Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ищук Людмила Николаевна

Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)

Задачи:


Образовательные:
— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

Развивающие: 
— развивать познавательную активность,- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания
— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать
— развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников
Развивать фантазию и воображение.

Методы и приёмы: практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент. , вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные ,словесные.

Материал и оборудование: бассейн с водой, одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар , соль, лимон, камешки, салфетки, презентация «кому нужна вода», запись музыки. «журчание воды», гром, капли дождя, звук льющейся воды, картинки с изображением воды в природе, капельки из бумаги по количеству детей, тучки, емкости разной формы.

Предварительная работа: беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки»,чтение художественной ,чтение экологической сказки «путешествие Капитошки» ,стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

 

Ход НОД:

 Воспитатель: Ребята, утром, когда я поливала наши цветочки в уголке природы, обнаружила спящую гостью. Хотите на нее посмотреть? (Да)

Воспитатель с детьми подходят к центру активности «Природа». На листочке цветка лежит вырезанная из бумаги капелька воды.

Воспитатель: Дети, кто это? (дети – «Капелька»).

Воспитатель: И она уже не спит, а наблюдает за нами. Давайте поздороваемся с ней.

Дети приветствуют «Капельку.

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капелька?

Капелька шепчет воспитателю, что она пришла в гости к детям для того, чтобы позвать их в путешествие.

Воспитатель: Ребята, Капелька, приглашает нас всех в путешествие. Посмотрите на капельку, она какая (маленькая, а мы – какие? (большие). Что же делать?

Дети: нужно стать такими же, как Капелька, - маленькими.

Воспитатель вместе с детьми произносит считалку-превращение:

Раз, два, три… стали капельками мы.

- Что за капельки вокруг, в группе появились вдруг? Значит сегодня мы с вами будем знакомиться со свойствами воды.

-А вы водичку любите? Подумайте и скажите, для чего нужна вода? Как она помогает людям. (Пьем, моем руки, купаемся, поливаем растения, и т.д.) Воспитатель: Дети, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

 Задание : «Определить , где находиться вода в группе и приклеить капельку » (дети берут капельки, вырезанные по  трафарету , отмечают, где в группе расходуется вода : кран, батареи, цветы, чайник и тд.).

-А сейчас, дети, я приглашаю вас в путешествие. Мы отправимся в нашу лабораторию. Воспитатель: Итак, отправляемся с Капелькой в путешествие.

-Скажите, что такое лаборатория и для чего она нужна?

(Ответы детей: лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и эксперименты).

- Сегодня мы с вами тоже станем учеными и будем проводить опыты с водой, еще больше узнаем о свойствах воды. Но для того чтобы попасть в лабораторию нам нужно выполнить задания которые нам приготовили, нам нужно рассказать где в природе и в каком виде встречается вода? (можно предложить выбрать нужные картинки: туман, снег, облака, дождь).

- Скажите, пожалуйста, а что же умеет делать вода?

(Дети подбирают глаголы – бежит, журчит, льется, течет, стоит, бурлит, капает, бушует)

-Вы все правильно сказали. Молодцы ребята!

 

Воспитатель: Молодцы ребята все правильно сказали и теперь мы сможем открыть первую дверь нашей лаборатории провести 1 опыт с водой.

 

Опыт№1:

 

-На столе миска с водой, пустые стаканчики. Перед детьми емкости, разные по форме. Нужно аккуратно набрать стаканчиком воду и перелить её в свою пустую форму. Льется вода? Почему?

 (из проведенного опыта узнают о свойстве воды, как жидкости. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливают: квадратный бассейн, круглая чашка, плоское блюдце, ракушка и т.д.).

 

Вывод:

 Вода-это жидкость. Она течет, льется.

- Но вода не всегда бывает жидкой. Дети, закройте, пожалуйста, глаза (По руке каждого ребенка проводится кусочком льда).

- Что вы почувствовали? (Холод).

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (Чем-то мокрым, холодным, льдом).

 -Возьмите по кусочку льда, какой он на ощупь? (твердый, ледяной, холодный). Капелька, собери лёд в ведро и давайте поставим его рядом с батареей, понаблюдаем, что с ним будет произойдет?  Теперь возьмите салфеточки и протрите руки.

 

Вывод:

Лед начинает таять, превращаться в воду.

Воспитатель проводит опыт по выпариванию воды с холодным зеркалом, которое подносит к носику кипящего чайника.

 

Вывод:

 при нагревании вода превращается в пар.

Воспитатель: Ну вот, наши капельки испарились и превратились в пар. А хотите, дети, поиграть в игру «Капельки и тучка»?

 

 

Физкультурная минутка

 

Воспитатель делает предварительно на полу круг, который будет обозначает облако. Все дети – капельки в облаке. Воспитатель включает музыку и командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики 

 

На полу обручи -это тучки. Все дети – капельки, объединенные в небольшие группы, живущие в своей тучке. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Один обруч убирается. Как только музыка замолкает, каждая группа «капелек» занимает свою «тучку». «Капельки», которым не хватило их «Тучки» - испарилась. 

 

Воспитатель: Тогда нам нужно открыть вторую дверь, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.

 

Д/И «Кому нужна вода?» Дети выполняют задание и попадают во вторую лабораторию.

 

Опыт №2:

Воспитатель:

А сейчас вы станете настоящими маленькими волшебниками. Перед вами  краски, кисти, стаканчики . Воспитатель, показывает «фокус» с окрашиванием воды, предлагает детям попробовать это сделать самостоятельно.

 

Вывод:

вода бесцветна, но она окрашивается в разные цвета с помощью разных красителей.

 

Пальчиковая гимнастика:

Мы ладошки в воду опускаем

И в воде немного отдыхаем

(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)

Кулачки сжимаем, разжимаем

Воду пальчиками мы хватаем

(Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)

Большой пальчик и мизинчик тоже

(Сжимать поочерёдно то большие пальцы, то мизинцы)

Волны сделать пальчик нам поможет

(Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)

В море буря!

В море шторм!

Кто живёт на дне морском?

(Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)

Вот ползёт огромный краб

(Опустить ладони в воду, растопырить пальцы, медленно предвигаться по дну таза)

Он коньку морскому рад,

(Опустить ладони в воду, соединить указательные и средние пальцы и немного их согнуть)

Мимо рыбка проплывала

(Опустить руки в воду, соединить ладони, показать движения плывущей рыбки)

И медузу увидала,

(Погрузить растопыренные пальцы в воду и немного ими подвигать)

Море их родимый дом!

Хорошо живётся в нём!

(Легко похлопать ладонями по воде)

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Отправляемся в 3 лабораторию.

 

Задание: Состав числа. Игра «Подбери тучке ее капельку»

После выполнения задания дети попадают в третью лабораторию.

 

Опыт 3:

 Дети определяют есть ли запах у воды?

Это можно легко проверить. Возьмите стакан с водой и понюхайте.

 Воспитатель: чувствуете ли вы какой-нибудь запах? (нет)

- А давайте добавим   в воду несколько капелек апельсина и лимона, посмотрим, изменился ли запах или нет.

- Какой запах вы почувствовали? (дети пробуют, нюхают, отвечают на вопросы, определяют, что это запах апельсина, лимона).

 

Вывод:

У воды запаха нет, но она может приобретать запах другого вещества.

 

Опыт № 5:

 Вода – растворитель

-Итак, мы выяснили, что вода не имеет запаха. А имеет ли вкус?

(воспитатель предлагает детям   размешать в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.)

- Что изменилось, дети. У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

 

Вывод:

вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воде?

1. Прозрачна, бесцветна, жидкая (нарисована вода в прозрачном стакане,  течет с крана)

2.Не имеет формы (нарисованы разные формы с водой)

3.Окрашивается(краски)

4. Растворитель (сахар, соль)

5.Не имеет запаха, вкуса (апельсин, лимон)

 

-Вот и  побывали мы в большом мире - мире воды.

Капелька:

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Просто  волшебница – чудо вода.

- Берегите ее, дети!

(Капелька прощается, уходит. Дети помогают воспитателю убрать в лаборатории)

Воспитатель: Капельке так понравилось с вами путешествовать, экспериментировать, играть, что она решила остаться у нас в группе. Вы согласны? (Да).

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"

В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя  проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, приро...

Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие капельки"

Цель: Уточнить представление детей о значении воды для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.Задачи: 1.     Познакомить детей со свойствами воды...

Методическая разработка КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествиие с Капелькой" предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Целью является закрепление представлений детей о том, для чего челове...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...

. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...