Открытое занятие в старшей группе по теме "Валенки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Болотенкова Ольга Егоровна

Открытое занятие в старшей группе по теме "Валенки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_valenki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

“РУССКИЙ  ВАЛЕНОК»

Цели и задачи занятия:

1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа

   - умение петь народные песни и играть в народные игры

   - умение использовать знакомые движения в хороводе

   - знание традиций изготовления, использования обуви русского народа - валенок

2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

3.Обобщить знания детей о валенках, их назначении в жизни человека.

4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим  миром.

Атрибуты: силуэты валенок для украшения зала, валенки для игры и украшения зала, печь, стол с самоваром и предметами для чаепития, лавочки, колокольчик.

                                                         Ход занятия.

Под музыку песни «Валенки» дети входят в украшенный зал, проходят по кругу и садятся по обе стороны зала. Под стульями у них лежат силуэты валенков для игры « Найди пару»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Мы пришли сюда, в русскую избу, не просто в гости. Нас пригласили на праздник. Только где же хозяин наш, почему он нас не встречает! Давайте мы позвоним в колокольчик, позовем его.(звонит в колокольчик).

Дед Всевед: (входит в зал с валенком) Я Дед Всевед, чиню валенки сто лет. В гости кто ко мне спешит, в колокольчик кто звонит.

Ведущий: Здравствуй, Дедушка- Всеведушка. Это я и ребята из детского садика в гости к тебе пришли. Ты нас к себе на праздник пригласил, а кого поздравлять- величать- не сказал.

Дед Всевед: А вы вот загадку мою послушайте. Отгадаете и узнаете.

                                         

                                           Не ботинки, не сапожки

                                           Но их тоже носят ножки.

                                           В них мы бегаем зимой

                                           Утром - в садик,

                                           Днем - домой!  (валенки)

Ведущий: А наши ребята тоже знают загадки про валенки:

                   Чулпан: Их треплют, катают, в зиму таскают.

                    Федя К.: По овце на каждой ноге.

Дед Всевед: А что вы еще про валенки знаете?

Ведущий: Мы знаем, что валенки - исконно русская обувь, В Валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали Масленницу, колядовали, плясали под гармонь. В старину валенки считались самым дорогим подарком, иметь свои валенки было очень престижно.

Дед Всевед : Верно - верно говорите, А вот знают ли ваши ребята, как валенки изготавливают?

Ведущая: Конечно, знают. Они сами сейчас тебе и расскажут.

Даша К.: Валенки - это единственная обувь, сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овцы и перерабатывают. Обрабатывают ее кипятком, паром, дымом, сбивают все в общую массу - войлок  и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

Лиза : Валенки бывают разных цветов: черные, серые и белые.

Их производят только в России. Промысел передаётся из поколения в поколение. Так что валенки - не только натуральная обувь, она ещё и полезна. И , по словам модельеров, 21 век - век валенка.

                 (После рассказа детей идет видеоряд «Производство валенка»)

Ведущая:  А что ещё делается из войлока?

                                                ( Дети по очереди называют)

Кошмы, войлочная подушка, войлочная подстилка для сна, стельки для обуви, вкладыши в сапоги, войлочные шляпы, банные  колпаки, подкладки под каски, одеяла.

Дед Всевед: А кто из вас, ребята, знает, как ещё, по другому, на Руси назывались валенки?

                                                ( Дети по  очереди называют)

Валенцы, катанки, коты, пимы, чесанки, чуни, кеньги, волнушечки, выходки.

.Дед Всевед: Да, валенки на Руси очень ценились. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали по наследству.

Получить такой подарок считалось удачей. О любимой обуви русский народ сложил множество пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки про валенки? Давайте посоревнуемся, чья команда больше назовет.

                                  ( Дети по очереди встают и называют. )

- Сани и валенки готовь с лета.- Женя

- С миру по шерстинке - бедному валенки.- Чулпан

- Прост, как сибирский валенок. - София

- Кто раньше встал, того и валенки.- Тима

- Без шубы и валенок и зима без конца. - Федя К.

- На одну ногу двух валенок не надевают. - Даша К.

 - Без шила валенок не починишь. - Ната

 - В Валенках гуляй, а про дело не забывай. - Ника

 - Гусь да гагара - два валенка пара. - Кирилл

 - Дареные валенки назад на берут. - Матвей

 - Валенки и в пир и в мир - обувь одна.- Варя.

 - Не дорог валенок - дорого внимание. - Федя Ш.

 - Без труда и валенок не сваляешь. - Аскер

 - Лучше валенка зимой друга не сыщешь. - Миша

 - Всем богам - по сапогам, а Николе - катанцы. - Даша Н.

 - У кого кровь холодная - тому валенки, у кого сердце горячее - тому сапоги. - Лиза

 - Зимой и сапог валенку уступает.  - Ерема.

 - Быть нужным, как валенок в зимний холод. -

 - Ищешь валенок, а он - за печкой. -

Дед Всевед: Ну и молодцы! То, что вы мудрость народную бережно сохраняете - это хорошо, а вот руками - то работать умеете? Валенки - то подшить сможете? Посмотрим, чья команда с этим быстрее справится.

                              Предлагается игра «Подшей валенок»

Дети берут силуэты валенков и силуэты «заплаток»  с дырками по периметру и садятся на ковёр. По сигналу дети прикладывают «заплаты» к «валенку» и шнурком «сшивают» их вместе стежком «через край». Дети чьей команды заканчивают быстрее, та команда считается выигравшей. Дед хвалит детей и говорит:

                                 У кого там  хмурый вид

                                 Снова музыка звучит.

                                 Я грустить не разрешаю

                                 Поиграть вас приглашаю.

                               Предлагается  игра «Всадники»

Дети встают в две команды. У первого палка  с надетым валенком - «лошадкой». По сигналу дети скачут на «лошадке» галопом, обегают вокруг стула, возвращаются обратно и передают «лошадь» следующему.Дети чьей команды закончат скачку раньше, та и считается выигравшей. По окончании игры дети садятся на места.

Ведущая: Ай да молодцы наши ребята, ловкие да быстрые. Валенки в играх испокон века помогали узнать, кто самый смелый, сильный да ловкий. Делали валенки мастера старательно, с душой. Поэтому  и валенки получались  красивые да нарядные. А вы какие любите валенки?

                         ( Дети по - очереди встают и называют определения )

- Комфортные, уютные, лечебные, практичные,

- Гигиеничные, натуральные, удобные, тёплые,

- Народные, самоваленные, эксклюзивные, красивые,

- Модные, непромокаемые, фабричные, войлочные,

- Нарядные, подшитые, мягкие, ладные,  стильные и т.д.

Ведущая: А сейчас давайте с вами  посмотрим, какие ещё бывают валенки.

                       ( Под музыку дети просматривают слайд - шоу «Валенки» )

Дед Всевед: А за работой  мастера всегда пели весёлые и озорные песни - частушкию. А вы знаете частушки про валенки?

                                           Эй, ребята да девчушки

                                           Запевайте - ка частушки!

                                           Запевайте поскорей,

                                           Чтобы было веселей!

Ната / Максим : Начинаю петь частушку

                            Первую, начальную.

                            Я хочу развеселить

                             Публику печальную.

Женя:                   Разрешите вас потешить

                             И частушки вам пропеть.

                             Разрешите для начала

                             На нос валенок надеть.

Матвей:               Чтоб прогнать мороз и стужу

                             Мы в ладоши хлопаем.

                             В валенках через сугробы

                             Мы с друзьями топаем.

Ника:                    Не хочу ботинок я,

                              Не хочу сапожек.

                              Валенки удобнее

                              Для ребячьих ножек.

Федя Ш.:             Подарили мне для стужи

                             Беленькие валенки.

                             С ними я не расстаюсь, даже спать я в них ложусь.

Варя:                    Воспитатели Таня с Олей

                             Поступают мудро:

                             Летом туфли надевают,

                             Зимой в валенках шагают.

Тима:                    Наши девки маленьки -

                              Чуть побольше валенка.

                               Ну а как заголосят -

                              Всех в округе удивят!

Аскер:                   Диско - валенки куплю,

                              В диско- клуб я в них пойду.

                               Буду лихо танцевать,

                              Всех девчонок зажигать!

Кирилл:                На окошке два цветочка

                              Голубой да аленький.

                              Я возьму да променяю

                              Сапоги на валенки!

Кирилл:                Мы не знаем как у вас

                              А у нас на даче

                              Ходит в валенках народ

                              И никак иначе!

София:                  Мы про валенки частушки

                               Ещё много можем петь.

                               Так что, хлопая в ладоши,

                               Вы все можете вспотеть!

                 ( После частушек дети садятся на стулья. Ведущая и Дед их хвалят.)

Выбегает Варя : -  Вален валенок провалился в прогалинок!

                                Тащи валенок из прогалинка!

Ведущая:  Ой, ребятушки доставайте ваши валенки из прогалинка.( Дети достают валенки из-под стульев)                

                                           Проводится игра «Найди пару»

Ведущая:  А теперь встаньте так, чтобы из слогов на заплатках на ваших валенках получилось слово. Прочтите, какие слова у вас получились.( дети читают)

Ведущий предлагает подарить валенки Деду Всеведущ . Дед радуется, хвалит ребят и валенки.

Дед Всевед:                      Вижу я издалека

                                           Едет Ваня к нам сюда!

                                           Едет прямо в хоровод.

                                           Расступись, честной народ!

Дети встают в хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом.

- Как на тоненький ледок

  Выпал беленький снежок.     Пр.: Ах, ты, зимушка-зима,

                                                           Зима снежная была! 2 раза.

- Выпал беленький снежок

  Ехал Ванечка- дружок.          Пр.

- Ехал Ваня, поспешал,

  Со добра коня упал.               Пр.

- Две подружки увидали.

   Прямо к Ване подбегали.      Пр.

- Путь - дорогу показали

  Да наказывали: как поедешь, ты, Иван,

  Не зевай по сторонам.             Пр.

Дед Всевед: Ой, спасибо, ребята. Повеселили старого, навестили. Порадовали тем, что так много знаете про русский валенок, подарки подарили. А у меня вам тоже есть подарок.( вытаскивает из ларца валенок).В старину считалось, что валенок не простой, а чудодейственный. Возьмите и вы валенок в руки, громко скажите свое самое доброе желание. И давайте будем верить, что наши желания сбудутся.

                         (Дети передают валенок из рук в руки и говорят свои желания)

Ведущая:  А  я тоже хочу сделать вам подарок. Знаю я , что есть в России два музея валенка. Один - в Москве, другой - в городе Мышкине Ярославской области.

В Московском музее можно увидеть валенки в форме самовара, чайника, самолета, а также исторические валенки: офицерские на кожаной подошве, валенки времен ВОВ, которые носили карельские партизаны со специальным крючком для лыж.

А в Мышкинском музее под гордым названием «Русский валенок» есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами.

А еще Дедушка и вы, гости дорогие, приходите к нам в группу на чаепитие.

                                           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога  «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...