«Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников. Проект мини-музей «Чудо-дерево»
статья по окружающему миру на тему
«Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность».
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир». Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «любознаек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность в доу | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» с.Петропавловка Кусинский район»
Выступление на заседании базовой площадки 24.05.2016
МБДОУ№12
Тема: «Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников. Проект мини-музей «Чудо-дерево»
Воспитатель: Силаева Л.П.
С.Петропавловка
2016
«Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность».
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир». Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «любознаек».
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.
Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я начинаю не с передачи» готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.
Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [том1, с.567].
В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестает быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Основателями этого метода американский философ педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она стала интегрированным компонентом системы образования. Но суть ее осталось прежней – стимулировать интерес ребенка к проблемам.
При использовании метода проектов придерживаюсь требований:
- Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
- Структурирование проекта (поэтапные результаты).
- Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
Сегодня вас познакомлю с проектом по мини музею «Чудо-дерево»
Проект: исследовательско-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность: сентябрь-май 2016 год.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов пр изготовлении игрушек и других предметов.
Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.
Задачи проекта:
1. Обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий их значением в нашей жизни;
2. Познакомит детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;
3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
5. Активизировать личностную позицию ребенка
Создание условий для осуществления проекта:
• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями про дерево и что из него можно сделать.
• Рекомендовать родителям приобрести книжки с различными загадками, пословицами и поговорками о дереве.
Подготовка к реализации проекта проекта:
1 этап. Планирование мини-музея
• предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
• психологическая комфортность и безопасность деятельности.
• родительское собрание "мини-музеи в детском саду"
• определение места расположения мини-музея.
• планирование экспозиций.
• подбор экспонатов.
•
2 этап. Реализация проекта.
В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
3 этап. Функционирование мини-музея.
Сначала было организовано посещение мини-музея педагогами, затем родителями и детьми.
Реализация проекта:
1 этап – накопление знаний
Содержание деятельности
Участники деятельности
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов :
Чтение и разучивание стихов о дереве и отгадывание задок.
Чтение произведений художественной литературы: «Осинка и ветерок».
Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.
Беседы с детьми:
• «Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»
• «Знакомство с деревом»
Дидактические игры:
• «Что где растёт? »
Воспитатель, дети
Самостоятельная деятельность детей
• Рассматривание иллюстративного материала по теме «Деревянные игрушки».
• Составление декоративного узора на деревянной доске.
Дети
Непосредственная образовательная деятельность:
Образовательная деятельность «Рисование» «Хохлома», «Деревянная игрушка»
Образовательная деятельность «Аппликация» «Дерево в разные времена года»
Образовательная деятельность «Познание» «Что дарит нам дерево»
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
2 этап – практический
Содержание деятельности
Сроки
выполнения
Участники деятельности
Подбор информации о видах деревьев и изделий из древесины
сентябрь
Воспитатель, дети
НОД «Откуда появилась бумага»
«Деревянные столовые приборы» (лепка)
октябрь
Воспитатель, дети
Рассматривание иллюстраций
ноябрь
Воспитатель, дети, родители
Составление и оформление альбома «Что делают из дерева»»
декабрь
Воспитатель, дети
Составление и оформление альбома «Загадки о дереве».
Январь-февраль
Воспитатель, дети, родители
Подготовка и оформление выставки «Чудо - дерево»
Март-апрель
Воспитатель, дети, родители
Чтение художественной литературы
Сентябрь-май
Воспитатель, дети, родители
Раскрашивание детьми деревянные ложки и доски
май
Воспитатель, дети
3 этап – обобщающий
Содержание деятельности
Сроки
выполнения
Участники деятельности
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель, дети,
Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт.
Сентябрь
Воспитатель
Выставка семейного творчества «Чудо дерево»
Май
Воспитатель, дети, родители
Презентация проекта на Педагогическом совете.
Май
Воспитатель, педагоги
Предполагаемый результат:
Мы считаем, что создание мини-музея позволит:
• сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
• приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
• позволит пополнять музей новыми экспозициями;
• расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
• обогатит предметно-развивающую среду в доу.
К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предлагаю детям и родителям разные задания: приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать ит.д. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставляю справочный практический материал или рекомендую где его можно найти.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту я всегда приглашаю родителей и гостей. А для ребенка это еще и ответственно, значимо. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, обусловленная социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта проходит ярко и интересно так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Выставки совместного творчества всегда привлекают внимание всех детей и родителей не только нашей группы, но и всего детского сада. Опытом своей работы делюсь с педагогами, выступая на педсоветах, размещая видеоматериалы на сайте детского сада (см. видеоклип).
Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, пришла к следующим выводам: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М, 2000.
2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб, 1997.
4. Киселева Л.С., Ракилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения. -М. : АРКТИ, 2005.
5. Никитина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. - Волгоград: Учитель, 2007.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат/. -М. 2000.
7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. -Ярославль: Академия развития, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Чудо - дерево"
данная разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы включает в себя познавательное развитие и ручной труд....
Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников
Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...
«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)
Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...
Консультация на тему "Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников"
Материал предназначен для педагого ДОУ. Проектирование познавательно-исследовательской детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помога...
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»
Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного во...
Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...
Презентация на тему "Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников"
Материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений, которые в своей работе активно используют метод проектов...