Конспект НОД Тула - родина моя
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Алешина Ирина Юрьевна

Конспект НОД  Тула - родина моя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tula_-_rodina_moya.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы               «Тула – родина моя»

Цель:

- обобщение знаний детей о родном городе Тула, Тульском крае.

Задачи:

Образовательные:

-  систематизировать и закреплять знания детей о родном городе, мастеровых  промыслах Тулы, известных во всем мире;

- формировать интерес к изучению прошлого и настоящего города.

Развивающие:

 - способствовать развитию патриотических чувств детей;

 - обогащать и активизировать словарный запас;

 - развивать навыки чтения, умения разгадывать загадки.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества личности ребенка: любовь, доброту, чувство гордости за свою малую родину, за великих земляков, прославивших ее.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Материалы: карта России, презентация «Тула – родина моя», карточки с буквами Р, О, Д, И, Н, А, самовар, тульские пряники.

Ход:

  1. Появляюсь перед детьми в народном костюме Тульской губернии.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие и для этого я соответствующе нарядилась! Как называется моя одежда? (ответы детей). Верно русский народный костюм. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете загадки (дети отгадывают загадки и определяют первую букву в словах-отгадках, которую выкладывают на доске для образования слова).

Загадки:

- Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

- Пушистая лошадка,                                                                                                               А может бегемот,                                                                                                                             А может просто вата                                                                                                                    Над нами вдаль плывет. (Облако)

- О чем можно сказать: родной, отчий, кирпичный, красивый, многоэтажный? (Дом)

- В пойме рек, вблизи болот                                                                                                            У озер она растет.                                                                                                                                  И полезна, и красива                                                                                                                       Ну а имя носит… (Ива)

- Цветочек этот голубой                                                                                                       Напоминает нам с тобой                                                                                                                   О небе чистом – чистом                                                                                                                     И солнышке лучистом. (Незабудка)

- Буквы – значки как бойцы на парад                                                                                            В строгом порядке построены в ряд.                                                                                           Каждый в условленном месте стоит                                                                                                                  И называется строй… (Алфавит)

В: Молодцы! Все загадки отгадали. Так в какое же путешествие  мы отправляемся? (читаем слово РОДИНА). Верно, мы будем путешествовать по нашей Родине.

- Как называется наша Родина?

Д: Россия.

В: Да, Россия. А ласково мы называем ее матушка – Россия. Родиной мы называем нашу страну потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережет нас.

  1. В: Россия огромна и необъятна (показываю карту России). Это наш общий дом. Много прекрасных городов расположено на просторах России. Но один из них нам всех ближе и дороже.

Физкультминутка: звучит песня «Тула – земля моя», предлагаю детям подняться со стульев и выполнить несколько плавных движений в такт музыке.

В: Как вы думаете, о каком городе пойдет речь?

Д: О Туле.

В: Верно, о Туле. И я вам хочу открыть секрет: костюм мой не просто русский народный… именно так одевались на Руси женщины Тульской губернии, т.е. наши с вами землячки. Вам нравится костюм? Спасибо большое!

- Итак, Тула - наша малая родина. А что мы родиной зовем? (ребенок читает стихотворение).

Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы живем.

И березки, вдоль которых

Вместе с мамой мы идем?

В: о Туле написано много стихотворений. Предлагаю послушать еще одно из них

(второй ребенок читает стихотворение):

Я родился в Туле –

Город очень нужный!

В Туле самовары,

Пряники и ружья!

Ясную Поляну

Знает каждый в мире.

Город наш любимый

С каждым днем красивее!

В: Тула – один из городов России, который славен своими достопримечательностями (на слайдах презентации демонстрируются достопримечательности, а дети их называют).

В: Дети, нам очень повезло: мы живем на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными промыслами и умельцами. Назовите, какими промыслами славится наш край? (Дети называют: пряники, самовары, гармони, оружие, филимоновская игрушка.)

В: Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же Тульский самовар. Наши самовары считаются самыми лучшими и славятся на весь мир. В Туле есть музей самоваров. Там представлены различные виды, их делали из меди и серебра, причем, самой разнообразной формы: ваза, чаша, рюмка. Первый самовар был изготовлен нашим земляком Назаром Лисицыным. Позже стали выпускать электронные и расписные самовары (дети рассматривают фотографии с изображением самоваров на слайдах презентации).

Усвоение песенных навыков: - Предлагаю вам спеть песню «Тульский самовар», которую учим на музыке с Ольгой Николаевной, встаньте, пожалуйста (дети поют песню).

В: Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Так же как и самовар, Тульский пряник славится на весь мир. Он является визитной карточкой нашего города (раздаю пряники, дети рассматривают их). С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с какими-нибудь торжественным событиями. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Профессия эта передавалась по наследству. Как называли мастеров прянишного ремесла? (дети отвечают).

В: Тульский пряник душист и сладок. Лакомство и радость детворе. А вы любите пряники? (ответы детей).

В: Прославила наш край и тульская гармошка. Наш народ умел не только работать, но и хорошо отдыхать. Под гармошку люди пели, плясали, водили хороводы. Тульская гармошка помогала сражаться с врагом во время войны. В короткие минуты отдыха солдаты пели под гармонь, вспоминали свой родной дом, а иногда и плясали (продолжение просмотра презентации).

…Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку,

Кинул пальцы сверху вниз.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как – то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой. (отрывок из поэмы «Василий Теркин»)

Физкультминутка: дети выполняют плясовые движения под переборы тульской гармошки.

В: Тула веками оружье ковала (презентация - фотографии с изображением оружия, изготовленного Тульскими мастерами). История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было дело долгим и хлопотным. Петр I (презентация – портрет Петра I) знал и ценил оружейных мастеров. Поэтому указом царя Петра I было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле (презентация – Тульский оружейный завод).

В народе говорят «Тула войну повернула»«Тульская винтовка стреляет ловко»«С тульской винтовкой в бою не пропадешь» (презентация – изображения боя ВОВ).

Звучит гимн города Тулы, под который дети могут маршировать на месте.

В: Тульская земля подарила России также много великих людей. Туляки гордятся своим земляком – писателем, который жил в Ясной Поляне Львом Николаевичем Толстым (презентация – портрет Л.Н. Толстого). Он создал замечательные произведения, как для взрослых, так и для детей, которые известны на весь мир и переведены на многие иностранные языки (презентация – выставка произведений писателя).  Сейчас в Ясной Поляне находится музей Льва Толстого, который с большим интересом посещают туристы из разных уголков нашей необъятной Родины, но и зарубежные гости (на слайдах фотографии Ясной Поляны).

Профилактическая гимнастика глаз:

     Дети сидят, откинувшись на спинку стула, ноги стоят ровно на полу, руки – ладошками на столе:

     - 10 колебательных движений по горизонтали справа налево, слева направо;

     - 10 колебательных движений по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх;

     - 10 вращательных движений глазами слева направо;

     - 10 вращательных движений глазами справа налево;

     - 10 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка»;

     - закрыть на несколько секунд глаза, затем открыть, приняв удобную рабочую позу за столом.

В: Тульская земля подарила России знаменитого мастера кузнечных дел – Левшу. Чем он прославился?

Д: подковал блоху (слайды с изображением Левши).

В: В нашем городе в честь народного мастера установлен памятник.

Руки впрямь золотые,

Нараспашку душа.

Жил да был в нашей Туле

Легендарный Левша.

Мастерством несказанным

Он людей удивлял –

Делал меткие ружья

И блоху подковал.

Потому в каждом доме,

На любом этаже –

В нашей Туле и ныне

По такому Левше.

Каждый мастер – умелец

В деле чудо свершит.

Словно небо без солнца,

Тулы нет без Левши.

Рефлексия: Наша Тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной – Тульским краем. Мы сегодня узнали много нового. Как же мы можем назвать свою любимую Тулу? Тула самоварная, оружейная, мастеровая. А еще говорят о Туле «Тульский край – пряничный рай».

Звучит песня «Тульский пряник».

В завершении  приглашаю детей на чаепитие у самовара с тульскими пряниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Родина моя" в старшей группе образовательная область "Познание"

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Атемарский детский сад №1 «Теремок»        «Родина моя»конспект НОД в старшей группе(образов...

Конспект НОД «Родина моя - Россия»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия» для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет...

Конспект занятия "Родина моя матушка Россия"

Цель: Воспитание патриотических чувств- любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.Задачи: Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России. Воспиты...

Конспект занятия "Родина моя- Россия"

Конспект организованно--образовательной деятельности в старшей группе...

Конспект "Моя Родина"

Конспект оформлен с учетом требований для аттестации. Был представлен в форме открытого мероприятия. (подготовительная группа, формировние целостной картины мира)...

Конспект "Россия - Родина моя"

Цель:Расширять представления детей о Родине – России как стране, в которой они живут, о ее природных богатствах....

Конспект НОД "Родина моя - Россия"

Конспект познавательного занятия, на котором закрепляем знания детей о государственной символике, формируем представления у детей о России, как о родной стране, воспитываем чувство гордости за свою ро...