Обогащение знаний детей 6-7 лет с нарушением зрения об окружающем мире путем использования экологических игр
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кудинова Наталья Владимировна

 

Тема данной работы «Обогащение знаний детей 6-7 лет с нарушением зрения об окружающем мире путем использования экологических игр».

Актуальность. Дети со зрительными дефектами чаще, чем их сверстники, ориентируются на несущественные признаки при опознании объектов и на их основе делают ошибочные обобщения. При отсутствии специального обучения у дошкольников наблюдается нарушение целостности восприятия.

Низкая продуктивность зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением в значительной мере определяется тем, что у них недостаточно сформированы умения обнаруживать признаки в объектах и вычленять их в качестве оперативных единиц восприятия.

Несмотря на это, зрение для слабовидящих и частично видящих детей остается главным способом восприятия окружающей действительности. Даже получая недостаточно полные, слабо дифференцированные или искаженные впечатления о предметах, дети не стремятся использовать другие виды перцепции для восполнения зрительного недостатка.

Выделение экологического воспитания и образования в самостоятельный вид нерационально, так как практически все остальные виды деятельности – изобразительная, музыкальная, развитие речи, сенсорное развитие и другие - содержат в себе экологический материал и могут способствовать экологическому воспитанию.

Большие возможности для развития знаний об окружающем предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, экологические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отбор  экологических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Основные задачи экологического образования: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия, формирование знаний о природе, развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

“Узнай и назови”.

На скамейках разложены веточки, листики, плоды, сережки деревьев. Надо взять веточку, листики, плод, сережку и сказать от какого она дерева. Победит тот, кто больше и правильнее назовет деревьев (пихта, ель, сосна, кедр, вяз, береза, черемуха, рябина, тополь, лиственница, осина).

Игра “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:

  • Сосна – руки разведены в стороны;
  • Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
  • Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
  • Кедр – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
  • Береза – руки вверх, кисти рук опустить.

Игра “С какой ветки детки”. На кусту навешаны плоды разных деревьев и кустарников. Детям предлагается найти, с какого куста или дерева эти “детки”.

Игра “Найди такой же”: дети делятся на 2 – 3 команды. Каждая команда получает по одному камню, надо найти и собрать в ведерки похожие камни (маленькие и большие). Чья команда больше соберет.

“Чьи следы”: детям необходимо определить, какому животному принадлежать следы на снегу (заяц, волк, лось, лиса, медведь). Найти не знакомые следы, принадлежащие кабарге и снежному барсу, егерь объясняет детям происхождение данных следов.

Проводится игра “Знаешь ли ты”:

Дикие животные … (лось, коза, кабарга)

Хищные звери … (волк, медведь, рысь, выдра, кабан)

В степи степные звери … (мыши, хомяки, суслики, зайцы)

Игра “Угадай зверя”: одна группа детей показывает зверя, другая отгадывает. Если ответ верный, то группы меняются ролями.

Игра “Найди зверя”: дети ищут зверей. Они расположены на участке, спрятаны. Рысь, белка – на деревьях. Заяц – под деревом в снегу. Лиса – за кустом и т.д. В игре используются игрушки не только животных, но и другие (можно вылепить из снега)

Игра “Узнай по голосу”: дети определяют голоса, каких птиц слышны.

Игра “Будь внимательным”: гостья называет птиц, дети, услышав название птиц, не имеющих отношения к стране, должны топать ногами и хлопать в ладоши.

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, пеликаны и стрижи.
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, журавли, вороны, дрозды, канарейки.
  • Прилетели птицы: кедровки и синицы, журавли, вороны, дрозды, малиновки.
  • Прилетели птицы: кедровки и синицы, страусы, удоды.
  • Прилетели птицы: чибисы, удоды, попугаи и стрижи, кукушки, журавли, даже совки-сплюшки (не плюшки, а совки-сплюшки, просто спят они днем).
  • Прилетели птицы: дятлы, синицы, соколы, удоды, куропатки и дрозды, аисты, кукушки.
  • Прилетели птицы: кедровки, синицы, турпаны, стрижи, чибисы, удоды, журавли, кукушки, даже совки-сплюшки, соколы, скворцы все вы молодцы!

Игра “Превращение”: детям предлагают превратиться в следующих птиц, имеющих характерные повадки: журавль, сокол, кулик, сова, утка, чайка. В заключение игры предложить детям превратиться в разных птиц и покричать по- птичьи.

Игра “Угадай дерево”: Детям предлагается угадать деревья по описанию. Каждая команда выбирает себе дерево для описания и описывает его другой команде, которая должна угадать о каком дереве идет речь. Затем команды меняются ролями. При описании называется цвет ствола, высота, форма и величина листьев, плоды, семена и т.п.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

 «Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

 «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

 «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

 «Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "На птичьем дворе" для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром рекомендован для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Весна пришла" для детей младшей группы с глубокими нарушениями зрения.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром рекомендован для детей младшей группы с тяжёлыми нарушениями зрения....

Обогащение знаний детей о сказках народов мира.

Воспитание у дошкольников гражданской активности в условиях культурного многообразия"...

Час двигательной активности для детей 5-7 лет с нарушением зрения ( амблиопией и косоглазием) с использованием ракеток и мячей для настольного тенниса.

Вашему вниманию предлагаются динамические часы построенные на играх и игровых упражнениях с использованием теннисных мячей и ракеток. В динамические часы включены элементы гимнастики для глаз....

«Развитие и обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».

Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся, общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребё...