конспект занятия в подготовительной к школе группе "Электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Поспелова Светлана Владимировна

Предложенный материал помогает расширить знания детей об электричестве, его значении для человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_elektrichestvo.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Электричество»

Цель: Формировать представления  детей об электричестве, его использовании и значении для человека.

Задачи:

  • Дать представление детям об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку.
  • Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать.
  • Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
  • Знакомить с причиной появления статического электричества.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
  • Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира;
  • Повышать качества знаний дошкольников в сфере профилактики электробезопасности посредством занятий.

Словарь: факел, лучина, электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода.

Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.

Ход занятия.

- Ребята, что такое электричество?

Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей)

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры.

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)

- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину.

Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары.

Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.

Потом люди придумали свечу.

 Первые свечи делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

- На смену свечке пришла керосиновая лампа.

Керосиновая, потому что горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

 А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся  (лампочка)

Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин.

Почему  горит лампочка, что заставляет её работать,  вы узнаете из загадки:

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)

- Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)

Электричество рождается на больших электростанциях.

По проводам, спрятанным глубоко в  земле или очень высоко над землей,  электричество приходит в дома, на заводы, помогая человеку.

Провод это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома.

Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу.

Всегда ли электрический ток бывает безопасным?

- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?

(Электричество дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)

-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?

Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон.

Раньше трудно было человеку. Давайте посмотрим, как люди обходились без электричества, чем они пользовались?

Дидактическая игра «Что было и что сейчас»

Цель: расширять кругозор детей, развивать воображение, речь.

Веник-пылесос.  Корыто - стиральная машина. Свеча-лампочка. Русская печь-электроплита. Самовар-электрочайник. Котелок - мультиварка.  Яма-холодильник.

Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)

Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.

А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть.

Опыт 1.

- Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).

- Почему ваши шарики падают? (Предположения детей)

- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.

- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах(Когда расчесываемся).

- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Попробуем другие предметы сделать волшебными.

Опыт 2.

 У вас на тарелочках лежат кусочки фольги.

- Поднесите расческу к фольге.

- С фольгой что-то происходит? (Нет).

- Как заставить фольгу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебнымиэлектрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.

- Что происходит с фольгой? (Фольга притянулась к расческе).

- Как расческа стала электрической(Её натерли шерстяной тканью.)

ВыводЭлектричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт 3.

- У вас на столе лежит полоска бумаги. Как вы думаете, бумага будет прилипать к расческе? Проверьте.

- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Натрите расческу и поднесите ее к бумаге. Что получилось? (Дети выполняют)

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Итог:

- Что нового вы узнали об электричестве?

- Где "живет" электричество?

- Электричество – наш друг или враг?

- Что будет, если электричество кончится?

Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...