Познавательно – исследовательский проект «Всё о соли»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 27.44 КБ |
prezentatsiya_.pptx | 903.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Всё о соли»
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации – формирование у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться опытом своей работы по познавательно – исследовательской деятельности в своей группе.
Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы.
Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно… А все очень просто. Дома Оля с мамой варили суп, мама попросила посолить. Девочка увидела, что соль – это множество мелких крупинок. Оле стало интересно, почему соль растворилась, а можно ли её вырастить, если создать для этого условия? Придя в детский сад после выходных, Оля подняла этот вопрос в группе, все ребята заинтересовались. С этого все и началось. Ребята стали задавать вопросы воспитателям и родителям. Тогда мы решили, что все желающие могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.Так возник проект «Всё о соли». (Слайд 1) Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились дети, родители, воспитатели.
Цель проекта: (Слайд 2)
- Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.
- Научиться самостоятельно, выращивать кристаллы соли.
Задачи: (Слайд 3)
1. Выяснить, откуда берется соль.
2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее?
3. Исследовать свойства соли опытным путем.
4. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
5. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
6. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
7. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
8. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
(Слайд 4) По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер. По характеру содержания – ребенок – взрослый. По характеру контактов – разновозрастной. По количеству участников – групповой.
По продолжительности – краткосрочный.
Сотрудничество с родителями:
- Знакомство с проектом через папку – передвижку.
- Выставка выращенных кристаллов соли.
Предполагаемый результат проекта.
- Приобретение новых знаний и впечатлений об объектах неживой природы.
- Выращивание кристаллов из соли.
- Расширение познавательно - речевой сферы дошкольников, умение составлять описательный рассказ.
Основная часть: (Слайд 5)
1. Начальный этап – проектирование.
Беседы: «Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»;
- рассматривание энциклопедий, чтение книг;
- поиск информации в интернете;
Дети учились самостоятельно задавать вопросы, вместе с детьми выдвинули гипотезу:
Кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий. Если изменять условия выращивания кристаллов, то можно получать кристаллы разной формы. Кристаллы можно вырастить дома.
Объект исследования: кристаллы соли. (Слайд 6)
Предмет исследования: соль.
(Слайд 7) Из источников узнали, что соль, состоит из кристаллов. Есть специальные заводы, которые добывают и перерабатывают это вещество.
2. Технологический этап (реализация проекта).
- Обсуждение поговорок, пословиц, афоризмов о соли: (Слайд 8)
- Слушанье и обсуждение рассказов :
- Виталий Бианки. Рассказ «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать».
- Русская народная сказка «Соль».
- Рассмотрение образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн) под лупой, микроскопом. (Слайд 9)
- Эксперимент. (Слайд 10)
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
(Слайды 11- 18)
Цель эксперимента: вырастить из раствора воды и соли кристаллы, путем охлаждения и испарения воды.
Материалы: чистая стеклянная банка, шерстяная нить, чайная ложка, вода, соль, карандаш.
(Слайды 19 – 21) – образцы кристаллов соли.
- Рефлексивный этап.
(Слайд 22)
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы);
- формулирование выводов:
- подготовка и проведение презентации: «Всё о соли».
Заключение:
В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились всех перечисленных целей. Выяснили, откуда берется соль, узнали зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная? Опытным путем исследовали свойства соли. Нашли много сведения о соли в разных художественных произведениях, энциклопедиях, интернете. Во время исследования стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. При изучении литературы воспитывался интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли. По всей проделанной нами работой была подготовлена презентация «Всё о соли», и составлена поэтапная памятка по выращиванию кристаллов из соли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: формировать представление о соли как необходимом для человека продукте. Научиться самостоятельно выращивать кристаллы соли.
Задачи: 1. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. 2. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей. 3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер. По характеру содержания – ребенок – взрослый. По характеру контактов – разновозрастной. По количеству участников – групповой. По продолжительности – краткосрочный.
Способы исследования: • изучение энциклопедий; • рассматривание иллюстраций; • чтение художественной литературы; • поиск информации в интернете ; • эксперимент.
Объект исследования: кристаллы соли. Предмет исследования: соль.
Из источников узнали, что соль, состоит из кристаллов. Есть специальные заводы, которые добывают и перерабатывают это вещество.
Обсуждение поговорок, пословиц Чтение сказки “Соль”
Рассматривание образцов соли
Кристаллы соли
Кристаллы соли
Итоги по проекту Что мы узнали о соли Соль пища и приправа Соль консервант Соль лечит и дезинфицирует Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека Соль помощница в хозяйстве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
Актуальность: Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...
Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...
Познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль".
Наука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о н...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Эта удивительная соль»
Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества....
Сценарий проведения защиты познавательно-исследовательского проекта «Эта удивительная соль».
Сценарий проведения защиты познавательно-исследовательского проекта «Эта удивительная соль»....
Познавательно -исследовательский проект «Эта удивительная соль»
Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше откр...