СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Куренкова Ольга Николаевна

В данном пособии представлены игры-упражнения для развития мелкой моторики и координации движений. Эти игры также научат малышей самостоятельности.  Начав какое – либо упражнение, его необходимо довести до конца и убрать за собой, ребёнок должен обязательно помогать в уборке взрослому – это приучает его  к аккуратности, позволяет почувствовать уверенность в себе, независимость.

Предложенные игры рекомендуется проводить в ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_-_broshyura.doc567 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №21»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ

Составитель:

КУРЕНКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

воспитатель

Сельское поселение «Село Хурба»

       

        В данном пособии представлены игры-упражнения для развития мелкой моторики и координации движений. Эти игры также научат малышей самостоятельности.  Начав какое – либо упражнение, его необходимо довести до конца и убрать за собой, ребёнок должен обязательно помогать в уборке взрослому – это приучает его  к аккуратности, позволяет почувствовать уверенность в себе, независимость.

Предложенные игры рекомендуется проводить в

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ  ЦЕНТРЕ.

ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ

«ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами  (сложив  их «щепоткой»),   не  выходя  за  края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п.

«СОБЕРЕМ ВСЕ БУСИНКИ»

 Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте песок на поднос.) Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

«ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«ГОТОВИМ ЛЕКАРСТВА»

Дети любят размешивать ложкой, например, сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

«ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок - см. упр. «Разложим по порядку») Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.


«ВЗБИВАЕМ КРЕМ»

Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребенка на результат -появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок обязательно должен убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

«БЫЛА ЛУЖА - И НЕТ ЕЕ»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа -пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«НУ-КА, ВЫЛОВИ!»

 

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее остается мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

        

ЛИТЕРАТУРА

1. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л.

    Домашняя школа Монтессори.

    - Издательский дом «Карапуз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей: "Вместе с мамой" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Игры и упражнения.

Известно, что движения пальцев тесно связаны с развитием речи детей. Большое стимулирующее влияния движений руки на речь ребенка отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику и...

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки

Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Комплексная программа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста "Играем, познаем, растем".

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешно...