Откуда хлеб пришел.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект образовательной деятельности "Откуда хлеб пришел". В былые времена, когда производство хлеба было ручным трудом, задолго до автоматизации производства, к хлебу было совсем другое отношение. "Хлеб-всему голова", говорили наши бабушки и дедушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_otkuda_hleb_prishel.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №31 «Жемчужинка»
Управления образования администрации г.о. Коломна
Конспект
Образовательной деятельности
по теме:
«Откуда хлеб пришел»
Воспитатель:
Шепелева Татьяна Сергеевна
Октябрь, 2014
Цель: Выяснить, какова значимость хлеба для людей на всем протяжении времен.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь:
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб)
- Так о чем мы с вами будем говорить сегодня?
- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, а что мы нового можем о нем узнать?
- Мы поговорим о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.
- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)
Из истории хлеба.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.
В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.
Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.
А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Физкультминутка.
«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)
- Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
«От зерна до каравая»
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
«Как Дима узнал о хлебе».
Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.
Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?
Бабушка. Набедокурил — не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.
Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Дима. Как это?
Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...
Дима. Купить его в булочной!
Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай...
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер, да вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна –
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!
Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас,
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь, испечёт.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит!
Вот теперь- то хлеб готов!
Его грузят по машинам
И развозят в магазины.
Иван Филиппович. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Игра «Откуда пришёл хлеб?»
- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.
- Прочтите слова.
- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?
- Какое слово будет первым? вторым? и т.д
(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
Физкультминутка.
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей ,быстрей!
Делаем вперёд наклоны-
Раз, два, три ,четыре, пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать-
Раз, два, три, четыре, пять!
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе,
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем,
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться!
Беседа о профессиях.
- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.
- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.
- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?
- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?
- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)
- Кто его везёт?
- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице?
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы?(В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?
- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.
- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)
Работа по формированию бережного отношения к хлебу.
- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.
- Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает?
- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб – это жизнь,
А не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб воевали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)
- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)
- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
(Дети читают правила)
Правила обращения с хлебом.
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Не играй с хлебом.
-Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
- Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
«Испеки хлеб» / Загадки.
- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие?
- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:
мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста , масло, помидоры, вода, молоко.
- А мы пока отгадаем загадки.
1.Одно бросил –
Целую горсть взял. (Зерно)
2. Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
3. Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)
4. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор)
5. Корабль-великан
Не по морю плывёт.
Корабль –великан
По земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)
6. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)
Хорошо вы потрудились.
Вот награда – каравай!
Хлебом-солью угощай!
«Что лишнее?»
- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.
- На доске висят карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием переворачиваем и крепим на доску, если нет, то оставляйте на месте.
Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.
- Что у нас получилось? (Каравай)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вам запомнилось наше занятие?
- Как приходит хлеб к нам?
- Как нужно к нему относиться?
- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».
I. Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб» II....
Презентация " Откуда хлеб пришел?"
Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Проект "Откуда хлеб пришел"
Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....