Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в области познавательного развития в подготовительной к школе группе с использованием презентации на тему: «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Федулова Людмила Анатольевна
Программное содержание: 
1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики, Юрии Алексеевиче Гагарине. Вызвать познавательный интерес к космосу и его истории. 
2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение создавать коллективную модель Солнечной системы, используя технику папье маше, навыки аппликации. 
3. Развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в заданном пространстве. 
4. Воспитывать умение работать коллективно.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непосредственно образовательная деятельность по Формированию целостной картины мира в области Познавательного развития в подготовительной к школе группе на тему: «Космическое путешествие» Автор: воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №411» г. Казани Федулова Людмила Анатольевна

Слайд 6

Млечный путь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

К. Циолковский

Слайд 8

Космический корабль «Восток» стартартует с космодрома «Байконур»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Меркурий – 1 планета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Венера – 2 планета

Слайд 3

Земля – 3 планета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Марс 4 планета

Слайд 5

Юпитер 5 планета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Уран 7 планета

Слайд 5

Нептун 8 планета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Плутон 9 планета

Слайд 3

Комета

Слайд 4

Метеориты

Слайд 5

Астероидный пояс



Предварительный просмотр:

 

Непосредственно образовательная деятельность

 по Формированию целостной картины мира

в области познавательного развития

в подготовительной к школе группе

с использованием презентации на тему:

«Космическое путешествие».

                                           Составила:

воспитатель Федулова Людмила Анатольевна

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №411»

г. Казань 2016

Программное содержание:

1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики, Юрии Алексеевиче Гагарине. Вызвать познавательный интерес к космосу и его истории.

2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение создавать коллективную модель Солнечной системы, используя технику папье маше, навыки аппликации.

3. Развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в заданном пространстве.

4. Воспитывать умение работать коллективно.

Материалы для познавательной деятельности: презентация на тему: «Космическое путешествие», глобус. Блоки разного цвета и формы, обручи, для игр.

Материал для создания макета: готовая панель черного цвета, заранее подготовленные с детьми космические тела изготовленные в технике папье маше (Солнце, планеты Солнечной системы), звездочки, заранее вырезанные детьми на занятии по аппликации.

Предварительная работа: Моделирование планет из бумаги в технике «папье маше», вырезание звездочек для макета «Солнечная система». Беседы о космосе, о Солнечной системе, о планетах и космических телах, о космонавтах-первооткрывателях. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: космос, планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), Солнечная система, галактика, комета, астероидный пояс, метеориты, Вселенная.

Ход занятия.

Слайд 1 (заставка)

Слайд 2(Космическое путешествие)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? – Хорошее, радостное, веселое? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно. А, что такое глобус?

Дети: Это модель планеты Земля.

Воспитатель: Правильно – это модель нашей с вами родной планеты на которой мы родились и благополучно живем. Ребята, посмотрите и скажите на что похожа планета Земля?

Дети: На шар.

Слайд 3 (древнее представление людей о Земле)

Воспитатель: Верно, на шар. Это сейчас можно сказать с полной уверенностью, а много, много лет назад у людей не было таких знаний, и они думали, что Земля – это плоский диск. Путешественники считали, что если долго идти, то можно прийти на край земли. Очень часто их путь заканчивался у берега моря или океана. Когда люди изобрели корабли, они поплыли дальше по морям и океанам. И вот человек совершил кругосветное путешествие, и тогда люди пришли к мнению, что Земля круглая.

Слайд 4 (космическое пространство)

Воспитатель: Ребята, а что окружает нашу планету?

Дети: Космическое пространство.

Воспитатель: Верно, нашу планету окружает Космос или Вселенная. Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.

Вселенная образовалась в результате так называемого большого взрыва 15 млрд. лет назад. Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

Слайд 5 (Галактика)

Воспитатель: Во вселенной миллиарды галактик. Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

Слайд 6 (Млечный путь)

Воспитатель: Галактика, в которой находится Солнечная система, а значит и планета Земля называется Млечный путь. Как вы думаете, почему Галактика получила такое название, на какое слово похоже слово млечный?

Дети: На слово – молоко.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Действительно, существует такая легенда: древние люди, живущие очень-очень давно думали, что на небе живут боги. У одной богини родился сын. Богиня кормила сына молоком и нечаянно пролила его. Молоко разлилось по небу и превратилось в Млечный путь. Слово млечный значит молочный, белый. И если ночью внимательно посмотреть на небо, то можно заметить широкую светлую полосу, состоящую из множества далёких звёзд. Ребята, скажите, а сколько звезд на небе?

Дети: Очень много.

Слайд 7 (Звездное небо)

Воспитатель: Верно, их несчетное количество. А как вы думаете, что такое звезды?

 Дети: Это большие шары, состоящие из раскаленного газа.

Воспитатель: Правильно. Каждая звезда - это очень-очень большой шар, состоящий из газа. Есть звёзды большие - гиганты, а есть маленькие - карлики, есть звёзды яркие, а есть тусклые. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому и кажутся нам такими маленькими. Ребята, а какая звезда находится к нам ближе других?

Дети: Эта звезда - Солнце. Она даёт нашей планете свет и тепло без неё не было бы жизни на Земле.

Слайд 8 (звезда Солнце)

Воспитатель: Правильно. Без Солнца жизнь на Земле была бы не возможна. 

Слайд 9 (люди, наблюдающие за звездами)

Воспитатель: С давних времен люди смотрели в небо, наблюдали за звездами в подзорную трубу, телескоп и мечтали летать.

Слайд 10 (летательные аппараты) 

Воспитатель: Сначала люди поднимались в небо на воздушных шарах, на дирижаблях. Затем на вертолетах и самолетах. А потом стали думать о покорении космоса.  

Слайд 11 (К.Э. Циолковский)

Воспитатель: Кто же в России придумал первую ракету? Это был Константин Эдуардович Циолковский. Он любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и очень ему хотелось до них долететь. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал космический летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности сконструировать такой аппарат.

Слайд 12 (С.П. Королев)

Воспитатель: И только через много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и построить первый космический спутник, затем космическую ракету.

Слайд 13 (собаки Белка и Стрелка)

Воспитатель: Сначала вокруг Земли полетели собачки (Белка и Стрелка). Их долго дрессировали. Для них изготовили специальные скафандры, шлемы и летательный аппарат. Когда полет Белки и Стрелки завершился успешно, в космос полетел первый человек. Кто знает фамилию этого человека?

Дети: Это был Юрий Алексеевич Гагарин.  

Слайд 14 (портрет Гагарина и старт «Востока»)

Воспитатель: Правильно 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур».

Слайд 15 (полет корабля вокруг Земли)

Воспитатель: Он вышел за пределы атмосферы в космическое пространство облетел землю за 108 минут и благополучно вернулся обратно.

Слайд 16 (портрет Гагарина)

Воспитатель: И с тех пор каждый год 12 апреля люди нашей страны отмечают праздник - День Космонавтики. Полет Юрия Алексеевича Гагарина – открыл людям дорогу в космос. Ребята, а вы знаете каким должен быть космонавт? Для того что бы это узнать мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное значение.

Ленивый - трудолюбивый

Злой - добрый

Слабый - сильный

Медлительный - быстрый

Неряшливый - аккуратный

Грустный - веселый

Нервный - спокойный

Старый - молодой

Трусливый - смелый

Неуклюжий - ловкий

Верно, все слова которые вы перечислили подходят для настоящего космонавта.

Ребята, вы хотели бы космическое путешествие? Тогда я приглашаю вас в «школу космонавтов».

Первое задание. Проверим ваши знания. 

Я буду задавать вопросы. Отвечайте быстро и четко.

  • Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце)
  • Что такое Солнце? (Звезда)
  • Что такое Земля и Луна? (Планеты)
  • Как называется макет земли? (Глобус)
  • Как звали первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  • Как назывался космический корабль, на котором был совершен первый полет в космос? («Восток»)
  • Как называется летательный аппарат, на котором летают в космос? (Космический корабль или ракета)
  • Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
  • Как звали собак, которые побывали в космосе и вернулись на Землю? (Белка и Стрелка)
  • Назови естественный спутник Земли? (Луна)
  • Вокруг чего вращается земля? (Солнце)
  • Как называется дорожка по которой движется планета? (орбита)

Молодцы, хорошо справились с заданием. Еще космонавты должны быть ловкими.

Второе задание на ловкость.

Приглашаю вас на тренировочную площадку. Сейчас мы поиграем в игру «Ждут нас быстрые ракеты». Перед вами на полу лежат обручи – это ракеты. По сигналу экипажи из 3 человек должны занять места в ракетах.

Ход игры:

Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

И с этим заданием вы справились.

Третье задавание. Продолжаю проверять ваши космические знания.

От горящих планет часто откалываются осколки – метеориты. Образцы лежат перед вами. (На полу разложены геометрические фигуры разной формы, цветов, размеров.). Ваша задача исследовать метеориты и распределить их на группы по заданным признакам. Какие основные признаки предметов вы можете назвать?

Дети: цвет, форма, размер.

Детей группируют «метеориты» по форме, по цвету, по размеру.

 Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Ребята. В открытом космосе нет силы притяжения и все там находится в состоянии невесомости. И вам нужно испытать на себе это состояние. (Проводится динамическая пауза «В невесомости»)

Воспитатель: Ребята вы успешно прошли обучение в нашей «школе космонавтов». Поздравляю вас. Теперь вы готовы к полету. Проходите на свои места. Занимайте космические кресла. Пристегните ремни.

Слайд 17: (корабль на старте)

Воспитатель: Наш космический корабль готов к полету. Ключ на старт. Начинаем обратный отсчет от 10 до 1 (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск!

Слайд 18: (старт корабля)

Наш космический корабль благополучно преодолел атмосферу Земли и вышел в космическое пространство.

Слайд 19: (космический корабль в космосе)

Воспитатель: Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами, смотрим в иллюминаторы. 

Слайд20: (Солнечная система)

Воспитатель: Посмотрите – это наша Солнечная система. В центре находится звезда – Солнце. Вокруг Солнца движутся Планеты. У каждой планеты свой путь, своя дорога. Она называется – орбита. В Солнечной системе царит полный порядок и послушание. Планеты никуда не улетают и не сталкиваются друг с другом. Их крепко держит сила солнечного притяжения.

Слайд 21, 22: (Меркурий.)

Воспитатель: Смотрите, смотрите. Мы приближаемся к планете Меркурий. Эта самая близкая к солнцу планету и очень маленькая. На этой планете почти нет ни воздуха, ни воды, днем здесь очень жарко, а ночью очень холодно. Вся поверхность Меркурия покрыта впадинами – кратерами.  

Слайд 23, 24: (Венера.)

Воспитатель: А сейчас мы пролетаем мимо планеты Венера.  Атмосфера Венеры нисколько не похожа на земную, в основном она состоит из углекислого газа и серной кислоты. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, вспыхивают молнии, дуют постоянные ветры, свирепствуют бури. На Венере стоит невыносимая жара.

Слайд 25, 26: (Земля.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Узнаете - это наша планета Земля. Полюбуйтесь, какая она красивая. Очень часто ее называют «голубой планетой», потому что она покрыта атмосферой, которая защищает планету от огненных солнечных лучей, космического мусора. Атмосфера наполнена кислородом и пригодна для дыхания живых существ. На Земле много воды (рек, озер, морей и океанов). Все это дает возможность благополучно существовать растениям, животным, человеку.

Слайд27, 28: (Луна.)

Воспитатель: Смотрите ребята, а это Луна. У планеты Земля есть свой верный спутник Луна. На ее поверхности отсутствует атмосфера, состоит планета из горных пород, а вся поверхность покрыта кратерами и тонким слоем космической пыли.

Слайд 29, 30: (Марс.)

Воспитатель: Дети, вы узнаёте планету, к которой мы подлетаем сейчас? Это Марс. Эта планета красного цвета, потому что покрыта красной пылью. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака.  На Марсе холодно и дуют сильные ветры. Никаких следов жизни на планете пока обнаружить не удалось.

Слайд 31, 32: (Юпитер)

Воспитатель: Смотрите, мы приближаемся к самой большой планете в Солнечной системе Юпитер. На планете Юпитер нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. И мы пролетаем мимо.

Слайд 33, 34: (Сатурн)

Воспитатель: Что отличает эту планету от других планет? Кольца. Сатурн одна из самых удивительных планет солнечной системы. Таких больших и красивых колец нет больше ни у одной планеты. Кольца состоят из множества спутников Сатурна. Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант.

Слайд 35, 36: (Уран.)

Воспитатель: Впереди я вижу следующую необычную планету - Уран! Уран – голубая планета. Он отличается от других планет тем, что вращается как бы лежа на боку.

Слайд 37, 38: (Нептун)

Воспитатель: Нептун – ледяная планета. Она насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигаются облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах.

Слайд 39, 40: (Плутон)

Воспитатель: Плутон самая далёкая, холодная, очень маленькая планета. Плутон состоит из камня и льда. Атмосфера его тонка, еле заметна. С 2006 года ученые договорились и назвали Плутон карликовой планетой. Уж слишком она мала.

Слайд 41 Комета.

Воспитатель: В Солнечной системе есть ещё кометы. Комета - ледяное небесное тело, имеющее туманный вид. Когда комета приближается к Солнцу лед превращается в пар, и у кометы образуется огромный светящийся на солнце хвост.

Слайд 42 Метеорит.

Воспитатель: Метеориты (метеоры) - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли, например, осколков комет или астероидов. Метеоритами ещё называют падающие звёзды.  

Слайд 43 Астероиды.

Воспитатель: А вот астероидный пояс. Астероиды - небольшие небесные тела, движущиеся по орбите вокруг Солнца.

Слайд 44 Возвращение на Землю.

Воспитатель: Внимание, внимание, наше межпланетное путешествие заканчивается. Готовимся к приземлению.

Слайд 45: Детский сад

Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, мы с вами долго летали, наши мышцы устали. Давайте мышцы разомнем и немного отдохнем.

Физкультминутка.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. (дети маршируют)

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будет делать – нам не лень! (руки к плечам, в стороны)

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться, (повороты влево, вправо)

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать. (приседают, прыгают, бегут)

А потом все тише, тише походить – и сесть опять. (замедляют шаг, садятся на места)

Воспитатель: Ребятки. Скажите, вам понравилось путешествовать? Мы с вами увидели в космосе много нового и интересного.

Дети: Побывали на планетах Солнечной системы. Видели огненное Солнце, Комету, Астероиды, Метеориты.

Воспитатель: Мне хочется предложить вам прямо здесь в группе создать макет Солнечной системы. Вспомните, мы с вами уже начали работать над этим. Мы вместе делали планеты в технике папье маше, вырезали звездочки. Вот, какие они получились. Посмотрите я принесла небольшое панно черного цвета – это будет космическим пространством. На панно уже расположены белые дорожки-орбиты для каждой планеты. Давайте прикрепим планеты с помощью липучек в нужное место и повторим их названия (дети прикрепляют космические тела и называют их). Еще мы дополним эту космическую картину блестящими звездочками. Теперь у нас в группе есть макет Солнечной системы, прекрасное напоминание об увлекательном путешествии.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать? Расскажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось. (ответы детей)

Воспитатель: Я рада, что у вас осталось много хороших впечатлений и интересных знаний. На сегодня знакомство с космосом заканчивается, но мы еще ни раз вернемся к этой удивительной и увлекательной теме.

Планируемый результат со стороны детей:

  • Повышенный уровень мотивации к занятиям, компетентность детей по теме «Космос»;
  • сформированные понятия и представления о планетах, звёздах, космических аппаратах и т. д;
  • сформированный интерес к новому, неизвестному в окружающем мире;
  • умение предложить свой собственный замысел и воплотить его в творческой продуктивной деятельности;
  • умение самостоятельно действовать в различных видах деятельности;
  • овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка» подготовительной к школе группы

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе....

Рабочая программа Образовательная область: познавательное развитие Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию целостной картины мира у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными гос...

Конспект по непосредственной образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира» в группе среднего дошкольного возраста №1 «Пчелка» На тему «Лесные жители»

Познакомить детей с интересными фактами из жизни животных;закрепить умение детей правильно называть животных и их детенышей;закрепить правила поведения в лесу;способствовать формированию интереса дете...

Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира расширение кругозора» Тема: "Эксперименты в тропиках".

«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»Тема: "Эксперименты в тропиках".Цель:-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,- формировать у детей элементар...

Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Непосредственно образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Перспективный план  работы  группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Непосредственно образовательная деятельность Формиров...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и познавательному развитию игра инсценировка по сказке «Репка»

Цель: создать условия для приобщения детей к театрализованной деятельности, доставить детям радость. Задачи: Обучающая: Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, продолжать...