проект "Какой он - волшебный мир пчелы"
проект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Старшая группа «Пчелки»
Познавательно – исследовательский проект
«Какой он - волшебный мир пчелы»
Автор проекта: Старцева И.П.
воспитатель старшей группы
Болотное, 2016
- Вид проекта: информационно - познавательно- исследовательский
- Тип проекта: групповой, исследовательский, краткосрочный
- Продолжительность: 1 февраля-15 марта
- Участники: воспитатель, дети, родители
- Проблема: в ходе беседы, почему наша группа называется именно «Пчелки», выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные. Таким образом, возникла проблема: « Какой он – волшебный мир пчелы?»
- Актуальность: Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологической позиции личности. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, познавательная, исследовательская деятельность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.
Цель проекта: исследование особенностей строения, образа жизни пчёл, истории возникновения пчеловодства и его продуктов в целях экологического образования и развития познавательной активности.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
1.Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни); об истории пчеловодства, продуктах пчеловодства.
2.Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность воспитанников.
3.Способствовать развитию связной речи, расширять активный словарь детей словами: трудолюбивая пчела, улей, нектар, пыльца, соты, пчеловод, матка, трутень, рабочая пчела, маточное молочко, бортничество, колода, дуплянки, прополис, перга, вощина.
4.Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел.
5. Организовать встречу с пчеловодом; экскурсии: в магазин, аптеку, библиотеку.
Основные формы реализации проекта:
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-составление альбома
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
-изготовление макета пасеки
-работа с родителями
-театральные этюды
-экскурсии
-прослушивание песен
-просмотр презентаций, мультфильмов
-экспериментирование
-гимнастика пробуждения
-дыхательная гимнастика
Источники информации:
-научная литература
-книги
-интернет ресурсы
-библиотека
-аптека
-магазин
-видео и аудиозаписи
Список литературы
1.Зарецкий Н.Н. Приусадебная пасека.-М.:Нива Россия, 1992.
2.Шабаршов И.А. Юному пчеловоду:-Кн.для учащихся.-2-е изд.-М.:Просвещение,1988.
3.РодионовВ.В., Шабаршов И.А. Если вы имеете пчел.-Изд.3-е.-М.:Колос, 1979.
4.Шеметков М.Ф., Смирнова Н.И., Кочевой М.М..-2-е изд.-Мн.:Ураджай, 1983.
5.Коптев В.С. Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей.-2-е изд.-М.:Нива Россия,1993.
6.Детская энциклопедия «Всё обо всём», М.: 1999
Форма защиты проекта
-Мультимедийная презентация .
-Публичное выступление.
-макет пасеки.
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о пчелах; подбор детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала.
II этап: Основной
Речевое развитие:
артикуляционное упражнение «Пчела».
Чтение :
М.М.Пришвин «Цветущие травы»
В.В.Бианки «Теремок», «Кто, где живет»
Энтин «Врач по имени пчела»
К.Паустовский «Пчела и муха»
Ушинский «Пчелки на разведках»
Т.Дашкевич «Маша- пчелка», «Про добрую пчелку».
С.Иванов «На пасеке»
А.А.Милн «Винни Пух»
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы».
Н.Абрамцева «Сказка о веселой пчеле».
А.И.Кицак «Пчела Жужа», «Кто в домике живет».
Журнал «Ее величество пчела» («Как пчелы умеют защищаться», «Сказка о пчелке»).
А.Ф.Воронова «Солнечный денек»
Сказки русские народные: «Козел», «Пчела и заяц» Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Б.Заходер «Про все на свете»
Стихотворения о пчелах поэтов: Л.Алейникова, С.Черный, Е.Французова, С.Островский, В.Зубков, С.Бахрушина, С.Маршак, А.Барто.
Познание:
Беседы: «Что ты знаешь о пчелах?», «Продукты пчеловодства», «Жизнь пчелы», «Пчела наш друг, пчела- враг?», «Кто такой пчеловод?», «История пчеловодства».
Занятие «Маленькая, трудолюбивая всех медом угощает»
Занятие «Медовое путешествие»
Развлечение «На лесной полянке»
Занятие «Путешествие к пчелам»
Экспериментирование «Рассматривание пчел через лупу», рассматривание и сравнение вощины и сот, рассматривание пыльцы, прополиса, наблюдение за свойствами воска.
Рассказы об истории пчеловодства, о жизни пчел, о продуктах пчеловодства, о строении пчел.
Встреча с пчеловодом.
Знакомство с натуральными продуктами пчеловодства.
Рассматривание картинок на тему «Какой он - волшебный мир пчелы»
Познавательная минутка «Интересные факты о жизни пчел»
Экскурсии в библиотеку, в магазин, аптеку.
Конструирование макет «Пчелки в улье»
Просмотр мультфильмов:
«Пчела Майя»
«Жизнь пчел в пчелином улье»
«Пчелография. Земной шар на ниточке»
«Лунтик»
«Маугли»
«Винни-Пух»
Просмотр презентаций: «Кое-что о пчелах», «Эти удивительные пчелы», «Роль пчелы. Пчела - общественное насекомое»
Дидактические игры: «Отгадай насекомое», «Звукоподражание», Цепочка слов. Насекомые», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Насекомые», «Кто больше всех назовет продуктов пчеловодства»
Художественно-эстетическое развитие:
Нетрадиционное рисование «Дикие пчелы» (коллективная работа)
Изготовление атрибутов для дыхательного упражнения «Отправь пчелку в полет за нектаром»
Рисование «Пчелка Майя», «Это улей - в нем живет удивительный «народ»
Лепка «Пчелка на пасеке»
Слушание аудиозаписей:
Н.Римский – Корсаков «Полет шмеля»
П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Сыновья России «Кто пчелок уважает»
Песенка из мультфильма «Пчела Майя», «Пчела».
Звуки природы, рой пчел.
Физическое развитие:
Русская народная игра «Улей»
Игра-драматизация: «Медведь и пчелы»
Подвижные игры: «Цветы и пчелки», «Медведь и пчелы».
Пальчиковые игры: «Пчелки», «Трудолюбивая пчела», «Улей»; гимнастика для глаз «Пчела – оса».
Физминутка «Трудолюбивая пчела»
Гимнастика пробуждения «Медвежата»
Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка», «Песенка пчел», упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром».
Работа с родителями:
Консультации: «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с пчелами), «Проектная деятельность»; Информация «Что можно рассказать о жизни пчел»; изготовление макета «Пасека», заучивание с детьми стихотворений про пчел.
Этап итоговый: продукт проекта: презентация «Какой он – волшебный мир пчелы?», описательный рассказ про пчел с опорой на презентацию, изготовление альбома для просмотра.
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Заключение. Выводы.
Работа над проектом нас увлекла. Так много поучительного и полезного почерпнули мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из встречи с пчеловодом; из экскурсий: в библиотеку, аптеку, магазин. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Это и история пчеловодства, и жизнь удивительных насекомых, и чудо продукты, обладающие целебными свойствами: мед, перга, пыльца, воск, прополис и другие продукты, производимые пчёлами. В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия, дисциплины, чистоты, взаимопомощи.
По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:
-дети хорошо знают о жизни пчелы,
-имеют представление о материалах, из которых изготовлены соты, улей;
-владеют навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
-познакомились с трудом пчеловода;
-знают о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства;
-имеют представление о блюдах, включающих в свой состав мед.
Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Глава 1. Пчёлы, их роль в природе и жизни человека.
1.1.Организация жизни в пчелиной семье и история пчеловодства.
Так появилось желание исследовать тайный, волшебный мир этих трудолюбивых насекомых. (слайд 2)
Пчела удивительное насекомое
1.С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.
(слайд 3)Пчелы древнейшие обитатели нашей планеты, они существовали на Земле 60-80 миллионов лет назад.
В Египте, Древней Греции, на Руси пчела - символ трудолюбия (она трудится день и ночь, в любое время года, даже зимой),
только тех, кто любит труд,
Люди «пчёлками» зовут,
Их в пример повсюду ставят
И в помощники
зовут.
храбрости (так как она защищает свой дом, не отступая перед опасностью, взаимопомощи (в трудную минуту пчелы делятся друг с другом медом), дисциплину( четкое распределение обязанностей) и чистоту( порядок в домике).
(слайд 4) Пчел как священных животных изображали на стенах пещер, скалах,( слайд 5) монетах, ( слайд 6) гербах русских городов .
(слайд 7) В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу в дуплах деревьев и в расщелинах скал. .
(слайд 8) Охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города». Люди отыскивали жилище пчел, выламывали соты (слайд 9) или добывали мед с помощью палки, засовывая ее в отверстие дупла или трещину скал, протыкая соты, из которых сочился мед. При этом пчелиная семья погибала.
(слайд 10) Позже, чтобы не губить пчел, люди в дуплистых деревьях начали вырубать куски. Мед забирали не вес, часть оставляли пчелам, и вновь закрывали дупло. Такие дупла назывались бортями.
Их метили своим знаком. Пчеловодство называлось бортничеством. (слайд11)Затем стали делать искусственные жилища для пчёл дуплянки,
(слайд 12) колоды.
Пчелиная семья для человека была таинственным явлением природы . В такие улья нельзя было заглянуть и узнать, что там происходит. (слайд 13) Но в 1814 году пчеловод П.И.Прокопович, изобрел разборный улей , в который легко можно было проникнуть, сняв крышу, и в котором были установлены рамки для сотов.
(слайд 14) Это улей – в нём живёт
Удивительный «народ».
(слайд 15)В такой улей можно было проникнуть, сняв крышку, где были установлены рамки для сотов. Открылись возможности заглянуть в гнездо пчел и увидеть немало удивительного в этом волшебном мире.
(слайд 16) Вас поразит огромное скопление насекомых. Медоносные пчелы живут не поодиночке, а большими семьями.
(слайд 17) В каждой пчелиной семье, есть родители и дети Матка- мама, трутни-папы, и нескольких тысяч рабочих пчёл -дети.
Каждая пчела выполняет определённый круг обязанностей.
(слайд 18)Рассмотрим рабочую пчелу. У нее есть жало, с помощью которого она защищает свою семью,
У пчелы серьезный вид,
Ужасающе жужжит.
Есть и жало у нее
Ее грозное ружье.
Если кто ее задел,
Невнимательно глядел,
Быстро, метко и легко
Жало выстрелит свое.
Корзиночки на задних ножках для сбора пыльцы, длинный хоботок , с помощью которого пчела может собрать нектар с любого цветка; шесть ног, с помощью которых передвигается, строит соты, чистится, собирает пыльцу , прополис ; четыре крыла, с помощью которых летает, подметают пол, пара усиков – антенн, которыми улавливает запахи- это способ общения, два большие глаза.
(слайд 19) У каждой рабочей пчелы своя профессия, которая зависит от возраста. Молодые пчёлы- маленькие дети выполняют работу внутри улья, старшего возраста - летают за нектаром, пыльцой, водой. Пчелки в возрасте 3-4 дней чистят ячейки,
(слайд 20) постарше - пчелы «кормилицы» кормят личинок (у них железы начали выделять маточное молочко), много раз заглядывают в ячейку с яйцом.
(слайд 21) В возрасте 12-18 дней у пчел начинают функционировать восковыделительные железы,
Говорит пчела: – Жу-жу,
Я вам домик покажу.
В нем сейчас полно работы:
Надо сделать к сроку соты,
Чтоб потом на целый год
Запасти целебный мед.
Пчелы – кормилицы меняют «профессию» воспитательницы на строительную, ремонтируют поврежденные и строят новые соты из воска.
(слайд 22)
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!
Надо в соты мед налить,
Да по полкам разложить!
Затем 7 дней пчелки выполняют еще ряд важных дел: принимают нектар у пчел- сборщиц, раскладывают его по свободным ячейкам и перерабатывают в мед;
(слайд 23) утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу,
(слайд 24) а еще чистят улей (каждую соринку пчелы-санитары выносят наружу) и являются сторожами у летка.
Перед ульем на дощечке
Вечно стража на часах,
Чтобы шмель через крылечко
Не забрался впопыхах.
(слайд 25) В возрасте 21день пчела меняет профессию, она работают вне улья:
собирает нектар,
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам пчела!
Их профессия- летать.
Мёдом соты насыщать,
(слайд 26) собирает пыльцу.
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет.
(слайд 27) Самые старшие пчелки носят воду. Долгота жизни пчелы 35-45 дней летом.
(слайд 28) Матка- сердце семьи, царица, без нее пчелиная семья существовать не может. Она сильно отличается от рабочей пчелы, в два раза больше ее, продолжительность жизни- до 7лет.
(слайд 29) Матка постоянно находится в окружении рабочих пчёл- это так называемая свита, как у настоящей царицы. Они оберегают ее и ухаживают за ней: дают корм, чистят, расчесывают волоски, очищают ячейки сотов для откладки в них яиц. Состав свиты всё время обновляется. (слайд30) Матка только откладывает яйца из которых развивается весь состав семьи: рабочие пчелы, трутни и молодые пчелки. В сутки матка может отложить до 2 тысяч яиц.
(слайд 31) Развивается пчела в ячейке 21 день ( яйцо, куколка, пчелка). Развивается рабочая пчела в ячейке 21 день, матка-16дней, трутень-24дня.
Для развития расплода нужно тепло, поэтому пчелы поддерживают температуру в улье 35 градусов до выхода насекомых из ячеек. Матка может прожить 5-6, а то и 7 лет.
(слайд 32) Кроме матки и рабочих пчел, в пчелиной семье живут и трутни – мужская часть). Это крупные насекомые. Никаких работ они не выполняют ни в гнезде, ни в поле, а только поедают готовый мёд, но трутень необходимый член семьи, они продолжатели рода.
(слайд 33) Живут не долго , всего 2-3 месяца. Когда они уже больше не нужны пчелиной семье их изгоняют из гнезда. Обездоленные трутни гибнут от голода.
(слайд 34) После того как семья вырастит, она заботится о создании новой семьи. В одно летнее утро улей приходит в сильное возбуждение. Пчелы начинают вылетать из гнезда вместе со старой маткой. Собираются на какой-нибудь ветке, цепляясь друг за друга, повисают гроздью. Это и есть молодая семья – рой. Через 15-20 минут делает прощальный круг над своим родным домом и шумным облаком улетает к новому жилищу. Откуда же рой знает, где находится его новая квартира? (слайд 35) Еще за несколько дней до роения пчелы- разведчицы отыскивают дупло или пустой улей на какой-нибудь пасеке и сообщают пчелам. Как же они «договариваются» между собой и «объясняются» друг с другом? Это язык жестов, движений. Рабочие пчелы танцуют на сотах: если лететь недалеко, танцуют по кругу; если далеко, пчела вычерчивает восьмерку семьи.
(слайд 36) Важную роль в жизни пчел играет язык запахов. Запах служит паролем. По нему охранники улья опознают своих и чужих пчел. Пчелы-разведчицы оставляют пахучий след, по которому ее сестры быстро находят нужное растение, новое жилье. Своими усиками - приемниками пчелы способны улавливать тончайший запах.
(слайд 37)С наступлением осенних холодов вся семья собирается в плотный клуб шарообразной формы . Зимой пчелы живут нормальной жизнью- питаются, двигаются, согревая друг друга. Зимуют они под открытым небом. «Ульи под снегом, как в шубах».
(слайд 38) Семья пчел- это мир труда, взаимопомощи, дисциплины. Вот такой он волшебный и загадочный мир пчел.
1.5.Продукты пчеловодства.
Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи имеют пищевую и лечебную ценность.
Мед – ( слайд 39)
Мед полезен, он лечебный,
Лечит сердце и живот.
Очень вкусный и волшебный,
Даже мишка любит мед.
это непросто вкусная вещь, это эликсир здоровья и долголетия. также его используют в кулинарии, кондитерских изделиях, косметике.
(слайд 40) Даже страшный пчелиный яд является лекарством. Лечение ядом осуществляют путем ужаления пчелами или в виде мази для втирания при болезнях, связанных с простудой.
(слайд 41) Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье от врагов . Прополис состоит из зеленоватого вещества, которое пчелы соскабливают с почек березы, тополя, осины. Он и пахнет весенним лесом. Прополис обладает свойством убивать вредные микробы, уменьшает боли, прекращает воспалительные процессы. Под воздействием прополиса хорошо заживают раны, ожоги.
(слайд 42) Маточное молочко нормализует обмен веществ, применяется против ожирения и при исхудании; усиливает устойчивость организма против различных инфекционных заболеваний.
Пчелиный воск(слайд 43) Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Находит применение в космонавтике, самолетостроении, при производстве бумаги.
Цветочная пыльца и перга (слайд 44) – чудо-продукты. Оказывает разностороннее действие на организм человека. Применяют при малокровии, истощении, слабости.
Маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье. Справедливо пчел называют «крылатыми врачами».
Интересные факты из жизни пчёл.
Сильная семья может собрать в день 5- 10 кг меда (10- 20 кг нектара).
Пчелиный рой может весить до 7- 8 кг, он состоит из 50-60 тыс. пчел, имеющих в своих зобиках 2- 3 кг меда. Медовым запасом при ненастной погоде пчелы могут питаться в течение 8 дней.
Пчеловод при помощи дыма не успокаивает пчел, а создает как бы имитацию пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом и не гнется, она не может пустить в ход жало.
Пчёлам, родившимся весной или в начале лета, природа предназначила короткий век: они быстро изнашиваются, работая в поле, и нередко умирают в 30—40-дневном возрасте. Во второй половине лета и начале осени на свет появляются пчёлы-долгожители: они живут 8—10 месяцев, то есть до весны.
Пчелы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле.
Пчелиная матка никогда не жалит человека, даже когда он причиняет ей боль. Но при встрече со своей соперницей она с яростью пускает в ход жало.
Пчела больше всего любит жёлтый цвет: он лучше других виден издалека.
У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого "танца" на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении.
Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда.
Из всех пчел только рабочие покидают улей в поисках корма. Пчела оснащена жалом, но ужалив, она погибает.
Пчёлы не переносят запах алкоголя. Поэтому пчеловодам приходится вести трезвый образ жизни.
Пчёлы отличные синоптики. Перед дождем, как по «команде», они дружно возвращаются в улей.
1.8. Пчёлы в фольклоре.
У христиан летающая в воздухе пчела - душа, вступающая в Царство Небесное. Это символ ее бессмертия, возрождения, чистоты. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а церковь - с ульем.
В загадках раскрывается мотив труда пчелы: необычность- «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом»; избыточность-что выделяет пчелу из всех: «И на себя, и на людей, и на Бога трудится».
14 августа — первый Спас, Спас медовый. Называли этот спас медовым, так как считалось, что с этого времени пчёлы перестают собирать пыльцу с цветов. И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас — лакомка».
Поговорки и пословицы, связанные с пчёлами:
Пчёл держать – не в холодке лежать. Пчёл водить — не разинув рот ходить. Бортник – горек, да мёд его сладок. Лежа на боку не выработаешь медку. Мёд есть – в улей лезть. С лесного цвету гуще мёда нету. Нет сада без пасеки, а плодов без пчёл. Ветры бушуют — соты пустуют. У хорошего пчеловода нет плохого года. | Покой пьет воду, а беспокойство – мёд. Пчела далеко за каплей летит. Трутням — праздник и по будням. Трутень мёда не носит. Трутни - всегда плутни. Всякая муха жужжит, да не пчеле чета. Яблоньку за яблоки любят, пчелку – за мёд. У медведя десять песен – и все про мёд. Кто пчеле рад, тот будет богат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Если ребенка ужалила пчела".
Многие взрослые теряются, когда в летнее время их дети или сами взрослые получают укус ос или пчел. Здесь вы найдете информацию по оказанию первой помощи пострадавшему....
Трудолюбивая пчела
Конспект интегрированного мероприятия по образовательной области «Познание» в старшей группе...
Конспект логопедического занятия в старшей группе. «Домовенок Кузя и пчела» Составление описательного рассказа о пчеле.
Цели:Коррекционно - образовательная:- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;Коррекционно - развивающие:- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;- развив...
Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста «Из жизни насекомых» Действующие лица (дети) Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные девочки, Жуки-все остальные мальчики Под весёлую музыку (И. Штраус
Сценарий весеннего праздника для детей среднего, старшего возраста«Из жизни насекомых»Действующие лица (дети)Стрекоза ,Майский жук, три пчелы, Паук, Муха, Бабочки ,Пчела-все остальные дево...
Мастер-класс. Рисование пальчиками пчел. "Пчелы в улье"
Нетрадиционные техники рисования....
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал» по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы» для воспитанников младшей группы
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал»по сюжету башкирской сказки «Медведь и пч...
Осы, пчелы и шмели. Если ребенка ужалила пчела.
Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в ко...
- Мне нравится (3)