей длине тропы оформлены цветочные клумбы и горки.
Содержание. Во время прогулки, экскурсии по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога, получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречьи сохранять.
Остановка № 1 «Рокарий».
Цель: Формирование знаний о хвойных деревьях.
Оборудование. Декоративное оформление.
Содержание. Во время экскурсии весной дети рассматривают разные виды хвои, кроны, ствол..
Обращается внимание ребят на то, что сосна, туя, пихта, ель – хвойные деревья. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна – пример светолюбивого дерева.
Остановка № 2 «Березовая роща с грибами».
Цель: Дать представление о видах деревьев и грибов. Значение их в жизни людей. Выработать правильное отношение к сбору грибов, березового сока. Формировать основы безопасности и жизнедеятельности в природе.
Оборудование. Аллея берез, в траве грибы (шампиньоны, свинушки, волнушки)
Содержание: Проведение мероприятий, элементов психологического расслабления, снятие психо-эмоционального напряжения. Наблюдение за грибным семейством.
Остановка № 3 «Тополиная роща».
Цель: Формирование знаний о деревьях, в частности о тополе.
Оборудование. Саженцы тополя.
Содержание. Во время экскурсии весной дети рассматривают почки, листья, кроны, ствол. В летнее время наблюдают за появлением тополиного пуха, собирают его, эксперементируют.
Остановка № 4 «Липы».
Цель: Формирование знаний о деревьях, в частности о липе, ее лечебных свойствах.
Оборудование. Саженцы липы.
Содержание. Во время экскурсии весной дети рассматривают цветы, почки, листья, кроны, ствол. Сбор цветов липы, попробовать липовый чай.
Остановка № 5 «Яблоневая аллея».
Цель: Формирование знаний о плодовых деревьях.
Оборудование. Среди большого яблоневого сада стоит трудолюбивая лошадка с тележкой на которую накладывают опавшие плоды.
Содержание. Во время экскурсии весной дети рассматривают бутоны цветов на яблонях, кроны, ствол. В летнее время собирают урожай.
Остановка № 6 «Уголок лекарственных растений».
Цель: знакомство с лекарственными растениями, закреплять знания и умения по уходу за ними.
Оборудование: За околицей прыгают лягушки и приземлились божьи коровки, чтобы испить, а вокруг растут дикие, но такие полезные лекарственные растения.
Содержание. Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Остановка № 7 «Муравейник».
Цель: Учить детей различать насекомых, называть части строения тела, дать представление о ценности любой жизни на планете.
Оборудование: За огороженной плетенью под березой расположился муравьиный дом.
Содержание. Здесь дети учатся наблюдать за насекомыми, постигают нравственные и моральные ценности.
Остановка № 8 «Сияние лета».
Цель: знакомство с садовыми цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.
Оборудование: Зона в виде геометрических фигур, в который посажены садовые цветы (Тюльпаны, Пионы, Ирисы и т.д).
Содержание: Здесь дети учатся не только получать эстетические наслаждения, но и самим ухаживать за садовыми цветами.
Остановка № 9 Овощной огород «Солнышко».
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
Содержание. Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.
Оборудование. Оформили огород .
Остановка № 10 «Птицы наши друзья».
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Оборудование. Среди сосен расположился «Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.
Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
Остановка № 11 «Поляна сказок».
Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.
Оборудование. В уголке леса расположились различные сказочные персонажи (Водяная, Кикимора, Леший).
Содержание: В летнее время воспитатели рассказывают сказки в тени высоких елей, обыгрываются различные сценки из знакомых сказок.
Остановка № 12 «Метеоплощадка».
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Оборудование. Флюгер, ветровая мельница, солнечные часы, дождемер, снегомер.
Остановка № 13 «Дорожка здоровья».
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, способствовать профилактике плоскостопия.
Оборудование: площадка с покрытием из различных природных и бросовых материалов (шишки, желуди, камешки, гальки, крышки от пластиковых бутылочек, карандаши).
Содержание: Вместе с инструктором по физической культуре проводятся оздоровительно – корригирующие мероприятия, направленные на профилактику плоскостопия, выполнение точечного массажа стоп ног.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБДОУ №87 «Акварелька»
«Создание экологического пространства - важное звено в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста».
В течение трех лет в МБДОУ № 87 «Акварелька» г. Казань, Республики Татарстан ведется целенаправленная работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. Здесь дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы.
Изучив особенности ландшафтного дизайна, коллектив с большим творческим вдохновением создал экологическое пространство в группах и на территории детского сада, а затем и детской экологической тропы.
У центрального входа детей встречают цветы в вазонах: герани различных цветов и оттенков на фоне стелющихся традесканции и хлорофитумов. Дети имеют возможность наблюдать, как растут цветы, ухаживают за ними, собирают семена.
С другой стороны при входе в детский сад соорудили «Зону пустыни», где детей встречает веселая и забавная Черепашка, чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение. Для имитации пустыни использовали песок, камни. Вместе с детьми и родителями из бросового материала создали змею и тарантула.
Большим украшением служит Альпийская горка. Она очень привлекательна, эффектно смотрится в любой сезон, и очень нравятся детям и взрослым.
Основными элементами цветников являются клумбы.
Клумбы это самые лучшие и нарядные украшения цветников. Особенно нарядно клумбы выглядят на фоне зеленых газонов. В деревенском стиле создали плетеную каскадную клумбу. На этой клумбе хорошо растет красная сальвия, красный и сиреневый львиный зев.
Также в деревенском стиле была создана зона леса, под названием «За околицей». Территорию оградили изгородью из сухих веток березы. Соорудили колодец с журавликом и посадили лекарственные растения, которые занесены в Красную книгу РТ - зверобой, душица, мята, мать-и-мачеха, василек, клевер луговой, девясил, ландыш майский, ромашка аптечная и др. Также разбит огород, из его центра выглядывает симпатичное пугало, и превращают огород в самый забавный уголок детского сада. А под березами нашли приют маленькие труженики – муравьи, где для них создали зону неприкосновенности, огородив их жилище заборчиком.
С момента открытия детского сада были посажены деревья и кустарники (пихта, туя, липы, тополь,, ели, березы и яблоневый сад)..
Пожалуй, самым популярным местом у детей стала композиция «Сказочная поляна», где между камнями тоненькой нитью петляет Лесовичок и различные сказочные персонажи, сделанные из природного и бросового материала.
С целью оздоровления и укрепления здоровья детей выложили тропу здоровья. При создании этой тропинки принимали активное участие сотрудники детского сада, дети и их родители. Тропинку метр за метр засыпали песком, щебенкой, галькой, еловыми и сосновыми шишками использовали только природный материал, которые массажируют ступни ног. Зона здоровья используется в течение теплого периода для закаливания детей на свежем воздухе.
Таким образом, эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.
Однако хочется более подробно остановиться на детской экологической тропе детского сада. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей. Накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития.
С помощью педагогов и родителей нам удалось организовать несколько маршрутов экологической тропы. Хозяином маршрута экологической тропы стал Леший, его образ встречает путешественником уже в начале пути, возле карты – схемы. В летний период гостей встречает сам персонаж в костюме Лешего. Такой подход помогает увлечь детей и настроить их на энергичное усвоение экологических знаний получаемых при прохождении маршрутов.
Первый маршрут экологической тропы – уголок дикой природы.
Этот маршрут включает в себя две остановки «Березовая роща с грибами» и «Лекарственные растения» высаженные у колодца фито-растения привезенные из леса, грибы. Все это позволяет детям наблюдать дикую природу родного края не выходя за пределы детского сада.
Второй маршрут экологической тропы – Цветники.
На этом маршруте собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут различного вида цветы это циннии, бархатцы, лилии, ирисы, львиный зев, настурции, астры, петунии, тюльпаны, пионы, сальвии, алиссиум, ясколка, маргаритки, агератум, каменный цветок, различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные и полевая герань. Этот же маршрут включает в себя и альпийские горки, в создании которых участвовали как сотрудники так и родители детского сада это «Черепаха», «Малая альпийская горка».
Третий маршрут экологической тропы – Огород.
На этом маршруте высажены культурные растения, злаки (рожь, овес, гречка), овощи (свекла, горох, морковь, салат, лук, укроп, редис). Дизайн огорода выполнен в виде солнышка с лучиками. Такая посадка способствует тому, что дети имеют доступность при посадке, поливке растений. Тропинки между лучиками созданы для удобства проведения экскурсий и наблюдений.
Третий маршрут экологической тропы – Деревья, кустарники.
Он включает в себя «Яблоневый сад», «Тополиная роща», «Березовая роща», «Липы». Эти точки остановок самые удивительные в нашем ДОУ, так как соснам, елям, березам и остальным деревьям и кустарникам столько же лет сколько исполнилось нашему дошкольному учреждению всего 2 года и сажали их сами дети совместно с родителями и воспитателями. Всем коллективом мы заботимся о них, потому – что они очищают воздух, создают тень в жаркие летние месяцы, защищают территорию от пыли.
Четвертый маршрут экологической тропы – Насекомые.
В этом царстве своя неведомая жизнь. Высохшие пеньки мы превратили в сказочных персонажей, лесных зверей, а под ними наши воспитанники научились находить различных насекомых, муравьев, солдатиков, улиток, червей. Здесь ведутся наблюдения, беседы, чтение и пересказ сказок. Этот маршрут включает «Поляну сказок», «Муравейник».
Пятый маршрут экологической тропы – Птицы.
Благодаря специально оборудованным кормушками, домикам, поилкам, на участке нашего детского сада всегда много птиц: галка, сорока, ворона, грач, жаворонок, снегирь, синица многие другие. В любое время года дети и их родители ведут подкормку, выносят им крошки после обеда, приносят из дома семечки и злаки. В течение года проводиться мероприятие посвященное Дню птиц.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Зная об этих особенностях мы приложили все силы по созданию детской экологической тропы и это нам удалось.
Остановки экологической тропы
Остановка № 1 «Рокарий».
Остановка № 2 «Березовая роща с грибами».
Остановка № 3 «Тополиная роща».
Остановка № 4 «Липы».
Остановка № 5 «Яблоневая аллея».
Остановка № 6 «Уголок лекарственных растений».
Остановка № 7 «Муравейник».
Остановка № 8 «Сияние лета».
Остановка № 9 Овощной огород.
Остановка № 10 «Птицы наши друзья».
Остановка № 11 «Поляна сказок».
Остановка № 12 «Метеоплощадка».
Остановка № 13 «Дорожка здоровья».
Остановка № 1 «Рокарий». Разнообразие и красота хвойных деревьев и цветов прекрасно сочетаются с декоративным оформлением рокария. Здесь можно сделать сравнительный анализ хвойных деревьев, получить эстетическое наслаждение.
Остановка № 2 «Березовая роща с грибами».
Белые красавицы выстроились в ряд, как русские девушки готовые пуститься в пляс. В траве под березами растут и грибы это волнушки, свинушки и грибы дождевики. Дети ведут наблюдения за ними и четко знают, что собирать их на территории нельзя, пусть ими питаются улитки и жучки. С воспитанниками ведутся беседы, о том, что собирать березовый сок с деревьев жестоко ведь оно может погибнуть.
Остановка № 3. «Тополиная роща». Прекрасным материалом для экспериментирования и опытов является тополиный пух. А через игру малой подвижности «Кто сильнее дунет» мы развиваем артикуляционный аппарат.
Остановка № 4. «Липы». Не часто на улицах города можно увидеть липы, но благодаря высаженным в экопарке липам, дети могут наблюдать за сезонными изменениями в жизни этого дерева и познакомиться с ее целебными свойствами, отведать вкусный липовый чай.
Остановка № 5. «Яблоневый сад». Это гордость нашего детского сада. Яблоневый сад занимает большую зону, служит для наблюдений за появлением завязи бутонов цветов и самих плодов. А в центре сада приготовилась к сбору урожая маленькая лошадка с тележкой.
Остановка № 6. «Уголок лекарственных растений». За деревенской плетенью на фоне деревянного колодца с журавлем высажены лекарственные растения: мать и мачеха, зверобой, медуница, ромашка, полынь, одуванчик, календула лекарственная. Обладая целебными свойствами в жаркий день наполнять воздух ароматом, что благотворно влияет на здоровье детишек и способствует усвоению знаний о тех лекарственных растениях, которые дарит сама мать – природа.
Остановка № 7. «Муравейник». Среди берез поселились маленькие трудолюбивые насекомые – муравьи. Огороженному деревянным заборчиком муравьиному царству никто не угрожает. Дети ведут за ними наблюдения, рассматривают в увеличительные стекла, слушают сказки об этих безобидных существах
Остановка № 8. «Сияние лета» Нет лучше способа украсить свою жизнь цветами, чем собрать их на одном месте. Это место называется цветником. В нашем детском саду самая большая клумба — цветник оформлена в виде различных геометрических фигур, волн. Разнообразие растений помогло нарисовать картину. Только в отличие от произведений живописи, наш цветник раскрасили бегония, петуния, настурция, пионы, тюльпаны, лилии ит.д. Цветы живут своей жизнью, пробуждаются весной, распускают листья и бутоны с мая по октябрь и радуют наши взоры. Остановка № 9. Овощной огород «Солнышко». В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений.
На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например, лук, горох бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат. Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.
Остановка № 10. «Птицы наши друзья». Благодаря специально оборудованным кормушками, домикам, поилкам, на участке нашего детского сада «Светофорик» всегда много птиц: галка, сорока, ворона, грач, жаворонок, снегирь, синица многие другие. В любое время года дети и их родители ведут подкормку этих прекрасных созданий.
Остановка № 11 «Поляна сказок».
На этой поляне под кронами высоких елей живут забавные животные, персонажи детских сказок, выполненные из пеньков, поленей, бросового материала. Это Баба – Яга, Шурале с шуралятами, кикимора, три медведя и три поросенка, медведь, лисица, еж. Растут на поляне грибы, ползет по стволу ели гусеница, а в тени крон притаилась мудрая сова Алиса. Эти композиции создают у посетителей ощущение тайны, кажется, мы попадаем в волшебный лес, где сейчас развернется сюжет сказки. Воспитатели используют это пространство в летнее время на прогулках для бесед, чтения сказок.
Остановка № 12. «Метеоплощадка». Здесь устроены флюгер для распознавания силы ветра, дождимеры для сбора и измерения выпавших осадков. Исследовательская деятельность способствует развитию у дошкольников мыслительных процессов, учит находить решения, выявлять связи природных явлений.
Остановка № 13. «Дорожка здоровья». Все дети любят ходить босиком, не обращая внимания на запреты взрослых, мы к большой радости детишек изготовили дорожку здоровья, выложив ее из природного и бросового материала (гладкие камушки, чешуйки шишек, желуди, пластмассовые пробки, карандаши, речной песок). Это дорожка служит для оздоровления воспитанников, исправления плоскостопия.
Остановка № 18 Клумба, которая включает в себя три композиции «Цветочная корзина», «Капелька», «Радуга». Здесь радуют взор такие растения как Сальвия, Петуния, Лилия, Бархатцы, Астра, Настурция, Агератум, Львиный зев, Дельфиниум, Ясколка, Маттиола. Наши воспитанники участвуют в посадке растений, прополкой, поливкой. Эта клумба считается основной на территории ДОУ, поэтому к уходу за ней мы привлекаем и родителей.
Прогулки по экологической тропе нравятся всем и взрослым и детям. Днем дети внимательно слушают и изучают природу, а вечером они уже сами выступают в качестве экскурсоводов для своих родителей.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Формировать чувства сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми будут бережно относиться к окружающему их богатству - родной природе. Ведь экологическое воспитание это, прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №87 комбинированного вида
Ново-Савиновского района
Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»
Проект выполнила:
Воспитатель «Детский сад № 87 комбинированного вида»
Нотфуллина Р.Х.
1. Концепция проекта
1.1. Актуальность.
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
1.2. Цель.
Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
1.3. Задачи.
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
1.4. Формы и методы работы:
- занятия;
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- игры;
- разные формы бесед;
- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
- создание семейного альбома «Милый сердцу уголок»;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
- тематические выставки.
1.5. Направление работы:
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных качеств у детей;
- обобщение представлений о природе;
- пробуждение воображения и фантазии;
- пробуждение интереса к природе.
1.6. Целевая аудитория
– старшие подготовительные группы, дошкольники.
1.7. Период выполнения проекта
– долгосрочный.
1.8. Прогнозируемый результат:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- диагностика, где дети покажут свои знания;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
2. Планирование проекта
Содержание работы над проектом по этапам
(Содержание деятельности. Сроки выполнения. Участники)
1-й этап – подготовительный
1. Составление плана по реализации проекта. Август. Воспитатель, педагог.
2. Разработка системных паутинок: «Экологическое образование», «Направление экологической работы с детьми». Август. Воспитатель.
3. Создание и оформление экологической тропы. Май - сентябрь. Воспитатель, педагог, дети.
4. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Август - сентябрь. Воспитатель, родители.
5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Август. Воспитатель.
6. Оформить альбом «Правила поведения в природе». Август. Воспитатель, родители.
7. Родительское собрание «Воспитание детей через природу». 19 сентября. Воспитатель, родители, педагог.
8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Август - сентябрь. Воспитатель, родители, дети.
9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Август. Воспитатель.
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Унылая пора! Очей очарованья. » - закреплять представление детей о золотом периоде осени. 27 сентября. Воспитатель, дети.
2. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 4 октября. Воспитатель, дети.
3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. 14 ноября. Воспитатель, дети.
4. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 12 декабря. Воспитатель, дети.
5. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. 30 января. Воспитатель, дети.
6. «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. 8 февраля. Воспитатель, дети.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. 11 сентября. Воспитатель, дети.
2. «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений. 28 сентября. Воспитатель, дети.
3. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. 5 октября. Воспитатель, дети.
4. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. 30 октября. Воспитатель, дети.
5. «Путешествие в Астраханский государственный заповедник» - познакомить детей с Астраханским заповедником. 13 ноября. Воспитатель, дети.
6. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. 23 ноября. Воспитатель, дети.
7. «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. 11 декабря. Воспитатель, дети.
8. «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. 29 января. Воспитатель, дети.
9. «Зима полна серебра» - обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. 5 февраля. Воспитатель, дети.
10. «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. 12 февраля. Воспитатель, дети.
Творческие работы:
1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. 18 сентября. Воспитатель, дети.
2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. Воспитатель, дети.
3. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. 18 октября. Воспитатель, дети.
4. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. 15 ноября. Воспитатель, дети.
5. Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. 6 декабря. Воспитатель, дети.
6. Рисование «Снежинки» - учить детей рисовать узор на бумаге. 5 февраля. Воспитатель, дети.
7. Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами ребенка». 1-14 декабря. Воспитатель, дети.
Развлечение:
1. «Любите природу! » - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. 13 сентября. Воспитатель, дети, муз. руководитель.
2. «Осенины» - праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. 18 октября. Воспитатель, дети, муз. руководитель, сотрудники.
3. «Знаешь ли ты лес? » - заседания Клуба знатоков природы – расширять знания о природе. 6 декабря. Воспитатель, дети, муз. руководитель.
4. «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие – расширять знания о явлениях природы. 31 января. Воспитатель, дети, муз. руководитель.
Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.
Опыты в вечернее время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.
Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.
Работа с родителями
1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.
2. Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе? »
- «Влияние окружающей природы на развитие детей»
Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.
3. Родительские собрания:
- «Развитие любознательности средствами природы», 16 ноября
- «Экологическое воспитание в семье», 13 февраля
Воспитатель, родители.
3-й этап – заключительный
1. «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. 19 февраля. Воспитатель, дети, муз. руководитель.
2. Оформление альбома «Милый сердцу уголок». 1-15 февраля. Воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный этап диагностики. 1-15 февраля. Воспитатель, дети.
3. Ожидаемые результаты:
У детей:
1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- все живые организмы имеют равное право на жизнь;
- в природе все взаимосвязано;
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
У родителей:
- повысился уровень экологического сознания;
- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свой проект.
Приложение 1
Методические рекомендации для 1-го этапа работы с детьми
Стихи:
- А. С. Пушкин;
- Ю. Тувим. Овощи;
- Н. Минский. Листопад;
- С. М. Гробецкий. Первый снег;
- Н. Стачнева. Осенняя гамма;
- А. Толстой. Осень;
- А. Блинов. Последний листок;
- И. Бунин. Первый снег;
- Н. Никитин. Встреча зимы;
- К. Бальмонт. Снежинка;
- Н. Грибачев. Ну, морозы;
- А. Яшин. Покормите птиц;
- С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;
- С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;
- З. Александрова. До свидания, зима;
- А. Плещеев. Осень наступила;
- Н. Некрасов. Перед дождем.
Рассказы:
- Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;
- Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;
- В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;
- К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;
- Н. Сладков. Зимний запас;
- М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;
Сказки:
- Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;
- С. Маршак. 12 месяцев;
- П. Бажов. Серебряное копытце;
- В. Одоевский. Мороз Иванович;
- Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;
- Сербская. Почему у месяца нет платья.
Картины:
Натюрморты:
- Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.
- М. Кончаловский. Поднос и овощи.
- М. Коровин. Цветы и фрукты.
- И. Машков. Натюрморт с фруктами.
- М. Сарьян. Осенние цветы.
Пейзажи:
- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.
- Ф. Васильев. Перед дождем.
- А. Герасимов. После дождя.
- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.
- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.
- В. А. Цыплаков. Ока зимой.
- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.
- И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.
- Б. Щербаков. Вихри грозовые.
- К. Юон. Лыжники, конец зимы.
Серия демонстрационных картин. Санкт-Петербург «Детство-пресс». «Круглый год».
Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.
Приложение 2
Методические рекомендации ко 2-ому этапу проекта
Уголок природы:
- Экспериментирование;
- Центр песка и воды;
- Природа;
- Комнатные растения и картотека к ним;
- Оборудование для ухода за растениями;
- Дневник и журнал наблюдений;
- Календарь природы;
- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий) ;
- Природный материал (чернозём, песок, камни) ;
- Гербарий Астраханской области.
Мини-лаборатория:
- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.) ;
- Микроскоп;
- Природный материал;
- Библиотека;
- Познавательная литература о природе;
- Литература по уходу за животными;
- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;
- Аудиоматериалы.
Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.
Уголок родного края:
- Библиотека;
- Альбом «Наша Родина – Астраханский край»;
- Альбом «Астраханский заповедник».
Эколого-развивающая среда:
- Настольно-печатные игры;
- Дерево загадок;
- Дидактические игры;
- Уголок изотворчества.
Территория детского сада:
- Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
- Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла) ;
- Огород, цветник;
- Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника) ;
- Веселые пеньки;
- Спортивная площадка.
Беседы:
- «Унылая пора! Очей очарованье. »
- «Речка, реченька, река»
- «Беседа о снеге»
- «Растение как живое существо»
- «Как много интересного бывает зимой»
- «Кто такой человек»
Наблюдения:
- «За сезонными изменениями»
- «За пауком»
- «За муравьем»
- «За кошкой»
- «За цветником»
- «За мухой»
- «За лошадью»
- «За трудом взрослых на огороде»
- «За осиной»
- «За березой»
- «За тополем»
- «За ивой»
- «За птицами зимой»
- «За состоянием природы»
- «За снегопадом»
- «За елью»
- «За солнцем»
- «За ветром»
- «За снегом и льдом»
Опыты:
- Может ли растение дышать?
- Есть ли у растения органы дыхания?
- Нужен ли корешкам воздух?
- Почему цветы осенью вянут?
- Что есть в почве?
- Что у нас под ногами?
- Какие свойства?
- Где теплее?
- Что быстрее?
Игры:
1. «Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.
2. «Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».
3. «Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.
4. «Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.
5. «Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.
6. «В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.
7. «Парочки» (лото) .
8. «Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.
9. «Кто где живет? » - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.
10. «Где что растет? » - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.
11. «Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.
12. «Кто в домике живет? » - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.
13. «Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.
Работа с родителями:
1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.
2. Оформление материала на экологические темы.
3. Родительские собрания на экологические темы.
4. Сезонные выставки работ детей с родителями.
Приложение 3
Проведение оценки усвоения программного материала
Оценка уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию в нашем саду осуществляется по 3-х балльной системе:
1 балл – низкий уровень
2 балл – средний уровень
3 балл – высокий уровень
Список используемой литературы
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
13. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.
14. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
15. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
16. Сайты интернета для воспитателей.
17. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
18. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
19. Хданова И. К. «Детский географический атлас. Мир и человек»// Москва: «Картография» ГУГК, 1985.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №87 комбинированного вида
Ново-Савиновского района
Проект
«Организация опытно - экспериментальной
работы по социально – нравственному
развитию дошкольников
посредством использования
инновационных технологий
в экологическом воспитании»
«Мы любим нашу землю»
Проект выполнила:
Воспитатель «Детский сад № 87 комбинированного вида»
Нотфуллина Р.Х.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственности, духовности и интеллекта, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Организация опытно - экспериментальной работы по социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании. ПРОЕКТ «Мы любим нашу землю»
Одним из путей решения заявленной работы является внедрение в воспитательно – образовательный процесс новых технологий, нововведений. Уважение к ребенку, принятие его интересов, создание условий для развития - это и есть основные направляющие.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам для себя и других разрабатывает новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).
Внедряя проектный метод в работу ДОУ, мы всегда помним:
- данная работа предполагает не прямое применение готовых к использованию программ, методических пособий, рекомендаций, а совместную деятельность участников проекта, направленную на достижение поставленных целей и задач;
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу деятельности и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Учитывая все вышесказанное, и не забывая о том, что проектная деятельность развивается поэтапно, в ДОУ активно внедряется данный метод и есть возможность отследить его на всех этапах – от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА:
- по доминирующему методу проект является исследовательским;
- по характеру содержания: включает ребенка, родителей, общество и природу;
- по характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов – открытый;
- по продолжительности – долгосрочный.
Настоящий проект – попытка интегрировать методы и формы в организации системы работыпо социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании по всем основным направлениям развития детей: познавательно- речевое, физическое, социально –личностное, художественно –эстетическое.
ЦЕЛЬ:Обеспечение максимально – благоприятных условий для социально – нравственного развития дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании.
ЗАДАЧИ:
- формирование понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- способствовать проявлению активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе);
- формирование представлений о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- изучение взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно;
- исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.
- формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
ПРОБЛЕМА:
Чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный, а также подражательный характер, поэтому необходимо, учитывая возрастные особенности дошкольников, развивать их эмоциональную сферу.
ГИПОТЕЗА:
Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Проект «Мы любим нашу землю» характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников педагогического процесса (Детей, родителей, педагогов), нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых.
Содержание проекта условно объединяется вокруг трех основных направлений: биоэкологии, социальной и прикладной экологии, что обеспечивает сочетание социально – нравственного, интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов развития дошкольников. Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание. способ организации, место в режиме дня.
Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно - образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно – перспективных связей всех уровнях: общеобразовательными школами, ЖЭУ.
Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:
- непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостнуюкартину мира;
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.);
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Для успешной реализации проекта в ДОУ была создана определенная исследовательская среда и проведен ряд мероприятий:
- открытие экологической библиотеки;
- создание в здании детского сада необходимого пространства для активного привлечения детей в целях реализации задач экологического образования и воспитания (уголки природы, мини-лаборатории);
- на территории детского сада выделен уголок «нетронутой» природы;
- систематизирование на участке «Зелёная аптека» - «Лекарственные травы»;
- оформление опытно - экспериментальной площадки;
- разработка огорода «Кормилец»;
- организация «Экопарка», «Птичьей столовой»;
- создание экологического центра на базе ДОУ «Школа помощников природы»
- составление экологического паспорта ( приложение)
Работа по проекту ведется в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями.
Социально – нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание реализуется через организацию специальной непосредственно образовательной деятельности развивающего типа, предполагает активное включение дошкольников в следующие виды деятельности:
- экологические праздники;
-уроки доброты в форме экологических сказок;
- создание детьми экологического музея;
- экологические экспедиции;
-экологические диспуты;
- конкурс городов из песка, пластилина, глины;
- час экологического чтения;
- организация выставки рекордов природы;
- создание экологического театра.
- экспериментирование на участках, «Зеленая аптека», огороде.
Руководство процессом исследовательской деятельности со стороны воспитателей реализуется посредством использования различных методов и приемов, и учитывая принцип «от простого к сложному». Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Уже в младшем возрасте педагог предлагает детям не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, языком, понюхать. Использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой, для того, чтобы показать детям, какой корм ей необходим, предлагает положить перед животным рыбку, яблоко, конфету.
Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками. Воспитатели предлагает детям самим положить корм для кошки, найти место, куда поставить тарелку. После наблюдения задает детям вопросы: «Что ест кошка?» При обсуждении результатов опыта педагог подводит детей к самостоятельным выводам, суждениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира, в то же время у ребенка развиваются мыслительные операции (анализ, классификация, обобщения).
Большую роль воспитатели отводят играм - экспериментам. Например, используя теплую погоду во время прогулок, воспитатель анализирует игры с песком. Во время игры приговаривает: «песок мелкий - сыплется, влажный из него можно делать пирожки». Так, в процессе игры, малыши знакомятся со свойствами песка.
В старшем дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с физическими явлениями: замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, в воде. В соответствии с программой разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставят перед детьми в определенной последовательности: сначала - простые, затем - сложные.
Например:
«Неживая природа»: Почему качаются ветки деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?
«Живая природа»: Могут ли растения расти без света? Почему осенью растения увядают? Зачем черепахе панцирь?
После принятия детьми познавательной задачи осуществляется исследовательская деятельность. Дети совместно с воспитателем наблюдают, экспериментируют, делают выводы. Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем принимают общее решение.
Осуществляя руководство исследовательской деятельностью воспитатель создает специальные условия для решения познавательной задачи, что создает атмосферу творческого отношения к миру природы.
В систему работы педагоги включает опыты, наблюдения, в результате которых ребенок знакомится с законами природы.
Реализация проекта предполагает также организацию активных форм работы с педагогическим коллективом:
- использование проектного метода;
- исследовательская работа;
- педагогические советы;
- презентации;
- обобщение опыта;
- круглый стол;
- консультации;
- семинары.
Основная цель этой работы - тренировка мыслительных операций (сравнения, выделения главного, критическая оценка полученной информации, обобщение, доказательство, способность делать выводы, нестандартно мыслить). Данная цель стимулирует педагогов к выбору наиболее эффективных приёмов формирования у детей основ экологических знаний и социально – нравственного развития.
С родителями ведётся работа по трём направления:
- Приобщение дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближнем окружении.
- Формирование здорового образа жизни детей и родителей в процессе проведения эколого-оздоровительной работы;
- Экологическое воспитание путём приобщения к русскому народному творчеству (изготовление костюмов, участие в праздниках, создание видеофильмов, фотоснимков, пополнение старинными предметами музея «Русской избы» и т.д.).
Реализация цели достигается в атмосфере доброжелательности, заинтересованности идей каждого родителя, поддержки (эмоциональной, интеллектуальной, консультативной и т.д.) творческих усилий семьи.
Наиболее эффективные формы работы:
Словесные:
- общие и групповые родительские собрания по вопросам
экологии;
- индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, рекомендации по формированию здорового образа жизни в семье.
Наглядные:
- организация фотовитрин
- создание турникетов;
- использование технических средств;
- размещение информационного материала в газете для родителей.
Наглядно-практические формы работы:
- дни открытых дверей;
- открытые занятия для родителей;
- проведение экологических праздников;
- организация и проведение экологической недели;
- проведение парада семейных коллекций;
- организация ярмарки родительских идей.
Постоянно ведётся работа совместно с родителями и детьми по следующим направлениям:
- создание кормушек для птиц;
- посев цветочных культур для озеленения участка группы;
- выращивание комнатных растений для обновления центраприроды;
- пополнение игровых атрибутов через использование некоторыхбытовых отходов.
- проведение различных конкурсов-выставок.
Этапы и содержание деятельности ДОУ по работе над проектом
«Мы любим нашу землю».
Управленческая деятельность администрации ДОУ по реализации проекта | Содержание деятельности педагогического коллектива по реализации проекта | Взаимодействие между субъектами социума по реализации проекта. |
1 – вый этап – информационно – аналитический | ||
Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления экспериментальной деятельности
Создание материально-технической базы.
Разработка плана реализации экспериментальной деятельности.
Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество по реализации проекта | Обогащение раздела методической литературы по экологическим вопросам охраны природы и краеведению ( книги, журналы, буклеты, информационные листы) Создать в здании детского сада необходимого пространства для активного привлечения де ей в целях реализации проекта (уголки природы, мини-лаборатории). Заложить ягодник «Сластена». Систематизировать на участке Зеленая аптека- «Лекарственные травы Алтая» Оформление опытно -экспериментальной площадки Работа на огороде «Кормилец» Организация «Экопарка», «Птичьей столовой». Составить конспект и провести экологический праздник «День Земли», совместно с родителями. Оформление клумб, рабаток, миксбордеров. Подготовка материалов для проведения содержательно-практического этапа эксперимента (планирование). Анкетирование, тестирование педагогов. Консультации для педагогов. Проведение родительского собрания. Анкетирование, опрос родителей. | Изучение субъектов социума. Подписание договоров о сотрудничестве. Планирование про -ведения совместных акций, экскурсий, конкурсов.
|
2-ой этап – содержательно-практический | ||
Обеспечение ресурсной базы для осуществления деятельности субъектов по реализации проекта | Принять участие в городском Экологическом смотре дошкольных учреждений. Составить подборку материала для формирования основ экологической культуры с помощью народных традиций . Книги, стихи, потешки, загадки, народные приметы Создать и оформить информационно-иллюстрированный материал в тематические папки. «Кому нужна вода?»; « Вода в природных явлениях»; «Как человек использует воду»; « Как вода работает на человека». Создать иллюстративный материал и оформить в тематические папки: -«Экологический паспорт г.Бийска»; -«Эпизодические персонажи, отображающие образы природных явлений».; - «Правила поведения в природе»; - « Кто в море живет?»; -« Кто на болоте живет?»; - «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».; - «Пособия . используемые при диагностике экологических знаний дошкольников». Выставка, организованная совместно с родителями , детьми и педагогами: « Из сучка, да с задоринкой». Экологические праздники и развлечения. Серия семинаров для педагогов. Педагогический совет. Составление информационных листов и памяток. Проведение круглого стола (для родителей) по вопросам социально – нравственного развития. Составление информационных листов и памяток для родителей. | Творческие отчеты. Участие в фестивалях, олимпиадах, конкурсах.
Показ фильма о эколого-биологическом центре, экзотических животных, планетарии |
3-ий этап – контрольно-оценочный | ||
Тематический контроль: «Социально –нравственное развитие детей посредством экологического воспитания» Планирование работы по обобщению и распространению опыта. Поощрение педагогов за взаимодействие со специалистами, за участие в создании экологических проектов, выставок, презентаций | Формулирование выводов, обобщение опыта работы, создание экологических проектов. Презентации. | Создание единого – образовательного пространства с новыми формами взаимодействия и открытости, необходимого для полноценного разностороннего развития каждого ребенка. Отслеживание результативности совместной работы. |
Выводы и перспективы :
- Опытно-экспериментальная работа не оказывает отрицательного воздействия на здоровье детей, о чем свидетельствует динамика снижения общего количества заболеваний и повышение посещаемости.
- 2.Использование инновационных технологий и создание условий для обеспечения максимально благоприятного развития социально – нравственного потенциала воспитанников ДОУ через экологическое воспитание подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
- Все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители) ДОУ участвуют в краевых и городских конкурсах, занимая призовые места.
- На территорию детского сада приходит много гостей, чтобы посмотреть на парки, групповые участки, цветники, экологические тропинки в ДОУ. Дети с большой гордостью показывают и рассказывают о проделанной работе и дают советы: не рвать цветы, ветки на деревьях, не обижать животных, будь это самый маленький муравей.
- Работая с педагогами в экологическом центре «Школа добрых помощников природы» ведут бионадзор за объектами природы в помещении ДОУ и на территории его землепользования, а также близлежащей территории, дети пишут письма в ЖКХ с просьбой убрать мусор или облагородить тот или иной объект.
- На групповых участках созданы все условия для социализации дошкольников через сюжетно – ролевые игры.
- Дети с удовольствием ухаживают за цветами в группе и на территории детского сада.
- Работа с родителями также дала свои результаты. Уже зимой они беспокоятся о том, какие сорта растений будут посажены на участках и цветниках их групп.
- Ежегодно на уровне ДОУ организовываются конкурсы на лучшие цветники, участки. За каждой группой закреплены грядки и экспериментальные участки в соответствии с возрастом детей. Все это рождает дух соревнования, желание экспериментировать и творить.
- Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей ДОУ к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональные запреты на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
В перспективе:
- разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на городском, краевом уровнях;
- разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов социально – нравственного развития детей;
- методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
- разработка алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством опытно-экспериментальной работы, внедрение новых форм контроля, делегирование контрольных функций;
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому девизом нашей работы с детьми стали следующие слова: «Ты пришёл в гости в природу - не делай ничего, что бы счёл неприличным сделать в гостях» (Д. Л.Арманд)
Используемая литература
1.Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого
проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1913. Гл. Умственное развитие детей.
2.Тихеева Е. И. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой. План-программа. Л., 1930.
3.Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1981.
4.Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. Предисловие к первому изданию «Детского мира». Оглавление к «Детскому миру». Оглавление первого и второго тома «Родного слова». О наглядном обучении // Собр. соч.: В 6 т. М., 1988.
5.Саморукова П. Г. Ознакомление детей с природой по методу Е. И. 6.Тихеевой // Дошкольное воспитание. 1970. № 6.
7.Саморукова П. Г. К. Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении // Дошкольное воспитание. 1968. № 12.
8.Фролова О. А. Е. Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста. М., 1949. Гл. О воспитании ума детей.
9.Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания» //Дошкольное воспитание. -2004 № 4.
10.Николаева С.Н. « Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания» // Дошкольное воспитание. -2002 № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....