«Для чего человеку песок и глина»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема «Для чего человеку песок и глина»
Цель: познакомить детей с использованием песка и глины в зависимости от их свойств; воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, бережное отношение к предметам быта, игрушкам.
На экологической тропинке
Оборудование и материалы: карта для поисков клада, детские лопатки, черепки глиняной посуды, слепленные из глины небольшие тарелки, чашки, миски, как целые, так и разбитые (посуда «древних людей»), дощечки для работы с образцами глины и песка.
Подготовительная работа:
— нарисовать карту экологической тропинки с указанием основных ориентиров (например, нескольких деревьев, пней, песочницы и т.п.) и места захоронения «клада» (отметить его рисунком кирпича); путь к нему обозначить стрелочками;
- сделать из глины «древнюю посуду» и закопать ее вместе с черепками керамических изделий на экологической тропинке, сверху положить условный знак, например, кирпич.
Рассказать ребятам, что хозяин тропинки Боровичок приглашает их к себе в гости и хочет открыть одну тайну. Все идут на тропу, где их уже ждет сказочный герой.
Боровичок. Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в мое царство-государство. Недавно я нашел на тропинке клад, хотел посмотреть, что там спрятано, да ливень начался. А на следующий день пошел искать, — не найду, забыл, где именно он лежит. Беда, да и только! Помню лишь, что на том месте находился предмет, которого на моей тропинке быть не должно: вроде бы и камень, но не настоящий, а людьми сделанный. Не знаете, что это? Вот вам подсказка (Дает детям ящик ощущений, в котором лежит кирпич; дети на ощупь должны определить содержимое ящика. Если они затрудняются это сделать, Боровичок помогает, подсказывая: это твердый предмет или мягкий? Шероховатый или гладкий? Тяжелый или легкий?)
После того, как дети выяснили, что клад находится под кирпичом, раздать детям карты для поисков клада, и они находят нужное место.
Боровичок. Ну, наконец-то клад нашелся. Я все утро его искал, никак не мог обнаружить. Кирпич-то этот не простой: пока не ответите на мои вопросы, с места не сдвинется. А вопросы такие: бывают ли в природе кирпичные горы? Почему? Из чего кирпич сделан? Что общего между посудой, из которой вы едите, и этим камнем? (Сделаны из глины.) Ну вот, на вопросы вы ответили, теперь и кирпич можно поднять. Где ваши лопаты для поиска кладов? Кто тут у нас главный кладоискатель? Давайте поручим вырыть клад мальчикам, они сильные.
Дети находят волшебную шкатулку с «древней посудой» и пробуют составить из отдельных черепков миски, тарелки. Боровичок сообщает, что люди уже очень давно научились делать из глины посуду, только она была немножко другой, чем теперь. Во многих местах в нашей стране и в других странах археологи находят вот такие клады, по которым узнают, как жили люди до нас. Затем хозяин тропинки спрашивает, из чего древние люди могли сделать такую посуду. А как выяснить, действительно ли это глина?
Воспитатель предлагает детям взять посуду с собой в лабораторию и там проверить, действительно ли тарелки и миски сделаны из глины.
Экспериментирование
1. Оборудование и материалы: найденная на тропинке посуда, вода в стаканчиках. В лаборатории дети самостоятельно проверяют, из чего сделана посуда: льют на тарелки
воду (просачивается вода или нет), размачивают фрагмент сделанной воспитателем глиняной тарелки, разминают его и пробуют скатать шарик, колбаску и т.д. В заключение объясняют свои действия.
2. Оборудование и материалы: глина, песок, глиняная посуда, обычные и керамические тарелки, вазы.
Дети рассматривают все предметы и говорят, из чего они сделаны — из песка или из глины? Почему они так думают? Если бы они были древними людьми, из чего бы лепили посуду? (вспоминают свойства этих материалов). Предложить им представить, что они — древние люди, те самые, которые оставили «клад» на тропинке у Боровичка. У них есть еда, но не из чего есть. Для того чтобы не умереть с голоду, нужно сделать миску, чашку. Предложите детям выбрать материал, из которого они будут лепить, и объяснить свой выбор (Вспомнить результаты экспериментирования.) Именно такую простую, без украшений, посуду, делали и древние люди. А потом они научились ее украшать, например, необычными узорами. Раздать детям глиняные лепешки и предложить нарисовать палочками узоры или выдавить их при помощи разнообразных штампов. Можно ли сделанные кувшины, тарелки превратить в мягкие кусочки глины? Если полить их водой, снова получим материал для лепки. А можно ли то же самое сделать с посудой из магазина? Нельзя, поскольку после того, как предметы были слеплены из особой глины, их обожгли на огне. В результате глина стала твердой, и размягчить ее уже невозможно. Делать горшки люди научились много-много лет тому назад. Сначала кто-то придумал замазывать глиной щели корзины, чтобы в ней можно было носить сыпучие и жидкие продукты. Возможно, одна из таких корзин попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала более твердой.
А почему дети не стали делать тарелки из песка? Представим, что нам все-таки удалось слепить тарелку из мокрого песка и налить в нее суп. Что произойдет? Даже если бы мы пытались есть быстро-быстро, все равно не успели бы наесться, так как жидкость из супа... (Пусть дети продолжат эту фразу.) Суп «убежал» бы из песочной тарелки, и мы бы вместо первого блюда получили сразу второе. Так что такая тарелка пригодится только тем, кто не любит суп. А вот обычные тарелки, из которых мы едим, сделаны из особой белой глины. В заключение сделайте вывод; из песка нельзя делать посуду, потому что он плохо лепится, рыхлый, легко пропускает воду (вспоминаем экспериментирование).
На стройках часто можно увидеть кучи песка. Для чего он нужен строителям? Может быть, они в обеденный перерыв, во время отдыха любят делать из него куличики? На самом деле песок, как и глина, используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком — цементом, и водой. Получается строительный раствор, которым скрепляют кирпичи.
Экспериментирование
Оборудование и материалы: песочные часы, будильник, песок, стаканчики с воронками (можно использовать и разрезанную пополам пластиковую бутылку, вставив ее перевернутую верхнюю часть в нижнюю половину).
Предложите детям насыпать песок в емкости через воронки и понаблюдать, как он сыплется непрерывной струйкой.
Сыпучие свойства песка люди использовали для создания особых часов. Какими бывают часы? Как мы сейчас определяем время? Когда-то не было ни будильников, ни настенных, ни наручных часов. А были необычные — вот такие (показать песочные часы). Как же они действовали?
(Дети высказывают свои варианты ответов.) Подсказать им, предложив перевернуть часы. Что происходит с песком? Он высыпается за определенное время. (Проследить по будильнику, сколько минут на это уходит.) Такими часами до сих пор пользуются, например, в поликлинике. А почему часы именно песочные? Может быть, можно сделать глиняные? Дети вспоминают результаты опытов, наблюдений и высказывают свою точку зрения. Дать каждому ребенку возможность определить время по песочным часам. А если бы песок в часах стал влажным? Можно ли тогда определить, сколько прошло времени? Почему?
Просмотреть на мультимедийном проекторе картинки с изображением глиняных, песочных изделий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....
Презентация проекта "Песок и глина"
Поисково- исследовательская деятельность детей с песком и глиной....
Занятие в старшей группе "Песок и глина"
Интересное, занимательное занятие для страшей группы...
Проект "Песок и Глина"
Экологический проект«ПЕСОК И ГЛИНА»Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта : педагоги, дети, родители. Длительность: кратковременный, 1 недел...
Презентация "Для чего человеку нужны песок и глина"Экологическая викторина
Экологическая викторина с участием родителей в летний период....
Песок и глина.
Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....