Информационный проект для детей подготовительной группы Тема: «Новый год шагает по планете»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Анализируя совместную деятельность на тему «Что такое новый год?» выявила, что практически 100% дошкольников не знают истории появления праздника в России. Дети не имеют представлений о праздновании нового года в других странах. У них недостаточно информации о именах соратников дедов морозов в других странах. Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационный проект, в рамках которого познакомлю детей с историей появления праздника в России, расширить информированность детей о именах Дедов Морозов в разных странах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_god_shagaet_po_planete.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №65 «Улыбка» города Ставрополя, воспитатель Концевич Наталья Николаевна
Конспект сценария педагогического мероприятия
направление «Познавательное развитие»
Тема: «Новый год шагает по планете»
(подготовительная группа №11)
Воспитатель: Концевич Н. Н.
г. Ставрополь, 2015
Информационный проект для детей подготовительной группы
Тема: «Новый год шагает по планете»
Аннотация:
Анализируя совместную деятельность на тему «Что такое новый год?» выявила, что практически 100% дошкольников не знают истории появления праздника в России. Дети не имеют представлений о праздновании нового года в других странах. У них недостаточно информации о именах соратников дедов морозов в других странах. Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационный проект, в рамках которого познакомлю детей с историей появления праздника в России, расширить информированность детей о именах Дедов Морозов в разных странах.
Цель:
Расширение уровня информативности старших дошкольников об истории празднования Нового года в России и других странах. Формирование представления у детей об именах Дедов Морозов в разных странах.
Задачи:
Расширение представлений о том, как празднуют Новый год в разных странах нашей планеты.
Систематизировать знания детей о традициях празднования праздника на Руси.
Создание праздничной предновогодней атмосферы.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель,
дети подготовительной группы.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представления о праздновании Нового года в России.
Проявляют интерес к истории празднования праздника в других странах.
Имеют представления о том, как называют и как выглядят Деды Морозы в разных странах.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап: Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию. Постановка проблемы
Обсуждение проблемы, принятие задачи
Длительность этапа: 5 дня.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач проекта.
Сбор информации и иллюстраций по теме проекта.
Основной этап: Предварительная работа: Поэтапное решение проблемы.
Постановка новой проблемы.
Презентация (изготовление).
Длительность этапа: 5 дней.
1.Беседа «За что я люблю Новый год?».
2.Чтение информации: «История нового года в России»,
«Традиции празднования Нового года на Руси».
3.«Здравствуй, Дедушка Мороз!», Коллеги Деда Мороза,
Всё о Санта-Клаусе - рассматривание иллюстраций.
4.Чтение и пересказ сказки О. Онисимовой «Сказка о яблоне и елке».
5. Рисование на тему: «Дедушка Мороз», «Елочные игрушки»,
«Что мне принесет Дед Мороз».
6. Чтение и заучивание стихотворений про Новый год, про зиму.
Заключительный этап: Реализация проекта :
Длительность этапа: 1 день.
Педагогическое мероприятие на тему: ««Новый год шагает по планете»
Дополнительное привлечение:
-преподаватель ИЗО - оформление выставки: «Дедушка Мороз».
-родители – сбор информации по данной теме, с целью помочь детям в поиске необходимой информации; подготовка атрибутики; создание презентаций; оформление группы с целью создания праздничной предновогодней атмосферы.
Словарная работа:
Дать понятие «традиция» — это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.
Познакомить детей с именами Дедов Морозов в разных странах:
Англия – Санта - Клаус
Италия – БаббоНатале.
добрая фея –БефанаФранция
Во Франции два Деда Мороза:
одного зовут "Дед Январь" –Пер - Ноэль
второго зовут –Шаланд.
Тема: «Новый год шагает по планете»
Цель и задачи: Систематизировать знания детей о праздновании Нового года у нас в стране. Сформировать представления у детей: о новогодних традициях и обычаях в разных странах; о том, как называют и как выглядят Деды Морозы в этих странах.
Интеграция образовательных областей:
Данное занятие относится к образовательной области «Познавательное развитие», интегрируется с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие»:
- Пополнять знания детей о том, как празднуют Новый год в России и других странах.
- Познакомить детей с историей происхождения празднования Нового года в России.
- Формировать интерес к культуре и истории других народов и стран.
- Прививать любовь к национальным праздникам и традициям.
«Речевое развитие»:
- Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- активизировать мышление и речь в ходе решения поисковой проблемы.
- учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;
- продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего;
- учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое;
- активизировать и расширять словарный запас детей,
- воспитывать культуру речевого общения.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Воспитывать интерес к творческой продуктивной деятельности.
- воспитание интереса у учащихся к выполнению творческих работ; закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности
- коррекция мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы учащихся;
- поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие;
развивать наблюдательность, творческое воображение, эстетический вкус и художественные способности.
- учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
- учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать социально-коммуникативные речевые умения (развитие способности вступать в общение и поддерживать его)
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
- расширить представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
«Физическое развитие»:
- создать радостное настроение;
- продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;
- способствовать предупреждению детского утомления.
Возраст детей – подготовительная к школе группа (6 -7лет).
Дополнительное привлечение:
-родители – презентации на тему: -« Празднование Нового года на Руси»
-«Такие разные Деды Морозы»
с целью помочь детям систематизировать знания по данной теме.
ТСО: музыкальное сопровождение -
Ход педагогического мероприятия:
1. Организационный момент.
В-ль: Двор в снегу. Белы дома.
На дворе снежок идет,
Это к нам пришла … (Зима)
Скоро праздник - … (Новый год)
Ребята, приближается праздник – Новый год. Это особенный праздник, всенародный.Почему так говорят?
Дети: Потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете.
В-ль: У каждого народа есть свои обычаи и традиции празднования Нового года.
А когда отмечают праздник - Новый год у нас в стране?
Дети: В ночь с 31 декабря на 1января под бой курантов.
В-ль: Бой курантов извещает о наступлении Нового года.
Сколько раз бьют кремлевские куранты?
Дети: 12 раз.
2. Основная часть.
В-ль: Но не всегда мы так отмечали .Когда Новый год отмечали наши прапрабабушки и прапрадедушки?
Дети: В древности Новый год на Руси встречали весной- 1 марта, когда просыпалась вся природа, и украшали на Новый год истинно русское дерево – березу. Позже был на Руси обычай встречать Новый год 1 сентября. И только во время правления Петра 1 на Руси появилась традиция встречать Новый год – 1 января. Петр 1 повелел ставить в домах ёлку, украшать её пряниками, яблоками, разноцветными лентами и бусами. В этот день в России в городах и деревнях устраивали веселые игры и хороводы.
В-ль: Кто приказал праздновать Новый год в России?
Дети: Петр I
В-ль: Правильно.
Дети: Петр I в честь Нового года приказал украшать елку, всем веселиться и поздравлять друг друга, детей забавлять и на санях катать.
В-ль: Эта традиция сохранилась до нашего времени. Мы обязательно наряжаем елку, загадываем желания, готовим друг другу подарки и поздравления, накрываем праздничный стол, ждем гостей.
-Скажите мне, какого гостя с нетерпением жду все дети?
Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками?
Дети: Дед Мороз.
В-ль: Как он выглядит? (По иллюстрации) .
Дети: Российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной или синей шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой.
В-ль: Прихода Деда Мороза и Снегурочки ждут с нетерпением все дети.
А как мы встречаем Деда Мороза и его внучку Снегурочку?
Проводится подвижная игра «С Новым годом» (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы)
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз!
(Дети стоят лицом в круг, кланяются)
Он из леса мимоходом
Ёлку нам уже принёс
(Идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)
На верхушке выше веток
(Стоят лицом в круг.Поднимают руки, произносят фразу на вдохе)
Загорелись, как всегда,
(Опускают руки, произносят фразу на выдохе)
Самым ярким, жарким светом
(Снова поднимают руки, произносят фразу на выдохе)
Пятикрылая звезда.
( Опускают руки, произносят фразу на выдохе).
В-ль: На чём приезжает Дед Мороз? (ответы детей: на санях и др.) Приезжает и дарит подарки.
А подарки в чём? (в мешке) а потом эти подарки ребята находят? ( под ёлочкой).
В-ль: А как Дед Мороз узнает, какой подарок хочет ребенок на Новый год? Дети: Дети постарше пишут письма, совсем маленькие рисуют рисунки. И отсылают их Деду Морозу.
В-ль: А где живет Дед Мороз?
Дети: Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.
В-ль: Чтобы отослать письмо Деду Морозу нужно знать адрес, поэтому по вашей просьбе я узнала точный адрес, на который мы и отправим ваши письма с пожеланиями в конце нашего занятия.
В-ль: В начале занятия мы с вами говорили, что в разных странах принято по – своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. А как вы думаете, все ли дети нашей планеты получают подарки от Деда Мороза.
В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по – разному и по разному их зовут.
Вы изучаете английский язык и наверняка знаете, как зовут Деда Мороза, который приходит к английским детям. В Англии к детям приходит Дед Мороз, которого называют....Санта Клаусом.
В-ль: Ребята, а как выглядит Санта Клаус?
Дети: Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо длинной шубы красную короткую куртку с мехом, а на ногах тяжелые сапоги или ботинки. И обязательно широкий ремень на шубке. На голове у Санты красная шапочка, как у гнома.
Перед новым годом дети пишут Санта - Клаусу письмо, и он кладет им подарки в специальный чулок, который дети готовят перед праздником и специально вешают перед камином.
***Посмотрите внимательнее на камин, чего здесь не хватает?
- На чём Санта развозит подарки детям? (Он развозит их на санях, запряженных оленем).
В-ль: Ребята посмотрите пожалуйста внимательно на изображения, кто назовет где находится Дед Мороз, а где на картинке Санта Клаус. (ответы детей)
В-ль: правильно. Скажите, раз вы так быстро назвали, наверно они чем то отличаются? (ответы детей)
Действительно, Санта Клаус отличается от нашего Российского Деда Мороза.
Д/и: "Назови отличия"
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о Санте –Клаусе и Деде Морозе , учить называть отличительные особенности каждого.
Дети называют отличия и получают звездочки.
1. Головной убор.
У Деда Мороза – шапка, отороченная мехом.
У Санта-Клауса –колпак с помпончиком.
2. Борода
У Деда Мороза – длинная, до пояса (классическая – до пят) .
У Санта-Клауса – короткая борода лопатой.
3. Верхняя одежда
У деда мороза – тёплая шуба до пят; подпоясанная.
У Санта-Клауса – короткая куртка.
Различие обусловлено разницей климата. В Европе зимой тепло, а на российском севере без шубы (полноценной шубы) замёрзнешь.
Если быть точным - шуба должна быть длинной (обычно красной, расшитой серебром - в виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебединым пухом (или любым белым мехом) .
4. Цвет шубы
У Деда Мороза шуба может быть красная, синяя, и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом) .
У Санта-Клауса– только
5. На руках
У Деда Мороза – тёплые рукавицы.
У Санта-Клауса – лёгкие перчатки.
6. В руках
В руках Дед Мороз держит посох.
У Санта-Клауса – колокольчик.
7. Пояс
У Деда Мороза – белый пояс; либо с оторочкой под цвет шубы.
У Санта-Клауса – ремень с пряжкой.
8. Штаны
У Санта-Клауса – штаны.
У Деда Мороза штаны не видны под шубой.
9. Обувь
У Деда Мороза – белые валенки.
У Санта-Клауса – чёрные сапоги.
Обусловлено разницей климата. Европейские зимы – мягкие, тёплые, в русский мороз лучшая обувь – валенки.
10. На лице
У Санта-Клауса – очки. (Видимо, слабое зрение.)
Дед Мороз – видит хорошо, поэтому никаких очков!
11. Транспортное средство
Классический Дед Мороз передвигается пешком.
Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаус ездит в повозке запряжённой оленями.
12.Появляются.
Санта-Клаус – через каминную трубу.
Дед Мороз- через дверь.
13. Помощники
Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка.
На Санта-Клауса работают эльфы.
14. Снегурочка
Самое главное отличие Деда Мороза от Санта Клауса – его неизменная спутница внучка Снегурочка.
Теперь, ребята вы никогда не спутаете нашего Деда Мороза от иностранного Санта Клауса.
В-ль: Ребята, а кто из вас знает, когда в Англии отмечают Новый год?
Дети: В Англии как и в Росии отмечают Новый год в ночь с 31 декабря на 1января.
В-ль: А в какой еще стране отмечают Новый год в последний день декабря?
Дети: во Франции:
В-ль: Давайте с вами вспомним традиции и обычаи празднования Нового года в этой стране.
1.Новый год во Франции празднуется с 31 декабря на 1 января. Улицы светятся миллионами гирлянд, повсюду стоят наряженные елки, проводятся праздничные ярмарки и лотереи.
2.Во Франции два Деда Мороза: одного зовут "Дед Январь" –Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу.
Пер Ноэль (PereNoel) – приносит хорошим и послушным детям маленькие презенты (подарки и конфеты). В деревянных башмаках и с корзиной подарков он прибывает на ослике и, оставив животное снаружи, проникает через дымоход в дом. По старому обычаю дети выставляют свои башмачки к очагу, чтобы Дед Мороз (PerNoel) положил им ночью награду за хорошее поведение.
3.Второго зовут –Шаланд.
Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный
плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и
ленивых детей.
В-ль: А какие традиции встречи и празднования Нового года во Франции?
1.Стоит заметить, что большинство французов не ставят новогодние ёлки, а украшают дом веточкой омелы, веря что это принесёт удачу в будущем году.
2.Существует во Франции традиция, которую соблюдают во всех уголках Франции: определение бобового короля. Заключается она в том, что на Новый год в каждой семье обязательно пекут пирог, в который прячут боб. Того, кому достается этот боб, и называется бобовым королем. Ему надевают картонную корону. Весь вечер гости подчиняются ему и выполняют его приказы. Таким образом, встреча новогодних праздников превращается в веселую игру.
3.Существует еще одна традиция – дарить апельсин или мандарин. Их хранят и оберегают сколько это возможно. Французы считают, что своей формой он напоминает аншу землю, а его цвет придает радость и хорошее настроение.
В-ль: Вот такие традиции празднования Нового года существуют во Франции. Какая традиция вам больше понравилась?
В-ль: Есть на свете такая страна Италия, когда празднуют Новый год в этой стране?
Дети: празднуется с 31 декабря на 1 января
В-ль:Как зовут итальянского Деда Мороза ?
Дети:
1.Итальянского Деда Мороза зовут - БаббоНатале. Оставив свои сани на крыше, он через дымоход пробирается в дом, где для него приготовлено угощение: сладости и фрукты.
2.А вот новогодние подарки детям приносит добрая фея Бефана. Внешне она похожа на подобревшую Бабу Ягу. Летает она на метле,она тоже проникает через печную трубу и кладет в башмачки подарки. Но игрушки и сладости достаются только послушные детям, а шалуны вместо подарка получают уголек. Правда, уголек этот не обычный, а сладкий – из сахара.
В-ль: А какие традиции встречи и празднования Нового года в Италии ?
1.В Италии сохраняется обычай накануне Нового года выбрасывать из окон старую мебель и ненужные вещи. Считается, что чем больше вещей выбросишь, тем больше богатства принесет Новый год.
2.Другая прекрасная традиция: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все обиды друзьям.
В-ль: Я считаю , что эта замечательная традиция, которая существует во многих странах, в том числе и у нас в России мириться с тем с кем в соре.
Давайте выбросим все обиды
И в новый год без них войдем.
Дети:
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
В-ль: Правильно, ребята, оставайтесь всегда добрыми и дружными, потому что новогоднюю ночь только послушные дети, всегда получат от Деда Мороза подарки!
А вот какой подарок хочет получить ребенок, Дед Мороз узнает из его …письма.
Оформление конверта Дедушке Морозу.
Я знаю, вы уже написали письма, их осталось положить в конверт, подписать его и отправить по адресу:
Официальный почтовый адрес: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза
3.Рефлексия.
В-ль: Сегодня мы с вами рассказывали как празднуют Новый год в России, Англии, во Франции, Италии, вспомнили кто приносит подарки детям в этих странах: Россия- Дед Мороз
Англия – Санта - Клаус
Италия – БаббоНатале.
добрая фея –БефанаФранция
Во Франции два Деда Мороза:
одного зовут "Дед Январь" –Пер - Ноэль
второго зовут –Шаланд.
Чем отличаются Деды морозы от нашего российского Деда Мороза?
Все дети с нетерпением ждут подарков, поэтому пишут письма и ждут подарков от Дедушки Мороза.
Литература:
1."Русский народ. Его обычаи, предания, обряды".-Собранные М.Забылиным -М.; "ЭКСМО", 2003
"Чудо-елка"-книга об истории зимних праздников и о народных традициях.- М.: "Слово/slovo.1997
"Русские традиционные праздники- И.И.Шангина -С-П.;1997
"Энциклопедия обычаев и обрядов""- Л.И.Брудная -С-П.;1996
2.Интернет-ресурсы
http://kladraz.ru/ Конспект занятия : "Новый год шагает по планете"
ped-kopilka.ru/ Конспект НОД по формированию целостной картины мира- "Новый год идет по миру"
http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskiy-ekskurs-istoriya-prazdnovaniya-novogo-goda-475655.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/04/07/puteshestvie-k-santa-klausu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в подготовительной группе Тема: «Дед Мороз шагает по планете»
Данный материал поможет формировать представление у детей старшего дошкольного возраста о новогодних обычаях и традициях народов мира....
Краткосрочный социально-информационный проект для детей подготовительной группы Тема: «Бабушка рядышком с дедушкой»
Расширять представление об истории семьи (ее членах, родственных отношениях). Формировать интерес детей к семейным традициям.Воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения ...
Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы к школе по теме «Я и моё тело».
Актуальность проекта: В настоящие время одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. К сожалению, в нашем обществе здоровый образ жизни не занимает пока первого места. О...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей подготовительной группы. Тема: "Новая книга в подарок малышам".
Цель: Активизация творческих процессов у детей посредством использования нетрадиционных материалов....
"Информационный проект для детей средней группы" Тема: «Маленькие помощники».
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений....
Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы "Волшебный новый год"
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Но знают ли дети о празднике что-то еще, кроме Деда Мороза и подарков?Разобраться в эт...
Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Новый год. Звуки [з], [з\']. Буква З.
Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Новый год. Звуки [з], [з']. Буква З....