Информационный проект для детей подготовительной группы Тема: «Новый год шагает по планете»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Концевич Наталья Николаевна

Анализируя совместную деятельность на тему «Что такое новый год?» выявила, что практически 100% дошкольников не знают истории появления праздника в России. Дети не имеют представлений о праздновании нового года в других странах. У них недостаточно информации о именах соратников дедов морозов в других странах. Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационный проект, в рамках которого познакомлю детей с историей появления праздника в России, расширить информированность детей о именах Дедов Морозов в разных странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_god_shagaet_po_planete.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №65 «Улыбка» города Ставрополя, воспитатель Концевич Наталья Николаевна

Конспект сценария педагогического мероприятия

направление «Познавательное  развитие»

Тема: «Новый год шагает по планете»

(подготовительная группа №11)

Воспитатель: Концевич Н. Н.

г. Ставрополь, 2015


Информационный проект для детей подготовительной группы

 Тема: «Новый год шагает по планете»

Аннотация:

Анализируя совместную деятельность на тему «Что такое новый год?» выявила, что практически 100% дошкольников не знают истории появления праздника в России. Дети не имеют представлений о праздновании нового года в других странах. У них недостаточно информации о именах соратников дедов морозов в других странах. Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационный проект, в рамках которого познакомлю детей с историей появления праздника в России, расширить информированность детей о именах Дедов Морозов в разных странах.

Цель:

Расширение уровня информативности старших дошкольников об истории празднования Нового года в России и других странах. Формирование представления у детей об именах Дедов Морозов в разных странах.

Задачи:

Расширение представлений о том, как празднуют Новый год в разных странах нашей планеты.

Систематизировать знания детей о традициях празднования праздника на Руси.

Создание праздничной предновогодней атмосферы.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель,

 дети подготовительной группы.

Предполагаемый результат:

Дети имеют представления о праздновании Нового года в России.

Проявляют интерес к истории празднования праздника в других странах.

Имеют представления о том, как называют и как выглядят Деды Морозы в разных странах.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:  Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.                                                       Постановка проблемы

                                                                                Обсуждение проблемы, принятие задачи

Длительность этапа: 5 дня.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Сбор информации и иллюстраций по теме проекта.

Основной этап:   Предварительная работа:  Поэтапное решение проблемы.

                                                                                                                 Постановка новой проблемы.

                                                                                              Презентация (изготовление).

Длительность этапа: 5 дней.

1.Беседа «За что я люблю Новый год?».

2.Чтение информации: «История нового года в России»,

 «Традиции празднования Нового года  на Руси».

 3.«Здравствуй, Дедушка Мороз!», Коллеги Деда Мороза,

  Всё о Санта-Клаусе - рассматривание иллюстраций.

  4.Чтение и пересказ сказки О. Онисимовой «Сказка о яблоне и елке».

  5. Рисование на  тему: «Дедушка Мороз», «Елочные игрушки»,

 «Что мне принесет Дед Мороз».

6. Чтение и заучивание стихотворений про Новый год, про зиму.

Заключительный этап: Реализация проекта :

Длительность этапа: 1 день.

Педагогическое мероприятие  на тему: ««Новый год шагает по планете»

Дополнительное привлечение:

      -преподаватель ИЗО - оформление выставки:  «Дедушка Мороз».

       -родители – сбор информации  по данной теме, с целью помочь детям в поиске необходимой информации; подготовка атрибутики; создание презентаций; оформление группы с целью создания праздничной предновогодней атмосферы.

Словарная работа:

Дать понятие  «традиция» — это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.

Познакомить детей с именами Дедов Морозов в разных странах:

Англия – Санта - Клаус

Италия – БаббоНатале.

                  добрая фея –БефанаФранция

 Во Франции два Деда Мороза:

                            одного зовут  "Дед Январь" –Пер - Ноэль

                             второго зовут –Шаланд.

Тема: «Новый год шагает по планете»

Цель и задачи: Систематизировать знания детей о праздновании Нового года у нас в стране. Сформировать представления у детей: о новогодних традициях и обычаях в разных странах; о том, как называют и как выглядят Деды Морозы в этих странах.

Интеграция образовательных областей:

Данное занятие  относится к образовательной области «Познавательное развитие», интегрируется с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

«Познавательное развитие»:

  • Пополнять знания детей о том, как празднуют Новый год в России и других странах.
  • Познакомить детей с историей происхождения празднования Нового года в России.
  • Формировать интерес к культуре и истории других народов и стран.
  • Прививать любовь к национальным праздникам и традициям.

«Речевое развитие»:

  • Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  • активизировать мышление и речь в ходе решения поисковой проблемы.
  • учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;
  • продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего;
  • учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое;
  • активизировать и расширять словарный запас детей,
  • воспитывать культуру речевого общения.

   

«Художественно-эстетическое развитие»: 

    Воспитывать интерес к творческой продуктивной деятельности.

  • воспитание интереса у учащихся к выполнению творческих работ; закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности
  • коррекция мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие;

развивать наблюдательность, творческое воображение, эстетический вкус и художественные способности. 

  • учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
  • учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

«Социально-коммуникативное развитие»: 

  • формировать социально-коммуникативные речевые умения (развитие способности вступать в общение и поддерживать его)
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  •  обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
  • расширить представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

«Физическое развитие»:

  • создать радостное настроение;
  • продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;
  • способствовать предупреждению детского утомления.

Возраст детей – подготовительная к школе группа (6 -7лет).

Дополнительное привлечение:

-родители – презентации  на тему: -« Празднование Нового года на Руси»

                                                            -«Такие разные Деды Морозы»

 с целью помочь детям  систематизировать знания по данной теме.

ТСО:  музыкальное сопровождение  -

Ход педагогического мероприятия:

1. Организационный момент.

В-ль: Двор в снегу. Белы дома.

На дворе снежок идет,

Это к нам пришла … (Зима)

Скоро праздник - … (Новый год)

 Ребята, приближается праздник – Новый год. Это особенный праздник, всенародный.Почему так говорят?

 Дети: Потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете.

В-ль: У каждого народа есть свои обычаи и традиции празднования Нового года.
А когда отмечают праздник - Новый год у нас в стране?

Дети: В ночь с 31 декабря на 1января под бой курантов.

В-ль: Бой курантов извещает о наступлении Нового года.
Сколько раз бьют кремлевские куранты?
Дети: 12 раз.

2. Основная часть.

В-ль: Но не всегда мы так отмечали .Когда Новый год отмечали наши прапрабабушки и прапрадедушки?

Дети: В древности Новый год на Руси  встречали весной- 1 марта, когда просыпалась вся природа, и украшали на Новый год истинно русское дерево – березу. Позже был на Руси обычай встречать Новый год 1 сентября. И только во время правления Петра 1 на Руси появилась традиция встречать Новый год – 1 января. Петр 1 повелел ставить в домах ёлку, украшать её пряниками, яблоками, разноцветными лентами и бусами. В этот день в России в городах и деревнях устраивали веселые игры и хороводы.

В-ль: Кто приказал праздновать Новый год в России?

Дети:  Петр I

В-ль: Правильно.

Дети: Петр I в честь Нового года приказал украшать елку, всем веселиться и поздравлять друг друга, детей забавлять и на санях катать.

В-ль: Эта традиция сохранилась до нашего времени. Мы обязательно наряжаем елку, загадываем желания, готовим друг другу подарки и поздравления, накрываем праздничный стол, ждем гостей.

-Скажите мне, какого гостя с нетерпением жду все дети?

Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками?

Дети: Дед Мороз.

В-ль: Как он выглядит? (По иллюстрации) .

Дети: Российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной  или синей шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой.

В-ль: Прихода  Деда Мороза и Снегурочки ждут с нетерпением все дети.

А как мы встречаем  Деда Мороза и его внучку Снегурочку?

Проводится подвижная игра «С Новым годом» (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы)

С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз!
(Дети стоят лицом в круг, кланяются)
Он из леса мимоходом
Ёлку нам уже принёс
(Идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)
На верхушке выше веток
(Стоят лицом в круг.Поднимают руки, произносят фразу на вдохе)
Загорелись, как всегда,
(Опускают руки, произносят фразу на выдохе)
Самым ярким, жарким светом
(Снова поднимают руки, произносят фразу на выдохе)
Пятикрылая звезда.
( Опускают руки, произносят фразу на выдохе).

В-ль:  На чём приезжает Дед Мороз? (ответы детей: на санях и др.) Приезжает и дарит подарки.

А подарки в чём? (в мешке) а потом эти подарки ребята находят? ( под ёлочкой).

В-ль:  А как Дед Мороз узнает, какой подарок хочет ребенок на Новый год? Дети: Дети  постарше пишут письма, совсем маленькие рисуют рисунки. И отсылают их Деду Морозу.

В-ль:  А где живет Дед Мороз?

Дети: Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

В-ль:  Чтобы отослать письмо  Деду Морозу нужно знать адрес, поэтому  по вашей просьбе я узнала точный адрес,  на который мы и отправим ваши письма с пожеланиями в конце нашего занятия.

В-ль:  В начале занятия мы с вами говорили, что в разных странах принято по – своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. А как вы думаете, все ли дети  нашей планеты получают подарки от Деда Мороза.

В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по – разному и по разному их зовут.

 Вы изучаете английский язык и наверняка знаете, как зовут Деда Мороза, который приходит к английским детям. В Англии к детям приходит Дед  Мороз, которого называют....Санта Клаусом.

В-ль:  Ребята, а как выглядит Санта Клаус?

Дети: Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо длинной  шубы красную короткую  куртку с мехом, а на ногах тяжелые сапоги или ботинки. И обязательно широкий ремень на шубке. На голове у Санты красная шапочка, как у гнома.

Перед новым годом дети пишут Санта - Клаусу письмо, и он кладет   им подарки в специальный чулок, который дети готовят перед праздником и специально вешают перед камином.

***Посмотрите внимательнее на камин, чего здесь не хватает?

- На чём Санта развозит подарки детям? (Он развозит их на санях, запряженных оленем).

В-ль:  Ребята посмотрите пожалуйста внимательно на изображения, кто назовет где находится Дед Мороз, а где на картинке Санта Клаус. (ответы детей)

В-ль: правильно. Скажите, раз вы так быстро назвали, наверно они чем то отличаются? (ответы детей)

Действительно, Санта Клаус отличается от нашего Российского Деда Мороза.

Д/и: "Назови отличия"

Цель:  Расширить и систематизировать знания детей о Санте –Клаусе и Деде Морозе , учить называть отличительные особенности каждого.

Дети называют отличия и получают звездочки.

1. Головной убор.

У Деда Мороза – шапка, отороченная мехом.

У Санта-Клауса –колпак с помпончиком.

2. Борода

У Деда Мороза – длинная, до пояса (классическая – до пят) .

У Санта-Клауса – короткая борода лопатой.

3. Верхняя одежда

У деда мороза – тёплая шуба до пят; подпоясанная.

У Санта-Клауса – короткая куртка.

Различие обусловлено разницей климата. В Европе зимой тепло, а на российском севере без шубы (полноценной шубы) замёрзнешь.

Если быть точным - шуба должна быть длинной (обычно красной, расшитой серебром - в виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебединым пухом (или любым белым мехом) .

4. Цвет шубы

У Деда Мороза шуба может быть красная, синяя, и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом) .

У Санта-Клауса– только

5. На руках

У Деда Мороза – тёплые рукавицы.

У Санта-Клауса – лёгкие перчатки.

6. В руках

В руках Дед Мороз держит посох.

У Санта-Клауса – колокольчик.

7. Пояс

У Деда Мороза – белый пояс; либо с оторочкой под цвет шубы.

У Санта-Клауса – ремень с пряжкой.

8. Штаны

У Санта-Клауса – штаны.

У Деда Мороза штаны не видны под шубой.

9. Обувь

У Деда Мороза – белые валенки.

У Санта-Клауса – чёрные сапоги.

Обусловлено разницей климата. Европейские зимы – мягкие, тёплые, в русский мороз лучшая обувь – валенки.

10. На лице

У Санта-Клауса – очки. (Видимо, слабое зрение.)

Дед Мороз – видит хорошо, поэтому никаких очков!

11. Транспортное средство

Классический Дед Мороз передвигается пешком.

Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей.

Санта-Клаус ездит в повозке запряжённой оленями.

12.Появляются.

 Санта-Клаус –  через каминную трубу.

Дед Мороз- через дверь.

13. Помощники

Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка.

На Санта-Клауса работают эльфы.

14. Снегурочка

Самое главное отличие Деда Мороза от Санта Клауса – его неизменная спутница внучка Снегурочка.

Теперь, ребята вы никогда не спутаете нашего Деда Мороза от иностранного Санта Клауса.

http://pgbooks.ru/upload/resize_cache/blog/392/600_600_1/3925c61ddbc9aa693b6839766e00e4b6.jpg

В-ль: Ребята, а кто из вас знает, когда в Англии отмечают Новый год?

Дети: В Англии  как и в Росии отмечают Новый год в ночь с 31 декабря на 1января.

В-ль: А в какой еще стране отмечают Новый год в последний день декабря?

Дети:  во Франции:

В-ль: Давайте с вами вспомним традиции и обычаи празднования Нового года в этой стране.

   1.Новый год во Франции празднуется с 31 декабря на 1 января. Улицы светятся миллионами гирлянд, повсюду стоят наряженные елки, проводятся праздничные ярмарки и лотереи.

 

2.Во Франции два Деда Мороза: одного зовут  "Дед Январь" –Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу.

Пер Ноэль (PereNoel) – приносит хорошим и послушным детям маленькие презенты (подарки и конфеты). В деревянных башмаках и с корзиной подарков он прибывает на ослике и, оставив животное снаружи, проникает через дымоход в дом. По старому обычаю дети выставляют свои башмачки к очагу, чтобы Дед Мороз (PerNoel) положил им ночью награду за хорошее поведение.

 

 3.Второго зовут –Шаланд.

Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный

 плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и

ленивых детей.

В-ль:  А какие традиции встречи и празднования Нового года во Франции?

   1.Стоит заметить, что большинство французов не ставят новогодние ёлки, а украшают дом веточкой омелы, веря что это принесёт удачу в будущем году.

2.Существует во Франции традиция, которую соблюдают во всех уголках Франции: определение бобового короля. Заключается она в том, что на Новый год в каждой семье обязательно пекут пирог, в который прячут боб. Того, кому достается этот боб, и называется бобовым королем. Ему надевают картонную корону. Весь вечер гости подчиняются ему и выполняют его приказы. Таким образом, встреча новогодних праздников превращается в веселую игру.

 

3.Существует еще одна традиция – дарить апельсин или мандарин. Их хранят и оберегают сколько это возможно. Французы считают, что своей формой он напоминает аншу землю, а его цвет придает радость и хорошее настроение.

В-ль: Вот такие традиции празднования Нового года существуют во Франции. Какая традиция вам больше понравилась?

В-ль:  Есть на свете такая страна Италия, когда празднуют Новый год в этой стране?

 Дети: празднуется с 31 декабря на 1 января

В-ль:Как зовут итальянского Деда Мороза ?

Дети:

  1.Итальянского Деда Мороза  зовут - БаббоНатале. Оставив свои сани на крыше, он через дымоход пробирается в дом, где для него приготовлено угощение: сладости и фрукты.

 2.А вот новогодние подарки детям приносит добрая фея Бефана. Внешне она похожа на подобревшую Бабу Ягу. Летает она на метле,она тоже проникает через печную  трубу и кладет в башмачки подарки. Но игрушки и сладости достаются только послушные детям, а шалуны вместо подарка получают уголек. Правда, уголек этот не обычный, а сладкий – из сахара.

В-ль:  А какие традиции встречи и празднования Нового года в Италии ?

   1.В Италии сохраняется обычай накануне Нового года выбрасывать из окон старую мебель и ненужные вещи. Считается, что чем больше вещей выбросишь, тем больше богатства принесет Новый год.

    2.Другая прекрасная  традиция: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все обиды друзьям.

В-ль: Я считаю , что эта замечательная традиция, которая существует во многих странах, в том числе и у нас в России мириться с тем с кем в соре.

Давайте выбросим  все обиды
И в новый год без них войдем.

Дети:

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

-Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

В-ль: Правильно, ребята, оставайтесь всегда добрыми и дружными,  потому что новогоднюю ночь  только послушные дети, всегда получат от Деда Мороза подарки!

А вот какой подарок хочет получить ребенок, Дед Мороз узнает из его …письма. 

Оформление конверта Дедушке Морозу.

 Я знаю, вы уже написали письма, их осталось положить в конверт, подписать его и отправить по адресу: 

Официальный почтовый адрес: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза

3.Рефлексия.

 

В-ль: Сегодня мы с вами  рассказывали как празднуют Новый год в России, Англии, во Франции, Италии,  вспомнили кто приносит подарки детям в этих странах: Россия- Дед Мороз

Англия – Санта - Клаус

Италия – БаббоНатале.

                  добрая фея –БефанаФранция

Во Франции два Деда Мороза:

                            одного зовут  "Дед Январь" –Пер - Ноэль

                             второго зовут –Шаланд.

Чем отличаются Деды морозы от нашего российского  Деда Мороза?

Все дети с нетерпением ждут подарков, поэтому пишут письма и ждут подарков от Дедушки Мороза.

Литература: 

1."Русский народ. Его обычаи, предания, обряды".-Собранные М.Забылиным -М.; "ЭКСМО", 2003

"Чудо-елка"-книга об истории зимних праздников и о народных традициях.- М.: "Слово/slovo.1997

"Русские традиционные праздники- И.И.Шангина -С-П.;1997

"Энциклопедия обычаев и обрядов""- Л.И.Брудная -С-П.;1996

2.Интернет-ресурсы

 http://kladraz.ru/ Конспект занятия : "Новый год шагает по планете"

ped-kopilka.ru/ Конспект НОД по формированию целостной картины мира- "Новый год идет по миру"

http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskiy-ekskurs-istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda-475655.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/04/07/puteshestvie-k-santa-klausu


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в подготовительной группе Тема: «Дед Мороз шагает по планете»

Данный материал поможет формировать представление  у детей старшего дошкольного возраста о новогодних обычаях и традициях народов мира....

Краткосрочный социально-информационный проект для детей подготовительной группы Тема: «Бабушка рядышком с дедушкой»

Расширять представление об истории семьи (ее членах, родственных  отношениях).  Формировать интерес детей к  семейным традициям.Воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения ...

Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы к школе по теме «Я и моё тело».

Актуальность проекта: В настоящие время одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. К сожалению, в нашем обществе здоровый образ жизни не занимает пока первого места. О...

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы "Волшебный новый год"

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Но знают ли дети о празднике что-то еще, кроме Деда Мороза и подарков?Разобраться в эт...

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Новый год. Звуки [з], [з\']. Буква З.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Новый год. Звуки [з], [з']. Буква З....