Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_deyatelnost_proga.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Центр Образования N 16 города Тула
Рассмотрено и утверждено
на педагогическом совете
от «__»__________ 2018г. протокол № __
Введено в действие приказом заместителем по дошкольным группам
№___« __» __________ 2018г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора дошкольные группы
По ул.Н.Руднева 68»А»
____________ Симоненко А.В.
« __ » _________ 2018г.
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составила: воспитатель МБОУ ЦО N 16
Мыскина Е.В.
г. Тула 2018г
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Целью кружка является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- понимать ценность жизни; проявлять заботу и внимание к окружающему миру.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
Развивать у детей:
- познавательные процессы и мыслительные операции, посредством специальных игр и упражнений.
Кружковая работа рассчитана на два года.
Малая родина - это не только природный и рукотворный мир, но и социальное окружение, в котором ребенок находится с рождения. Полноценное знакомство с ближайшим окружением невозможно без освоения представлений о социальном мире.
Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю подгруппами по 9-10 человек, длительность занятия – 25 минут.
Кружковая работа включает в себя 36 занятий.
Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Целевые ориентиры
К 5-6 годам ребенок.
- знает свой домашний адрес, адрес детского сада, название района, города, округа.
- имеет представление о символике города.
- знает название близлежащих улиц.
- имеет представление о жизни и быте народа, населявших Тульскую область.
- узнавать на фотографиях достопримечательности района и города, уметь рассказывать о них.
- знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.
- знать о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат).
- иметь представление о символике России.
- иметь представление о подвигах русских богатырей.
6-7 лет:
- знать краткие сведения об истории города, области.
- знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- узнавать герб, флаг, гимн города Тула.
- иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т.д..
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Перспективный план работы с детьми
на 2018-2019уч. год (старшая группа)
Месяц | Тема, задачи, средства |
Сентябрь | 1.«День рождение моего города» Задачи: продолжать знакомить детей с историей города и его культурными ценностями. Средства: рассматривание слайдов, фотографий, беседа. 2. «Тулу славим!» Задачи: стимулировать желание детей отражать свое отношение к природе родного края, полученные знания, сведения, представления о ней в поэзии, связных рассказах, игровой и продуктивных видах деятельности; обогащать эмоциональную сферу детей, способствовать пополнению их словаря. Средства - заучивание стихотворений, изготовление рисунков, дид. упр. «Раз, два, три – знакомое место назови». 3. «Родной край!» Задачи: объяснить понятия «церковные храмы», «колокольный звон», история возникновения тульского кремля, архитектура, возникновение города. 4. Мой любимый район. Экскурсия к «Трем штыкам» Задачи: пробудить в детях чувство любви к своему району, его достопримечательностям. Средства - рассматривание достопримечательностей района - памятник «Три штыка». |
Октябрь | 1.«Мой дом, моя семья» Задачи: расширять представление детей о маленькой (родители и их дети) и большой (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.) семьях. В дружной семье всегда добрые отношения, любовь и забота друг о друге, у каждого есть свои обязанности. Средства: Семейные фотоальбомы, иллюстрации с изображением семьи, стихи о матери, бабушке и т.д. 2.« Дом современного человека» «Мой дом». Задачи: Формировать представление о доме современного человека, его экологических и социальных качествах, приборах, различных приспособлениях, облегчающих бытовой труд. Средства: иллюстрации, с изображением разных видов домов: избы, современные дома. небоскребы., иллюстрации с изображением, бытовой техники, загадки, д/игра «Что было раньше, что потом». 3. Художественное творчество. «Моя семья» Задачи: вызвать у детей желание нарисовать свою семью большую или маленькую. Поддерживать у детей эмоциональный настрой. Средства - родословное древо одно из семей, семейные фотографии, плакат «Семья». 4. «Моя любимая бабушка» (описательный рассказ) Задачи: формировать представление у детей о бабушке, ее социальном статусе, об уважении к людям старшего поколения, связности речи и обогащению словаря. Средства- семейные фото бабушек. |
Ноябрь | 1.«Семья человека, большая и маленькая». Задачи: расширять представление о маленькой семье – родители и их дети, и большие семьи, принадлежащие к одному роду. Средства-фотографии ,беседа, рассматривание иллюстраций. 2. «Родословное древо». Задачи: закрепить знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к старшим. Средства:- фотографии, беседа, рассматривание иллюстраций. |
Декабрь | 1.Мой любимый район. Экскурсия к «Трем штыкам» Задачи: пробудить в детях чувство любви к своему району, его достопримечательностям. Средства - рассматривание достопримечательностей района - памятник «Три штыка», школы, аптеки. 2-3 Конструирование «Мой район» (коллективная работа) Задачи: продолжать учить детей строить дома из конструктора по воображению. Средства- наблюдения, экскурсии, беседа, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Январь | 1. Изготовление макета «Мой район» Задачи: продолжать воспитывать у детей чувство уважения и любви к своему родному району. Средства: природный материал, мелкие игрушки, изготовление домов, клей, ножницы. 2. «Люблю тебя, Тула великая» Задачи: познакомить с историей возникновения города; формировать умение работать с картой города; воспитывать чувство любви к своей малой Родине. 3.Экскурсия в «Музей древности» Задачи: познакомить детей с бытом людей в древности, воспитывать чувство любви к своей малой Родине. 4.Нарисуй, что запомнил на экскурсии. Задачи: учить рисовать по задуманному и доводить все до конца. |
Февраль | 1.«Тула – город мастеров» Задачи: систематизировать знания детей о пряниках, самоварах, тульском оружии. Мастера – Левша, С.И.Мосин и др. Фабрики, заводы, улицы города. 2. Экскурсия к историческому памятнику Мемориальный комплекс «Три штыка»Задачи: познакомить детей с историей города, с возникновения памятника. 3. «Мы знаем и любим свой город» Задачи : вспомнить пословицы о Родине, о Туле; познакомиться с историей города. 4.Фотовыставка с видами города Задачи: по фото узнать известные места города и рассказать об этом месте. |
Март | 1.«Природные ископаемые Тульской области » Задачи: познакомить с природными ископаемыми Тульской области и их применением человеком. Средства - коллекция «Природные ископаемые», изделия из них, рассматривание, беседа. 2.Выставка детских работ с использованием природных ископаемых Тульской области» Задачи: показать ,на примере выставки, все природное богатство Тульской области; воспитывать чувства патриотизма, гордости за наш край. Средства – известняк, уголь, гранит и другие ископаемые, добытые в Тульской области. 3. «Животные Тульской области, занесенные в Красную книгу» Задачи: познакомить детей с животными, которые обитают в Тульской области, закрепить их названия. Средства - беседа, рассматривание слайдов. 4.Викторина «Чем богата Тульская земля?» Задачи : развивать логическое мышление детей, память, чувство патриотизма . Средства – показ слайдов с загадками, беседа. |
Апрель | 1.«Животный мир моей области» Задачи: закрепить знания детей о животном мире родного края, воспитывать у детей чуткое и заботливое отношение к природе; продолжать знакомство детей с растительным и животным миром Тульского края, их отдельными представителями, их признаками, изменениями во времени; Средства - экскурсия в Платоновский лес, беседа, рассматривание открыток, буклетов, иллюстраций, гербария «Лекарственные травы моей области». 2.«Викторина «День рождения Земли». Задачи: уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей, показать, что в разных местах разные условия для их существования. 3. «Щедрые дары природы» Задачи: закреплять знания детей о природе родного края, знакомить с произведениями тульских писателей о природе нашего края. 4. «Наши добрые игрушки» Задачи: продолжать знакомить детей с игрушками, куклами нашего края. |
Май | 1. «День победы» Задачи: закреплять знания детей о защитниках нашей Родины; подобрать открытки, иллюстрации о подвигах солдат во время ВОВ, оформить стенд. 2. «Люблю природу родного края» Задачи: закреплять знания детей о природе родного края, знакомить с произведениями тульских писателей о природе нашего края. 3.КВН «Моя малая Родина» Задачи:формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, области; к природе родного края; закрепить знания о родном крае. Средства - рассматривание презентации, загадки, стихи, дидактические упражнения. |
Карта выявления объема знаний детей по ознакомлению с родным краем
(старшая группа)
N п/п | Ф.И.ребенка | Возникновение кремля | Исторические памятники | Церковные храмы, колокольный звон | Пряник, самовар – их особенности | Мастера – Левша,С.и.Мосин и др | Фабрики,заводы, города | Главные улицы | Птицы Тульского края | Рыбы, насекомые | Л.Н.Толстой,Ясная Поляна | Филимоновская игрушка | Флаг России | Семья, родной дом |
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 |
Анкета для родителей на тему:
«Родной свой край мы любим и знаем»
Ф.И.О. ________________________________________________
Группа ________________________________________________
N п/п | Вопрос | Да/нет |
1 | Знает ли ваш ребенок названия улиц города и в честь кого они названы? | __________________ |
2 | Рассматриваете ли Вы с ребенком памятники, достопримечательности города? | __________________ |
3 | Беседуете ли Вы о предприятиях Тульского края, продукции, которую там выпускают? | __________________ |
4 | Рассказываете ли Вы ребенку о знаменитостях и о героях Тулы? | __________________ |
5 | Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки? | ___________________ |
6 | Беседуете ли об истории, культуре родного края? | ___________________ |
7 | Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города? | ____________________ |
8 | Имеете ли дома книги тульских писателей и поэтов(И.А.Бунин, К.Д.Ушинский , В.А.Жуковский)? | ____________________ |
9 | Нужна ли Вам помощь педагогов по данному вопросу? | ____________________ |
10 | Какую помощь могли бы оказать ДОУ в организации работы по данной проблеме? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...
Реализация программы дополнительного образования по обучению английскому языку дошкольников 6-7 лет “Funny English”(«Занимательный английский»)
Программа дополнительного образования по обучению английскому языку "Funny English" для дошкольников старших и подготовительных групп....
Программа кружка дополнительного образования по обучению дошкольников основам грамоты и письма
В данном материале представлена программа кружка дополнительного образования по обучению дошкольников 6-7 лет основам грамоты и письма. Программа кружка разработана на основе программы С.П.Цукановой ...
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников английскому языку "Английский для малышей"
Программа расчитана на один год реализации, возраст детей 6-7 лет (подготовительгная группа)...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"
Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....
Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению дошкольников "Учимся читать"
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...
Презентация по программа дополнительного образования по обучению шахматам дошкольников: "Белая ладья".
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обус...