Открытое занятие в старшей группе по теме "Валенки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Открытое занятие в старшей группе по теме "Валенки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_valenki.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“РУССКИЙ ВАЛЕНОК»
Цели и задачи занятия:
1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа
- умение петь народные песни и играть в народные игры
- умение использовать знакомые движения в хороводе
- знание традиций изготовления, использования обуви русского народа - валенок
2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
3.Обобщить знания детей о валенках, их назначении в жизни человека.
4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Атрибуты: силуэты валенок для украшения зала, валенки для игры и украшения зала, печь, стол с самоваром и предметами для чаепития, лавочки, колокольчик.
Ход занятия.
Под музыку песни «Валенки» дети входят в украшенный зал, проходят по кругу и садятся по обе стороны зала. Под стульями у них лежат силуэты валенков для игры « Найди пару»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Мы пришли сюда, в русскую избу, не просто в гости. Нас пригласили на праздник. Только где же хозяин наш, почему он нас не встречает! Давайте мы позвоним в колокольчик, позовем его.(звонит в колокольчик).
Дед Всевед: (входит в зал с валенком) Я Дед Всевед, чиню валенки сто лет. В гости кто ко мне спешит, в колокольчик кто звонит.
Ведущий: Здравствуй, Дедушка- Всеведушка. Это я и ребята из детского садика в гости к тебе пришли. Ты нас к себе на праздник пригласил, а кого поздравлять- величать- не сказал.
Дед Всевед: А вы вот загадку мою послушайте. Отгадаете и узнаете.
Не ботинки, не сапожки
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром - в садик,
Днем - домой! (валенки)
Ведущий: А наши ребята тоже знают загадки про валенки:
Чулпан: Их треплют, катают, в зиму таскают.
Федя К.: По овце на каждой ноге.
Дед Всевед: А что вы еще про валенки знаете?
Ведущий: Мы знаем, что валенки - исконно русская обувь, В Валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали Масленницу, колядовали, плясали под гармонь. В старину валенки считались самым дорогим подарком, иметь свои валенки было очень престижно.
Дед Всевед : Верно - верно говорите, А вот знают ли ваши ребята, как валенки изготавливают?
Ведущая: Конечно, знают. Они сами сейчас тебе и расскажут.
Даша К.: Валенки - это единственная обувь, сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овцы и перерабатывают. Обрабатывают ее кипятком, паром, дымом, сбивают все в общую массу - войлок и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
Лиза : Валенки бывают разных цветов: черные, серые и белые.
Их производят только в России. Промысел передаётся из поколения в поколение. Так что валенки - не только натуральная обувь, она ещё и полезна. И , по словам модельеров, 21 век - век валенка.
(После рассказа детей идет видеоряд «Производство валенка»)
Ведущая: А что ещё делается из войлока?
( Дети по очереди называют)
Кошмы, войлочная подушка, войлочная подстилка для сна, стельки для обуви, вкладыши в сапоги, войлочные шляпы, банные колпаки, подкладки под каски, одеяла.
Дед Всевед: А кто из вас, ребята, знает, как ещё, по другому, на Руси назывались валенки?
( Дети по очереди называют)
Валенцы, катанки, коты, пимы, чесанки, чуни, кеньги, волнушечки, выходки.
.Дед Всевед: Да, валенки на Руси очень ценились. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали по наследству.
Получить такой подарок считалось удачей. О любимой обуви русский народ сложил множество пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки про валенки? Давайте посоревнуемся, чья команда больше назовет.
( Дети по очереди встают и называют. )
- Сани и валенки готовь с лета.- Женя
- С миру по шерстинке - бедному валенки.- Чулпан
- Прост, как сибирский валенок. - София
- Кто раньше встал, того и валенки.- Тима
- Без шубы и валенок и зима без конца. - Федя К.
- На одну ногу двух валенок не надевают. - Даша К.
- Без шила валенок не починишь. - Ната
- В Валенках гуляй, а про дело не забывай. - Ника
- Гусь да гагара - два валенка пара. - Кирилл
- Дареные валенки назад на берут. - Матвей
- Валенки и в пир и в мир - обувь одна.- Варя.
- Не дорог валенок - дорого внимание. - Федя Ш.
- Без труда и валенок не сваляешь. - Аскер
- Лучше валенка зимой друга не сыщешь. - Миша
- Всем богам - по сапогам, а Николе - катанцы. - Даша Н.
- У кого кровь холодная - тому валенки, у кого сердце горячее - тому сапоги. - Лиза
- Зимой и сапог валенку уступает. - Ерема.
- Быть нужным, как валенок в зимний холод. -
- Ищешь валенок, а он - за печкой. -
Дед Всевед: Ну и молодцы! То, что вы мудрость народную бережно сохраняете - это хорошо, а вот руками - то работать умеете? Валенки - то подшить сможете? Посмотрим, чья команда с этим быстрее справится.
Предлагается игра «Подшей валенок»
Дети берут силуэты валенков и силуэты «заплаток» с дырками по периметру и садятся на ковёр. По сигналу дети прикладывают «заплаты» к «валенку» и шнурком «сшивают» их вместе стежком «через край». Дети чьей команды заканчивают быстрее, та команда считается выигравшей. Дед хвалит детей и говорит:
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит.
Я грустить не разрешаю
Поиграть вас приглашаю.
Предлагается игра «Всадники»
Дети встают в две команды. У первого палка с надетым валенком - «лошадкой». По сигналу дети скачут на «лошадке» галопом, обегают вокруг стула, возвращаются обратно и передают «лошадь» следующему.Дети чьей команды закончат скачку раньше, та и считается выигравшей. По окончании игры дети садятся на места.
Ведущая: Ай да молодцы наши ребята, ловкие да быстрые. Валенки в играх испокон века помогали узнать, кто самый смелый, сильный да ловкий. Делали валенки мастера старательно, с душой. Поэтому и валенки получались красивые да нарядные. А вы какие любите валенки?
( Дети по - очереди встают и называют определения )
- Комфортные, уютные, лечебные, практичные,
- Гигиеничные, натуральные, удобные, тёплые,
- Народные, самоваленные, эксклюзивные, красивые,
- Модные, непромокаемые, фабричные, войлочные,
- Нарядные, подшитые, мягкие, ладные, стильные и т.д.
Ведущая: А сейчас давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают валенки.
( Под музыку дети просматривают слайд - шоу «Валенки» )
Дед Всевед: А за работой мастера всегда пели весёлые и озорные песни - частушкию. А вы знаете частушки про валенки?
Эй, ребята да девчушки
Запевайте - ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Ната / Максим : Начинаю петь частушку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Женя: Разрешите вас потешить
И частушки вам пропеть.
Разрешите для начала
На нос валенок надеть.
Матвей: Чтоб прогнать мороз и стужу
Мы в ладоши хлопаем.
В валенках через сугробы
Мы с друзьями топаем.
Ника: Не хочу ботинок я,
Не хочу сапожек.
Валенки удобнее
Для ребячьих ножек.
Федя Ш.: Подарили мне для стужи
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь, даже спать я в них ложусь.
Варя: Воспитатели Таня с Олей
Поступают мудро:
Летом туфли надевают,
Зимой в валенках шагают.
Тима: Наши девки маленьки -
Чуть побольше валенка.
Ну а как заголосят -
Всех в округе удивят!
Аскер: Диско - валенки куплю,
В диско- клуб я в них пойду.
Буду лихо танцевать,
Всех девчонок зажигать!
Кирилл: На окошке два цветочка
Голубой да аленький.
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки!
Кирилл: Мы не знаем как у вас
А у нас на даче
Ходит в валенках народ
И никак иначе!
София: Мы про валенки частушки
Ещё много можем петь.
Так что, хлопая в ладоши,
Вы все можете вспотеть!
( После частушек дети садятся на стулья. Ведущая и Дед их хвалят.)
Выбегает Варя : - Вален валенок провалился в прогалинок!
Тащи валенок из прогалинка!
Ведущая: Ой, ребятушки доставайте ваши валенки из прогалинка.( Дети достают валенки из-под стульев)
Проводится игра «Найди пару»
Ведущая: А теперь встаньте так, чтобы из слогов на заплатках на ваших валенках получилось слово. Прочтите, какие слова у вас получились.( дети читают)
Ведущий предлагает подарить валенки Деду Всеведущ . Дед радуется, хвалит ребят и валенки.
Дед Всевед: Вижу я издалека
Едет Ваня к нам сюда!
Едет прямо в хоровод.
Расступись, честной народ!
Дети встают в хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом.
- Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок. Пр.: Ах, ты, зимушка-зима,
Зима снежная была! 2 раза.
- Выпал беленький снежок
Ехал Ванечка- дружок. Пр.
- Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал. Пр.
- Две подружки увидали.
Прямо к Ване подбегали. Пр.
- Путь - дорогу показали
Да наказывали: как поедешь, ты, Иван,
Не зевай по сторонам. Пр.
Дед Всевед: Ой, спасибо, ребята. Повеселили старого, навестили. Порадовали тем, что так много знаете про русский валенок, подарки подарили. А у меня вам тоже есть подарок.( вытаскивает из ларца валенок).В старину считалось, что валенок не простой, а чудодейственный. Возьмите и вы валенок в руки, громко скажите свое самое доброе желание. И давайте будем верить, что наши желания сбудутся.
(Дети передают валенок из рук в руки и говорят свои желания)
Ведущая: А я тоже хочу сделать вам подарок. Знаю я , что есть в России два музея валенка. Один - в Москве, другой - в городе Мышкине Ярославской области.
В Московском музее можно увидеть валенки в форме самовара, чайника, самолета, а также исторические валенки: офицерские на кожаной подошве, валенки времен ВОВ, которые носили карельские партизаны со специальным крючком для лыж.
А в Мышкинском музее под гордым названием «Русский валенок» есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами.
А еще Дедушка и вы, гости дорогие, приходите к нам в группу на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)
Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...
К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос
Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»
Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...
Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе
laquo;Необычное путешествие к самому себе» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...
Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа
Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...