"Тула- Родина моя!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони и филимоновской игрушки;
- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;
Развивающие:
-Совершенствовать фразовую речь;
- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;
- Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;
- Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tula_870.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Центр образования №12»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: Ознакомление с окружающим миром
Возрастная категория группы: подготовительная (6-7 лет)
Тема: «Тула – родина моя!»
Воспитатель: Виноградова Н.С.
г. Тула
2016-2017 уч. г.
Тема: «Тула - родина моя!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони и филимоновской игрушки;
- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;
Развивающие:
-Совершенствовать фразовую речь;
- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;
- Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;
- Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.
Предварительная работа:
беседы, рассказы по теме, рассматривание филимоновской игрушки, иллюстраций самоваров, оружия, рассматривание открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле, посещение музея тульского пряника, прогулка по улицам города.
Оборудование:
Самовары, тульский пряник, гармонь, филимоновские игрушки, мячик, музыкальное оформление, слайдшоу.
Ход:
- Вводная часть. Организационный момент
(1 слайд)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поздравляем с Днем Рождения наш любимый город! Наверное, вы заметили, что на улицах красиво, светло, празднично! Мы живем с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.
Реб. 1: (Соня Бугайченко)
Есть город в России
С рабочими чудо-руками,
С чуть хитрой улыбкой,
С открытой и доброй душой!
Недаром Отчизна
Гордится его мастерами
Всегда он – в работе,
Всегда он – в заботе большой…
- Основная часть
Воспитатель: Как вы уже догадались, эти стихи посвящены нашему городу – Туле.
Давайте с вами послушаем песню «Гимн Тулы – Тула веками оружье ковала». (Дети слушают песню.) (2 слайд)
А сейчас давайте проведем небольшую экскурсию по нашему городу.
Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе. Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Город Тула.
Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?
Дети: Их можно назвать туляки.
Воспитатель: На берегу какой реки расположен наш город?
Дети: На берегу реки Упы.
Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
На экране изображение города Тула.
Дети: Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев). Вот как он выглядит на карте. (3 слайд)
Воспитатель: Тула возникла очень давно (4 слайд). Так давно, что даже на год столицы нашей страны – Москвы. Тула была небольшим селением. В то время шла борьба между русскими князьями на землю. Дети, а вы знаете, что название нашего города – Тула- произошло от слова – «притулиться»? (что значит спрятаться). Много-много лет назад на берегу реки Упы образовалось маленькое поселение людей. Свои дома они огородили высоким деревянным забором. Так образовался первый деревянный кремль. Но врагов было много и однажды деревянный кремль сгорел и жители решили оградить свой городок высокими крепкими каменными стенами.
(5 слайд) А это кремль, который можно увидеть сейчас. Вот так создавался наш город. А чем же славится наш город? (Дети отвечают: тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками.)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться.
Реб.2: (Денис Минута)
Когда нависнут тучи с военною грозой,
Когда повеет гарью над отчею страной,
Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее,
Берет Россия в руки Тульское ружье.
(6 слайд)
Воспитатель: Верно, Тула славится своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор. Сегодня Тульский оружейный завод - старейшее предприятие российской оборонной отрасли. И продолжает работу. Вот как уже давно производят на Тульском заводе знаменитое на весь мир оружие. Не зря говорят: «Тула – щит России». У кого из вас родители работают на этом заводе?
С тех самых пор как тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п. – появился и музей оружия. Недавно он переехал в новое здание в Заречье.
Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, чем еще знаменит наш город. Выходи, Софа.
Реб.3: (Софа Мотина)
Самовар раздула Тула,
Тула – Родина моя,
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля!
(7 слайд)
Воспитатель: Правильно, Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток.
Как вы думаете, для чего нужен самовар? (кипятить воду и пить чай). Самовар предназначен для разогрева воды. С помощью небольших щепочек, угольков его растапливали, вода быстро закипала и долго оставалась горячей.
А в наше время люди пользуются самоварами? В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). А такой самовар, который разжигали лучинками или угольками можно встретить в Тульском самоварном музее. – Давным- давно, почти в каждом городе, были самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! Во всём мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Динамическая пауза.
Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник. (8 слайд)
Реб.4: (Милена Терехова)
Их в России всюду знают,
Их ведь в Туле выпекают,
Формы разной они бывают,
И глазурью все сверкают
Сладкие и мятные,
Очень ароматные.
Воспитатель: Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Недавно в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику. Ребята, расскажите, кто видел этот памятник?
Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело. (10 слайд)
(звучит гармонь, на экране появляется изображение тульской гармони)
Реб. 5: (Лука Беляков)
Я купил себе гармонь
У неё меха огонь!
Заиграю там и тут
Вмиг улыбки расцветут!
Собирайся в круг народ
Под рукой гармонь поет!
Воспитатель: Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, гармонь – еще один символ нашего города. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.
Кто из вас знает, что такое гармонь? Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появилась филимоновская игрушка? Я вам сейчас расскажу. А для начала мы послушаем стихотворение. (11 слайд)
Реб.6: (Денис Барский)
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить.
Мастеров из Филимоново,
Никогда нам не забыть.
Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня эта находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Но в основном игрушечным делом занимались женщины. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленной помещении, обжигают в электрической печи при большой температуре и затем расписывают.
Основные игрушки - традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их гусиным пером. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру.
А знаете, почему придумали эти игрушки? Современных игрушек тогда не было и детям было не с чем играть.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру - «Сьедобное-несьедобное по новому». Я буду кидать вам мячик, и говорить чем славится Тула, а вы будете ловить мячик, если я говорю правду, а если нет – отбивать его. Например – Тула славится матрешками (ложками, пряниками, посудой, росписью гжель, барабанами, оружием, самоварами, чайниками, городецкой росписью, филимоновской игрушкой).
Воспитатель: А еще Тулу прославил Левша. О нем мы поговорим в следующий раз.
- Рефлексия
Воспитатель: (12 слайд)
- С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились? (самовар, тульский пряник, гармонь, филимоновская игрушка, оруженое дело)
- В каком городе производят самые известные самовары? (в Туле)
- Как можно в современной жизни использовать самовар? (сувенир, самовары бывают электрические)
- Где можно познакомиться с историей самоваров, гармошки, пряников? (в музее)
- Мы, Туляки, что должны делать, чтобы наш город – мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться).
Вот и подошла к концу наша экскурсия. С Днем Рождения, Тула! Пусть наш город всегда будет молодым, красивым и любимым!
А сейчас, я вас приглашаю в группу на чаепитие с Тульскими пряниками.
Ребенок 1 – Соня Бугайченко
Ребенок 2 – Денис Минута
Ребенок 3 – Софа Мотина
Ребенок 4 – Милена Терехова
Ребенок 5 – Беляков Лука
Ребенок 6 – Барский Денис
Список использованных источников:
Литература:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва, 2008
- Лазарев В.Я. «Тульские истории» (стихи о Туле). Тула, 1977
- Рассаднев С.А. «Прогулки по улицам Тулы», Тула 2003
- Сёмушкин С.Н. «История Тульского края», Тула, 2007
Интернет-источники:
http://tulamen.ru/publ/1-1-0-202
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Тула - родина моя
Конспект НОД Тула - родина моя...
Презентация"Моя родина-Город-герой Тула"
Презентация"Моя родина- Город-герой Тула"...
"Наша Родина - Россия",Тула-наш славный город;
Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения Дня народного единства. Углублять знания детей о защитниках нашей Родины. Продолжать знакомить с достоприм...
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».Возраст воспитанников: 5-7 летСрок реализации программы: 2 года...
конспект Тула-Родина моя
конспект Тула-Родина моя...
"Тула- Родина моя"
quot;Тула- Родина моя"...
Тула - Родина моя.
Сценарий....