Проект. Экологическая тропа. Весна.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В проекте показана зависимость окружающего мира от природных явлений, сезонных измененийв природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.docx | 685.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №1847»
Проект «Экологическая тропа»
ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА
ВЕСНА
Автор проекта: Малахова И.А.
Участники проекта: дети старшей группы
Москва, 2014 г.
План реализации проекта:
Виды деятельности | Сроки | Цель | Форма регистрации результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Прогулка «Деревья» | 1 неделя | Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам | Конспект образовательной деятельности. |
Поделка для дошкольников. «Весеннее дерево». | 2 неделя | Создание творческого продукта изобразительной деятельности | Выставка |
Изобразительная деятельность: рисование Тема: «Дерево весной» | 3 неделя | Создание творческого продукта изобразительной деятельности | Выставка |
Изобразительная деятельность: рисование Тема: «Деревья нашего детского сада» | 4 неделя | Создание творческого продукта изобразительной деятельности | Выставка |
Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Отгадай какое дерево». | В течение месяца | Закрепление знаний о деревьях | Описание игр |
Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Деревья в нашем саду весной»
Цели урока:
- Познакомить детей с весенним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
- Учить распознавать весной деревья по форме кроны, цвету коры, размещение ветвей и почек;
- Рассказать, что растениям хорошо, стимулировать интерес и любознательность в познании окружающей среды;
- Способствовать развитию наблюдательности, воспитанию эстетических чувств, любви к природе родного края.
- Провести тематические занятия.
- Передавать впечатление от беседы в рисунке.
Задачи урока:
- Сравнивать и отличать по внешним признакам деревья (толщине и гибкости веток, цвету и особенностями коры, расположению хвоинок на ветке).
- Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и внимание. Формировать устойчивый интерес к овладению новыми техниками рисования. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
- Закрепить умение охотно вступать в речевое общение, задавать вопросы и отвечать на них.
- Свободно пользоваться простыми предложениями.
Маршрут передвижения детей старшей группы (весной) по экологической тропе.
1. Дерево «Ива». Воспитатель обращает внимание на внешний вид дерева.
Воспитатель: Весенний праздник ивы начинается в марте, дерево одевается в пушистые сережки с густым запахом, напоминающим запах меда. Не более недели продолжается ее цветение, но за это время ива становится царицей леса. Посмотрите: опавшие сережки устлали землю, будто старой слежавшейся ватой, а кое-где повисли на ветвях. Постойте рядом с ивой, послушайте, как суетится вокруг дерева бесчисленное мелкое население, разбуженное весенним теплом, послушайте, как гудит само дерево. Знаете, что это за шум? Это пчелы. Им нет числа, перепачканные пыльцой, они снуют в ветвях.
Воспитатель предлагает детям собрать упавшие сережки, рассмотреть их, понюхать, поискать почечные чешуйки, которые защищают сережку от холода.
Воспитатель: сережка растет, чешуйка-колпачок лопается, сережка опадает, и появляются зрелые семена. Из коры ивы получают дубильный экстракт для выделки кожи; листья, богатые витаминами А и Е, служат кормом для коз и овец; пчелы собирают нектар с цветов дерева-получается замечательный ивовый мед.
Воспитатель обращает внимание на выступающие корни дерева. Ива защищает речные берега от разлива, ее корни удерживают песок и глину. Обращает внимание на гибкость веток - они используются для плетения корзин, мебели. В народе ее ласково называют «ивушка плакучая» за тонкие гибкие спускающиеся ветки.
Дети: читают стихи Л. Судаковой:
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может ей кого-то жалко,
Может ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
После экскурсии (уже в группе) воспитатель обсуждает с детьми приметы весны, загадывает загадки:
«Вода с гор потекла-весну принесла»,
«Весна красна цветами, а осень-пирогами»,
«Тонкая красавица косы распустила, зеленые веточки до земли спустила»
(ива).
2. Дерево «Сосна». Дети рассматривают дерево. Затем воспитатель рассказывает:
Воспитатель: Век обыкновенной сосны-300-500 лет. Растет она и за Полярным кругом, и высоко в горах, и в болоте и на жарком юге. Но вот мириться с задымленным воздухом не может, поэтому в городе ее встретишь редко. Сосна-светолюбивое дерево, самый светлый бор-сосновый (предлагает детям оглянуться, сказать, светло ли в этом месте). Сосну опыляет ветер, разнося пыльцу на многие километры. На востоке ее считают деревом, приносящим счастье; во многих странах она символ долголетия и величия».
Воспитатель загадывает загадку: «Все паны поснимали кафтаны, один пан не снял кафтан (хвойные деревья) .
3. Дерево «Дуб». Дети рассматривают дуб, отмечают его характерные особенности.
Воспитатель: Весной, когда кругом все цветет, дуб еще долго стоит голым. Теплолюбивый дуб ждет, когда наступит устойчивое тепло. Дуб живет очень долго - до 1000 лет. У старых дубов стволы достигают нескольких метров в поперечнике. В толщину дуб растет до самой смерти, а в высоту-100-200 лет. Поэтому дуб у всех вызывает ощущение мощи, надежности, постоянства. Дуб светолюбив: когда света вдоволь, его ветки опускаются до земли.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки, встать вокруг дерева, подойти вплотную к стволу, прижаться к нему, почувствовать его тепло-дерево дает силу тем, кто приходит к нему с добрыми намереньями. Обращает внимание на могучий ствол, ветки, говорит, что древесина используется в судостроении, авиации, как топливо, как лекарственное средство.
4. Дерево «Береза».
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за дерево?
Дети: береза.
Воспитатель: Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена).
Воспитатель: А вы ребята знаете как березу использовали в древности? (ответ детей)
Воспитатель: Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянных игрушек, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов. Нынче березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.
Воспитатель: Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол)
Воспитатель: Когда набухают на березе почки? (как только сойдет снег)
Воспитатель: Что появляется весной из надломленной веточки березы? (сок)
Воспитатель: В каком состоянии находятся деревья весной? (Они пробуждаются.)
Народные приметы.
Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам.
Если весной из березы течет много сока, лета бывает дождливым.
Дети: читают стихи Л. Судаковой:
Тонкая береза ростом невеличка.
Словно у подростка у нее косичка.
Деревце на славу за год подросло,
До чего кудряво, до чего бело!
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу.
В речку как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Воспитатель обращает внимание детей на сок, струящийся из нечаянно сломанной веточки, объясняет, что ни в коем случае нельзя делать зарубки для получения сока, дерево долго болеет и может даже погибнуть. Детям предлагается отгадать загадку:
«Меня вы узнаете по простой примете: нет дерева белее на белом свете»
(береза)
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь ... (березку)!
Воспитатель читает стихотворение Р. Рождественского «Березка»:
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Воспитатель: в России березу издавна считают символом страны, ее воспевают в песнях, о ней слагают стихи, сочиняют сказки, придают ей живой образ. Любят ее за красивый стан, прямой ствол, чистоту и свежесть. Береза дает чудесный сок, из бересты делают туески, из почек-лекарство.
5. Дерево «Липа»
А следующая остановка указывает нам еще на одно дерево. Подойдем поближе к нему.
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Липа.
Воспитатель: Правильно, липу еще называют «сладкое дерево». Как вы думаете, почему?
Загадка:
Летом знойным зацветет-
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Желтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал?
(Липа.)
Воспитатель проводит с детьми физминутку, после этого дети возвращаются в детский сад.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Рисование.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы узнали, что весна?
Дети: Солнце светит ярче, на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется зеленая травка, на деревьях появляются зеленые листья.
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
А на веточках березы –
Сколько носиков зеленых.
Воспитатель: А кто мне скажет, как называется это дерево? (Воспитатель показывает картину с березой).
Это - береза. Повторите за мной, береза. (Дети повторяют).
Давайте мы с вами нарисуем березу весной.
Посмотрите на ствол березы. Какой он? Какого он цвета? Белый. Недаром говорят: Белые березки, темные полоски! Кора у березы гладкая. Ее называют берестой.
Весной на березах появляются украшения. Какие? Сережки — это собранные вместе цветочки на мягкой свисающей ножке. Давайте и мы нарисуем на березках сережки желтой гуашью, редкими тычками тонкой кистью. Анализ: дети давайте полюбуемся красавицами березками.
РИСУНКИ ДЕТЕЙ
ЗАГАДКИ
Русская красавица | Белоствольные красавицы |
Берёзы | |
Клейкие почки, | Его весной и летом |
Берёза | Дерево |
Не загадка это даже, | В этот гладкий коробок |
Дуб | Желудь |
Что же это за девица: | Кудри в речку опустила |
Елка
| Ива |
Есть у родственницы елки | |
С моего цветка берет | Лиственница |
Липа | |
Есть у родственницы елки | Все в покое, замер ветер |
Лиственница | Осины |
Очень густо он растет, | Малы и неказисты |
Орешник | Рябина |
Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ... Сосна | |
ИГРЫ
Игра «Если бы я был деревом...». Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток на занятиях, уроках, на прогулке, во время экскурсий. Ребята уже знают особенности своего растения. Деревья бывают высокими и низкими, тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая крона, у других — ветви опущены или приподняты.
Первый вариант игры. Предложите участникам проекта изобразить своих новых друзей.
В одном из заданий подготовительного этапа уже указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.
Второй вариант: представители одной группы (или один ребенок) изображают свое дерево, а остальные отгадывают его название. В этом случае дети пытаются отразить характеристики растения определенного вида.
Третий вариант: предложите ребятам представить, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить их дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, медленно или быстро. Пусть участники игры объяснят свои движения. (Как правило, в своих пояснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения.)
Игра «Дерево — это...» развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево в жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это...» (варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это...» (его жилище, место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это...» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это...» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть...). «Дерево для мебельщика — это...» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это...» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» (чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдали, работая по проекту.
Игра «Что будет, если...». Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разделите ребят на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД во второй младшей группе "Экологическая тропа весной."
НОД для второй младшей группы...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»
Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...
Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»
расширять представления детей о сезонных изменениях в природе...
Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»
Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. ...
Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....