Конспект занятия по окружающему миру (технология "Сообщество")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по технологии "Сообщество"
"Море и человек"
Старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Проектный подход «Паутинка»
Возрастная группа: Старшая
ГРУППОВОЙ СБОР
Тема: Море и человек.
Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с морскими обитателями, способами взаимодействия человека с морем
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
- Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
- Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
- Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций, открыток на морскую тему. Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной литературы. Чтение и рассматривание научно-популярных иллюстрированных изданий для детей, знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских обитателей.
Планируемые результаты:
Сформированность у детей начальных представлений представление о значении воды в жизни человека, о море, его разных состояниях, его обитателях, может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью
ШАГИ | Компоненты технологии | |
| Групповой сбор. Вхождение в тему. Мотивация выбора темы
| |
| Планирование детской деятельности:
| |
3 шаг | Утренний сбор:
(Таблица 3) | Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капелька. Капелька хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (это загадка о воде) В: Правильно. Ведь Капитошка - это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.) – Попробуйте чистой пресной воды (дети пробуют). – У нашей капельки есть подружка - синяя капелька. (показывает) Она тоже живёт в мире воды только солёной. – Что же это за вода, соленая? Что это за мир соленой воды? Кому она нужна, как вы думаете? – Конечно это моря и океаны. – Капельки часто спорят, а иногда даже и ссорятся: кто из них нужнее, главнее, необходимей. Давайте посмотрим на глобус и найдем на нем моря и океаны. Как мы можем найти моря и океаны? Как вы догадались что это моря и океаны? (Правильно водное пространство на карте изображено синим цветом.) Какого цвета больше на карте? – На нашей планете, воды больше, чем суши. Это моря – большое водное пространство и океаны еще больше. – Мы сегодня перенесёмся к морю и узнаем много интересного. – Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. А у вас бывает такое настроение? Когда? Когда на душе спокойно? Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли. Когда вы испытываете такое настроение? (Ответ детей) |
4 шаг | Выбор деятельности ребенком по теме проекта Презентация деятельности в Центрах активности в зависимости от:
(Таблица 2) | В наших центрах активности вас ожидает очень интересная работа: * В центре математики Вы сможете по схемам построить корабль из геометрических фигур и составить свою схему корабля. * В центре искусства Елена Павловна покажет вам как можно нарисовать волны на море, его настроение с помощью расчесок и других предметов. * В центре науки и познания Марина Анатольевна расскажет вам, почему морские животные не могут жить в пресной воде, и еще, что такое пищевые цепочки морских животных. * В центре экспериментирования - Вы узнаете, почему соленая вода выталкивает предметы. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы. Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде ( пресная вода – вода без соли). * В центре движения – ФИЗМИНУТКА «Морские приключения» (движения выполняются в соответствии с текстом) Ходят волны на просторе, Вы узнали - это море. Чайка над волной взмывает, Чайка чайку догоняет. Посмотрите, пароход по волнам плывёт вперёд. Встал на мостик капитан, Смотрит здесь и смотрит там. То в бинокль, то в трубу, Влево, вправо за корму. Смотрит, смотрит капитан, Что такое это там? Деревья необычные, к южному солнцу привычные. Через море – океан Плывёт чудо – великан. Фонтаны пускает, Кто его не знает? А рядом вижу чьи-то спины. Плывут, плывут ко мне дельфины. *В Центре кулинарии вас ждет Галина Павловна и она покажет вам, как делать бутерброды со шпротами, салат из крабовых палочек с морской капустой |
5 шаг | Деятельность в Центрах активности /решение образовательных задач/
| - обогащение активного словаря; - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование первичных представлений о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств. Формирование образного представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. |
6 шаг | Взрослый – ассистент Педагог:
Участие родителей и старших детей и значимых взрослых в качестве АССИСТЕНТОВ | Взрослый – ассистент Педагог может быть и помощником, партнером и наблюдателем. Если необходима помощь, родители могут участвовать в качестве ассистента в Центрах Активности |
7 шаг | Итоговый сбор
| - Мы с вами собрались на итоговый сбор для того, чтобы узнать: - В каких центрах вы успели побывать? - Чему сегодня научились? - Кто узнал что-то новое для себя? - Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? – Море – это еще и дом для рыб и морских растений, животных. – Но весь этот мир необходимо беречь. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит? – Правильно, загрязнение моря происходит потому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю, ко всем его обитателям, считая, что чистой воды, свежего воздуха хватит всем и навсегда; что в морях никогда не переведутся стаи рыб и морских животных. Но это не так. Из-за того, что люди загрязняют моря, не берегут рыб, жестоко охотятся на китов, моржей, тюленей, многие из них оказались на грани исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу. Красная книга – печальная книга. Это предупреждение всем большим и маленьким: относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту. – В природе все взаимосвязано, если мы загрязняем море, всем его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам людям. – Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо нашим маленьким помощницам капелькам. Мы познакомились с миром соленой воды. Все поработали успешно, но если вы что-то не успели, не расстраивайтесь, вы можете продолжить в свободное время. Свои работы и достижения вы можете показать своим родителям, друзьям. (повесить на доску, выложить на стол. Спасибо всем! Желаю удачи в дальнейшей работе! |
Объявление для родителей | Найти информацию о свойствах воды, кто обитает в воде, для чего и кому нужна вода. |
Центры | Презентация деятельности | Содержание деятельности | Материалы | Конечный результат Продукт деятельности | ||
Цели: - Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека Задачи :развивать любознательность, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к воде . | ||||||
Центр познания и науки | Пищевые цепочки морских обитателей. | Рассматривание картинок морских животных. | Иллюстрации с морскими животными, схемы пищевых цепочек без стрелочек. | Пищевые цепочки со стрелочками. | ||
Центр математики | Как составить схему корабля. | Рассматривание схем кораблей из геометрических фигур. | Готовые схемы, листы бумаги, карандаши, геометрические фигуры. | Схемы, нарисованные детьми. | ||
Центр искусства | Изобразить «настроение» моря | Изображение моря с помощью расчесок. | Гуашь, клейстер, расчески с разными зубьями, салфетки. | Выставка продуктов деятельности детей | ||
Центр кулинарии | Познакомить детей с технологией приготовления бутербродов и салата. | Изготовление бутербродов с шпротами, салат с крабовыми палочками. | Посуда, батон, шпроты, крабовые палочки, рис, кукуруза. | Приготовление салата, бутербродов, угощение своих товарищей | ||
Центр движения | Разучивание движений игры | игра | Фонограмма звуков моря. | П/и «Морские приключения» | ||
Центр экспериментирования | Опыты с соленой водой | Доказать, что соленая вода плотнее пресной. | 1. 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки. 2. 3 сырых яйца. 3. Поваренная соль, ложка для размешивания | Проведение опыта с соленой водой самостоятельно. | ||
Открытая площадка |
Оборудование:
1. 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.
2. 3 сырых яйца.
3. Поваренная соль, ложка для размешивания.
Опыт: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...