Путешествие в бумажную страну
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Наконечная Татьяна Васильевна, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №65 г.Белгород.
Путешествие в бумажную страну
Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной
деятельности с детьми (ФГОС)
Автор: Наконечная Татьяна Васильевна, воспитатель.
Возрастная группа : подготовительная
Образовательная область «Познание»
Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о бумаге.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.
Обучающие задачи:
-активизировать ,систематизировать и расширить имеющиеся знания детей о бумаге, её видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека,
-сформировать представления детей о её разнообразии,
-познакомить детей с историей бумаги, с копировальной бумагой
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, размышлять, обобщать результаты опытов;
-развивать связную речь: речь-доказательство, речь-аргументация;
-развивать познавательную активность детей, умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду) .
-развивать словарь детей,
-развивать творческую активность детей,
-развивать психические процессы – речь, мышление, воображение.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Средства:
Наглядные: иллюстрации по теме «Бумага».
Оборудование: коробка-посылка, различные виды бумаги ( оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная, копировальная), ножницы, предметы из бумаги, карандаши
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Психологический настрой | Приветствие, установление зрительного контакта. Придумано кем–то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! » «Доброе утро! » - солнцу и птицам. «Доброе утро! » - улыбчивым лицам. А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу. | Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Приветствие. Участвуют в групповых действиях. | Психологическая готовность детей. |
Вводно-организационный | Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок стихотворения В.Юркова «Бумажный кораблик» Кораблик непрочный, кораблик бумажный В потоке весеннем несется отважно К неведомым странам, в чужие места. Кораблик бумажный с названьем «Мечта» | Вовлекает в слушание. Вводит элементы новизны. | Занимают свои места по кругу на ковре. Слушают. Получение информации. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Мотивационно-побудительный | -Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны? -Тогда смелее в путь. Закройте глаза. Откройте. Вот мы и очутились в бумажной стране. В бумажной стране много бумаги и все предметы сделаны из бумаги. . Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. -Вся бумага одинаковая? -Чем отличаются листочки? | Знакомит детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Занимают свои места вокруг стола. Осознают и принимают поставленную задачу. Выражают собственные мысли, чувства, рассказывают, объясняют. | Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация | -Давайте подумаем, какие предметы, сделанные из бумаги, есть в нашей группе или у вас дома? -Может ли быть так, что все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, любознательность. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. | Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют. Слушают. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Динамическая пауза | А сейчас мы с вами дети поиграем в игру: «Бывает- не бывает». Если я назову вам предмет и он может быть выполнен из бумаги, то вы хлопаете в ладоши. Если нет, то приседаете. Будьте внимательны. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета и т.д. ) | Ставит цель перед детьми. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. | Активно участвуют в игре. Выполняют физические упражнения. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) | -Как вы думаете ребята, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? -Из чего делают бумагу? -В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую, телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстраций) В Египте на берегах реки Нил растут растения под названием папирус, которые напоминают нашу траву осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. Длина склеенных полосок папируса достигала ста шагов. (демонстрация папируса). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент (показ иллюстрации). Пергамент изготавливали из кожи телят или овец. А на Руси писали на березовой коре- Бересте(показ иллюстраций). Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. Мы с вами должны бережно относится к бумаге, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом ребята. | Объясняет, расширяет определенный объем знаний и представлений о способах получения бумаги. Инициирует общее обсуждение. | Слушают, задают вопросы, делают выводы. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. Овладение способами познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. |
Практическая работа | -А теперь давайте с вами вспомним, какие свойства бумаги вы знаете? ( Рвется, режется, мнется, намокает, горит, скручивается, издает звуки, летает) Опыт 1. -Возьмите полоску бумаги, прижмите её к ножницам и протяните ножницы по бумаге. Что получилось? Правильно, бумага скрутилась, это тоже её свойство. Опыт 2. -У меня для вас есть интересная бумага. Вот такая (Показывает копировальную бумагу) -Вы встречались с ней раньше? -Как вы думаете, для чего она нужна? -Эта бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения -копий. Давайте обследуем копировальную бумагу. Какие у неё стороны? (Жирная, матовая) -Для того, чтобы нарисовать два рисунка, сколько надо листов бумаги? -Я возьму два листа бумаги, между ними положу копировальную бумагу. -как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод- копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной вниз, затем положить еще бумагу и тогда можно рисовать.) - Сколько рисунков у вас получилось? -Как вам удалось это сделать? -Как выдумаете, можно ли получить пять копий сразу? -ваши версии мы проверим на следующем занятии. | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, стимулирует любознательность. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Вводит элемент новизны. Предоставляет детям возможность обсудить, найти конструктивное решение. | Дети садятся за столы. Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности, наблюдают за действиями воспитателя. Ищут, находят решение. Наблюдают за преобразованием, выражают собственные суждения, делают выводы. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладения конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым. |
Динамическая пауза | Физкультминутка. Дети выполняют соответствующие движения. Как-то утром, спозаранку (ходьба на месте), Появились на полянке: Не грибы и не цветочки, А бумажные листочки. (встать, ноги врозь, руки на поясе). Все листочки собрались? (поворот головы вправо-влево) Не ленись, и подтянись! Ну, пожалуй, мы начнем, (сгибать и разгибать руки перед грудью) Уголочки все загнет. А теперь нетрудно нам (повороты влево-вправо) Все сложить их пополам. Сверху – вниз, наискосок (наклоны наискосок) Загибаем уголок. А теперь мы из листочков(приседания) Превращаемся в комочки! Прыг да скок, прыг да скок (подскоки на месте) Выпрямляется листок. Мимо ветерок летит (упражнение на дыхание) И листочки шевелит. Листки все в книгу соберем И вместе мы ее прочтем. Молодцы. | Эмоционально включает в действие. Вовлекает в совместную деятельность. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. | Активно играют словами. Осуществляют контроль, взаимоконтроль. Рассказывают на память стихотворение. | Снятие умственного напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Заключительный этап (рефлексия) | - Вот и подошло к концу наше путешествие в бумажную страну. Нам нужно собираться в обратный путь. -Что вы сегодня узнали нового? -Какие новые виды бумаги для себя вы узнали? Какие новые свойства бумаги вы узнали? -Какие же вы молодцы ребята, как много нового и интересного вы сегодня узнали о бумаге. Самое главное- не забывайте, что бумагу надо беречь. А теперь закрывайте глаза, мы возвращаемся домой. | Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы. Слушают, выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Список использованных источников:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
путешествие в бумажную страну
занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги...
Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".
развитие воссоздающего и творческого воображения....
Конспект коррекционно - развивающего заняти в подготовительной группе "Путешествие в Бумажную страну"
Конспект занятия "Путешествие в Бумажную страну" для детей подготовительной группы.Цель занятия- подготовка детей к школе...
Путешествие в бумажную страну
Конспект НОД по экспериментированию с бумагой во второй младшей группе "Путешествие в бумажную страну"...
Тема: «Путешествие в бумажную страну»
1) Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека. Познакомить детей с историей бумаги , сформировать знания о производстве бума...
Презентация проекта «Путешествие в бумажную страну»
Презентация проекта «Путешествие в бумажную страну»...
Конспект занятия по конструированию из бумги по типу оригами "«Путешествие в бумажную страну».
1. Познакомить детей с новым свойством бумаги – сминаемость.2. Развивать конструктивное мышление и сообразительность.3. Расширять личный и игровой опыт детей.4. Обогащать...