Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)
Задачи:
Образовательные:
— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
Развивающие:
— развивать познавательную активность,- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания
— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать
— развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников
Развивать фантазию и воображение.
Методы и приёмы: практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент. , вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные ,словесные.
Материал и оборудование: бассейн с водой, одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар , соль, лимон, камешки, салфетки, презентация «кому нужна вода», запись музыки. «журчание воды», гром, капли дождя, звук льющейся воды, картинки с изображением воды в природе, капельки из бумаги по количеству детей, тучки, емкости разной формы.
Предварительная работа: беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки»,чтение художественной ,чтение экологической сказки «путешествие Капитошки» ,стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, утром, когда я поливала наши цветочки в уголке природы, обнаружила спящую гостью. Хотите на нее посмотреть? (Да)
Воспитатель с детьми подходят к центру активности «Природа». На листочке цветка лежит вырезанная из бумаги капелька воды.
Воспитатель: Дети, кто это? (дети – «Капелька»).
Воспитатель: И она уже не спит, а наблюдает за нами. Давайте поздороваемся с ней.
Дети приветствуют «Капельку.
Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капелька?
Капелька шепчет воспитателю, что она пришла в гости к детям для того, чтобы позвать их в путешествие.
Воспитатель: Ребята, Капелька, приглашает нас всех в путешествие. Посмотрите на капельку, она какая (маленькая, а мы – какие? (большие). Что же делать?
Дети: нужно стать такими же, как Капелька, - маленькими.
Воспитатель вместе с детьми произносит считалку-превращение:
Раз, два, три… стали капельками мы.
- Что за капельки вокруг, в группе появились вдруг? Значит сегодня мы с вами будем знакомиться со свойствами воды.
-А вы водичку любите? Подумайте и скажите, для чего нужна вода? Как она помогает людям. (Пьем, моем руки, купаемся, поливаем растения, и т.д.) Воспитатель: Дети, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?
Задание : «Определить , где находиться вода в группе и приклеить капельку » (дети берут капельки, вырезанные по трафарету , отмечают, где в группе расходуется вода : кран, батареи, цветы, чайник и тд.).
-А сейчас, дети, я приглашаю вас в путешествие. Мы отправимся в нашу лабораторию. Воспитатель: Итак, отправляемся с Капелькой в путешествие.
-Скажите, что такое лаборатория и для чего она нужна?
(Ответы детей: лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и эксперименты).
- Сегодня мы с вами тоже станем учеными и будем проводить опыты с водой, еще больше узнаем о свойствах воды. Но для того чтобы попасть в лабораторию нам нужно выполнить задания которые нам приготовили, нам нужно рассказать где в природе и в каком виде встречается вода? (можно предложить выбрать нужные картинки: туман, снег, облака, дождь).
- Скажите, пожалуйста, а что же умеет делать вода?
(Дети подбирают глаголы – бежит, журчит, льется, течет, стоит, бурлит, капает, бушует)
-Вы все правильно сказали. Молодцы ребята!
Воспитатель: Молодцы ребята все правильно сказали и теперь мы сможем открыть первую дверь нашей лаборатории провести 1 опыт с водой.
Опыт№1:
-На столе миска с водой, пустые стаканчики. Перед детьми емкости, разные по форме. Нужно аккуратно набрать стаканчиком воду и перелить её в свою пустую форму. Льется вода? Почему?
(из проведенного опыта узнают о свойстве воды, как жидкости. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливают: квадратный бассейн, круглая чашка, плоское блюдце, ракушка и т.д.).
Вывод:
Вода-это жидкость. Она течет, льется.
- Но вода не всегда бывает жидкой. Дети, закройте, пожалуйста, глаза (По руке каждого ребенка проводится кусочком льда).
- Что вы почувствовали? (Холод).
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (Чем-то мокрым, холодным, льдом).
-Возьмите по кусочку льда, какой он на ощупь? (твердый, ледяной, холодный). Капелька, собери лёд в ведро и давайте поставим его рядом с батареей, понаблюдаем, что с ним будет произойдет? Теперь возьмите салфеточки и протрите руки.
Вывод:
Лед начинает таять, превращаться в воду.
Воспитатель проводит опыт по выпариванию воды с холодным зеркалом, которое подносит к носику кипящего чайника.
Вывод:
при нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Ну вот, наши капельки испарились и превратились в пар. А хотите, дети, поиграть в игру «Капельки и тучка»?
Физкультурная минутка
Воспитатель делает предварительно на полу круг, который будет обозначает облако. Все дети – капельки в облаке. Воспитатель включает музыку и командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики
На полу обручи -это тучки. Все дети – капельки, объединенные в небольшие группы, живущие в своей тучке. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Один обруч убирается. Как только музыка замолкает, каждая группа «капелек» занимает свою «тучку». «Капельки», которым не хватило их «Тучки» - испарилась.
Воспитатель: Тогда нам нужно открыть вторую дверь, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.
Д/И «Кому нужна вода?» Дети выполняют задание и попадают во вторую лабораторию.
Опыт №2:
Воспитатель:
А сейчас вы станете настоящими маленькими волшебниками. Перед вами краски, кисти, стаканчики . Воспитатель, показывает «фокус» с окрашиванием воды, предлагает детям попробовать это сделать самостоятельно.
Вывод:
вода бесцветна, но она окрашивается в разные цвета с помощью разных красителей.
Пальчиковая гимнастика:
Мы ладошки в воду опускаем
И в воде немного отдыхаем
(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)
Кулачки сжимаем, разжимаем
Воду пальчиками мы хватаем
(Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)
Большой пальчик и мизинчик тоже
(Сжимать поочерёдно то большие пальцы, то мизинцы)
Волны сделать пальчик нам поможет
(Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)
В море буря!
В море шторм!
Кто живёт на дне морском?
(Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)
Вот ползёт огромный краб
(Опустить ладони в воду, растопырить пальцы, медленно предвигаться по дну таза)
Он коньку морскому рад,
(Опустить ладони в воду, соединить указательные и средние пальцы и немного их согнуть)
Мимо рыбка проплывала
(Опустить руки в воду, соединить ладони, показать движения плывущей рыбки)
И медузу увидала,
(Погрузить растопыренные пальцы в воду и немного ими подвигать)
Море их родимый дом!
Хорошо живётся в нём!
(Легко похлопать ладонями по воде)
Воспитатель: Молодцы ребята. Отправляемся в 3 лабораторию.
Задание: Состав числа. Игра «Подбери тучке ее капельку»
После выполнения задания дети попадают в третью лабораторию.
Опыт 3:
Дети определяют есть ли запах у воды?
Это можно легко проверить. Возьмите стакан с водой и понюхайте.
Воспитатель: чувствуете ли вы какой-нибудь запах? (нет)
- А давайте добавим в воду несколько капелек апельсина и лимона, посмотрим, изменился ли запах или нет.
- Какой запах вы почувствовали? (дети пробуют, нюхают, отвечают на вопросы, определяют, что это запах апельсина, лимона).
Вывод:
У воды запаха нет, но она может приобретать запах другого вещества.
Опыт № 5:
Вода – растворитель
-Итак, мы выяснили, что вода не имеет запаха. А имеет ли вкус?
(воспитатель предлагает детям размешать в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.)
- Что изменилось, дети. У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод:
вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воде?
1. Прозрачна, бесцветна, жидкая (нарисована вода в прозрачном стакане, течет с крана)
2.Не имеет формы (нарисованы разные формы с водой)
3.Окрашивается(краски)
4. Растворитель (сахар, соль)
5.Не имеет запаха, вкуса (апельсин, лимон)
-Вот и побывали мы в большом мире - мире воды.
Капелька:
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Просто волшебница – чудо вода.
- Берегите ее, дети!
(Капелька прощается, уходит. Дети помогают воспитателю убрать в лаборатории)
Воспитатель: Капельке так понравилось с вами путешествовать, экспериментировать, играть, что она решила остаться у нас в группе. Вы согласны? (Да).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"
В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, приро...
Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие капельки"
Цель: Уточнить представление детей о значении воды для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды...
Методическая разработка КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой"
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествиие с Капелькой" предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Целью является закрепление представлений детей о том, для чего челове...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....
«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)
Развитие умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...
. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»
Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...