КОНСПЕКТ ООД " Кап-кап, капельки по кругу".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Создать условия для исследовательской деятельности; получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_kap-kapkapelki_po_krugu.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Кап-кап, капельки по кругу.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Воспитатель: Котрухова Алёна Валерьевна
Возрастная группа: дети старшей группы
Цель: поддержать интерес, создать условия для исследовательской деятельности, которые привели бы к первым открытиям и выводам; получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста; объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека, о формах и видах воды( ручей, родник, река, моря, океаны, осадки…); познакомить с круговоротом воды в природе . Развивающие: развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: формировать у дошкольников навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Предполагаемый результат: ребенок проявляет устойчивый интерес к миру природы; умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции; знает технику работы с раздаточным материалом; умеет создавать композицию по теме ; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций; в процессе собственной деятельности проявляет творческую инициативу.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о дожде «Дождь» А. Барто, об облаке «Облака» Я. Акима», Пар» Н. Михайловой ; разучивание стихов о воде.Привлечение родителей к подготовке костюмов.
Беседы родителей с детьми « Для чего мы бережём воду?».Чтение отрывков из произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо». Подбор художественной литературы о роли воды в жизни человека « Мойдодыр» , «Федорино горе» К. И. Чуковский. Работа с глобусом « Почему земля голубого цвета?».
Использование мелодий для импровизаций танцевальных движений.
Игры «Ручеёк», «Мы капельки». Работа в уголке природы «Мы – друзья природы» (полив растений).
Словарная работа: морское сражение, Лондон, Гвинея, Робинзон Крузо, необитаемый остров, парус, частокол ,фильтрование воды, круговорот воды в природе ,облако Робинзона.
Материалы и оборудование:
Мольберт, глобус; линейка, шнурок, спичечные коробки, циркуль для дидактической игры « Придумай ( выбери) и измерь»; топор, инструменты плотницкие, муку, зерно, сундуки, парус, деньги для игры «Проблемная ситуация « Что и зачем?»; мелодия из цикла «Звуки природы» (журчание ручейка); речной песок, крахмал, промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости для эксперимента «Фильтрование воды»; картинки ( море, река, облака, дождь) для дидактической игры «Отгадай и объясни»; схема с изображением круговорота воды в природе; горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень для эксперимента « Облако Робинзона».
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Ход деятельности
Звучит мелодия « Шум прибоя». Входят девочки- «капельки», мальчишки –
« пираты» и один в костюме Робинзона Крузо, располагаясь в разных концах необитаемого острова.
- Игровая ситуация
Воспитатель: Этот мальчишка не хотел прислушиваться к просьбе отца и матери, которые запрещали даже думать о море. Он знал, что старший брат его погиб во время морского сражения, а средний пропал без вести во время морского путешествия. Повзрослев, он всё же отправляется из Лондона в Гвинею, в далёкую страну.
Воспитатель: ( показывает глобус). Вспомним, дети, что это за предмет? Для чего его используют?
Дети: Это глобус, он нужен, чтобы найти нашу страну.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего я на нём расположила два разноцветных кружочка так далеко друг от друга?
Дети: Чтобы показать наш дом.
Воспитатель: Нет, ребята. Для этого потом мы возьмём третий флажок. А эти нужны , чтобы вы увидели, как далеко расположены друг от друга Лондон и Гвинея.
2.Дидактическая игра « Придумай ( выбери) и измерь».
Детям предоставляется возможность выбрать или придумать способы измерения расстояния на глобусе от Лондона (Англия) до Гвинеи ( линейка, шнурок, спичечные коробки, циркуль …), а также обосновать свой выбор.
Воспитатель: А какой предмет нам поможет измерить что-то круглое, если мы окажемся на необитаемом острове?
Дети: Верёвочка.
Воспитатель: Правильно. Вот и наш персонаж после двенадцатидневного шторма во время крушения корабля оказался на необитаемом острове. Первый день он спал на дереве, чтобы его не съели звери. Затем построил плот и перевёз с корабля…. Как вы думаете, что перевёз с корабля на сушу наш моряк? ( порох, топор, инструменты плотницкие, муку, зерно, сундуки, парус, золото, деньги…)
3.Проблемная ситуация « Что и зачем?»
Дети приплыли на необитаемый остров на трёх лодках . И эти три команды должны будут выбрать предметы, необходимые для проживания. Каждая подгруппа должна объяснить свой выбор ( цель применения предметов ).
Воспитатель: Я согласна с вами. Во второй день он уже не спал на дереве, а огородился сундуками. На третий день нашел холм и полянку, использовал парус для палатки, а затем в скале стал строить жилище и соорудил частокол, используя топор и плотницкие инструменты, чтобы защититься от непрошеных гостей.
Ребята, догадались о каком моряке шла речь?
Дети:Пират, капитан, Робинзон Крузо.
Воспитатель:Ответов много, но уточнить их поможет нам следующая театрализованная игра.
4.Игра-театр: « Я – пират? Нет, Робинзон!»
(звучит песня ДжеймсаБрауна « Этот мир мужчин». )
Мальчики демонстрируют костюмы пиратов и Робинзона Крузо. Затем они должны передать свои действия на необитаемом острове. Девочки среди них находят моряка, попавшего на остров во время кораблекрушения.
Воспитатель: Молодцы! Да, это Робинзон Крузо.
(Звучит мелодия из цикла «Звуки природы»)
Воспитатель: Вдруг наш герой , когда удалился вглубь острова, услышал журчание ручейка и очень обрадовался этому.
5.Сюрпризный момент «Танец капелек»
( в исполнении девочек)
Воспитатель: Спасибо, капельки. Оцените, мальчики, танец девочек. Ведь это был танец-экспромт. На что были похожи наши танцовщицы?
Дети: На ручеёк, водопад, дождинку.
Воспитатель: После же Робинзон Крузо вспомнил следующие строчки. Ребята, поможем ему поднять настроение?
Дети: Да.
6.Физкультминутка «Ручеёк»
Познакомьтесь, мой дружок, (руки в стороны)
Маленький и быстрый.
Синий-синий ручеёк, ( руки вперёд, изображая
волны)
Чубчик серебристый. ( руки вверх)
Он бежит издалека (бег на месте)
По камням и сучьям.
Я завидую слегка: (наклоны головы вправо,
влево)
Ах, какой везучий! (плечи приподнять вверх и
и опустить)
Он увидит океан, (руки в стороны)
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан ( руки вверх)
О таком мечтает.
Поспешает ручеёк (руки вперёд, изображая
волны)
По траве и шишкам,
А на спинке он везёт (руки вперёд, изображая
кораблик)
Лодочки мальчишкам.
Воспитатель: Почему он был рад услышать ручеёк.? Ведь куда ни глянь – кругом вода.
Дети: В океане вода солёная, как в Чёрном море. А в ручье – нет.
Воспитатель: А взрослые разве вам разрешают использовать воду для питья из ручья? Почему?
Дети: Нет. Надо пить чистую, чтобы не заболеть.
Воспитатель: А в ручье она была прозрачная, не мутная. И всё же взрослые и в этом случае не разрешили бы вам испить водицы. Почему?
Дети: В ней есть микробы.
Воспитатель: Верно, поэтому её нужно очистить. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию и проведём эксперимент «Фильтрование воды».
7.Экспериментирование «Фильтрование воды».
Воспитатель: У нас в стакане прозрачная вода, что можно использовать, чтобы она стала мутной?
Дети: Песок, грязь, краски, пыль.
Воспитатель: Мы же будем использовать с вами крахмал, а затем очистим воду. Для этого используем фильтры ( очистительные устройства): тряпочку, песок, промокательную бумагу. Сливаем воду из одного стакана в другой через них. В каком стаканчике самая чистая вода?
Дети: В третьем, где промокательная бумага.
Воспитатель: Верно. Но у нашего героя нет промокательной бумаги, но есть тряпочка. Он сможет профильтровать воду. Но что ещё нужно сделать, чтобы избавиться от микробов?
Дети: поставить на огонь.
Воспитатель: Вы правы. Нужно довести воду до кипения, и микробы исчезнут. Но наш герой столкнулся ещё с одной проблемой. И она прозвучит в последних строчках загадки.
8.Дидактическая игра «Отгадай и объясни».
Подобрать картинки, соответствующие тексту загадки, ( море, река, облака, дождь) и объяснить свой выбор. (работа по подгруппам)
Мы говорим – она течёт.
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Воспитатель: О чём ведётся речь в загадке? Что падает опять на землю?
Дети: О воде, а падает дождь.
Воспитатель: А вот это явление природы на острове Робинзона Крузо повторялось часто . И он никак не мог понять: почему дождливых дней больше, чем солнечных? Попробуем объяснить. Следующий наш эксперимент называется « Облако Робинзона».
9.Экспериментирование « Облако Робинзона».
1.Постановка исследовательской задачи:
Воспитатель: Уважаемые молодые учёные, сейчас постараемся вместе с вами сделать облако.
2.Уточнение правил безопасности:
Воспитатель: Но помните: аккуратно обращайтесь со стеклянными предметами,
не берите в рот лёд,
не трогайте банку с горячей водой.
3.Прогнозирование результата:
Воспитатель: Как самим можно сделать облако? ( предложения детей)
4.Выполнение эксперимента.
Воспитатель наливает в трёхлитровую банку горячей вода ( примерно 2,5 см). кладёт на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
5.Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.
Вывод. Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Воспитатель: Очень серьёзную работу мы с вами проделали, а теперь подвигаемся, сыграем в игру .
10.Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: Наш Робинзон Крузо попросил вас с ним поиграть, привести его мысли о воде в порядок. Вспомним наши стихи об этом явлении природы ( каждый читает стихотворение).
Дождик вдруг полил из тучки
И накапал нам на ручки.
Как вода попала в тучку?
Кто ответит мне получше?
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет пар.
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в водицу.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться , не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: Поэтому, ребята, нужно её беречь. Наша страна богата пресной водой, есть страны, где её не хватает.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап,
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет-
И нет водицы – нет, нет, нет…
Ни в коем случае нельзя пить сырую воду. А если летом сильно греет солнышко, то знайте: скоро будет дождь.
Список литературы
1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.
2. Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми».
Волгоград, Учитель, 2008 г.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.
4. Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006 г.
5. С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера».
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград, Учитель, 2009 г.
7. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва.
Творческий Центр, 2010.
8. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском
саду». М.; Просвещение, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...
Тема: «Ходит капелька по кругу»
(интегрированное занятие)...
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...
К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»
Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...
Ходит капелька по кругу
Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...
Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....