Проект. Экологическая тропа. Весна.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Малахова Ирина Александровна

В проекте показана зависимость  окружающего мира от природных явлений, сезонных измененийв природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx685.82 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1847»

Проект «Экологическая тропа»

ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА

ВЕСНА

http://logo-raduga.ru/wp-content/uploads/4129.jpg

              Автор проекта: Малахова И.А.

Участники проекта: дети старшей группы

                                              Москва, 2014 г.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Цель

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

Прогулка «Деревья»

1 неделя

Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам

Конспект образовательной деятельности.

Поделка для дошкольников. «Весеннее дерево».

2 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

Изобразительная деятельность: рисование

Тема: «Дерево весной»

3 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

Изобразительная деятельность: рисование

Тема: «Деревья нашего детского сада»

4 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

Подвижные игры:

«Кто больше соберет»,  «Отгадай какое дерево».

В течение месяца

Закрепление знаний о деревьях

Описание игр

Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Деревья в нашем саду весной»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с весенним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
  2. Учить распознавать весной деревья по форме кроны, цвету коры, размещение ветвей и почек;
  3. Рассказать, что растениям хорошо, стимулировать интерес и любознательность в познании окружающей среды;
  4. Способствовать развитию наблюдательности, воспитанию эстетических чувств, любви к природе родного края.
  5. Провести тематические занятия.
  6. Передавать впечатление от беседы в рисунке.

Задачи урока:

  1. Сравнивать и отличать по внешним признакам деревья (толщине и гибкости веток, цвету и особенностями коры, расположению хвоинок на ветке).
  2. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и внимание. Формировать устойчивый интерес к овладению новыми техниками  рисования. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
  3. Закрепить умение охотно вступать в речевое общение, задавать вопросы и отвечать на них.
  4. Свободно пользоваться простыми предложениями.

Маршрут передвижения детей старшей группы (весной) по экологической тропе.

1. Дерево «Ива». Воспитатель обращает внимание на внешний вид дерева.

Воспитатель: Весенний праздник ивы начинается в марте, дерево одевается в пушистые сережки с густым запахом, напоминающим запах меда. Не более недели продолжается ее цветение, но за это время ива становится царицей леса. Посмотрите: опавшие сережки устлали землю, будто старой слежавшейся ватой, а кое-где повисли на ветвях. Постойте рядом с ивой, послушайте, как суетится вокруг дерева бесчисленное мелкое население, разбуженное весенним теплом, послушайте, как гудит само дерево. Знаете, что это за шум? Это пчелы. Им нет числа, перепачканные пыльцой, они снуют в ветвях.

Воспитатель предлагает детям собрать упавшие сережки, рассмотреть их, понюхать, поискать почечные чешуйки, которые защищают сережку от холода.

Воспитатель:  сережка растет, чешуйка-колпачок лопается, сережка опадает, и появляются зрелые семена. Из коры ивы получают дубильный экстракт для выделки кожи; листья, богатые витаминами А и Е, служат кормом для коз и овец; пчелы собирают нектар с цветов дерева-получается замечательный ивовый мед.

Воспитатель обращает внимание на выступающие корни дерева. Ива защищает речные берега от разлива, ее корни удерживают песок и глину. Обращает внимание на гибкость веток - они используются для плетения корзин, мебели. В народе ее ласково называют «ивушка плакучая» за тонкие гибкие спускающиеся ветки.

Дети: читают стихи Л. Судаковой:

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может ей кого-то жалко,

Может ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может ива хочет пить?

Может нам пойти спросить?

После экскурсии (уже в группе) воспитатель обсуждает с детьми приметы весны, загадывает загадки:

«Вода с гор потекла-весну принесла»,

«Весна красна цветами, а осень-пирогами»,

«Тонкая красавица косы распустила, зеленые веточки до земли спустила»

(ива).

2. Дерево «Сосна». Дети рассматривают дерево. Затем воспитатель рассказывает:

Воспитатель: Век обыкновенной сосны-300-500 лет. Растет она и за Полярным кругом, и высоко в горах, и в болоте и на жарком юге. Но вот мириться с задымленным воздухом не может, поэтому в городе ее встретишь редко. Сосна-светолюбивое дерево, самый светлый бор-сосновый (предлагает детям оглянуться, сказать, светло ли в этом месте). Сосну опыляет ветер, разнося пыльцу на многие километры. На востоке ее считают деревом, приносящим счастье; во многих странах она символ долголетия и величия».

Воспитатель загадывает загадку: «Все паны поснимали кафтаны, один пан не снял кафтан (хвойные деревья) .

3. Дерево «Дуб». Дети рассматривают дуб, отмечают его характерные особенности.

Воспитатель: Весной, когда кругом все цветет, дуб еще долго стоит голым. Теплолюбивый дуб ждет, когда наступит устойчивое тепло. Дуб живет очень долго - до 1000 лет. У старых дубов стволы достигают нескольких метров в поперечнике. В толщину дуб растет до самой смерти, а в высоту-100-200 лет. Поэтому дуб у всех вызывает ощущение мощи, надежности, постоянства. Дуб светолюбив: когда света вдоволь, его ветки опускаются до земли.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки, встать вокруг дерева, подойти вплотную к стволу, прижаться к нему, почувствовать его тепло-дерево дает силу тем, кто приходит к нему с добрыми намереньями. Обращает внимание на могучий ствол, ветки, говорит, что древесина используется в судостроении, авиации, как топливо, как лекарственное средство.

4. Дерево «Береза».

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за дерево?

Дети: береза.

Воспитатель: Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с  чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена).

Воспитатель: А вы ребята знаете как березу использовали в древности? (ответ детей)

Воспитатель: Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянных игрушек, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов. Нынче березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев березы изготавливают  желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.

Воспитатель: Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол)

Воспитатель: Когда набухают на березе  почки? (как только сойдет снег)

Воспитатель: Что появляется весной   из надломленной   веточки березы? (сок)

Воспитатель: В каком состоянии находятся деревья весной? (Они пробуждаются.)

Народные приметы.

Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам.

Если весной из березы течет много сока, лета бывает дождливым.

Дети: читают стихи Л. Судаковой:

Тонкая береза ростом невеличка.

Словно у подростка у нее косичка.

Деревце на славу за год подросло,

До чего кудряво, до чего бело!

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу.

В речку как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Воспитатель обращает внимание детей на сок, струящийся из нечаянно сломанной веточки, объясняет, что ни в коем случае нельзя делать зарубки для получения сока, дерево долго болеет и может даже погибнуть. Детям предлагается отгадать загадку:

«Меня вы узнаете по простой примете: нет дерева белее на белом свете»

(береза)

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь ... (березку)!

Воспитатель читает стихотворение Р. Рождественского «Березка»:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Воспитатель: в России березу издавна считают символом страны, ее воспевают в песнях, о ней слагают стихи, сочиняют сказки, придают ей живой образ. Любят ее за красивый стан, прямой ствол, чистоту и свежесть. Береза дает чудесный сок, из бересты делают туески, из почек-лекарство.

5. Дерево «Липа»

А следующая остановка указывает нам еще на одно дерево. Подойдем поближе к нему.

Воспитатель: Как называется это дерево?

Дети: Липа.

Воспитатель: Правильно, липу еще называют «сладкое дерево». Как вы думаете, почему?

Загадка:

Летом знойным зацветет-

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Желтые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто-то дерево узнал?

(Липа.)

Воспитатель проводит с детьми физминутку, после этого дети возвращаются в детский сад.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.          (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                             (руки вверх, помахать ими).

Рисование.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Как вы узнали, что весна?

Дети: Солнце светит ярче, на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется зеленая травка, на деревьях появляются зеленые листья.

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

А на веточках березы –

Сколько носиков зеленых.

Воспитатель: А кто мне скажет, как называется это дерево? (Воспитатель показывает картину с березой).

Это - береза. Повторите за мной, береза. (Дети повторяют).

Давайте мы с вами нарисуем березу весной.

Посмотрите на ствол березы. Какой он? Какого он цвета? Белый. Недаром говорят: Белые березки, темные полоски! Кора у березы гладкая. Ее называют берестой.

Весной на березах появляются украшения. Какие? Сережки — это собранные вместе цветочки на мягкой свисающей ножке. Давайте и мы нарисуем на березках сережки желтой гуашью, редкими тычками тонкой кистью. Анализ: дети давайте полюбуемся красавицами березками.

                                       РИСУНКИ ДЕТЕЙ

Выставка детских рисунков к 8 Марта - 2012

Конкурс детских рисунков "Русский фольклор". Детский портал "Солнышко".

Как нарисовать березываю рощу Сайт о рисовании

ЗАГАДКИ

Русская красавица                                        
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

Берёзы

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Берёза

Дерево

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.

Дуб

Желудь

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.

Елка

 

Ива

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

Лиственница

Липа

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.

Лиственница

Осины

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

Орешник

Рябина

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ...

Сосна

ИГРЫ

Игра «Если бы я был деревом...». Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток на занятиях, уроках, на прогулке, во время экскурсий. Ребята уже знают особенности своего растения. Деревья бывают высокими и низкими, тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая крона, у других — ветви опущены или приподняты.

Первый вариант игры. Предложите участникам проекта изобразить своих новых друзей.

В одном из заданий подготовительного этапа уже указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

Второй вариант: представители одной группы (или один ребенок) изображают свое дерево, а остальные отгадывают его название. В этом случае дети пытаются отразить характеристики растения определенного вида.

Третий вариант: предложите ребятам представить, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить их дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, медленно или быстро. Пусть участники игры объяснят свои движения. (Как правило, в своих пояснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения.)

Игра «Дерево — это...» развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево в жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это...» (варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это...» (его жилище, место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это...» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это...» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть...). «Дерево для мебельщика — это...» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это...» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» (чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдали, работая по проекту.

Игра «Что будет, если...». Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разделите ребят на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

расширять представления детей о сезонных изменениях в природе...

Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»

Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.  ...

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....