Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Почему исчезли животные?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детям о животных. | 19.83 КБ |
Знакомим детей с воздухом. | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Почему исчезают животные.»
ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Развивать речевое дыхание, мышление, воображение.
Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты
Ход занятия.
1. Орг.момент.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ведь слово «здравствуйте» - это не только приветствие, но и пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься. Вот и давайте поздороваемся с нашими гостями, а заодно еще и пальчики наши разомнем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую! ЗДРАВСТВУЙТЕ!
2. Вступительная беседа.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живём в том светлом доме мы
И все наши друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда мы будем в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)
- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).
- Действительно, природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, растения и сами люди.
- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Давайте вспомним, что относится к живой природе (ответы детей).
- Правильно, живая природа – это растения, животные. Человек тоже часть живой природы.
- А чтобы вспомнить, что относится к неживой природе, давайте отгадаем с вами загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце).
- Может человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая? (Вода).
- А без воздуха и воды мы сможем прожить?
- Как прекрасна природа вокруг нас. Давайте представим, что мы с вами в лесу…
Проводится логоритмическое упр. «Подышим свежим воздухом»:
"Подышим свежим воздухом":
вдох через нос ("...животик стал круглым"),
выдох ртом ("... животик - плоский").
"Вдруг подул сильный ветер":
вдох через нос,
выдох на -с-с-с-.
"Зашумели листвой деревья":
вдох через нос,
выдох на -ш-ш-ш-.
"Пролетел жук и зажужжал":
вдох через нос,
выдох на -ж-ж-ж-.
"Запищал комар:
вдох через нос,
выдох на -з-з-з-.
"Застрекотала стрекоза:
вдох через нос,
выдох на -ц-ц-ц-.
-Итак, человек живет в природе, человек – сам часть природы, и от природы зависит жизнь человека. Но всегда ли человек – друг природе?! Чтобы понять это, послушайте несколько историй, которые я вам расскажу…
Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.
Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.
Ни одной морской коровы не осталось на Земле.
Обсуждение для закрепления услышанного:
Каких удивительных животных встретили моряки?
Как вы себе представляете морских коров?
- А вот еще один случай, который произошел в небольшом городке около очень красивого озера…
В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью исчезла:
А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг!!!
- Дети, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Оказывается, что эти насекомые приносят огромную пользу. Они служат едой (кормом) для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц. В природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.
"Жаба, жаба! Бейте её!" - часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!
Какие птицы питаются этими животными, о которых мы только что говорили?"
Дети. Аисты, цапли, журавли.
Воспитатель: "Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: "Нужны ли хищники?" вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:
Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись - кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали.
Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.
3. Пояснения педагога:
Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Задумались люди: как же остановить это безумие? И стали искать способы охраны природы. Были созданы заповедники, где содержатся редкие растения и животные. Там запрещена охота, нельзя собирать цветы, ягоды. Живя в безопасности, животные и растения размножаются и расселяются в другие места обитания. Для охраны природы ученые создали Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Правильно, она как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет! Остановись, оглядись, подумай человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?»
В Красную книгу занесены:
- Дальневосточный тигр.
- В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий, одним махом он перепрыгивает пропасть шириной 6-8 м.
- На юге в пустыне живет грациозный гепард. Гепарды – самые быстрые на Земле животные, могут даже обогнать поезд.
- А вот это – могучий бык зубр. После войны зубры остались только в Беловежской пуще.
- Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую шкуру. Но главное – за его удивительные рога. Ведь из них делают ценное лекарство – пантокрин.
Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, которых тоже осталось очень мало на нашей Земле.
4. Подведение итогов
- Итак, всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль. Все животные, растения, насекомые, птицы и, конечно, человек «связаны» между собой невидимыми «нитями» природы. И если «разорвать» эту ниточку, то погибнут не только какие-либо животные или растения, погибнет все живое на нашей прекрасной планете. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье. А чтобы лучше понять это, давайте поиграем с вами в игру.
Проводится дид.игра «Береги природу».
-Давайте сделаем вывод из нашей беседы. А для этого послушаем стихотворение, которое прочтет нам…
Ребёнок:
Все-все
Все на свете нужны.
И мышки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете
Нужны все подряд.
Кто делает мёд,
И кто делает яд.
-Действительно, люди должны научиться беречь то, что нам дарит природа. И мы с вами тоже можем этому помочь: не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не бросать мусор на улице. А теперь давайте закончим наше занятие и поблагодарим наших гостей за внимание.
Предварительный просмотр:
Конспект познавательной деятельности
подготовительная группа по теме
«Знакомство детей с воздухом и некоторыми его свойствам».
Цель:
- Продолжать формировать у детей материалистическое представление о природе.
- Развивать способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Показать способы обнаружения воздуха, познакомить со свойствами; бесцветный, сжимаем, имеет вес. Воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.
- Объяснить значение воздуха для всего живого.
Материал:
- глобус,
- шары воздушные две штуки,
- пакеты целлофановые - на каждого ребенка,
- аквариум с водой,
- губка,
- стаканы с водой и трубочки на каждого ребенка,
- фонендоскоп,
- перышки-пушинки,
- картинки-плакаты.
Конспект «Знакомство детей с воздухом»
1 часть. Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Дети посмотрите, что я принесла сегодня на занятие. (Показываю банку.)
- Что это? (Банка.)
- Сегодня мы с вами будем изучать то, что сейчас в ней находится.
- Что в ней есть? (Ничего, воздух.)
- Где еще есть воздух? (В группе, на улице, везде, вокруг нас.) Правильно, воздух есть везде вокруг нас, а откуда вы это знаете? Воздух можно увидеть? (Да, нет, в воде.)
- Какого он цвета? (Он невидимый, бесцветный.)
Опыт 1:
- Я вам сейчас покажу, как можно обнаружить воздух. Перед вами лежат пакеты. Какую они имеют сейчас форму (Плоские, сжатые.)
- Раскройте свой пакет, а затем закрутите его сверху. Теперь какую он имеет форму? (Толстые, выпуклые и т.д.)
- Почему? (В нём воздух.)
- Вот мы с вами его и обнаружили. Потрогайте воздух в пакете, упругий он? Такой сжатый воздух находится в шинах велосипеда, автомобиля, в мяче. (Положите пакеты на стол.)
Вывод: воздух можно поймать.
- Теперь, ответьте мне на вопрос, почему мы столько внимания уделяем воздуху. Кому и зачем он необходим? (Людям, животным, всему живому на Земле.)
- Мы с вами уже изучили все планеты солнечной системы. И только на одной из них есть атмосфера - воздушная оболочка. На какой? (Земля.)
- Правильно. Атмосфера (Показываю на глобусе.) как одеялом окутывает Землю плотным слоем со всех сторон. Это и есть тот воздух, которым мы дышим. Кроме того эта воздушная оболочка защищает Землю от метеоритов, которые попадая в атмосферу Земли – сгорают. А мы в этот момент видим что? (Яркую вспышку, говорим «звезда упала».)
- Как вы думаете, имеет ли воздух вес? (Да, нет, не знаю.) Опыт 2:
- Ставлю «весы» с двумя шарами наполненными воздухом. Весы в равновесии. Выпускаем воздух из одного шара. Вывод: воздуха имеет вес.
Опыт 3:
- Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать. Подуйте на свою ладонь. Что чувствуете? (Ветерок.) Это передвижение воздуха. Где еще можно почувствовать передвижение воздуха? (На улице во время ветра.)
Физкультминутка:
Дети встали на свободном пространстве группы.
- А теперь, давайте поиграем: кто сделает сильнее ветерок, и дольше задержит свою пушинку в воздухе - тот и победит в игре.
- Молодцы, хорошо играли, продолжим наше занятие. (Дети проходят к столу, приготовленному к лабораторным опытам.)
Опыт 4:
- Дети, вы уже знаете, что воздух можно увидеть в воде. В виде чего он находится в воде (В виде пузырьков.)
Покажите мне воздух в ваших стаканчиках. (Дети дуют через соломинку.)
Откуда у вас столько пузырей в стакане? (Это воздух.) Положили трубочки.
Как вы думаете, в этой губке есть воздух? (Да, нет.) Проверим - если есть пузырьки, значит да!
В кусочке кирпича есть воздух? (Один из детей опускает кирпич воду.)
Вывод: воздух занимает все пространство, все щели, дыры и т.д.
Опыт 5:
- Теперь мы с вами узнаем, занимает ли воздух место? Все вдохните и пустить воздух за щечки. Выдохните. Почему ваши щечки были такие толстые? (Воздух занимал место.) Опыт 6:
- В стакан на дно кладу салфетку. Теперь буду аккуратно опускать стакан дном вверх в аквариум. Стакан скрыт водой. Достаю стакан из аквариума, дети трогают салфетку. Она сухая. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду.
Вывод: воздух занимает место.
- Теперь пройдите и сядьте на стульчики. Скажите, без пищи и воды человек может прожить день? (Да.) А без воздуха? (Нет.) Не проживет даже несколько минут. Что относится к органам дыхания? (Нос, дыхательное горло – гортань, легкие.) Как узнать, что воздух попал в легкие? Положите ручки себе на грудную клетку, при вдохе она расширяется, и ручки расходятся, при выдохе сжимается. Давайте посмотрим, как входит и выходит воздух из вашего организма.
- А еще можно услышать, как воздух поступает в ваш организм. Для этого есть специальный прибор: фонендоскоп.
- Кто им пользуется? (Врач.) Давайте я послушаю как воздух с шумом поступает в легкие. (Даю послушать детям.)
- Дети, а всегда ли воздух, которым мы дышим – чистый?
- Что загрязняет воздух? (Пыль, выхлопные газы, дым фабрик, заводов, лесные пожары.) Сопровождаю показом картинок.
Призываю детей беречь окружающую среду и воздух.
Для этого надо беречь зеленые насаждения, сажать больше деревьев.
- Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение:
- Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа)
Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа)Тема: Жизнь пресн...
Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа) сказка
Помощники. Жил однажды Ветерок. Ветер...
Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Путешествие в мир весны". Составила Зайцева Татьяна Ивановна Воспитатель МБДОУ ДСКВ №12.
В занитии показано как можно использовать познавательный материал с логопедическим....
Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".
Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....
Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа): Военные профессии.
Цель: формировать у детей представления о военных профессиях Российской Армии.Задачи:Образовательные: углубить знания о Российской армии, дать элементарные представления о родах ...
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....
Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....