Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Риязутдинова Лариса Семеновна

Почему исчезли животные?

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Почему исчезают животные.»

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Развивать речевое дыхание, мышление, воображение.

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты

Ход занятия.

1. Орг.момент.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ведь слово «здравствуйте» - это не только приветствие, но и пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься. Вот и давайте поздороваемся с нашими гостями, а заодно еще и пальчики наши разомнем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую! ЗДРАВСТВУЙТЕ!

2. Вступительная беседа.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живём в том светлом доме мы

И все наши друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда мы будем в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

(Л. Дайнеко)

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

- Действительно, природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, растения и сами люди.

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Давайте вспомним, что относится к живой природе (ответы детей).

- Правильно, живая природа – это растения, животные. Человек тоже часть живой природы.

- А чтобы вспомнить, что относится к неживой природе, давайте отгадаем с вами загадки:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

                               (Солнце).

- Может человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.        (Воздух).

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?            (Вода).

- А без воздуха и воды мы сможем прожить?

- Как прекрасна природа вокруг нас. Давайте представим, что мы с вами в лесу…

Проводится логоритмическое упр. «Подышим свежим воздухом»:

"Подышим свежим воздухом":

вдох через нос ("...животик стал круглым"),

выдох ртом ("... животик - плоский").

"Вдруг подул сильный ветер":

вдох через нос,

выдох на -с-с-с-.

"Зашумели листвой деревья":

вдох через нос,

выдох на -ш-ш-ш-.

"Пролетел жук и зажужжал":

вдох через нос,

выдох на -ж-ж-ж-.

"Запищал комар:

вдох через нос,

выдох на -з-з-з-.

"Застрекотала стрекоза:

вдох через нос,

выдох на -ц-ц-ц-.

-Итак, человек живет в природе, человек – сам часть природы, и от природы зависит жизнь человека. Но всегда ли человек – друг природе?! Чтобы понять это, послушайте  несколько историй, которые я вам расскажу…

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

- А вот еще один случай, который произошел в небольшом городке около очень красивого озера…

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью исчезла:

А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг!!!

- Дети, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Оказывается, что эти насекомые приносят огромную пользу. Они служат едой (кормом) для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц. В природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.

"Жаба, жаба! Бейте её!" - часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!

Какие птицы питаются этими животными, о которых мы только что говорили?"

Дети. Аисты, цапли, журавли.

Воспитатель: "Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: "Нужны ли хищники?" вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:

Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись - кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали.

Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.

3. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.  Задумались люди: как же остановить это безумие? И стали искать способы охраны природы. Были созданы заповедники, где содержатся редкие растения и животные. Там запрещена охота, нельзя собирать цветы, ягоды. Живя в безопасности, животные и растения размножаются и расселяются в другие места обитания. Для охраны природы ученые создали Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Правильно, она как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть  с планеты Земля, и наш дом опустеет! Остановись, оглядись, подумай  человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?»

В Красную книгу занесены:

  1. Дальневосточный тигр.
  2. В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий, одним махом он перепрыгивает пропасть шириной 6-8 м.
  3. На юге в пустыне живет грациозный гепард. Гепарды – самые быстрые на Земле животные, могут даже обогнать поезд.
  4. А вот это – могучий бык зубр. После войны зубры остались только в Беловежской пуще.
  5. Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую шкуру. Но главное – за его удивительные рога. Ведь из них делают ценное лекарство – пантокрин.

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, которых тоже осталось очень мало на нашей Земле.

4. Подведение итогов

- Итак, всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль. Все животные, растения, насекомые, птицы и, конечно, человек «связаны» между собой невидимыми «нитями» природы. И если «разорвать» эту ниточку, то погибнут не только какие-либо животные или растения, погибнет все живое на нашей прекрасной планете. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.  А чтобы лучше понять это, давайте поиграем с вами в игру.

Проводится дид.игра «Береги природу».

-Давайте сделаем вывод из нашей беседы. А для этого послушаем стихотворение, которое прочтет нам…

Ребёнок:

Все-все

Все на свете нужны.

И мышки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете

Нужны все подряд.

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

-Действительно, люди должны научиться беречь то, что нам дарит природа. И мы с вами тоже можем этому помочь: не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не бросать мусор на улице. А теперь давайте закончим наше занятие и поблагодарим наших гостей за внимание.



Предварительный просмотр:

Конспект познавательной деятельности

 подготовительная группа по теме

«Знакомство детей с воздухом и некоторыми его свойствам». 

Цель: 

  • Продолжать формировать у детей материалистическое представление о природе. 
  • Развивать способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. 
  • Показать способы обнаружения воздуха, познакомить со свойствами; бесцветный, сжимаем, имеет вес. Воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.
  • Объяснить значение воздуха для всего живого.

 

Материал: 

  • глобус, 
  • шары воздушные две штуки, 
  • пакеты целлофановые -  на каждого ребенка, 
  • аквариум с водой, 
  • губка, 
  • стаканы с водой и трубочки на каждого ребенка, 
  • фонендоскоп, 
  • перышки-пушинки, 
  • картинки-плакаты.

Конспект «Знакомство детей с воздухом»

 

1 часть. Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Дети посмотрите, что я принесла сегодня на занятие. (Показываю банку.)

- Что это? (Банка.)

- Сегодня мы с вами будем изучать то, что сейчас в ней находится.

- Что в ней есть? (Ничего, воздух.)

- Где еще есть воздух? (В группе, на улице, везде, вокруг нас.) Правильно, воздух есть везде вокруг нас, а откуда вы это знаете? Воздух можно увидеть? (Да, нет, в воде.)

- Какого он цвета? (Он невидимый, бесцветный.)

Опыт 1:

- Я вам сейчас покажу, как можно обнаружить воздух. Перед вами лежат пакеты. Какую они имеют сейчас форму (Плоские, сжатые.)

- Раскройте свой пакет, а затем закрутите его сверху. Теперь какую он имеет форму? (Толстые, выпуклые и т.д.)

- Почему? (В нём воздух.)

- Вот мы с вами его и обнаружили. Потрогайте воздух в пакете, упругий он? Такой сжатый воздух находится в шинах велосипеда, автомобиля, в мяче. (Положите пакеты на стол.)

Вывод: воздух можно поймать.

- Теперь, ответьте мне на вопрос, почему мы столько внимания уделяем воздуху. Кому и зачем он необходим? (Людям, животным, всему живому на Земле.)

- Мы с вами уже изучили все планеты солнечной системы. И только на одной из них есть атмосфера -  воздушная оболочка. На какой? (Земля.)

- Правильно. Атмосфера (Показываю на глобусе.) как одеялом окутывает Землю плотным слоем со всех сторон. Это и есть тот воздух, которым мы дышим. Кроме того эта воздушная оболочка защищает Землю от метеоритов, которые попадая в атмосферу Земли – сгорают. А мы в этот момент видим что? (Яркую вспышку, говорим «звезда упала».)

- Как вы думаете, имеет ли воздух вес? (Да, нет, не знаю.) Опыт 2:

- Ставлю «весы» с двумя шарами наполненными воздухом. Весы в равновесии. Выпускаем воздух из одного шара. Вывод: воздуха имеет вес. 

Опыт 3: 

- Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать. Подуйте на свою ладонь. Что чувствуете? (Ветерок.)  Это передвижение воздуха. Где еще можно почувствовать передвижение воздуха? (На улице во время ветра.) 

Физкультминутка:

 Дети встали на свободном пространстве группы. 

- А теперь, давайте поиграем: кто сделает сильнее ветерок, и дольше задержит свою пушинку в воздухе -  тот и победит в игре.

- Молодцы, хорошо играли, продолжим наше занятие. (Дети проходят к столу, приготовленному к лабораторным опытам.)

Опыт 4:

- Дети, вы уже знаете, что воздух можно увидеть в воде. В виде чего он находится в воде (В виде пузырьков.) 

Покажите мне воздух в ваших стаканчиках. (Дети дуют через соломинку.) 

Откуда у вас столько пузырей в стакане? (Это воздух.) Положили трубочки. 

Как вы думаете, в этой губке есть воздух? (Да, нет.) Проверим -  если есть пузырьки, значит да!

В кусочке кирпича есть воздух? (Один из детей опускает кирпич воду.)

Вывод: воздух занимает все пространство, все щели, дыры и т.д. 

Опыт 5:

- Теперь мы с вами узнаем, занимает ли воздух место? Все вдохните и пустить воздух за щечки. Выдохните. Почему ваши щечки были такие толстые?  (Воздух занимал место.) Опыт 6: 

- В стакан на дно кладу салфетку. Теперь буду аккуратно опускать стакан дном вверх в аквариум. Стакан скрыт водой. Достаю стакан из аквариума, дети трогают салфетку. Она сухая. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который  не впускает во внутрь воду. 

Вывод: воздух занимает место.

- Теперь пройдите и сядьте на стульчики. Скажите, без пищи и воды человек может прожить день? (Да.) А без воздуха? (Нет.) Не проживет даже несколько минут. Что относится к органам дыхания? (Нос, дыхательное горло – гортань, легкие.) Как узнать, что воздух попал в легкие? Положите ручки себе на грудную клетку, при вдохе она расширяется, и ручки расходятся, при выдохе сжимается. Давайте посмотрим, как входит и выходит воздух из вашего организма.

- А еще можно услышать, как воздух поступает в ваш организм. Для этого есть специальный прибор: фонендоскоп. 

- Кто им пользуется? (Врач.) Давайте я послушаю как воздух с шумом поступает в легкие. (Даю послушать детям.)

- Дети, а всегда ли воздух, которым мы дышим – чистый? 

- Что загрязняет воздух? (Пыль, выхлопные газы, дым фабрик, заводов, лесные пожары.) Сопровождаю показом картинок. 

Призываю детей беречь окружающую среду и воздух. 

Для этого надо беречь зеленые насаждения, сажать больше деревьев.

-  Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение:

- Давайте будем беречь планету,

  Другой такой на свете нету,  

  Развеем над нею тучи и дым, 

  В обиду ее никому не дадим!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа)

Конспект  занятия по окружающему миру.(подготовительная группа)Тема: Жизнь пресн...

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа): Военные профессии.

Цель: формировать у детей представления о военных профессиях Российской Армии.Задачи:Образовательные: углубить знания о Российской армии, дать элементарные представления о родах ...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....