НОД "Путешествие маленьких экологов"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного вида» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие маленьких экологов». Составила и провела воспитатель первой квалификационной категории Литвинюк Л.В. г. Саранск |
Цель: Формировать начало экологической культуры, умение и желание активно беречь и защищать природу.
Задачи:
Обучающая:
- Учить ребёнка осознанно — правильному бережному отношению к природе;
- Воспитывать гуманно — деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них;
- Учить видеть, устанавливать причинно — следственные связи; последовательность явлений природы; совершенствовать знания детей о ней, жизни лесных обитателей, окружающей природе;
- Формировать реальные представления о жизни птиц в весеннее время, их пользе в природе;
- Практическое употребление слов с ласкательным суффиксом; закрепить количественный счёт в сочетании с существительными.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовать разговорную речь; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательная:
- Формировать воспитание личности ребёнка через обогащениеее его опыта полыми, верными и яркими образами природы;
- Воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, желание прийти на помощь друг другу.
Оборудование: Панно, картинки: перелётные птицы, дикие животные, зимующие птицы.
Методы и риёмы:
Словесные: пояснение, объяснение, беседа, педагогическая оценка.
Наглядные: рассматривание образцов.
Игровые: Игра «Четвёртый лишний», игра «Собери букет». Игры смячом :«Назови ласково», «Весёлый счёт». Игра «Живая — неживая природа».
Практические: выполнение коллажа на тему занятия.
Словарная работа: Следить заправильным построением предложений. Правильное проговаривание звуков.
Предварительная работа: Экскурсия в лес, сквер. Беседа о весне, лесе, реках. Чтение стихов, рассказов о весне, природе. Загадывание загадок. Дидактические игры. Художественное творчество согласно планированию.
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент.
Дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Дети, к нам пришли гости! Поприветствуем гостей!
Дети: Добрый день! Мы рады Вас видеть.
Воспитатель:
Словно крыша над землёю
Голубые небеса,
А под крышей голубою
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно я и ты.
(В.Орлов)
О чём говорится в стихотворении?
Дети: О планете Земля.
Воспитатель: Да, дети. У всех народов есть общее — мы живём на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы все должны сделать так, чтобы она стала ещё краше. А вот как вы думаете, что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения и т. д.
Воспитатель: Правильно! Всё, что нас окружает, называется природой. Природу надо научиться любить с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди — экологи. Хотите стать юными экологами?
Дети: Да!
Воспитатель: Займите места в «вагончиках», отправляемся в путешествие.
- Беседа.
Воспитатель: Какое время года идёт?
Дети: Идёт весна.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой месяц идёт сейчас?
Дети: Апрель. Середина весны.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о весне? Какие приметы?
Дети: Пословицы: Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень — пирогами.
Приметы: Вода с гор потекла, весну принесла.
Увидел грача — весну встречай.
Ласточки прилетели — скоро гром загремит.
Воспитатель: Что происходит с природой весной?
Дети: Весной природа пробуждается ото сна.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Весной природа пробуждается ото сна?»
Дети: На деревьях появились почки, потом листочки, появляются первые весенние цветы, медведь вышел из берлоги, просыпаются насекомые, прилетают перелётные птицы.
Воспитатель: Молодцы!
- Воспитатель: Назовите перелётных птиц.
Дети: Грачи, ласточки, жаворонки и т. д.
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: Вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов.
Воспитатель: Какую пользу приносят птицы?
Дети: Они уничтожают вредных насекомых, звонко поют свои песни.
Воспитатель: Хорошо.
4. Игра «Четвёртый лишний». (На панно картинки.)
Воспитатель: Назовите лишнюю птицу, объясните, почему она лишняя.
Дети: Лишняя птица — голубь. Это зимующая птица, остальные — перелётные.
- Игра «Кого не стало?», «Что изменилось?».
- Воспитатель: Как называется наша республика?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: Какие дикие звери живут в лесах Мордовии?
Дети: Волк, заяц, медведь, лось...
Воспитатель: (выставляю картинки на панно). Какие изменения происходят весной с белкой, зайцем?
Дети: Белка меняет серую шубку на рыжую, а заяц — белую на серую.
Воспитатель: Правильно! А какую пользу приносит лес людям, зверям и птицам?
Дети: Лес даёт пищу зверям и птицам, людям — ягоды, грибы, чистый воздух.
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Дорисуй рисунок».
- Воспитатель: Лес наше богатство. Весной в лесу каждый занят своим делом. В лесу существуют свои правила поведения. Назовите их.
Дети: В лесу нельзя рвать цветы...
Воспитатель: Хорошо!
- Воспитатель: (выставляю картинки на панно). Следующая остановка «Волшебная полянка». Дети выходят на ковёр.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
- С крыльями, а не самолёт
(стрекоза)
- Самого не видно, а песню слышно
(комар)
- Кто над нами вверх ногами
(муха)
По мере отгадывания загадок переворачиваю картинки с изображениями насекомых на панно.
Воспитатель: Назовите одним словом — кто это?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Дети: Оса, пчела, бабочка...
Воспитатель: Что вы знаете о насекомых?
Дети: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Опасное насекомое клещ — он разносит инфекционные болезни.
Воспитатель: Молодцы.
9. Воспитатель: В лесу, на лугу растут цветы. Можно ли их срывать?
Дети: Нельзя. Можно любоваться, а букеты собирать из цветов, которые выращивает человек.
- Игра «Собери букет». (Я собрала букет из роз, их вырастил человек...)
Воспитатель: Какие цветы называют лекарственными? Почему? Назовите их.
Дети: Ромашка... Эти цветы помогают человеку, из них делают лекарства.
- Физкультминутка.
Игра «Назови ласково».
Пчела — пчёлка роза — розочка
куст — кустик капля — капелька
солнце — солнышко цветок — цветочек
- Игра «Весёлый счёт».
1 красивая бабочка — 5 красивых бабочек...
- Воспитатель: Займите места в «вагончиках». Продолжим наше путешествие. Чем мы дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?
Дети: Он бесцветен, не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?
Дети: Нужно сажать больше деревьев, кустарников, не загрязнять улицы, реки. Рыбы любят жить в чистой воде.
Воспитатель: Правильно!
- Игра «Живая — неживая природа».
Дети отбирают картинки, выставляют на панно. Что растёт, движется — живая природа, что сделано руками человека — неживая.
Воспитатель: Вы справились с заданием.
- Воспитатель: Предлагаю пройти в лесную мастерскую и отобразить в коллаже картину нашего путешествия. (Дети подходят к столу. Звучит музыка. Дети работают).
- Воспитатель: Посмотрите на коллаж. Вспомните наше путешествие.
Ответ: Идёт весна. Солнце ярко светит. На деревьях появились листочки. Птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Цветут цветы. Я люблю и берегу природу.
- Воспитатель: Дети, вы отлично справились с заданием. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось быть экологами?
Ответ: Да!
Воспитатель: Я уверена, что вы будете беречь нашу Землю, а когда вырастите — украсите её новыми, красивыми зданиями, лесами. Мы возвращаемся в группу. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"...
презентация журнала "Маленький эколог"
краткий обзор проведённой работы с детьми по данной теме осенью....
Конспект НОД «Маленькие экологи родного края» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Моя Родина».
Расширение представления о родном городе и влиянии природных факторов на здоровье людей....
Конспект занятия по Речевому развитию "Маленькие экологи Сказочной планеты"
Конспект занятия по Развитию речи в рамках проекта по Экологическому воспитанию. Форма НОД: интегрированное занятиеЦель: Формирование у детей основ ответственного отношения к природе; закреп...
Кружок "Маленький эколог"
Кружковая работа в старшей группе "Маленький эколог"...
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Маленький Эколог» для детей младшего дошкольного возраста
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экол...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Маленькие экологи со Сказочной Планеты»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маленькие экологи со Сказочной Планеты»...