Обогащение знаний детей 6-7 лет с нарушением зрения об окружающем мире путем использования экологических игр
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема данной работы «Обогащение знаний детей 6-7 лет с нарушением зрения об окружающем мире путем использования экологических игр».
Актуальность. Дети со зрительными дефектами чаще, чем их сверстники, ориентируются на несущественные признаки при опознании объектов и на их основе делают ошибочные обобщения. При отсутствии специального обучения у дошкольников наблюдается нарушение целостности восприятия.
Низкая продуктивность зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением в значительной мере определяется тем, что у них недостаточно сформированы умения обнаруживать признаки в объектах и вычленять их в качестве оперативных единиц восприятия.
Несмотря на это, зрение для слабовидящих и частично видящих детей остается главным способом восприятия окружающей действительности. Даже получая недостаточно полные, слабо дифференцированные или искаженные впечатления о предметах, дети не стремятся использовать другие виды перцепции для восполнения зрительного недостатка.
Выделение экологического воспитания и образования в самостоятельный вид нерационально, так как практически все остальные виды деятельности – изобразительная, музыкальная, развитие речи, сенсорное развитие и другие - содержат в себе экологический материал и могут способствовать экологическому воспитанию.
Большие возможности для развития знаний об окружающем предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, экологические игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отбор экологических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Основные задачи экологического образования: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия, формирование знаний о природе, развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
“Узнай и назови”.
На скамейках разложены веточки, листики, плоды, сережки деревьев. Надо взять веточку, листики, плод, сережку и сказать от какого она дерева. Победит тот, кто больше и правильнее назовет деревьев (пихта, ель, сосна, кедр, вяз, береза, черемуха, рябина, тополь, лиственница, осина).
Игра “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:
- Сосна – руки разведены в стороны;
- Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
- Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
- Кедр – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
- Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Игра “С какой ветки детки”. На кусту навешаны плоды разных деревьев и кустарников. Детям предлагается найти, с какого куста или дерева эти “детки”.
Игра “Найди такой же”: дети делятся на 2 – 3 команды. Каждая команда получает по одному камню, надо найти и собрать в ведерки похожие камни (маленькие и большие). Чья команда больше соберет.
“Чьи следы”: детям необходимо определить, какому животному принадлежать следы на снегу (заяц, волк, лось, лиса, медведь). Найти не знакомые следы, принадлежащие кабарге и снежному барсу, егерь объясняет детям происхождение данных следов.
Проводится игра “Знаешь ли ты”:
Дикие животные … (лось, коза, кабарга)
Хищные звери … (волк, медведь, рысь, выдра, кабан)
В степи степные звери … (мыши, хомяки, суслики, зайцы)
Игра “Угадай зверя”: одна группа детей показывает зверя, другая отгадывает. Если ответ верный, то группы меняются ролями.
Игра “Найди зверя”: дети ищут зверей. Они расположены на участке, спрятаны. Рысь, белка – на деревьях. Заяц – под деревом в снегу. Лиса – за кустом и т.д. В игре используются игрушки не только животных, но и другие (можно вылепить из снега)
Игра “Узнай по голосу”: дети определяют голоса, каких птиц слышны.
Игра “Будь внимательным”: гостья называет птиц, дети, услышав название птиц, не имеющих отношения к стране, должны топать ногами и хлопать в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, пеликаны и стрижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, журавли, вороны, дрозды, канарейки.
- Прилетели птицы: кедровки и синицы, журавли, вороны, дрозды, малиновки.
- Прилетели птицы: кедровки и синицы, страусы, удоды.
- Прилетели птицы: чибисы, удоды, попугаи и стрижи, кукушки, журавли, даже совки-сплюшки (не плюшки, а совки-сплюшки, просто спят они днем).
- Прилетели птицы: дятлы, синицы, соколы, удоды, куропатки и дрозды, аисты, кукушки.
- Прилетели птицы: кедровки, синицы, турпаны, стрижи, чибисы, удоды, журавли, кукушки, даже совки-сплюшки, соколы, скворцы все вы молодцы!
Игра “Превращение”: детям предлагают превратиться в следующих птиц, имеющих характерные повадки: журавль, сокол, кулик, сова, утка, чайка. В заключение игры предложить детям превратиться в разных птиц и покричать по- птичьи.
Игра “Угадай дерево”: Детям предлагается угадать деревья по описанию. Каждая команда выбирает себе дерево для описания и описывает его другой команде, которая должна угадать о каком дереве идет речь. Затем команды меняются ролями. При описании называется цвет ствола, высота, форма и величина листьев, плоды, семена и т.п.
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Угадай, что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "На птичьем дворе" для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром рекомендован для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Весна пришла" для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения.
Конспект по ознакомлению с окружающим миром рекомендован для детей младшей группы с тяжёлыми нарушениями зрения....
Обогащение знаний детей о сказках народов мира.
Воспитание у дошкольников гражданской активности в условиях культурного многообразия"...
Час двигательной активности для детей 5-7 лет с нарушением зрения ( амблиопией и косоглазием) с использованием ракеток и мячей для настольного тенниса.
Вашему вниманию предлагаются динамические часы построенные на играх и игровых упражнениях с использованием теннисных мячей и ракеток. В динамические часы включены элементы гимнастики для глаз....
«Развитие и обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».
Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся, общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребё...