КТО Я? ОБРАЗ СЕБЯ. ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ СХОЖЕСТИ С ПРИРОДОЙ.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Помочь ребёнку в формировании представлений об окружающем мире, почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, что это значит для него самого. Об окружающих его людях, о самоприятии его себя как части живой природы, гуманного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КТО Я? ОБРАЗ СЕБЯ.
ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ СХОЖЕСТИ С ПРИРОДОЙ.
Проскурина Надежда Георгиевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №58
г.Иркутск
В настоящее время во всём мире активно развивается такое направление в образовании, которое направлено на воспитание человека с новым мышлением, которое позволит гармонизировать развитие человеческой цивилизации с возможностями биосферы.
Образование в интересах устойчивого развития отличается от традиционного большой многогранностью, направленностью в будущее: необходимо развитие прогностического мышления, умения предвидеть последствия тех или иных поступков. Необходимо готовить детей к жизни в будущем мире, который непременно будет другим, но каким именно можно только предположить.
Утрачивание духовности – примета начала XIX века. Этот процесс активизировался в XX веке. XXI век – век прямой угрозы духовной безопасности человечества.
По мнению современных философов, культурологов, психотерапевтов, психологов, педагогов, потеря духовных начал привела к тому, что тело и дух человека перестают взаимодействовать. Более того, не дух, а тело становится организующим началом. Человек теряет свою цельность – единство биосоциального, культурно-национального, духовно-нравственных начал. Глобальная проблема – утрата человеком духовности, породила целый ряд конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательно-воспитательному процессу.
В этой связи самая «большая» проблема образовательной практики – проблема пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого потенциала личности ребёнка.
В ходе экспресс-опроса родителей детей старшего дошкольного возраста. Каким вы хотите видеть своего ребёнка в будущем? Ответы были разные, но преобладало желание родителей видеть своих детей здоровыми, умными, обеспеченными.
Чуть меньше родители добавили «добрым» и «отзывчивым». Часто отвечали «счастливым» вкладывая в это объемное понятие, всё лучшее, что можно пожелать любимому человеку…
В этом процессе Человека «счастливым, умным, добрым…» во многом зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, как найдёт свое место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации.
Вхождение ребёнка в человеческий мир это непрерывная цепочка открытий для себя. Причём буквально с его появления на свет. Результат «Открытия для себя» - не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых форм, способов деятельности, знаний и умений.
Довольно часто неосознаваемое самим «открывателем». О том же сказано и у Л.С. Выгодского, который связывал творчество с созданием новых форм поведения: «… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание», отмечал выдающийся психолог, - «является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему-то новому». Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причины следственной связи между явлениями и фактами. Иногда их умозаключения верны, а иногда ошибочны. Как говорил психолог Д.Б. Элконин, - дети «создают» собственную картину мира. Присущая им особенность – устанавливать связи в зависимости – важное приобретение детства, существенный этап в интеллектуальном развитии.
Дошкольная пора – это универсализация образования. Сегодня для науки и практики бесспорно, наибольших результатов удается достигнуть, если сам ребёнок активен в процессе своего становления. Он должен обладать определёнными волевыми способностями. Речь о таких способностях, которые суть устремленность; Я способен, я могу и я хочу. Наша задача в том, чтобы создать поле «Я могу», которое уже несёт в себе идею перехода «я хочу»; «Я способен» в сознании ребёнка присутствует огромное множество как бы врождённых идей, и они – наготове, они внутренне включены… (В.Петровский).
Опора на то, что в ребёнке уже есть. Важно, чтобы как можно раньше ребёнок ощутил себя человеком со всеми присущими ему достоинствами и возможностями. Личность развивается в четырёх мирах: Природа, Культура (материальная и духовная), Другие, Я сам…
Мною были определены следующие цели: помочь ребёнку в формировании представлений об окружающем мире, почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, что это значит для него самого. Об окружающих его людях. О само приятии себя как части живой природы. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя, как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выгодского сплава «интеллекта» и «аффекта». Введение в систему представлений об окружающем мире элементарных знаний о своём организме, подведение детей к пониманию общих для всех живых существ свойств и качеств имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и тому подобное), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношения к природе и тому подобное).
Крик новорождённого возвещающего о своём появлении на свет «Смотрите! Я здесь!» - является его первым аффективным соприкосновением с окружением. Образ моего социального «Я» т.е «Я» в сравнении с другими.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Работая над этой темой, поставила следующие задачи:
1. Сформировать общее представление об уникальном создании природы – человеке, осознание себя как части живой природы.
2. Перевода сопереживания сочувствия содействие.
3. Укреплять веру в свои силы и возможности.
4. Утверждать в сердцах детей доброжелательность, отзывчивость, сдержанность.
В своей работе использую следующий алгоритм:
Что такое природа?
- Живая природа 2.Неживая природа
Растения, животные, человек Явления природы, солнце, горы и т.д.
Человек. Отличие от других живых существ.
- Есть тело 2. Душа Я 3. Фамилия, Имя 4.Он умеет и может
При знакомстве детей со своим физическим «Я» предлагаю детям тест – рисунок «Что находится внутри меня» - это помогает выявить детские представления о строении тела человека. Следующим этапом работы является накопление знаний о самом себе («Путешествие в Глазарию», «Носарию», «Самая большая улитка в мире», «Из чего мы сделаны»).Когда у детей сложились определенные представления о теле человека проводится занятие – рассуждение «Что едят мысли?», где дети учатся различать два мира: мир физический – тело, мир психики – духа. Затем рисуют «Моё Я», «Мои Мыли».Дети находят общее сходство человека с живой природой и их различия.
В работе с детьми использую системный оператор по Альтшуллеру, это даёт возможность поиска проблем ы, цепочки вопросов :Как? Откуда? Зачем? Откуда?.Опираясь на эту схему, ребёнок рассказывает о себе, о своём прошлом и будущем.
Формирование знаний у детей с помощью системного оператора
Тема «Кто Я?», «Откуда я взялся?»
Где я появился на свет? | Мой дом, улица, микрорайон, город | Какая профессия самая важная? (о маме и папе) |
Как Я появился на свет? (что рассказывают мама и папа ,бабушка, дедушка и др.) | Кто Я? | Моё будущее(моя профессия, моя семья, друзья и др.) |
Каким Я был раньше? (все 9 месяцев) | Что во мне? «Человек –оркестр» | Представить в другой роли или жителем другой страны, планеты сказочным героем. |
С помощью системного оператора дети учатся мыслить свободно и смело, активизируется внимание, мышление, учатся прослеживать логические связи и многофункциональность.
Особый интерес у детей вызывает происхождение имён и фамилий. Имя – личное название человека, даваемое при рождении. Собственное имя. Его имя. Имя человека одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей. В сознании ребёнка оно слито с конкретным человеком, так, как является его определяющей и важнейшей частью. При ознакомлении детей с происхождением фамилии, имени, особенно имени заменителе они проявляют особый интерес именно к своему имени. Зачастую родители называют ласково – солнышко, зайчик и очень редко называют своего ребенка по имени. Произнесённое ласково их имя вызывает только положительные эмоции. Используя особое отношения детей к своему имени, привела серию упражнений; «Волшебный стул», ребёнок садится на стул, а все дети по очереди называют его ласково Вовочка, Вовчик, Вовунчик и т.д. Все ласковые имена записывают в альбом, затем зачитываются ребёнку.
Игра «Имя шепчут волны» - как вас ласково зовут волны, ветер, дождь, а может и Баба Яга, проводится серия различных упражнений – «рисуем имя», «цветок имя». Игра-упражнение «обратись по имени». Зачитывается детям рассказ Олега Кургузова «Неудобное имя» и т.д.
Такие игры-упражнения помогают приобщить детей к самонаблюдению, самосознанию и осознанию своего имени, что укрепляет в детях веру в свои силы и возможности. Утверждает в детях доброжелательность, отзывчивость, доверительное отношение к взрослым.
В результате такой работы происходит формирование системы представлений об окружающем и материальном мире, обобщаются знания природоведческого и природоохранного характера, идёт формирование основ планетарного, экологического сознания. Формируется элементарное представление о строении функций органов и систем организма человека. Дети начинают осознавать себя как часть природного мира, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать свою поисково-исследовательскую деятельность, моделировать.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог. (Система работы в подготовительной к школе группе детского сада). – М.: «Мозаика-Синтез», 2010.
- Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991.
- «МЫ» Программа экологического образования детей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке (в истории и культуре). Методическое пособие для ДОУ. – М., 2005.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. – М.: «школьная пресса», 2004.
- «Человек и мир» в подготовительном классе. – Минск: ООО «Юнипресс», 2002.
- Козлова С.А. Приобщение ребёнка к социальному миру.- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по
Я работаю с детьми в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...
Перспективный план мероприятий психологической лаборатории «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»
Мной представлен перспективный план работы психологической лаборатории, включающий в себя мероприятия, направленные на осознание себя в сфере профессиональной деятельности....
ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ. (мини-тренинг для педагогов дошкольных заведений) Подготовила: Бондаренко Т. А.
продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации воспитателя к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогическ...
Мини-тренинг для педагогов "ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ"
Данный материал предназначен педагогам-психологам ДОУ для демонстрации эффективности метода интерактивного взаимодействия педагогов, который способствует мотивации педагога к самосовершенствованию в р...
«Осознание себя и своей деятельности как путь к профессиональному росту» Тренинговое занятие для педагогов
Тренинговое занятие для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного п...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...