конспект занятия в подготовительной к школе группе "Электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предложенный материал помогает расширить знания детей об электричестве, его значении для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pro_elektrichestvo.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Электричество»
Цель: Формировать представления детей об электричестве, его использовании и значении для человека.
Задачи:
- Дать представление детям об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку.
- Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать.
- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
- Знакомить с причиной появления статического электричества.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
- Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира;
- Повышать качества знаний дошкольников в сфере профилактики электробезопасности посредством занятий.
Словарь: факел, лучина, электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода.
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Ход занятия.
- Ребята, что такое электричество?
Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей)
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры.
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину.
Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары.
Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.
Потом люди придумали свечу.
Первые свечи делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
- На смену свечке пришла керосиновая лампа.
Керосиновая, потому что горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся (лампочка)
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин.
Почему горит лампочка, что заставляет её работать, вы узнаете из загадки:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
- Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)
Электричество рождается на больших электростанциях.
По проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, электричество приходит в дома, на заводы, помогая человеку.
Провод это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома.
Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу.
Всегда ли электрический ток бывает безопасным?
- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?
(Электричество дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)
-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?
Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон.
Раньше трудно было человеку. Давайте посмотрим, как люди обходились без электричества, чем они пользовались?
Дидактическая игра «Что было и что сейчас»
Цель: расширять кругозор детей, развивать воображение, речь.
Веник-пылесос. Корыто - стиральная машина. Свеча-лампочка. Русская печь-электроплита. Самовар-электрочайник. Котелок - мультиварка. Яма-холодильник.
Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)
Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.
А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть.
Опыт 1.
- Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт 2.
У вас на тарелочках лежат кусочки фольги.
- Поднесите расческу к фольге.
- С фольгой что-то происходит? (Нет).
- Как заставить фольгу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.
- Что происходит с фольгой? (Фольга притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 3.
- У вас на столе лежит полоска бумаги. Как вы думаете, бумага будет прилипать к расческе? Проверьте.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Натрите расческу и поднесите ее к бумаге. Что получилось? (Дети выполняют)
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Итог:
- Что нового вы узнали об электричестве?
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.
Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"
Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»
Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»
Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...