Начало экологической культуры.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Рекомендации по работе с детьми в экологическом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nachal_ekologicheskoy_kultury_doshkolnika.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:


Начало  экологической культуры дошкольника.

В  наши дни, когда вся природа пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.

 И начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу .Летом дети много времени проводят на участке, что позволяет воспитателю организовывать различные мероприятия ,которые позволят расширить знания и представления о природе

Многие  педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство или со стороны педагога. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.Для активации стремления детей к наблюдениям используются вопросы проблемного характера, игровые приемы, опытнические ситуации. Время от времени в гости к детям могут приходить их любимые персонажи- Красная Шапочка ,Айболит ,Чиполлино. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: Айболит заботится о здоровье, Чиполлино интересуется грядками, Красная Шапочка рассказывает о том ,что видела в лесу.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

 1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

В своей работе выделяем следующие КОМПОНЕНТЫ:

 а) формирование начал экологических знаний и умений;

 б) развитие экологического мышления;

 в) становление начал целостной ориентации в мире;

 г) воспитание начал экологически оправданного поведения.

Формирование экологической культуры младших дошкольников связываем прежде всего с  растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

 На подготовительном этапе работы выявляем условия, созданные в детском саду для экологического воспитания, и работаем по созданию экологической предметно-развивающей среды в группе и ближайшем окружении. При этом руководствуемся следующими основными критериями: соответствие объектов возрасту детей, безопасность для жизни и здоровья, неприхотливость в плане содержания и ухода.

 На одном из первых этапов работы выявляем уровень сформированности основ экологической культуры. Система мониторинга позволяем провести анализ экологических представлений дошкольников и спланировать дальнейшие этапы работы.

Планирование ведется в нескольких направлениях:

а) воспитатель – дети;

 б) воспитатель - родители - дети;

 в) воспитатель - специалисты детсада.

 Возможны как фронтальная, индивидуальная, так и Непосредственно Образовательная Деятельность. Для более успешного усвоения материала используем различные формы проведения НОД:

 а) первично-ознакомительная;

 б) обобщающая;

 в) интегрированная.

 В практику работы ДОУ вошли такие формы работы как проектная деятельность - «Родной свой край люби и знай», акция - «Друзья природы» (озеленение цветников),

Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у младших дошкольников, отдаем предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Используем словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы).

 В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра. В своей работе используем дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?».

 Предметные игры. Например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и др.

 Словесные игры. Это игры типа «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и др.

 Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

 Игры-путешествия. Например, «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.

Строительные игры с природным материалом.

Детей младшего дошкольного возраста учим наблюдать, анализировать и делать выводы об окружающем мире. Также используем элементарную предметную деятельность для поиска ответов на вопросы, например: можно ли взять в руки воду? А камень? Опытным путем дети могут усваивать свойства объектов и явлений природы (игра с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок - вода), связи, возникающие между предметами и явлениями (сухой песок не лепится, мокрый лепится). У детей стали ярче проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем, почему, где? Мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее, их ответы всё более развернутые.

 Дети получают большой объем знаний. У малышей формируются элементарные представления о некоторых растениях и животных родного края, отличительных особенностях их внешнего вида, ярко выраженных характерных признаках. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека, дети учатся правильно общаться с ними, заботиться о них. У младших дошкольников расширяются представления об обитателях живого уголка, появляется желание ухаживать за ними. Активно формируется интерес к явлениям живой и неживой природы. Дети научились принимать посильное участие в охране окружающей природы, быть внимательными к людям и бережно относиться к растениям и животным, устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

 Работая с детьми младшего возраста по формированию экологической культуры, мы опираемся на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, широко используем простейшее экспериментирование, элементы моделирования, решение простейших ситуаций, коллекционирование, разнообразные игровые, словесные и наглядные методы. Это позволяет нам построить систему по формированию экологической культуры у младших дошкольников и добиться определенных результатов в своей работе.

Я стараюсь научить своих воспитанников видеть и понимать чудесную красоту природы, бережно относиться к живому.
Стремлюсь сделать воспитательно-образовательную работу интересной и привлекательной для детей, для этого подбираю красочный материал, загадки, стихи, пальчиковую гимнастику к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве.

Это статья об экологическом воспитании и его теоретических основах....

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Использование пейзажной живописи в формировании начал экологической культуры"

В своей работе я постаралась объединить два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительная деятельность и экологическое воспитание, взяв из одного  - пейзажную живопись, а из ...

Формирование начал экологической культуры.Конспект занятия в средней группе.

Дать детям первоначальное представление о том, что в лесу живут разные животные, что лес дает им  не только кров, но и пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида....

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Формирование начал экологической культуры.

экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста...