«Путешествие на Северный полюс».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект ООД по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию
Педагог: Кондратюк Любовь Ивановна.
Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возрастная группа: старшая.
Тема: «Путешествие на Северный полюс».
Цель: Создание условий для формирования элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера;
- расширить представления детей о нашей Родине, ее месте на планете земля;
- познакомить с понятиями: Северный полюс, Северное сияние;
- продолжить работу по ориентировке детей на глобусе, карте России;
- развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- воспитывать любовь к Родине;
- активизировать словарь словами: Северный полюс, Северное сияние, белый медведь, тюлень, полярная станция, полярники.
Предварительная работа:
- Чтение книг о животных Севера Лапцуя Л., Ругина Р., Сусой Е., ненецких народных сказок: «Айога», «Кукушка», «Как ворон лису перехитрил», «Два оленя» и т.д.
- Рассматривание, иллюстраций о флоре фауне и быте Крайнего Севера.
- Рассматривание физической карты России, глобуса.
- Создание макета чума; заучивание поговорок, пословиц, загадок.
- Рисование рисунков на тему: «Дети Севера», «Тайга», «Северное сияние».
Оборудование:
глобус, физическая карта России, ноутбук, видеопроектор, экран, презентации «Россия», «Арктика», силуэт глобуса, голубые карандаши, силуэты белого медведя и льдины, кусочки тонкого и толстого пенопласта, тазик с водой, желуди, жир, влажные салфетки, видеозапись отрывка мультфильма «Медвежонок Умка», аудиозапись «Взлет самолета».
Организационный момент | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети встают в круг, взявшись за руки, по окончании улыбаются друг другу. Дети стоят полукругом Дети слушают аудиозапись Ответы детей: нужно помочь найти его младшего брата - белого медведя Вызванный ребенок показывает Север на глобусе. Дети отправляются с воспитателем к физиологической карте мира Ответ: мы живем в Бийске (показывают на карте наш город) Ответы детей: на Север Ответы детей: на машине, на поезде, на самолете и т.п.) Дети садятся за столы | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро! – и солнцу, и птицам, Доброе утро! – улыбчивым лицам И каждый становиться добрым, улыбчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера. - А утро у нас действительно доброе, улыбнитесь друг другу. - Посмотрите, ребята наш медвежонок совсем загрустил (Беру медвежонка на руки). Ему нужна наша помощь, давайте послушаем, что он нам скажет. (Бурый медведь просит помочь ему найти его младшего брата – белого медведя). - И что же будем делать, ребята? - Как мы сможем ему помочь? - А где у нас Северный полюс? Давайте найдем его на глобусе. - Посмотрите, северный полюс окрашен в голубой цвет, а теперь на карте мы определим наш путь. - В каком городе мы с вами живем? - Покажите, где находится наш город? - А в какую сторону мы с вами отправимся? - Вот мы с вами и определили наш маршрут. - На чем мы с вами можем туда добраться? - И все-таки, быстрее всего мы доберемся на самолете. Сядьте в своих «креслах» по удобнее, пристегните ремни, взлетаем. | Речевка Аудиозапись с просьбой медведя. Беседа Работа с глобусом Работа с физической картой Беседа Аудиозапись «Взлет самолета» |
Основная часть ООД | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Ответ детей: тайга. Дети сравнивают куски пенопласта и отвечают: лед на нашей реке тоньше, чем на Севере. Делают выводы: на Севере очень толстый лед. Дети отвечают: нельзя, в таком холоде не живут и т.д. Ответы детей: Северное сияние. Дети встают, выполняют движения согласно текста. Ответы детей: они спрятались, они ещё спят, они белые как снег и их не видно, и т.д. Ответы детей: их не видно, потому что они такого же цвета, как и лед. Ответы детей: снег, животных, птиц, рыб и т.д. Дети выполняют опыт и делают вывод: тюлень легко попадает в лапы медведю, потому что льдина скользкая. Ответы детей: рыбой, ее много в море. Дети выполняют задания. Ответы детей: шерсть медведя покрыта жиром, и когда он выбирается из воды и отряхивается, вся вода с него слетает и шерсть остается сухой, ему тепло. Ответы детей: водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди. | Посмотрите, ребята, в иллюминатор. Наша Родина очень большая и богатая. Под нами мы видим бескрайние поля, где выращивают хлеб. Богата наша Родина и лесом. Куда ни посмотри-везде шумит лес, даже на самолёте его не скоро облетишь. - Как называется такой лес? - Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдами, толщина которого, равна высоте трёхэтажного дома. - А вот под нами океан. Он безбрежный и почти весь покрыт льдами. Вот мы с вами и прилетели. Давайте сравним его со льдом, который бывает на наших реках. Возьмите пенопласт №1 и №2. Представим, что №1 – это лед на нашей Бии, а №2 – лед на Северном полюсе. Что вы можете сказать, сравнив его? Где толще лед? А тоньше? - Здесь очень холодно в течение всего года. Если у нас в Бийске температура воздуха зимой где – то 20 – 25 градусов ниже нуля, то здесь - минус 50 – 60 градусов.
- Как вы думаете, могут ли люди постоянно жить в таком холоде? Почему?
- Оказывается, на Северном полюсе все-таки живут, люди – это ученые – полярники. Они здесь работают, но живут они здесь только временно на полярных станциях, сменяя друг друга. Одни круглые сутки следят за погодой и сообщают нам по радио, телевидение, потому что холод из Арктики разносит ветер по всей стране, другие - изучают животный мир Севера, третьи – наблюдают за льдом, его движением. - Ребята, посмотрите, какое красивое стало, небо, оно полыхает разным цветом: и красным, и розовым, и сине – зеленым. Танцующие в темном небе языки пламени – завораживающее и чарующее зрелище, оно называется Северное сияние. - Как оно называется? - Северное сияние – это особое свечение воздуха и самое интересное, что день и ночь здесь не чередуется, как это бывает у нас, солнце здесь не показывается на небе по три месяца – декабрь, январь, февраль. Это полярная ночь. Полярный день так же длиться 3 месяца. Но хотя солнышко светит день и ночь, оно не может растопить такой толстый лед. - Быстро встаньте, улыбнитесь, Ну – ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь, Рук коленями коснитесь. Встали прямо, постояли И на место тихо сели. - Знаете, ребята, по-гречески «артос» - страна белых медведей. - А мы их почему – то еще не видели, как вы думаете, почему? Давайте мы это проверим: на льдину из бумаги поместите силуэт белого медведя. Что получилось?- Какой вывод вы можете сделать? - Ребята, вокруг нет ни кустика, ни травинки, чем же питается белый медведь? Если понаблюдать за белым медведем, то мы увидим следующее: он плавает в море. Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень скатился прямо в лапы медведя. - Сейчас с вами мы это проверим: возьмите тонкий пенопласт, опустите его в тазик с водой, на середину поместите желудь – это тюлень, нажмите на край «льдины». - Что произошло? - А чем, как вы думаете, питаются тюлени и другие животные, живущие на Севере?
- Вот медведю надоело плавать, он подплыл к льдине, вылез на нее и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. - А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылез из воды в такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем с вами такой опыт: опустите руку в воду, и тут же выньте ее посмотрите на нее внимательно: она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды, и если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки салфеткой и смажьте ее жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками, встряхните рукой, капельки слетели, на руке нет воды, значит, на морозе нечему превращаться в лед. А теперь попробуйте объяснить, почему белый медведь не покрывается льдом? А кто еще из животных использует эту хитрость? | Презентация «Россия» Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Отрывок мультфильма «Умка». Презентация «Артика» Слайд 1 Опыт №1 Вывод Слайд 2, 3 Слайд 4 Физкультминутка Опыт №2 Вывод Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Опыт №3 Слайд 8 Слайд 9 Опыт №4 |
Заключительная часть | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети находят на силуэте глобуса Северный полюс и закрашивают его. Дети встают вокруг воспитателя. Ответы детей: да, да очень рады. Ответы детей: бурый мишка живет в лесу, зимой спит в берлоге, питается ягодами, корнями и мясом – он всеядный, а белый мишка в спячку не впадает, он хищный, питается только мясом и рыбой. | - Мы с вами узнали секрет и тайны Северного полюса. Найдите на силуэте глобуса Северный полюс и закрасьте его голубым цветом.
Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, вот мы и помогли бурому мишке найти своего брата. Вы рады? - А сейчас подумайте, и скажите, чем отличаются условия проживания бурого и белого медведя? Заканчивая наше путешествие, я хочу прочитать вам стихотворение Л. Васильевой: Ветер, снег и лед – Не мечтай о тепле, Кто же там живет На холодной земле? Морж, писец и тюлень Любят ветреный край Белый мишка, олень – Для них Север – как рай. В следующий раз мы отправимся с вами в путешествие в тундру. | Работа с силуэтом глобуса (Пока дети рисуют, возле бурого медведя появляется белый медведь) Вопрос Чтение стихотворения. Мотивация на следующую ООД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие на северный полюс"
занятие в старшей группе...
Путешествие на Северный полюс.
Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...
Путешествие на Северный полюс.
Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...
"Путешествие на Северный полюс"
дать представление об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни.«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»....
НОД : "Путешествие на Северный полюс"
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать...
Интегрированное занятие по образовательной области "Музыка" на тему: "Путешествие на Северный полюс"
В занятии использованы здоровьесберегающие технологии...
Занятие по физической культуре "Путешествие на Северный полюс"
открытое занятие...
- Мне нравится (1)